Государственного регулирования в условиях рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2015 в 14:59, реферат

Краткое описание

Цель курсовойработы – выделить основные направления государственного регулирования и определитьих роль в реформировании как экономики в целом, так и ее отдельных сфер;познакомится с формами государственного регулирования экономики; рассмотретьинструменты, объекты и цели государственного регулирования; раскрыть процессырегулирования, применяемые в конкретных областях и сферах; определить роль иэкономические функции государства, необходимость государственного регулированияв экономике современной России

Файлы: 1 файл

Прогнозирование2.docx

— 60.09 Кб (Скачать)

- цены, антиинфляционные процессы;

- конкурентная среда;

- предпринимательство;

- инвестиции, НИОКР;

- социальная сфера,  трудовые отношения, механизм защиты населения;

- занятость, кадры;

- платежный баланс;

- внешнеэкономическая деятельность страны;

- окружающая среда.

Определяя объекты своего воздействия, государство формулирует и цели, которые оно ставит перед собой. Множество объектов воздействия обуславливает и множество целей, разнообразных по своему характеру. Совокупность целей представляет собой определенную систему, включающую основную, генеральную цель, а также конкретные цели, связанные с реализацией того или иного экономического или социального процесса и способствующие достижению главной цели. Основной, главной целью государственного регулирования экономики является обеспечение социально-экономической стабильности в обществе. Непосредственным следствием этой главной цели выступает формирование стартовых условий и потенциала экономического роста, а на этой основе-повышение благосостояния народа. Данная цель более конкретно трансформирует всеобщую главную цель. Взаимообусловленная совокупность главной и конкретных целей получила название «дерево целей»:

 1) Обеспечение экономической стабильности, выравнивание долгосрочных циклических и краткосрочных конъюнктурных колебаний: регулирование отраслевой и региональной структуры национальной экономики; обеспечение экономического роста; поддержка устойчивости национальной валюты; обеспечение полной занятости; внешнеэкономическое равновесие.

2) Обеспечение рамочных условий функционирования народного хозяйства: обеспечение территориальной целостности; обеспечение правовой основы функционирования экономики; поддержка внутреннего порядка.

3) Обеспечение социальной  стабильности: социальная обеспеченность различных слоев населения; предоставление социальных услуг; обеспеченность населения общественными благами

4) Координация хозяйственной деятельности: обеспечение информацией о конъюнктуре рынка, перспективах развития народного хозяйства; разработка мотивационного механизма, системы поощрения и санкций.

5) Поддержка конкурентной среды: создание экономических, правовых условий, правил системы конкурентных отношений, защита конкурентной среды; борьба против недобросовестной конкуренции; борьба с монополизмом; разработка стратегических и тактических мер развития предпринимательской активности (финансовых, налоговых, таможенных и др.); поддержка мелкого и среднего предпринимательства.

6) Управление государственным сектором в экономике: управление государственными предприятиями; управление государственной собственностью (разведанными полезными ископаемыми, государственными ценными бумагами, пакетными акциями, государственными кредитными средствами).[4; с. 36]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Формы и методы государственного регулирования экономики

 

Государственное регулирование экономики непосредственно связано с экономической политикой и направлено на её реализацию. Государство для реализации целей своей экономической политики использует различные формы и методы, которые и образуют инструментарий государственного регулирования экономики.

Государство использует методы прямого (административного) и косвенного (экономического) воздействия на экономику. Использование указанных методов предполагает применение характерных для них приёмов и средств.

Особенностью административных средств регулирования экономики является, то что они: [17; с.238]

— не связаны с созданием дополнительных материальных стимулов для их реализации;

— базируются на силе и авторитете государственной власти;

— включают меры запрещения, разрешения и принуждения:

Запрещение — это запрет какой-либо деятельности, признание общественно вредным само производство каких-либо товаров и услуг, либо его технологий.

Разрешение — это согласие, выданное в письменной или устной форме субъектом управления. Государство дает разрешение на ведение многих видов экономической деятельности, экспорт и импорт ряда товаров.

Принуждение основано на применении мер наказания за нарушение установленных норм. Например, при несвоевременной уплате налогов взимаются штрафы.

— предусматривают организацию управления предприятиями государственного сектора экономики, государственной собственностью.

Экономические средства воздействия на хозяйственные процессы предполагают использование следующих регулирующих инструментов:

— государственного экономического прогнозирования;

- государственного экономического программирования;

- бюджетно–налоговой системы;

- денежно– кредитной  политики;

- валютной политики;

- таможенной политики.

 

4.1 Государственное экономическое прогнозирование

 

Государственное экономическое прогнозирование основано на результатах анализа реального положения дел в экономике, существующих потребностей и возможностей использования всех факторов и имеющихся ресурсов, на учете тенденций развития науки, техники, интеллектуального потенциала, позволяет получить достоверные знания о том, что может произойти в экономике в тех или иных условиях. Исследование вариантов развития помогает осознанно формировать экономическую политику, определять совокупность рычагов, обеспечивающих ее эффективную реализацию.

Экономическая наука выработала ряд методологических требований обеспечивающих эффективность прогнозов. [1; с. 89]

— поэтапность процесса прогнозирования: составление поискового прогноза, разработка нормативного, или целевого прогноза;

- разработка конкретных рекомендаций по использованию экономических регуляторов хозяйственной деятельности;

— корректировка нормативного прогноза с учетом механизма регулирования;

— составления сценария и вариантов прогноза;

— сведение разного рода прогнозов в систему.

Формирование системы прогнозов складывается из прогнозов последствий от разных ситуаций :развития отраслей, видов производств, научно-технического прогресса, развития территорий, экологических прогнозов, прогнозов внешнеэкономической деятельности.

 

4.2 Государственное экономическое  программирование

 

Государственное экономическое программирование представляет собой высшую форму государственного регулирования экономики. Это обусловлено тем, что социально — экономические программы, базируясь на экономических прогнозах, используют весь комплекс элементов государственного регулирования экономики и имеют целевую направленность. Экономические программы не только формулируют цели развития, но и определяют материальные, финансовые средства реализации этих целей. Задача государственного программирования — комплексное использование в глобальных целях всех элементов государственного регулирования экономики.

В зависимости от использования различных критериев государственные программы можно подразделить на несколько видов.

По срокам государственного программирования различают:

— краткосрочные программы, разрабатываемые на срок от одного года до трех лет;

— среднесрочные программы, рассчитанные на 3 — 5 лет;

— долгосрочные программы, которые составляются на срок от 5 лет и более.

По объектам государственного программирования программы подразделяются на:

— Общегосударственные программы. Они содержат основные и значимые для общества в целом ориентиры экономического и социального развития. Эти программы направлены на регулирование деятельности государственного сектора и частных фирм;

— Региональные программы, охватывающие деятельность отдельных частей экономики. В некоторых странах для социально-экономического развития регионов используют региональное планирование;

— Целевые программы. Они предусматривают развитие конкретных направлений, например, научных исследований, а также поддержку отдельных групп населения;

— Отраслевые программы, направленные на развитие отдельных отраслей;

— Чрезвычайные программы, которые разрабатываются в тех случаях, когда экономика находится в кризисном состоянии вследствие экономических кризисов, экологических катастроф, ведения военных действий. Осуществляются они, как правило, средствами административного регулирования.

Субъектами экономического программирования являются государственные учреждения, ответственные за составление программ, их осуществления и контроль над ними. Программы разрабатываются специальным государственным органом или Министерствами экономики и финансов. К разработке программ, также широко привлекаются представители Центрального Банка, Союзы предпринимателей, торгово-промышленные палаты, профсоюзы. Программа и финансовый план ежегодно утверждаются парламентом. Государственное экономическое программирование является достаточно  эффективным при решение ряда хозяйственных задач. В условиях рыночной экономики программирование может быть только индикативным, то есть носить целевой рекомендательно — стимулирующий характер, тем не менее оно является эффективным средством решения хозяйственных задач разного уровня. Как правило программы обеспечивают социально-экономическое развитие в желательном направлении. Программирование позволяет использовать все средства государственного регулирования экономики и избежать противоречивости и несогласованности регулирующих мероприятий отдельных государственных органов. Государственное финансовое стимулирование, заказы и закупки в рамках экономических программ оказывают заметное и неравномерное влияние на конкурентоспособность отдельных предприятий, положение отраслей, регионов, социальных групп и вызывают сопротивления тех, чьи интересы были ущемлены. Поэтому на государственные программирующие органы оказывается всевозможное влияние, отражающее противоречивые интересы отдельных групп.

В большинстве стран, где применяется экономическое программирование, подобные программы носят рекомендательный, индикативный характер, но имеют строгую целевую направленность.[18; с. 37]

4.3 Бюджетно-налоговая система

Бюджетно-налоговая система – один из существенных рычагов реального экономического воздействия государства на хозяйственные процессы. Масштабы государственного бюджета, определяемые уровнем доходов, их долей в ВВП*, создают реальные возможности влияния на социально – экономические процессы. Основным источником доходов бюджета являются налоговые поступления. Государственное влияние на экономику реализуется посредством формирования структуры расходов бюджета. Учитывая, что налоги являются важнейшим источником доходной части бюджета, а также механизмом перераспределения первичных доходов предприятий, фирм, граждан, необходимо постоянное совершенствование налоговой системы в соответствие с задачами социально – экономического развития страны. [19; с. 93]

Переход крыночным отношениям, разгосударствления и приватизации существенным образом изменили налогооблагаемую базу: центр тяжести перенесли на доходы предприятия частного сектора; изменилась структура доходов хозяйствующих субъектов; произошло снижение доли заработной платы наёмных работников и ВВП; изменилась отраслевая структура народного хозяйства – увеличилась сфера услуг, частной торговли. Корректировка налоговой системы в соответствии с новой обстановкой в народном хозяйстве страны в большей степени будет служить эффективным средством формирования доходной части бюджета и тем самым создавать большие возможности для государственного воздействия на экономику.

Влияние налоговой системы на экономику связано с совершенствованием размеров налогообложения (налоговых ставок), механизма селективного определения объектов льготного налогообложения.

Для оплаты государственных расходов и различных выплат населению государству нужно иметь деньги. Необходимые для покрытия расходов суммы можно получить от государственного сектора экономики, а также путем сбора налогов. Но чтобы построить подводную лодку или проложить автомагистраль, государству нужно приобрести на деньги необходимые экономические ресурсы: товары производственного назначения, землю, труд. Поэтому, решая вопрос о том, как облагать себя налогами, люди в действительности определяют, каким образом, и в каком объеме необходимые для общественных нужд ресурсы будут изыматься из владения различных семей, из предприятий и направляться на цели производства государственных товаров и услуг. Государство всегда облагает налогами одних и выплачивает деньги другим. В прошлое ушли времена, когда налоги устанавливались власть имущими исключительно ради их собственной выгоды. [10; с. 422]

Среди общих принципов налоговой системы можно выделить следующие:

— Налоговые поступления формируют необходимую финансовую базу для операций государства в экономической сфере, а сама структура, объемы и методы налоговых изъятий создают возможность целенаправленного воздействия со стороны государства на темпы и пропорции накопления общественного денежного и производительного капитала, позволяют ему контролировать практический весь совокупный общественный спрос. В движении капитала на разных стадиях его кругооборота и в различных сферах можно выделить пункты изъятия налогов и создать целостную систему налогообложения.

— В соответствии с законом об основах налоговой системы в Российской Федерации взимаются:

— Федеральные налоги и сборы — устанавливаемые Налоговым Кодексом РФ и обязательные к уплате на всей территории РФ. К ним относятся: налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на прибыль (доход) организаций; налог на доходы от капитала; подоходный налог с физических лиц; взносы в государственные социальные внебюджетные фонды; государственная пошлина; таможенная пошлина и таможенные сборы; налог на пользование недрами; налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы; налог на дополнительный доход от добычи углеводородов; сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами; лесной налог; водный налог; экологический налог; федеральные лицензионные сборы.

Информация о работе Государственного регулирования в условиях рыночной экономики