Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 13:14, реферат
В органах власти и управления государственная кадровая политика представляет собой систему официально признанных целей, задач, приоритетов и принципов по организации и регулированию кадровых процессов и отношений в государственном аппарате. Как социальное явление государственная кадровая политика имеет сложную структуру субъектов, объектов, средств ее реализации, уровней и видов.
В центре внимания и непосредственного воздействия со стороны государства находятся персонал государственной службы, кадры аппарата органов власти, процессы и отношения, складывающиеся в органах власти и управления. Такое положение объясняется не только сложностью и ответственностью государственной службы вообще, но и особой ролью этого института в разработке и реализации курса реформ в нашем обществе, в интеграции общества и его устойчивом развитии.
Следует также обратить внимание на расширяющуюся практику привлечения в Россию трудовых ресурсов из стран СНГ. Государственная кадровая политика должна, учитывая это обстоятельство, регламентировать их статус и условия труда, а субъекты ГКП осуществлять контроль за использованием иностранной рабочей силы.
Одним из важнейших показателей
эффективности ГКП является утверждение
отношений социального
3. Принципы современной государственной кадровой политики
3.1. Принципы ГКП
Кадровая политика, регулирование
взаимодействия ее субъектов и объектов
должны строиться на научной базе
в соответствии с определенными
принципами, т.е. основными положениями
и правилами, регламентирующими
работу с персоналом. В отечественной
и зарубежной литературе излагаются
различные классификации
Вместе с тем накопленный опыт изучения принципиальных основ кадровой политики позволяет выделить:
К общим принципам ГКП относятся: научность, конкретно-исторический подход к изучению кадровых процессов и принятию кадровых решений, законность, демократизм, нравственность, преемственность и сменяемость кадров.
3.2.Принципы ГКП в сфере государственной службы РФ
Конкретизацию общих принципов кадровой политики представляют собой специфические принципы, которые целесообразно рассмотреть в сфере государственной службы. К ним прежде всего относится принцип подбора кадров по профессиональным, деловым и моральным качествам. Он предполагает оценку и учет уровня общеобразовательной подготовки, специальных знаний и практических навыков в избранной сфере деятельности, а также умение ставить конкретные цели, находить оптимальные средства их достижения. Не меньшую значимость имеют способности организовать и участвовать в совместной деятельности, вносить свой вклад в создание благоприятного морально-психологического климата в коллективе, в формирование организационной культуры, соответствующей целям государственной службы.
Принцип гласности придает кадровой работе открытость, прозрачность, а принимаемым решениям – обоснованность и ясность. Полнее всего он реализуется в процедурах выборности, конкурсного отбора, аттестации персонала и других коллегиальных решениях. К сожалению, действие данного принципа в настоящее время ограничивается отстранением советов трудовых коллективов, профсоюзных и других общественных организаций от кадровой работы в государственных, муниципальных и частных фирмах.
Принцип законности в кадровой работе предусматривает строгое соблюдение Конституции РФ, четкое исполнение законов и других правовых актов. Он также предполагает добротную правовую подготовку государственных служащих и управленческих кадров в отраслях государственного, административного, гражданского, трудового, хозяйственного, уголовного права.
К принципам ГКП относится
также равный доступ граждан к
государственной службе в соответствии
со способностями и
Функционирование и развитие государственной службы невозможно без систематического обновления кадров и преемственности руководства. Однако этот принцип кадровой политики способствует прогрессу при том условии, что новые кадры превосходят своих предшественников по уровню образования, профессиональным качествам и творческим способностям. К сожалению, это требование выполняется далеко не всегда, свидетельством чего является быстрый рост аппарата государственной службы за счет значительного числа неподготовленных и инертных людей. В этих условиях должны активнее использоваться такие методы управления персоналом, как ротация кадров, кооптация, регулярная аттестация, профессиональная переподготовка, отставка, принудительная отставка, введение контрактной системы найма, а также строгое соблюдение ст. 25 Федерального Закона "Об основах государственной службы РФ", регламентирующей выход на пенсию государственных служащих.
Принцип контроля и подотчетности кадров в настоящее время реализуется крайне редко, хотя потребность в нем резко возросла в условиях экономического и политического кризиса, роста коррумпированности и снижения ответственности среди должностных лиц. Злоупотребления в сфере владения госимуществом, землей, природными ресурсами, приватизации и регулирования арендных отношений, а также во внешнеэкономической деятельности приобрели угрожающие размеры. Отсутствие эффективного контроля и обязательной отчетности как в государственной сфере, так и в сфере частного предпринимательства привело страну на грань анархии и хаоса.
Вышеизложенные принципы
кадровой политики не исчерпывают основных
правил и положений, регулирующих работу
с кадрами государственной
4.Нравственная основа кадровой политики
4.1. Моральное регулирование поведения государственных служащих
Реальностью кризисного общества является ослабление правовых и политических регуляторов поведения людей и возрастание значимости моральной направленности личности. Это обстоятельство необходимо учитывать в разработке основных принципов ГКП и в конкретной кадровой работе. Служение общественному долгу, честность, принципиальность, ответственность за свои действия и слова - эти и другие нравственные качества необходимы государственным служащим и должны рассматриваться как ведущие критерии в оценке профессиональной пригодности к государственной службе. Имидж государственной службы, авторитет государственных служащих в обществе связывается сегодня прежде всего с порядочностью, справедливостью и добросовестным отношением к делу. Однако ожидания населения не оправдываются, и, как показывают социологические исследования, в нашем обществе преобладают резко отрицательные оценки морального облика государственных служащих.
Подчеркивая возрастание
роли морального регулирования, следует
иметь в виду его неоднозначность.
Моральное регулирование
4.2. Нравственная оценка населением России государственных служащих
Для проведения ГКП необходимо возможно более точное знание факторов, обуславливающих низкий уровень нравственной оценки населением государственных служащих. Специальные исследования позволили выявить эти факторы и определить степень их значимости для населения.
"Оторванность чиновников от народа"... Это мнение подавляющего большинства опрошенных складывается из следующих утверждений:
"Закрытость в своей работе"... Эта причина нравственного осуждения общественным мнением руководства государственной службы раскрывается в таких высказываниях: "все решается за закрытыми дверями", "начальники назначаются не по своей способности работать, а в результате закулисных интриг", "нет должной информации о том, чем занимается тот или иной государственный орган".
"Расхождение между словом и делом"... В обоснование данной оценки приводятся следующие суждения:
"Руководители идут на поводу у нечестных предпринимателей"... Здесь негативное отношение значительной части населения к отечественным предпринимателям, подозрение в том, что они склонны к махинациям и жульничеству, распространяется на государственных служащих и обуславливает отрицательную нравственную оценку политики поощрения предпринимателей.
"Власти не патриоты своей Родины"... Чаще всего такая оценка аргументируется следующими утверждениями:
Определенное влияние на нравственную оценку государственных служащих оказывают также такие факторы, как манера говорить, вести себя (особенно перед телекамерой), общаться с людьми и т.п.
Поскольку значимость нравственного фактора в оценке государственных органов и служащих будет возрастать и оказывать все большее влияние на формирование благоприятного морально-психологического климата в обществе, на сохранение социальной стабильности и отношение населения к реформаторской деятельности государства, необходимо формирование позитивного общественного мнения по отношению к государственным органам и служащим.
Заключение.
Мировая практика свидетельствует, что кадровая политика в сфере государственной службы приобретает все возрастающее значение для жизни общества. Ведь от качества работы государственного аппарата зависит прогресс нации. О. Бисмарк замечал: "С плохими законами и хорошими чиновниками управление еще возможно, но с плохими чиновниками не помогут никакие законы".
Таким образом, можно сделать вывод, что под кадровой политикой на государственной службе понимается общий курс и последовательная деятельность государства по формированию требований к государственным служащим, по их отбору, подготовке и рациональному использованию с учетом состояния и перспектив развития государственного аппарата, прогнозов о количественных и качественных потребностях в кадрах государственных служащих.
Главной целью кадровой политики в сфере государственной службы является формирование такого кадрового потенциала, который в профессиональном, квалификационном и деловом отношении позволял бы обеспечивать эффективное функционирование и развитие общества.
Предметом кадровой политики в сфере государственной службы являются разнообразные меры, направленные на развитие кадрового потенциала государственного аппарата.
По оценкам многих специалистов
на государственной службе России сложилась
неудовлетворительная кадровая ситуация.
В нынешнем состоянии аппарат
государственной службы "не отвечает
современным и тем более
О неудовлетворительной кадровой ситуации в сфере государственной службы свидетельствуют следующие тенденции.
Форсированый рост численности государственных служащих при одновременном ухудшение социально-экономических показателей развития страны. За 10 лет численность чиновников в России увеличилась в 1,8 раза.
Отсутствие рациональной
системы подбора кадров на государственную
службу. Как показывает анализ реальной
кадровой политики, основными принципами
подбора государственных
- принцип родства и свойства;
- принцип знакомства;
- принцип личной преданности.
Использование вышеизложенных принципов кадровой политики ведет к тому, что современное российское чиновничество преимущественно служит конкретным начальникам, а не обществу и государству. Открытые и справедливые конкурсы для российской государственной службы - это пока исключение из правил.