Государственная кадровая политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 13:14, реферат

Краткое описание

В органах власти и управления государственная кадровая политика представляет собой систему официально признанных целей, задач, приоритетов и принципов по организации и регулированию кадровых процессов и отношений в государственном аппарате. Как социальное явление государственная кадровая политика имеет сложную структуру субъектов, объектов, средств ее реализации, уровней и видов.

Файлы: 1 файл

Основы гму3.docx

— 38.31 Кб (Скачать)

В центре внимания и непосредственного  воздействия со стороны государства  находятся персонал государственной  службы, кадры аппарата органов власти, процессы и отношения, складывающиеся в органах власти и управления. Такое положение объясняется  не только сложностью и ответственностью государственной службы вообще, но и особой ролью этого института в разработке и реализации курса реформ в нашем обществе, в интеграции общества и его устойчивом развитии.

Следует также обратить внимание на расширяющуюся практику привлечения  в Россию трудовых ресурсов из стран  СНГ. Государственная кадровая политика должна, учитывая это обстоятельство, регламентировать их статус и условия  труда, а субъекты ГКП осуществлять контроль за использованием иностранной рабочей силы.

Одним из важнейших показателей  эффективности ГКП является утверждение  отношений социального партнерства  субъектов и объектов кадровой политики на всех уровнях ее реализации.

 

3. Принципы современной государственной кадровой политики

3.1. Принципы ГКП

Кадровая политика, регулирование  взаимодействия ее субъектов и объектов должны строиться на научной базе в соответствии с определенными  принципами, т.е. основными положениями  и правилами, регламентирующими  работу с персоналом. В отечественной  и зарубежной литературе излагаются различные классификации принципов  кадровой работы, что объясняется  как разнообразием условий содержания трудовой деятельности разных категорий  работников, так и недостаточной  определенностью, разработанностью теории кадровой политики в обновляющейся  России.

Вместе с тем накопленный  опыт изучения принципиальных основ  кадровой политики позволяет выделить:

  • общие принципы, регулирующие кадровые процессы в целом;
  • специфические принципы, относящиеся к отдельным сферам и отраслям профессиональной деятельности;
  • частные принципы, регулирующие функционирование отдельных элементов кадрового процесса, которые применяются в теории и практике управления персоналом.

К общим принципам ГКП  относятся: научность, конкретно-исторический подход к изучению кадровых процессов  и принятию кадровых решений, законность, демократизм, нравственность, преемственность  и сменяемость кадров.

 

3.2.Принципы ГКП в сфере государственной службы РФ

Конкретизацию общих принципов  кадровой политики представляют собой  специфические принципы, которые  целесообразно рассмотреть в  сфере государственной службы. К  ним прежде всего относится принцип подбора кадров по профессиональным, деловым и моральным качествам. Он предполагает оценку и учет уровня общеобразовательной подготовки, специальных знаний и практических навыков в избранной сфере деятельности, а также умение ставить конкретные цели, находить оптимальные средства их достижения. Не меньшую значимость имеют способности организовать и участвовать в совместной деятельности, вносить свой вклад в создание благоприятного морально-психологического климата в коллективе, в формирование организационной культуры, соответствующей целям государственной службы.

Принцип гласности придает  кадровой работе открытость, прозрачность, а принимаемым решениям – обоснованность и ясность. Полнее всего он реализуется  в процедурах выборности, конкурсного  отбора, аттестации персонала и других коллегиальных решениях. К сожалению, действие данного принципа в настоящее  время ограничивается отстранением советов трудовых коллективов, профсоюзных  и других общественных организаций от кадровой работы в государственных, муниципальных и частных фирмах.

Принцип законности в кадровой работе предусматривает строгое  соблюдение Конституции РФ, четкое исполнение законов и других правовых актов. Он также предполагает добротную  правовую подготовку государственных  служащих и управленческих кадров в  отраслях государственного, административного, гражданского, трудового, хозяйственного, уголовного права.

К принципам ГКП относится  также равный доступ граждан к  государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой. Он означает недопустимость дискриминации кандидатов на должности  государственной службы по полу, социальному  положению, вероисповеданию, а также  по партийной принадлежности. При  этом, однако, должен выполняться принцип  внепартийности государственной службы, отделения религиозных объединений  от государства, который предполагает запрет на создание и деятельность в системе госслужбы политических организаций и религиозных объединений. Вне службы государственный чиновник вправе участвовать в такого рода организациях и объединениях, однако его активность в них не должна быть высокой.

Функционирование и развитие государственной службы невозможно без систематического обновления кадров и преемственности руководства. Однако этот принцип кадровой политики способствует прогрессу при том условии, что новые кадры превосходят своих предшественников по уровню образования, профессиональным качествам и творческим способностям. К сожалению, это требование выполняется далеко не всегда, свидетельством чего является быстрый рост аппарата государственной службы за счет значительного числа неподготовленных и инертных людей. В этих условиях должны активнее использоваться такие методы управления персоналом, как ротация кадров, кооптация, регулярная аттестация, профессиональная переподготовка, отставка, принудительная отставка, введение контрактной системы найма, а также строгое соблюдение ст. 25 Федерального Закона "Об основах государственной службы РФ", регламентирующей выход на пенсию государственных служащих.

Принцип контроля и подотчетности  кадров в настоящее время реализуется  крайне редко, хотя потребность в  нем резко возросла в условиях экономического и политического  кризиса, роста коррумпированности и снижения ответственности среди  должностных лиц. Злоупотребления  в сфере владения госимуществом, землей, природными ресурсами, приватизации и регулирования арендных отношений, а также во внешнеэкономической  деятельности приобрели угрожающие размеры. Отсутствие эффективного контроля и обязательной отчетности как в государственной сфере, так и в сфере частного предпринимательства привело страну на грань анархии и хаоса.

Вышеизложенные принципы кадровой политики не исчерпывают основных правил и положений, регулирующих работу с кадрами государственной службы. Выработка новых положений должна сочетаться с последовательной и  повсеместной реализацией указанных  принципов, что требует создания эффективного механизма кадровой политики.

 

4.Нравственная основа кадровой политики

4.1. Моральное регулирование поведения государственных служащих

Реальностью кризисного общества является ослабление правовых и политических регуляторов поведения людей  и возрастание значимости моральной  направленности личности. Это обстоятельство необходимо учитывать в разработке основных принципов ГКП и в  конкретной кадровой работе. Служение общественному долгу, честность, принципиальность, ответственность за свои действия и слова - эти и другие нравственные качества необходимы государственным служащим и должны рассматриваться как ведущие критерии в оценке профессиональной пригодности к государственной службе. Имидж государственной службы, авторитет государственных служащих в обществе связывается сегодня прежде всего с порядочностью, справедливостью и добросовестным отношением к делу. Однако ожидания населения не оправдываются, и, как показывают социологические исследования, в нашем обществе преобладают резко отрицательные оценки морального облика государственных служащих.

Подчеркивая возрастание  роли морального регулирования, следует  иметь в виду его неоднозначность. Моральное регулирование означает только, что поведение человека в  обществе определяется его пониманием добра и зла, которое у других людей может быть иным. Для одних  добро - помочь ближнему, способствовать общественному развитию, быть честным  и справедливым, а для других - жить только для себя, своей семьи, заботиться о своей выгоде, ущемляя  интересы других. Вследствие этого  моральное регулирование сегодня  не имеет определенной направленности на нравственное совершенствование  людей. Положение усугубляется отсутствием  в современном российском обществе господствующей морали. В состоянии  зарождения, формирования находится  корпоративная мораль врачей, банкиров, предпринимателей, государственных  служащих, учителей и др. Можно утверждать, что сегодня в России господствует нравственный плюрализм. Этот тревожный, негативный для общественного развития фактор имеет особое значение для  государственной службы, поскольку  поведение чиновников в такой  ситуации во многом определяется их субъективными  представлениями о должном, справедливом и вследствие этого становится непредсказуемым.

4.2. Нравственная оценка населением России государственных служащих

Для проведения ГКП необходимо возможно более точное знание факторов, обуславливающих низкий уровень  нравственной оценки населением государственных  служащих. Специальные исследования позволили выявить эти факторы  и определить степень их значимости для населения.

"Оторванность  чиновников от народа"... Это мнение подавляющего большинства опрошенных складывается из следующих утверждений:

  • не знают подлинных нужд населения, его трудностей, так как сами живут хорошо;
  • пользуются льготами, привилегиями, хотя сами выступали против них;
  • заняты только борьбой за сохранение своего места, своей "кормушки";
  • не советуются с народом.

"Закрытость  в своей работе"... Эта причина нравственного осуждения общественным мнением руководства государственной службы раскрывается в таких высказываниях: "все решается за закрытыми дверями", "начальники назначаются не по своей способности работать, а в результате закулисных интриг", "нет должной информации о том, чем занимается тот или иной государственный орган".

"Расхождение  между словом и делом"... В обоснование данной оценки приводятся следующие суждения:

  • придя к власти, многие поступают противоположно тому, о чем говорили раньше;
  • руководители часто скрывают правду или просто лгут;
  • власти не выполняют тех обещаний, которые дают народу.

"Руководители  идут на поводу у нечестных  предпринимателей"... Здесь негативное отношение значительной части населения к отечественным предпринимателям, подозрение в том, что они склонны к махинациям и жульничеству, распространяется на государственных служащих и обуславливает отрицательную нравственную оценку политики поощрения предпринимателей.

"Власти не  патриоты своей Родины"... Чаще всего такая оценка аргументируется следующими утверждениями:

  • руководство России плохо защищает русскоязычное население в республиках бывшего Союза;
  • власти идут на поводу у Запада, пренебрегают интересами России;
  • проводится политика принижения истории России, ее героев, пренебрежения к ее культуре, специфике.

Определенное влияние  на нравственную оценку государственных  служащих оказывают также такие  факторы, как манера говорить, вести  себя (особенно перед телекамерой), общаться с людьми и т.п.

Поскольку значимость нравственного  фактора в оценке государственных  органов и служащих будет возрастать и оказывать все большее влияние на формирование благоприятного морально-психологического климата в обществе, на сохранение социальной стабильности и отношение населения к реформаторской деятельности государства, необходимо формирование позитивного общественного мнения по отношению к государственным органам и служащим.

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Мировая практика свидетельствует, что кадровая политика в сфере  государственной службы приобретает  все возрастающее значение для жизни  общества. Ведь от качества работы государственного аппарата зависит прогресс нации. О. Бисмарк замечал: "С плохими  законами и хорошими чиновниками  управление еще возможно, но с плохими  чиновниками не помогут никакие  законы".

Таким образом, можно сделать  вывод, что под кадровой политикой  на государственной службе понимается общий курс и последовательная деятельность государства по формированию требований к государственным служащим, по их отбору, подготовке и рациональному  использованию с учетом состояния  и перспектив развития государственного аппарата, прогнозов о количественных и качественных потребностях в кадрах государственных служащих.

Главной целью кадровой политики в сфере государственной службы является формирование такого кадрового  потенциала, который в профессиональном, квалификационном и деловом отношении  позволял бы обеспечивать эффективное  функционирование и развитие общества.

Предметом кадровой политики в сфере государственной службы являются разнообразные меры, направленные на развитие кадрового потенциала государственного аппарата.

По оценкам многих специалистов на государственной службе России сложилась  неудовлетворительная кадровая ситуация. В нынешнем состоянии аппарат  государственной службы "не отвечает современным и тем более перспективным  потребностям общества и государства, является скорее тормозом, нежели мотором  преобразований". Качество и стиль  работы государственных служащих стали хуже даже по сравнению с советским периодом.

О неудовлетворительной кадровой ситуации в сфере государственной  службы свидетельствуют следующие  тенденции.

Форсированый рост численности государственных служащих при одновременном ухудшение социально-экономических показателей развития страны. За 10 лет численность чиновников в России увеличилась в 1,8 раза.

Отсутствие рациональной системы подбора кадров на государственную  службу. Как показывает анализ реальной кадровой политики, основными принципами подбора государственных служащих являются:

- принцип родства и  свойства;

- принцип знакомства;

- принцип личной преданности.

Использование вышеизложенных принципов кадровой политики ведет  к тому, что современное российское чиновничество преимущественно  служит конкретным начальникам, а не обществу и государству. Открытые и  справедливые конкурсы для российской государственной службы - это пока исключение из правил.

Информация о работе Государственная кадровая политика