Функции управленческих решений в организации процесса менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2014 в 12:48, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - изучение сущности и функций управленческих решений для успешной реализации управленческих решений.
Задачи исследования:
1. Выявление сущности управленческих решений
2. Выявление функций управленческих решений.
3. Разработка методического инструментария эмпирического исследования.
4. Разработка практической ситуации, направленной на оптимизацию процессов реализации управленческих решений.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….……………3
1 Теоретическая часть. Управленческое решение и его сущность…………………………………………….…...................................................5
2 Функции управленческих решений в организации процесса менеджмента ……………………………………………………………………….………..…………12
Функции управленческих решений…………………….……….…………….....12
2.2 Эффективность решений и факторы влияния…………………..……………….……………………………………………..13
3 Практическая часть. Процесс разработки и принятия решения (по предложенной ситуации) ……………………………………………………………………………….15
Выводы по практической части………………………………………………….……21
Заключение………………………………………………………………………..……23
Библиографический список…………………………………………….

Файлы: 1 файл

Бареев.doc

— 156.50 Кб (Скачать)

2.2 Эффективность решений и факторы влияния

Факторы, определяющие качество и эффективность управленческих решений, могут классифицироваться по различным признакам - как факторы внутренней природы (связанные с управляющей и управляемой системами), так и внешние факторы (влияние окружающей среды). К числу этих факторов следует отнести:

1. законы объективного мира, связанные  с принятием и реализацией УР;

2. четкую формулировку цели - для  чего принимается УР, какие реальные  результаты могут быть достигнуты, как измерить, соотнести поставленную  цель и достигнутые результаты;

3. объём и ценность располагаемой  информации - для успешного принятия  УР главным является не объём информации, а ценность, определяемая уровнем профессионализма, опыта, интуицией кадров;

4. время разработки УР - как правило, управленческое решение всегда  принимается в условиях дефицита  времени и чрезвычайных обстоятельств (дефицита ресурсов, активности конкурентов, рыночной конъюнктуры, непоследовательного поведения политиков);

5. организационные структуры управления;

6. формы и методы осуществления  управленческой деятельности;

7. методы и методики разработки  и реализации УР (например, если фирма лидирует - методика одна, если следует за другими - иная);

8. субъективность оценки варианта  выбора решения. Чем более неординарным  является УР, тем субъективнее  оценка.

9. состояние управляющей и управляемой  систем (психологический климат, авторитет руководителя, профессионально-квалификационный состав кадров и т.д.);

10. систему экспертных оценок  уровня качества и эффективности  УР.

Управленческие решения должны опираться на объективные законы и закономерности общественного развития, существенным образом зависят от множества субъективных факторов - логики разработки решений, качества оценки ситуации, структуризации задач и проблем, определённого уровня культуры управления, механизма реализации решений, исполнительской дисциплины и т. п. При этом необходимо всегда помнить, что даже тщательно продуманные решения могут оказаться неэффективными, если они не смогут предвосхитить возможных изменений в ситуации, состоянии производственной системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3 Практическая часть «Процесс разработки и принятия решения»

1. Ситуация: перед началом рабочего дня рабочий основного производства сообщил о своей болезни и не выходе на работу. Разработать управленческое решение с позиции мастера.

Предположим,  предприятие занимается выпуском пластиковых цветочных горшков и рабочий, который не вышел в свою смену по причине болезни, может быть заменен другим работником, следуя из этого основное производство будет налажено.

Решение основной проблемы - заменить одного сотрудника - другим за минимальное время и без ущерба производству.

2. Классификация УР:

2.1) По степени формализации (формализованные и неформализованные):

- неформализованные, т.к. неформализованные методы – методы, основаны на использовании интуиции и опыта лиц, принимающих решение. Обычно это не связано с использованием математического аппарата и графических изображений, хотя все зависит от конкретного метода.

2.2) По надежности исходной информации (на основе надежной информации в условиях риска, на базе неполной и неточной информации):

 -в условиях риска, т.к. результаты решения не являются определенными, но вероятность результата известна, но при этом существует большая доля риска не выхода на работа и другого сотрудника, взамен другому.

2.3) Подлительности последствий (долгосрочные,краткосрочные,среднесрочные):

- краткосрочные, принятое решение должно в короткие сроки справиться с возникшей проблемой и без последствий для производства.

2.4) По уровням планирования (стратегические,тактические,опреративные):

- оперативное, т.к. решение носит срочный характер и его необходимо выполнить в короткие сроки.

2.5) По частоте или повторяемости (одноразовые, повторяющиеся или рутинные):

- одноразовое, т.к. решение принимается один раз.

2.6) По степени охвата ( общие для всего предприятия и узкоспециализированные):

- узкоспециализированные, т.к. затронуто только основное производство.

2.7) По виду процесса принятия решения (комплекс решений и выполняемые последовательно):

- выполняемые последовательно, т .к. одно решений будет вытекать из другого, если один заменить одного сотрудника не сможет, то придется искать третьего.

2.8) По числу лиц, принимающих решений(единоличные, индивидуальные, групповые, коллективные):

- индивидуальные, т.к. ответственность лежит на мастере смены и сотрудником, варианты решений они обсуждают совместно вдвоем или возможно групповое-совет коллектива)

2.9) По организационному  распределению (централизованные и децентрализованные):

- децентрализованные, т.к. решение принимает мастер, а не руководители вышестоящих подразделений.

3) По господствующему образу мышления (дискурсивные (рациональные, обдуманные) и интуитивные (спонтанные):

- рациональные, обдуманные, т.к. решение должно быть принято обдуманно без последствий на производстве.

3.1) По учету изменения данных (жестки и гибкие):

- гибкие, т.к. жесткие должны быть применимы в более «плачевных» ситуациях.

3.2) По степени их независимости друг от друга (автономные и дополняющие друг друга):

- автономные, т.к. это решение будет связано только напрямую с основным производством.

3.3) По сложности(  простые и сложные):

- простые, т.к. сложные будут использоваться в случае срыва производства и не замены одно рабочего другим.

 

3. Разработка управленческого решения делится на следующие этапы:

1) Диагностика проблемы

Данную проблему можно отнести к следующему определению :   Проблема-это расхождение желаемого и действительного.

В связи со сложностью диагностика проблемы является процессом, состоящим из ряда этапов:

- осознание и установление симптомов  затруднений или имеющихся неиспользуемых возможностей (например, низкие прибыли, большие издержки, конфликты и т.д.);

- выявление проблемы в общем  виде, т.е. причин возникновения проблемы;

- сбор и анализ внутренней  и внешней информации, привлечение  консультантов.

Симптомы проблемы- сбой основного производства.

Причины возникновения- невыход на работу одного из сотрудников основного производства.

Следствие-отклонение от нормы сбыта продукции, что может привезти к большим последствиям на предприятии.

2) Формулировка ограничений и критериев принятия решений

В определении УР  выделяются основные требования, предъявляемые к ним: реалистичность и эффективность. Для того, чтобы решение было реалистичным, необходимо прежде всего сформулировать имеющиеся ограничения. К ним могут относиться внутренние ресурсы фирмы (трудовые, денежные, технологические и т.д.), полномочия ЛПР, а также внешние ограничения (например, законы, этические соображения, уровень развития науки и техники, конкурентная ситуация на рынке сбыта) и т.д.

Внутренние ограничения:

-работники предприятия и их  уровень квалификации

-финансы

-цель (max прибыль)

-основное производство

-готовая продукция

Внешняя среда:

-количество заказчиков и предъявляемые  ими требования к продукции

-конкуренты

-поставщики

Критерии принятия решений:

-сложность

-время

-квалификация персонала

-уровень риска

-быстрота

-степень необычности

  3) Определение альтернатив

        Формирование  набора альтернативных решений  выявленной проблемы является  процессом в высшей степени  сложным и творческим. Частичная формализация этого процесса может быть осуществлена с помощью различных модификаций метода мозгового штурма.

Основными альтернативами в данной ситуации будут:

-заимствование с адаптацией

-замена сотрудника другим сотрудником

-премия сотруднику, вышедшего на смену другому

-дисциплинированность

-спокойная работа в коллективе

-реалистичность

-эффективность

 

4)Оценка альтернатив

Оценка каждой из альтернатив осуществляется исходя из множества отобранных критериев. В некоторых случаях часть из них может иметь количественный, а часть - качественный характер.

5)Выбор альтернативы

6)Реализация и контроль  выполнения решений

Важное условие - признание коллективом. Для этого необходимо убеждать и привлекать людей к принятию решений. Практика показывает, что в случае, если коллектив в какой-то мере участвовал в подготовке варианта, считает его "своим", сопротивление ходу его реализации значительно снижается.

Затем начинается следующая фаза рассматриваемого этапа - контроль за ходом реализации, т.е. установление обратной связи для изучения соответствия фактических результатов с ожидавшимися.

4. Система, к которой относится сфера принятия решения

Данное решение будет относится к социальной сфере. Социальная (общественная) система характеризуется наличием человека в совокупности взаимосвязанных элементов, относительно которого прямо или косвенно принимаются и реализуются решения. В качестве характерных примеров таких систем можно привести: государство, производственный коллектив, семью, неформальную организацию и даже одного человека (самого по себе). Социальные системы превосходят биологические по разнообразию и количеству возникающих проблем. Это объясняется тем, что главным объектом управления является человек, который частично схож с другими людьми в своих поступках, восприятии информации и т.д., а частично — индивидуален, поскольку каждый человек имеет свои взгляды, привычки, нюансы в реакциях на ситуации. Эта индивидуальность и создает большие трудности при разработке и реализации решений в социальной системе. В такой системе необходимо учитывать социально-психологические и этические особенности не только производственного коллектива   но и каждого вовлеченного в данное решение работника.

5. Виды эффектов, достигающиеся в результате реализации разработанного управленческого решения

Организационный эффект- единство цели, разделение труда, согласование.

Социальный эффект-дисциплинированность, поддержка, сочувствие друг другу, помощь.

Психологический эффект-сохранение спокойной психологической обстановки в коллективе.

Экономический эффект-прибыль, отпуск готовой продукции вовремя.

Финансовый эффект-обеспечение требуемой нормы доходности в результате принятия управленческого решения.

Правовой эффект- законы,права,устав.

6. Способ определения экономического эффекта, достигаемого в результате реализации разработанного управленческого решения

Метод

Условия применения

1

Прямого счета

Оценка эффективности процесса принятия и реализации упр. решения в данной ситуации


2

Косвенной оценки

Экономия затрат на принятие и реализацию решения

3

Предотвращение ущерба

Будут ли потери в случае отказа от принятия решения

4

Нормативный

Сравнение полученных результатов


7. Выбор альтернативного варианта решения

Альтернативные варианты решения

Риск

Оценка риска в баллах

Суммарная оценка риска

Вероятность

Серьезность

1.Соответсвующие критериям решения

     

1.1. Замена одного сотрудника другим с предприятия

Есть доля вероятности того, что не будет найден замещаемый работник

3

1

4

1.2. Замена одного сотрудника другим со стороны

Связано с финансовыми расходами и есть неопределенный риск

5

2

7

2. Сомнительные решения

       

2.1. Не выплатить заработную плату рабочему за невыход

Приостановление проблемы на некоторое время

7

4

11

2.2. Не оплатить больничный лист

Приостановление проблемы на некоторое время

4

6

10

3.Несоответствующие критериям решения

       

3.1. Увольнение рабочего

Потеря определенного дохода предприятия

10

10

20

3.2. Не принимать никаких решений

Приведет к усугублению проблемы

9

9

18

Информация о работе Функции управленческих решений в организации процесса менеджмента