Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2014 в 12:48, курсовая работа
Цель исследования - изучение сущности и функций управленческих решений для успешной реализации управленческих решений.
Задачи исследования:
1. Выявление сущности управленческих решений
2. Выявление функций управленческих решений.
3. Разработка методического инструментария эмпирического исследования.
4. Разработка практической ситуации, направленной на оптимизацию процессов реализации управленческих решений.
Введение…………………………………………………………………….……………3
1 Теоретическая часть. Управленческое решение и его сущность…………………………………………….…...................................................5
2 Функции управленческих решений в организации процесса менеджмента ……………………………………………………………………….………..…………12
Функции управленческих решений…………………….……….…………….....12
2.2 Эффективность решений и факторы влияния…………………..……………….……………………………………………..13
3 Практическая часть. Процесс разработки и принятия решения (по предложенной ситуации) ……………………………………………………………………………….15
Выводы по практической части………………………………………………….……21
Заключение………………………………………………………………………..……23
Библиографический список…………………………………………….
2.2 Эффективность решений и факторы влияния
Факторы, определяющие качество и эффективность управленческих решений, могут классифицироваться по различным признакам - как факторы внутренней природы (связанные с управляющей и управляемой системами), так и внешние факторы (влияние окружающей среды). К числу этих факторов следует отнести:
1. законы объективного мира, связанные с принятием и реализацией УР;
2. четкую формулировку цели - для
чего принимается УР, какие реальные
результаты могут быть
3. объём и ценность
4. время разработки УР - как правило,
управленческое решение всегда
принимается в условиях
5. организационные структуры
6. формы и методы осуществления управленческой деятельности;
7. методы и методики разработки и реализации УР (например, если фирма лидирует - методика одна, если следует за другими - иная);
8. субъективность оценки
9. состояние управляющей и
10. систему экспертных оценок
уровня качества и
Управленческие решения должны опираться на объективные законы и закономерности общественного развития, существенным образом зависят от множества субъективных факторов - логики разработки решений, качества оценки ситуации, структуризации задач и проблем, определённого уровня культуры управления, механизма реализации решений, исполнительской дисциплины и т. п. При этом необходимо всегда помнить, что даже тщательно продуманные решения могут оказаться неэффективными, если они не смогут предвосхитить возможных изменений в ситуации, состоянии производственной системы.
Глава 3 Практическая часть «Процесс разработки и принятия решения»
1. Ситуация: перед началом рабочего дня рабочий основного производства сообщил о своей болезни и не выходе на работу. Разработать управленческое решение с позиции мастера.
Предположим, предприятие занимается выпуском пластиковых цветочных горшков и рабочий, который не вышел в свою смену по причине болезни, может быть заменен другим работником, следуя из этого основное производство будет налажено.
Решение основной проблемы - заменить одного сотрудника - другим за минимальное время и без ущерба производству.
2. Классификация УР:
2.1) По степени формализации (формализованные и неформализованные):
- неформализованные, т.к. неформализованные методы – методы, основаны на использовании интуиции и опыта лиц, принимающих решение. Обычно это не связано с использованием математического аппарата и графических изображений, хотя все зависит от конкретного метода.
2.2) По надежности исходной информации (на основе надежной информации в условиях риска, на базе неполной и неточной информации):
-в условиях риска, т.к. результаты решения не являются определенными, но вероятность результата известна, но при этом существует большая доля риска не выхода на работа и другого сотрудника, взамен другому.
2.3) Подлительности последствий (долгосрочные,краткосрочные,
- краткосрочные, принятое решение должно в короткие сроки справиться с возникшей проблемой и без последствий для производства.
2.4) По уровням планирования (стратегические,тактические,
- оперативное, т.к. решение носит срочный характер и его необходимо выполнить в короткие сроки.
2.5) По частоте или повторяемости (одноразовые, повторяющиеся или рутинные):
- одноразовое, т.к. решение принимается один раз.
2.6) По степени охвата ( общие для всего предприятия и узкоспециализированные):
- узкоспециализированные, т.к. затронуто только основное производство.
2.7) По виду процесса принятия решения (комплекс решений и выполняемые последовательно):
- выполняемые последовательно, т .к. одно решений будет вытекать из другого, если один заменить одного сотрудника не сможет, то придется искать третьего.
2.8) По числу лиц, принимающих решений(единоличные, индивидуальные, групповые, коллективные):
- индивидуальные, т.к. ответственность лежит на мастере смены и сотрудником, варианты решений они обсуждают совместно вдвоем или возможно групповое-совет коллектива)
2.9) По организационному распределению (централизованные и децентрализованные):
- децентрализованные, т.к. решение принимает мастер, а не руководители вышестоящих подразделений.
3) По господствующему образу мышления (дискурсивные (рациональные, обдуманные) и интуитивные (спонтанные):
- рациональные, обдуманные, т.к. решение должно быть принято обдуманно без последствий на производстве.
3.1) По учету изменения данных (жестки и гибкие):
- гибкие, т.к. жесткие должны быть применимы в более «плачевных» ситуациях.
3.2) По степени их независимости друг от друга (автономные и дополняющие друг друга):
- автономные, т.к. это решение будет связано только напрямую с основным производством.
3.3) По сложности( простые и сложные):
- простые, т.к. сложные будут использоваться в случае срыва производства и не замены одно рабочего другим.
3. Разработка управленческого решения делится на следующие этапы:
1) Диагностика проблемы
Данную проблему можно отнести к следующему определению : Проблема-это расхождение желаемого и действительного.
В связи со сложностью диагностика проблемы является процессом, состоящим из ряда этапов:
- осознание и установление
- выявление проблемы в общем виде, т.е. причин возникновения проблемы;
- сбор и анализ внутренней и внешней информации, привлечение консультантов.
Симптомы проблемы- сбой основного производства.
Причины возникновения- невыход на работу одного из сотрудников основного производства.
Следствие-отклонение от нормы сбыта продукции, что может привезти к большим последствиям на предприятии.
2) Формулировка ограничений и критериев принятия решений
В определении УР выделяются основные требования, предъявляемые к ним: реалистичность и эффективность. Для того, чтобы решение было реалистичным, необходимо прежде всего сформулировать имеющиеся ограничения. К ним могут относиться внутренние ресурсы фирмы (трудовые, денежные, технологические и т.д.), полномочия ЛПР, а также внешние ограничения (например, законы, этические соображения, уровень развития науки и техники, конкурентная ситуация на рынке сбыта) и т.д.
Внутренние ограничения:
-работники предприятия и их уровень квалификации
-финансы
-цель (max прибыль)
-основное производство
-готовая продукция
Внешняя среда:
-количество заказчиков и
-конкуренты
-поставщики
Критерии принятия решений:
-сложность
-время
-квалификация персонала
-уровень риска
-быстрота
-степень необычности
3) Определение альтернатив
Формирование набора альтернативных решений выявленной проблемы является процессом в высшей степени сложным и творческим. Частичная формализация этого процесса может быть осуществлена с помощью различных модификаций метода мозгового штурма.
Основными альтернативами в данной ситуации будут:
-заимствование с адаптацией
-замена сотрудника другим
-премия сотруднику, вышедшего на смену другому
-дисциплинированность
-спокойная работа в коллективе
-реалистичность
-эффективность
4)Оценка альтернатив
Оценка каждой из альтернатив осуществляется исходя из множества отобранных критериев. В некоторых случаях часть из них может иметь количественный, а часть - качественный характер.
5)Выбор альтернативы
6)Реализация и контроль выполнения решений
Важное условие - признание коллективом. Для этого необходимо убеждать и привлекать людей к принятию решений. Практика показывает, что в случае, если коллектив в какой-то мере участвовал в подготовке варианта, считает его "своим", сопротивление ходу его реализации значительно снижается.
Затем начинается следующая фаза рассматриваемого этапа - контроль за ходом реализации, т.е. установление обратной связи для изучения соответствия фактических результатов с ожидавшимися.
4. Система, к которой относится сфера принятия решения
Данное решение будет относится к социальной сфере. Социальная (общественная) система характеризуется наличием человека в совокупности взаимосвязанных элементов, относительно которого прямо или косвенно принимаются и реализуются решения. В качестве характерных примеров таких систем можно привести: государство, производственный коллектив, семью, неформальную организацию и даже одного человека (самого по себе). Социальные системы превосходят биологические по разнообразию и количеству возникающих проблем. Это объясняется тем, что главным объектом управления является человек, который частично схож с другими людьми в своих поступках, восприятии информации и т.д., а частично — индивидуален, поскольку каждый человек имеет свои взгляды, привычки, нюансы в реакциях на ситуации. Эта индивидуальность и создает большие трудности при разработке и реализации решений в социальной системе. В такой системе необходимо учитывать социально-психологические и этические особенности не только производственного коллектива но и каждого вовлеченного в данное решение работника.
5. Виды эффектов, достигающиеся в результате реализации разработанного управленческого решения
Организационный эффект- единство цели, разделение труда, согласование.
Социальный эффект-дисциплинированность, поддержка, сочувствие друг другу, помощь.
Психологический эффект-сохранение спокойной психологической обстановки в коллективе.
Экономический эффект-прибыль, отпуск готовой продукции вовремя.
Финансовый эффект-обеспечение требуемой нормы доходности в результате принятия управленческого решения.
Правовой эффект- законы,права,устав.
6. Способ определения экономического эффекта, достигаемого в результате реализации разработанного управленческого решения
№ |
Метод |
Условия применения |
1 |
Прямого счета |
Оценка эффективности процесса принятия и реализации упр. решения в данной ситуации |
2 |
Косвенной оценки |
Экономия затрат на принятие и реализацию решения |
3 |
Предотвращение ущерба |
Будут ли потери в случае отказа от принятия решения |
4 |
Нормативный |
Сравнение полученных результатов |
7. Выбор альтернативного варианта решения
Альтернативные варианты решения |
Риск |
Оценка риска в баллах |
Суммарная оценка риска | |
Вероятность |
Серьезность | |||
1.Соответсвующие критериям |
||||
1.1. Замена одного сотрудника другим с предприятия |
Есть доля вероятности того, что не будет найден замещаемый работник |
3 |
1 |
4 |
1.2. Замена одного сотрудника другим со стороны |
Связано с финансовыми расходами и есть неопределенный риск |
5 |
2 |
7 |
2. Сомнительные решения |
||||
2.1. Не выплатить заработную плату рабочему за невыход |
Приостановление проблемы на некоторое время |
7 |
4 |
11 |
2.2. Не оплатить больничный лист |
Приостановление проблемы на некоторое время |
4 |
6 |
10 |
3.Несоответствующие критериям |
||||
3.1. Увольнение рабочего |
Потеря определенного дохода предприятия |
10 |
10 |
20 |
3.2. Не принимать никаких решений |
Приведет к усугублению проблемы |
9 |
9 |
18 |
Информация о работе Функции управленческих решений в организации процесса менеджмента