Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 18:21, практическая работа
В условиях малобюджетного финансирования современных российских библиотек особую актуальность приобретает максимальное использование в библиотечно-информационной практике различных каналов и форм благотворительной помощи. Западные коллеги давно освоили и успешно реализуют технологию так называемого «фандрейзинга» (увеличение средств, сбора средств), позволяющую эффективно осуществлять поиск ресурсных спонсоров и систематически получать необходимую помощь.
Аналитическая
записка на тему: «Фандрейзинг как метод
дополнительного финансирования библиотеки»
Косимовская
Е. А. 41 группа БИД
В условиях малобюджетного финансирования современных российских библиотек особую актуальность приобретает максимальное использование в библиотечно-информационной практике различных каналов и форм благотворительной помощи. Западные коллеги давно освоили и успешно реализуют технологию так называемого «фандрейзинга» (увеличение средств, сбора средств), позволяющую эффективно осуществлять поиск ресурсных спонсоров и систематически получать необходимую помощь.
Термин «фандрайзинг» — от англ. fand-raising — составлен из двух слов: fand - означает финансирование, вкладывание средств в ценные бумаги, а raising — повышение, выращивание; т.е. это умение повышать (увеличивать) своё финансирование. В экономическом словаре существует следующая трактовка понятия «фандрайзинг»- fund-raising-programmes- программа сбора средств, мобилизация капитала. Таким образом, фандрейзинг для библиотек — это поиск и привлечение дополнительных источников финансирования.
Поиск внебюджетных источников финансирования (фандрейзинга) становится традиционным аспектом инновационной деятельности для библиотек любого уровня. Бюджетные поступления на протяжении последних десятилетий не покрывают все реальные расходы библиотек, и, чтобы продержаться в XXI веке, необходимо уже сейчас научиться разумно сочетать бюджет и альтернативные источники финансирования.
Руководителям отечественных библиотек важно знать правовой режим и чётко представлять возможные варианты благотворительной поддержки.
Базовым документом, регулирующим благотворительную деятельность в Российской Федерации, является Федеральный закон от 11.08.1995г. №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (ред. от 30.12.2006г.). Гражданско-правовые нормы, связанные с акцией дарения, детально прописаны в специальной главе 32 «Дарение» второй части Гражданского кодекса Российской Федерации (26.01.1996 г.). Полученные библиотекой внебюджетные деньги находятся в её самостоятельном распоряжении, учитываются на отдельном балансе и не подлежат изъятию учредителем.
Источники внебюджетных поступлений можно разделить на реализационные и нереализационные.
Каналами стабильных
Внебюджетные нереализационные источники дополнительных ресурсных поступлений в библиотеку — это каналы привлечения сверхнормативных средств, которые не предполагают продажу библиотекой конкретных результатов деятельности. Они делятся на внутренние и внешние.
Внутренние источники — это взыскание неустойки в виде штрафа или пени, компенсационные платежи за утрату или порчу документов, арендные отношения с партнёрами.
Среди внешних каналов финансирования можно выделить спонсорство и благотворительность. Спонсорство и благотворительность имеют различные цели и мотивацию. Для спонсора это дополнительные возможности рекламы, финансовые выгоды (в том числе через налоговые льготы). Благотворительность не предполагает финансовых и прочих обязательств со стороны получающих поддержку. Благотворитель демонстрирует акт свободной воли, его поддержка по существу выражается в дарении.
Формы спонсорской поддержки весьма разнообразны. Это могут быть:
Есть возможность выбрать оптимальные формы сотрудничества. Заинтересованность в реализации совместных проектов должна быть взаимной. Например, сотрудничество с различными творческими организациями (картинными галереями, обществами любителей поэзии и т. д.) не только даёт библиотеке дополнительные средства, но и превращает её в культурный центр, что привлекает к ней дополнительное внимание, в том числе и потенциальных спонсоров.
Широкие перспективы заложены в создании на базе библиотек информационных центров, обслуживающих представителей среднего и малого бизнеса. Бизнесмены начинают осознавать необходимость быстрого получения информации и готовы вкладывать деньги в подобные проекты. Один из вариантов сотрудничества может выглядеть таким образом: библиотека предоставляет помещение, первичный фонд справочных материалов и квалифицированные кадры, а другая сторона — оргтехнику и средства на приобретение баз данных и текущее комплектование.
Благотворительность в России (в том числе по отношению к библиотекам) в настоящее время развита слабо, возможно, что со временем она станет одним из важных каналов финансирования библиотечной деятельности.
Идея внебюджетного финансирования базируется на признании значения библиотек обществом в целом и конкретными гражданами. Многие проблемы современных российских библиотек возникают именно от того, что они не умеют и недостаточно осознают свою значимость в развитии демократического общества, не устанавливают тесных контактов с общественностью. От этого зависят в немалой степени расширение сферы социального влияния, материальные ресурсы, а также будущее библиотек.
Процесс библиотечного фандрейзинга состоит из нескольких этапов:
1 этап – идентификация;
2 этап - стратегии;
3 этап – развитие;
4 этап – ходатайство;
5 этап - опекунство;
Идентификация — это процесс определения потенциальных источников финансирования.
Главными
источниками дополнительного
С
целью сбора средств в
Библиотека, которая хочет получать благотворительную помощь, проводит анализ предприятий, фирм своего района, чтобы определить и отобрать тех, от кого можно получить помощь. Задача библиотеки — своевременно обратиться и убедить, что помощь необходима именно ей, изучить коммерческие цели компаний, найти обоюдную заинтересованность. Детальный анализ местных справочников, газет, статистических сборников поможет обнаружить тех, кто уже занимается благотворительностью, рекламирует свою деятельность, имеет большие прибыли и т. д.
Для поиска фондов и организаций можно использовать Интернет, непосредственно контактировать с фондами, чтобы знать об объявленных конкурсах. Таким образом, определение источников финансирования, форму предоставления помощи и круг потенциальных спонсоров — это первая ступенька к внебюджетному финансированию.
Стратегия — это работа по созданию имиджа и рекламная кампания, планирование тактики привлечения средств. Имидж — это общее представление о библиотеке, которое зависит от каждодневной работы и складывается долгие годы. Особую роль играет разработка фирменного стиля, предусматривающая создание фирменного знака, слогана, логотипа. На имидж библиотеки работают и выставки, организованные вне её стен, они могут быть платными и готовиться на заказ. Можно участвовать в общественных событиях, проходящих в регионе (местных ярмарках, научных конференциях, юбилеях), и предлагать свои услуги по организации выставок. Всё это будет содействовать популяризации библиотеки. Для рекламы библиотеки нужно создать свой веб-сайт в Интернете.
Библиотека должна влиять на своих нынешних и будущих пользователей. Формированию общественного мнения содействуют связи библиотеки со средствами массовой информации. Они должны быть двусторонними. Библиотека должна стать для журналистов надёжным источником информации. Особого внимания требуют те, кто ведёт рубрики культуры, литературные страницы и передачи, с ними нужно установить контакты. Главное, чтобы была обоюдная заинтересованность. Помощь библиотеки журналистам окупится путём бесплатных информационных материалов и созданием положительного имиджа библиотеки.
Отношения
с представителями средств
а) библиотека сама готовит статьи;
б) передаёт информацию о
в) обращается к читателям, которые помогают написать статью.
Библиотека подаёт общие статьи о своей работе и одновременно использует разные поводы, чтобы о ней писали газеты. Это может быть любое событие в библиотеке: поступление новых книг, открытие выставки, проведение вечера и т. п. В зависимости от значимости события выбирается метод подачи материала: небольшая информация, отдельная статья, отдельная страница (например, к юбилею библиотеки).
Библиотеки
могут проводить пресс-
На имидж библиотеки влияют экскурсии. Можно договориться с туристическими фирмами о включении библиотеки как обязательного элемента в экскурсии по городу, что особенно актуально для крупных библиотек. Внимание к библиотеке может быть привлечено и путём проведения специальных мероприятий, встреч с известными людьми, презентаций, дней открытых дверей. Информация о библиотеке должна содержаться в телефонных справочниках.
Развитие — это подготовка спонсоров и предшествующая работа с ними. Важную роль играет формирование комплекта материалов о библиотеке, который будет вручаться каждому потенциальному спонсору. Здесь должны быть информационные материалы, письмо-обращение, порядок и методика пожертвования, другие материалы (статьи из прессы). Дизайн и оформление комплекта может отличаться для разных групп спонсоров.
Ходатайство — непосредственная просьба помощи и её получение. Умение убедить, доказать необходимость помощи, определить приоритеты является решающим. Методика работы со спонсором строится в зависимости от его возможностей. Важно определить рейтинг спонсора, т.е. его потенциальные финансовые возможности. Наиболее распространённым является письмо-обращение. Оно должно быть коротким (1-3 стр.), объяснять причину обращения, аргументировать необходимость проекта и сущность проблемы, которую он решает, разъяснять цель проекта, его результаты, методы выполнения и бюджет, а также показать возможности библиотеки выполнить проект, её кадровый потенциал и коротко охарактеризовать библиотеку. Письмо-обращение (или предшествующий разговор с представителем организации) должно пробудить заинтересованность в финансировании проекта. В дальнейшем поддерживается постоянная связь со спонсором во время подачи проекта, его рассмотрения, а возможно, и утверждения.
В случае отказа в поддержке проекта необходимо выяснить причины и определить все просчёты, чтобы в следующем проекте избежать ошибок.
Как при представлении заявки в фонд, так и при обращении к организациям или частным лицам, важным моментом является настойчивость. Редко кто даёт деньги сразу. Обращаться надо несколько раз с повтором через определённое время. Большинство людей принимают решение о помощи потому, что им «надоедают».
Информация о работе Фандрейзинг как метод дополнительного финансирования библиотеки