Денежно-кредитная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2011 в 12:09, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является анализ денежно-кредитной политики в современных условиях.
Задачи работы:
1) Рассмотреть основные методы и типы денежно-кредитной политики.
2) Выявить основные направления денежно-кредитной политики ЦБ РФ.
3. Определить основные мероприятия ЦБ РФ.
4. Раскрыть состояние денежно-кредитной политики РФ на современном этапе.
5. Найти и обосновать решение по выбору оптимального пути развития денежно-кредитной политики РФ.

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 50.38 Кб (Скачать)

     Ожидаемое сокращение валютных интервенций может  существенно уменьшить роль чистых иностранных активов органов  денежно-кредитного регулирования  как основного источника роста  денежного предложения. С целью  обеспечения соответствия денежного  предложения спросу на деньги Банк России продолжит активно использовать операции по рефинансированию банков. Это также будет способствовать повышению роли процентной политики Банка России в снижении инфляции. Для обеспечения соответствия динамики инфляции целевой траектории Банк России будет использовать все имеющиеся  в его распоряжении инструменты  денежно-кредитной политики. На успешность проведения денежно-кредитной политики будут влиять в определенной степени  как бюджетные механизмы аккумулирования  дополнительных доходов от экспорта нефти и газа при высоких ценах мирового рынка энергоносителей, так и проведение консервативной бюджетной политики.

     Процентная  политика Банка России будет осуществляться исходя из состояния экономики и  динамики инфляции. Важной задачей  процентной политики будет постепенное  сужение коридора процентных ставок по собственным операциям Банка  России и снижение волатильности  ставок денежного рынка. При этом все большее влияние на формирование процентных ставок денежного рынка  будут оказывать ставки по рыночным инструментам рефинансирования банков, прежде всего по операциям прямого  РЕПО.

     Основным  фактором риска для российского  банковского сектора в условиях международного финансового кризиса  является существенное ограничение  доступа к ресурсам с международных  рынков капитала и сокращение возможностей внешнего рефинансирования ранее привлеченных заимствований в связи со значительным подорожанием привлеченных средств  для первоклассных заемщиков  и фактическим исключением такой  возможности для других заемщиков.

     Следствием  влияния указанного фактора является введение российскими банками более  консервативных подходов при кредитовании и при оценке кредитного риска. В  свою очередь, это ведет к снижению темпов роста кредитных вложений в экономику и снижению финансового  результата (прибыли) кредитных организаций. Одновременно это обусловливает  относительное увеличение в портфелях  кредитных организаций доли проблемных активов, как накопленных в период кредитной экспансии, так и отражающих ухудшение экономического положения  предприятий при ужесточении  условий привлечения кредитов.

     В этой ситуации на состояние банковского  сектора будет оказывать влияние  качество функционирования внутрибанковских систем оценки и управления рисками, включая кредитный риск, риск ликвидности, рыночный, операционный и репутационный  риски. Наряду с вопросами поддержания ликвидности банки должны уделять внимание вопросам поддержания достаточности капитала, в том числе и за счет дополнительных инвестиций собственников и новых инвесторов.

     В целях снижения негативного влияния  международных финансовых потрясений на экономику и финансовые рынки  России реализуется комплекс мер  по частичному замещению выбывших кредитных  ресурсов банков и восстановлению нормального  кредитного цикла. Эти меры направлены на исключение системной угрозы устойчивости банковского сектора.

     В рамках системы управления ликвидностью банковского сектора Банк России продолжит улучшать условия доступа  кредитных организаций к инструментам рефинансирования, что должно способствовать снижению трансакционных издержек и  рыночных рисков. При дальнейшем развитии внутреннего финансового рынка, его инфраструктуры это будет  способствовать более эффективному перераспределению денежных средств  в экономике. Решения по использованию  инструментов предоставления и абсорбирования ликвидности будут приниматься  в зависимости от динамики основных макроэкономических показателей и  состояния финансового рынка. При  необходимости Банк России может  применять обязательные резервные  требования в качестве прямого инструмента  регулирования ликвидности банковского  сектора.

     Для перехода к режиму таргетирования инфляции в полном объеме Банк России будет  участвовать в работе по созданию необходимых условий институционального характера, способствовать повышению  глубины и ликвидности российского  финансового рынка, добиваться роста  эффективности своей процентной политики, совершенствовать управление ликвидностью банковского сектора, развивать систему анализа денежно-кредитной  политики, макроэкономического моделирования  и прогнозирования.

     Особое  значение Банк России придает формированию доверия общества к осуществляемой денежно-кредитной политике, повышению  ее открытости и прозрачности, разъяснению  общественности своих целей, задач  и принятых мер.

     Политика  валютного курса.

     Политика  валютного курса Банка России в среднесрочной перспективе  будет направлена на создание условий  для реализации модели денежно-кредитной  политики на основе таргетирования инфляции, постепенное сокращение прямого  вмешательства в процессы курсообразования.

     В качестве операционного показателя при проведении курсовой политики на стадии перехода к режиму плавающего валютного курса Банк России продолжит  использование бивалютной корзины, состоящей из евро и доллара США, что позволит взвешенно реагировать  на взаимные колебания курсов основных мировых валют и, соответственно, осуществлять сглаживание колебаний  номинального эффективного курса рубля. Тенденции изменения курса рубля  в среднесрочной перспективе  будут определяться движением средств  в рамках внешнеэкономической деятельности, формирующимся под воздействием как внешних факторов, так и  процессов преобразования структуры  российской экономики.

     Возможно  постепенное сокращение чистого  притока средств по внешнеторговым операциям, темпы которого будут  определяться ценовой конъюнктурой на мировых рынках энергоносителей.

     В случае реализации внешне- и внутриэкономических  условий, близких к первому, второму  и третьему вариантам прогноза, профицит торгового баланса в среднесрочном  периоде сменится его дефицитом, что приведет к изменению фундаментальных  условий формирования обменного  курса рубля.

     В этих условиях определяющую роль приобретет трансграничное движение капитала, которое  и будет определять направление  изменения курса рубля. При этом оценка будущей динамики потоков капитала характеризуется значительной неопределенностью и будет в большой мере определяться развитием внешнеэкономической ситуации, прежде всего - последствиями распространения кризисных явлений на мировых финансовых рынках и ценовой конъюнктурой рынков энергоносителей.

     В условиях, заданных основными макроэкономическими  вариантами развития России, а также  параметрами реализации денежно-кредитной  политики, темпы повышения реального  эффективного курса рубля будут  иметь тенденцию к снижению, а  волатильность обменного курса - к увеличению по мере перехода к  более гибкому режиму курсообразования.

     Инструменты денежно-кредитной политики и их использование.

     Система инструментов денежно-кредитной политики в среднесрочной перспективе  будет ориентирована на решение  стратегической задачи - переноса центра тяжести с управления валютным курсом на усиление роли процентной политики Банка России. При этом Банк России должен иметь возможность оперативно реагировать на изменение ситуации в денежно-кредитной сфере для  поддержания ее устойчивости с учетом рисков, обусловленных действием  внешних и внутренних факторов.

     В зависимости от складывающейся экономической  ситуации Банк России будет применять  инструменты предоставления или  абсорбирования ликвидности, обеспечивая  приоритетное использование рыночных операций на аукционной основе в сочетании  с инструментами постоянного  действия.

     При развитии ситуации в денежно-кредитной  сфере по сценарию формирования структурного избытка денежного предложения (что  может быть связано со значительным притоком частного капитала в Россию и сохранением высоких мировых  цен на товары российского экспорта) Банк России будет преимущественно  использовать инструменты абсорбирования свободной банковской ликвидности, в первую очередь операции с ОБР  и депозитные операции. При необходимости  Банк России намерен проводить операции по продаже государственных облигаций из собственного портфеля (без обязательства обратного выкупа). Повышение нижней границы процентных ставок по своим операциям Банк России будет осуществлять с учетом риска возможного дополнительного притока иностранного капитала. В этих условиях также ожидается, что продолжится полномасштабное применение бюджетных механизмов (в первую очередь механизмов формирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния) для стерилизации свободных денежных средств, поэтому бюджетный канал по-прежнему будет играть ключевую роль в обеспечении сбалансированности внутреннего денежного рынка.

     Однако  в случае ослабления платежного баланса  более вероятно развитие ситуации по сценарию перехода к устойчивому  недостатку ликвидности в банковском секторе и формированию значительного  и регулярного спроса кредитных  организаций на инструменты Банка  России по предоставлению денежных средств. При снижении роли валютных интервенций  в формировании денежного предложения  Банк России будет обеспечивать необходимый  уровень рефинансирования кредитных  организаций, используя рыночные операции предоставления ликвидности (прежде всего  аукционы прямого РЕПО, ломбардные аукционы) и инструменты постоянного  действия (в частности, операции РЕПО по фиксированной ставке и сделки "валютный своп", ломбардные кредиты  по фиксированной процентной ставке, кредиты, обеспеченные нерыночными  активами). Для обеспечения бесперебойного осуществления расчетов кредитными организациями будет продолжено предоставление на ежедневной основе внутридневных кредитов и кредитов "овернайт" Банка России.

     Банком  России будет продолжена политика расширения перечня активов, которые могут  быть использованы в качестве обеспечения  по инструментам рефинансирования Банка  России. После внесения соответствующих  законодательных изменений, позволяющих  Банку России совершать операции на фондовых биржах с корпоративными ценными бумагами, планируется проведение операций прямого РЕПО с биржевыми облигациями и акциями наиболее надежных эмитентов.

     В целях улучшения возможностей кредитных  организаций по получению денежных средств с помощью инструментов рефинансирования Банком России предусматриваются  создание "единого пула обеспечения", включающего в себя как рыночные, так и нерыночные активы.

     При этом между Банком России и кредитными организациями предполагается заключать "рамочные" соглашения, что позволит определять общие условия предоставления кредитов Банка России при использовании  дифференцированного подхода к  установлению процентных ставок по ним  в зависимости от качества обеспечения.

     Банк  России продолжит участие в работе, направленной на закрепление на законодательном  уровне возможности Банка России по привлечению специализированных организаций, в том числе Агентства  по страхованию вкладов, к организации  публичных торгов по реализации имущества, принятого в залог по кредитам Банка России, не обращающегося в  России на организованном рынке.

     В условиях ограниченности объема обеспечения, имеющегося в наличии у кредитных  организаций, и усиления их потребности  в рефинансировании Банк России при  необходимости будет использовать аукционы по предоставлению кредитов без обеспечения кредитным организациям с международным рейтингом долгосрочной кредитоспособности не ниже определенного  уровня. На начальном этапе проведения указанных операций минимальный  рейтинг кредитоспособности устанавливается  на уровне "В-" по классификации  рейтинговых агентств "Fitch Ratings" или "Standard & Poor's" либо на уровне "ВЗ" по классификации рейтингового агентства "Moody's Investors Service".

     В качестве инструмента прямого регулирования  ликвидности по-прежнему будут использоваться обязательные резервные требования. Банк России предполагает придерживаться политики поэтапного повышения коэффициента усреднения обязательных резервов в целях расширения возможностей банковского сектора по управлению ликвидностью и адаптации кредитных организаций к новым резервным требованиям. Вместе с тем в зависимости от изменения макроэкономической ситуации Банк России может принять решение относительно изменения нормативов обязательных резервов.

     В 2010 - 2011 годах предполагается уточнить категории резервируемых обязательств, порядок определения величины резервируемых  обязательств по выпущенным кредитной  организацией долговым ценным бумагам, порядок переоформления обязательных резервов при реорганизации кредитных  организаций.

Информация о работе Денежно-кредитная политика