Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 14:09, курсовая работа
Актуальность данной темы не вызывает сомнений так как уровень безработицы в России сейчас очень высок. Продолжение кризисных явлений в российской экономике неизбежно будет вести к превращению скрытой безработицы в открытую. В результате официальный уровень безработицы будет повышаться. По оценкам специалистов, в ближайшие годы он может возрасти до 15-20 %.
В ходе написания данного реферата были поставлены следующие цели: определить основные виды и формы безработицы в России, выявить факторы появления безработицы, выяснить, какие социальные последствия несет безработица. Также целью стал поиск, каких либо методов борьбы с безработицей.
Введение………………………………………………………….2
1. Виды и формы безработицы………………………………….3
2. Особенности российского рынка труда ……………………..8
3. Факторы, влияющие на рынок труда и безработицу……….12
3.1. Факторы, влияющие на рынок труда………………………12
3.2. Факторы, способствующие безработице в России………..13
4. Специфические причины безработицы в России……….…..16
5. Социальные последствия безработицы…………………..….19
6. Методы борьбы с безработицей……………………………...23
Заключение…………………………………………………..….26
Список литературы……………………………………………..27
12. В последние годы увеличилось число
работников, которые находятся в административных
неоплачиваемых отпусках. Нередко именно
таким способом администрация предприятий
"сохраняет" численность рабочего
коллектива, занижая тем самым среднюю
заработную плату по предприятию и избегая
повышенного налогообложения фонда оплаты
труда.
13. Рост безработицы за счет возросшей
трудовой миграции, увеличения числа беженцев
и вынужденных переселенцев.
5. Социальные последствия
Результаты научных исследований документально
подтверждают существование ряда эмоциональных,
социальных, финансовых, семейных, медицинских
и политических последствий безработицы.
Правда, почти полностью отсутствуют исследования,
где бы сопоставлялись результаты деятельности
наемного работника и его семьи в периоды,
когда он имеет работу, и те периоды, когда
он ее потерял. Поэтому ученые продолжают
дискутировать: безработица - это причина
или повод возникновения отрицательных
последствий? Пищу для спора дают те исследования,
которые устанавливают соотношения, а
не причинно-следственные связи между
уровнем безработицы и динамикой функциональных
нарушений или помещением человека в специальные
лечебные учреждения. Тем не менее, исследования
конкретных случаев, изучение продольных
срезов групп населения и проведение одномоментных
серийных исследований дают сходную картину
последствий безработицы и явлений, сопутствующих
ей. Различие в результатах можно объяснить
влиянием многих факторов, в частности,
уровнем безработицы на момент потери
работы, поддержкой со стороны семьи и
друзей, запасами, которые могут помочь
безработному и его семье пережить трудный
период, длительностью безработицы.
Среди эмоциональных последствий безработицы
называют низкую самооценку, депрессию,
самоубийство и необходимость психиатрического
лечения в стационаре. Среди медицинских
проблем - нарушение здоровья, вызванное
стрессами (в частности, болезни сердца
и почек, алкоголизм и цирроз печени). У
работников, которые до объявления об
увольнении имели нормальное артериальное
давление, сразу же после известия об увольнении
она повышалось и оставалось высоким до
тех пор, пока они вновь не находили работу.
Стрессы, вызванные безработицей, могут
сократить продолжительность жизни и,
следовательно, повысить уровень смертности.
Существует связь между ухудшением отношений
в семье (нарушением функционирования
семьи) и детской смертностью, жестким
обращением с детьми, разводом, конфликтами
между родителями и детьми, необходимостью
передачи детей на опекунство. У детей
в семьях безработных чаще, чем в семьях
работающих, встречаются отклонения в
поведении, нарушении работы желудочно-кишечного
тракта и бессонница. У супруги безработного
наблюдаются те же психосоматические
симптомы, что и у него самого. По всей
вероятности, безработица оказывает отрицательное
воздействие на всех, кого она прямо или
косвенно затрагивает. Ученые обнаружили
несомненную связь между безработицей
и убийствами, насилием и тюремным заключением.
Изучение дел правонарушений показывает,
что до 70% заключенных в момент ареста
не имели работы, что рецидивизм можно
объяснить отсутствием работы. Влияние
безработицы на финансовое положение
неоспоримо. Работникам и их семьям часто
приходится жить на сбережения, продавать
вещи и мирится с более низким уровнем
жизни. Кому-то приходится отказываться
от дома, автомобиля, объявлять о банкротстве
и даже жить на пособие по социальному
обеспечению.
Мало известно о “пороге терпимости”,
когда члены семьи безработного еще сохраняют
способность заботиться друг о друге.
Есть основания считать, что стресс, связанный
с безработицей, снижает такую способность,
в результате чего подростки чаще сбегают
из дома, иждивенцев приходится помещать
в учреждения системы социального обеспечения;
семья отторгает тех, кого считает обременительными.
Несмотря на усилия социальных работников
привлечь внимание безработных к своему
бедственному положению как к политической
проблеме, многие безработные не склонны
к политической активности. Причина кроется
в боязни идти вразрез с общепринятыми
нормами поведения, опасением поставить
под угрозу свои шансы снова найти работу.
Исследователи, к сожалению, еще не установили
полный перечень трудностей, которые связаны
с поиском работы, и тех сложностей получения
новой работы, которые существуют в обществе,
не обеспечивающим всеобщую занятость.
В государственных службах трудоустройства
официально регистрируется только 12% вакантных
рабочих мест. Это лишь усугубляет стресс,
испытываемый человеком в процессе поиска
работы, в частности, при получении отказа
и из-за отсутствия четкого представления
о том, где и как искать работу. О рабочих
местах, не заявленных на рынке труда,
гораздо легче узнать тем, кто имеет работу,
чем безработным. Информация о том, как
искать работу, предоставляемая на курсах
по обучению поиску работы, возможно, достигает
цели, укрепляя у людей надежду на получение
новой работы. Поэтому в последние годы
создаются специальные курсы в помощь
безработным.
Однако кое для кого курсы оказываются
недостаточно эффективными, поскольку
официальная политика государства заключается
в сохранении некоторого избытка рабочей
силы. Если обучавшийся на курсах по поиску
работы или участвовавшие в программах
стимулирования занятости в последствии
терпят неудачу, невозможность получить
работу может парализовать их волю к действиям.
В результате они становятся еще более
уязвимыми перед отрицательным воздействием
эффекта долгого отсутствия работы. Они
могут вообще потерять шансы на получение
работы, так как рискуют попасть в учреждения
социального обеспечения на излечение.
Вместе с тем, растет численность незарегистрированых
безработных, которые не считают необходимым
обращаться в службу занятости и подчас
находят альтернативные источники существования.
Это свидетельствует о росте видов деятельности,
не учитываемых государственной статистикой,
и требует усиления контроля со стороны
органов управления.
Легко убедиться, что люди отчетливо осознают
необходимость личной инициативы и намерены
самостоятельно выбираться из неблагоприятной
ситуации, что происходит, конечно, не
от хорошей жизни, а в силу вынужденных
обстоятельств, когда помощи со стороны
ждать не приходится.
Итак, большинство респондентов исходит
из того, что лучше всего использовать
собственные каналы трудоустройства.
Каждый четвертый выбирает взаимодействие
с соответствующей службой под эгидой
государства, каждый десятый готов воспользоваться
объявлениями в прессе.
Установлено, что безработица является
фактором, понижающим заработную плату.
Таким образом, отрицательные последствия
безработицы не ограничиваются теми, кто
стал ее жертвой. Она может ударить по
целым трудовым коллективам, в том числе
профсоюзам, помешав их попыткам улучшить
качество рабочих мест, условий труда,
ввести дополнительные блага и обеспечить
другие права человека на рабочем месте.
Отрицательные последствия безработицы
для жителей городских и сельских районов
еще не поняты до конца. Хотя во время спада
увеличивается потребность в психиатрических
больницах, тюрьмах и программах социальной
помощи, реальный объем потребностей в
услугах до сих пор не известен. Ведь одновременно
с ростом потребностей в социальной помощи,
медицинском обслуживании, лечебных и
благотворительных учреждениях поступление
от налогов для покрытия этих потребностей
снижаются. Местные власти могут ввести
налоговые льготы для компаний, чтобы
не допустить оттока деловой активности
из своего региона и стимулировать привлечение
новых компаний. А это сокращает экономические
возможности финансирования социальных
программ.
6. Методы борьбы
с безработицей.
В переходной экономике рынок труда наряду
с имманентными ему регуляторами сохраняет
прежние элементы системы управления
трудом. Главным образом это государственные
гарантии занятости населения, централизованное
регулирование оплаты труда (минимальной
заработной платы, ставок тарифов и окладов
в бюджетной сфере). По мере продвижения
к цивилизованному рынку труда складываются
условия для его функционирования на основе
естественных регуляторов в сочетании
с государственным регулированием занятости.
Особую роль здесь играют рыночные формы
и методы инвестирования в экономические
рабочие места, формирование реальной
заработной платы исходя из прожиточного
минимума, социальное страхование работников
наемного труда от экономических рисков,
включая безработицу. При этом государственное
содействие занятости, отражая в основном
социальную компоненту в регулировании
экономической активности населения,
смягчает или носит упреждающий характер
по отношению к угрозе и последствиям
вынужденной безработицы, пытается поддерживать
полную занятость, компенсируя негативные
экономические результаты функционирования
рынка труда.
Активная государственная политика обеспечения
полной занятости должна включать поддержку
служб занятости, расширение их роли в
трудоустройстве и переобучении безработных.
Кроме того, следует раскрыть особенности
формирования общероссийского и региональных
рынков труда, определить тенденции регулирования
занятости на территориях с недостатком
и избытком трудовых ресурсов.
Государственное регулирование рынка
труда целесообразно рассматривать как
многоуровневый процесс. В обобщенном
виде иерархию процесса можно представить
в виде трех уровней: макроуровня, регионального
уровня и микроуровня.На макроуровне
высшие органы законодательной и исполнительной
власти призваны решать следующие основные
задачи:
1. Согласование финансово – кредитной,
структурной, инвестиционной, внешнеэкономических
политик с системой целей регулирования
рынка труда. К этой задаче относятся вопросы
принятия решений о государственных заказах
и закупках продукции, в первую очередь
оборонного, инфраструктурного, экологического
и социального назначения, о государственных
инвестиционных программах, дотациях,
субвенциях, кредитах и налоговых льготах,
направленных на поддержание и развитие
производства в приоритетных отраслях.
Особая задача - регулирование внешнеэкономических
связей в интересах занятости.
2. Согласование социальной, демографической,
миграционной политик с целями и приоритетами
регулирования рынка труда. В число задач
этого блока входят минимизация оттока
квалифицированных кадров за рубеж, ограничение
нежелательных и нелегальных форм иммиграции,
содействие занятости зарегистрированных
беженцев и вынужденных переселенцев,
регулирование доходов, рассматриваемых
в данном контексте как цена труда.
3. Политика трудоустройства и социальной
поддержки незанятого населения. В число задач
данного блока входят организационное
развитие Министерства труда и социального
развития, в том числе службы занятости
и других структур. Основой данного блока
является политика Министерства труда
и социального развития (службы занятости)
на рынке труда.
На региональном уровне государственное
регулирование рынка труда в основном
должно осуществляться в тех же направлениях.
Субъектами регулирования в регионах
являются соответственно органы законодательной
и исполнительной власти. Перечень составных
элементов регулирования рынка труда
на уровне регионов уже, чем на общегосударственном
уровне. Часть названных выше направлений
регулирования осуществляется преимущественно
властями федерального уровня: такова
в основном демографическая политика,
многие аспекты внешнеэкономической политики
регулируются также на федеральном уровне.
В значительной степени на федеральном
уровне регулируются основные направления
финансово – кредитной политики. На региональном
уровне также в интересах рынка труда
возможно осуществление программ жилищного,
транспортного и производственного строительства,
государственных закупок продукции предприятий
всех форм собственности для нужд транспорта,
связи, экологических, социальных и других,
предоставление предприятиям дотаций,
кредитов и налоговых льгот, направленных
на поддержание и развитие производства
в приоритетных отраслях. На региональном
уровне во многих случаях более эффективны,
чем на общегосударственном, меры поддержки
фермерства, индивидуального, малого бизнеса.
Политика трудоустройства и социальной
поддержки незанятого населения в регионах
в целом имеет те же задачи, что и на федеральном
уровне. В число задач данного блока на
региональном уровне входят развитие
систем подготовки и переподготовки рабочей
силы (в первую очередь ее незанятой части),
совершенствование структуры, информационного
обеспечения, обеспечения приспособленными
помещениями и подготовленными кадрами
центров занятости, повышение эффективности
регистрации, трудоустройства, социальной
поддержки безработных и поддержки на
рынке труда беженцев и вынужденных переселенцев,
граждан с ограниченной трудоспособностью,
длительно безработных, женщин, молодежи
и подростков и ряда других групп. Вопросы
организации общественных работ могут
так же решатся на региональном уровне.
Заключение.
В ходе написания данного реферата были
сделаны следующие выводы: Категории занятости
и безработицы занимают одно из важнейших
мест в анализе рынка труда. Занятость
населения определяет уровень и качество
жизни как отдельных граждан, так и общества
в целом. Существует множество видов безработицы,
которые объединяются экономистами в
три основных типа: фрикционную, структурную,
циклическую.
Российский рынок труда имеет свои особенности.
Например в России безработица измеряется
не с помощью обследования, а количеством
безработных, зарегистрированных государственной
службой занятости, но из-за низких пособий
по безработице, люди не спешат регистрироваться.
Низкие пособия способствуют сохранению
невысокого официального уровня безработицы.
Таким образом, реальный уровень безработицы
занижен, что происходит в связи с действующей
системой регистрации безработицы, чрезвычайно
низким пособием по безработице, ограниченными
возможностями переподготовки безработных
и низкой вероятностью последующего трудоустройства,
предложением, как правило, низкооплачиваемых
рабочих мест, которое сдерживает поступление
квалифицированной рабочей силы на рынок
труда.
В этой связи особую роль играет составление
региональных программ занятости, на основе
которых возможно прогнозирование ситуации
и выработка системы мероприятий, смягчающих
негативные последствия ее неблагоприятного
развития. Главный принцип и политики
занятости и составляемых программ - соответствие
предлагаемых мер стратегической цели:
создание условий для полной, эффективной
и свободно избираемой занятости.
Государство должно уделять особое внимание
проблемам занятости. Ориентация государственной
политики в области регулирования рынка
труда, отслеживание процессов в сфере
труда, прогноз их развития должны быть
направлены прежде всего на предупреждение
возникновения кризисных ситуаций, смягчение
напряженности на рынке труда.
Список литературы:
1. А.И. Рофе, Б.Г.Збышко, В.В.Ишнин “Рынок
труда, занятость населения, экономика
ресурсов для труда”// М.:2006.
2. Никифорова А.А. "Рынок труда, занятость
и безработица." // М., 2007г.
3. Анализ ситуации на рынке труда России
в 2010 – нач. 2011 гг. // "РЭО Вестник",
№81, 2011г.
4. "Экономика тpуда" под редакцией
Г.Р.Погосяна и Л.И. Жукова. // M.: Экономика,
2008
5. Четвернина Т. "Положение безработных
и государственная политика на рынке труда."
// Вопросы экономики, 2010, №2, с.102-113.
6. Экономическая теория: учеб. для вузов
под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича.
3-е изд. // СПб., 2008