Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 14:09, курсовая работа
Актуальность данной темы не вызывает сомнений так как уровень безработицы в России сейчас очень высок. Продолжение кризисных явлений в российской экономике неизбежно будет вести к превращению скрытой безработицы в открытую. В результате официальный уровень безработицы будет повышаться. По оценкам специалистов, в ближайшие годы он может возрасти до 15-20 %.
В ходе написания данного реферата были поставлены следующие цели: определить основные виды и формы безработицы в России, выявить факторы появления безработицы, выяснить, какие социальные последствия несет безработица. Также целью стал поиск, каких либо методов борьбы с безработицей.
Введение………………………………………………………….2
1. Виды и формы безработицы………………………………….3
2. Особенности российского рынка труда ……………………..8
3. Факторы, влияющие на рынок труда и безработицу……….12
3.1. Факторы, влияющие на рынок труда………………………12
3.2. Факторы, способствующие безработице в России………..13
4. Специфические причины безработицы в России……….…..16
5. Социальные последствия безработицы…………………..….19
6. Методы борьбы с безработицей……………………………...23
Заключение…………………………………………………..….26
Список литературы……………………………………………..27
Содержание:
Введение…………………………………………………………
1. Виды и формы безработицы………………………………….3
2. Особенности российского рынка труда
……………………..8
3. Факторы, влияющие на рынок труда и безработицу……….12
3.1. Факторы, влияющие на рынок труда………………………12
3.2. Факторы, способствующие безработице
в России………..13
4. Специфические причины безработицы
в России……….…..16
5. Социальные последствия безработицы…………………..….19
6. Методы борьбы с безработицей……………………………...23
Заключение………………………………………………….
Список литературы……………………………………………..
Введение
Безработица
Современный рынок труда в России обладает
рядом специфических черт, которые обусловлены
сложившимися социально-политическими
и экономическими условиями. Он все еще
дифференцирован, поскольку функционирует
под воздействием экономического спада
и структурной перестройки хронического
бюджетного дефицита, в условиях многоукладной
экономики, господства монополизма, неразвитости
рынков инвестиции, информации, которую
сдерживает перелив капитала и труда между
отраслями и регионами страны.
Повышаются требования работодателей
к уровню квалификации работающих и вновь
принимаемых на работу. Сокращается возможность
трудоустройства молодежи, женщин, пенсионеров,
инвалидов, лиц, освободившихся из мест
лишения свободы, выпускников учебных
заведений.
В результате спада производства, порождаемого
разрывом экономических связей, ухудшается
экономическая конъюнктура, происходит
накопление потенциала безработицы.
Темой данного реферата является безработица
в России. Актуальность данной темы не
вызывает сомнений так как уровень безработицы
в России сейчас очень высок. Продолжение
кризисных явлений в российской экономике
неизбежно будет вести к превращению скрытой
безработицы в открытую. В результате
официальный уровень безработицы будет
повышаться. По оценкам специалистов,
в ближайшие годы он может возрасти до
15-20 %.
В ходе написания данного реферата были
поставлены следующие цели: определить
основные виды и формы безработицы в России,
выявить факторы появления безработицы,
выяснить, какие социальные последствия
несет безработица. Также целью стал поиск,
каких либо методов борьбы с безработицей.
Частичная
безработица, которая возникает
в результате снижения спроса на продукцию
предприятия. В этом случае возможны два
варианта поведения предпринимателя:
либо он сохраняет возможность трудиться
для части персонала полное рабочее время,
а другую часть увольняет, либо без увольнения
дает возможность работать всем неполное
рабочее время, что и ведет к возникновению
частичной безработицы.
Анализ экономических показателей дает
возможность оценить издержки безработицы.
Так, считается, что при каждом увеличении
реального объема производства на 2% норма
безработицы имеет тенденцию к снижению
на 1%, и наоборот.
Скрытая
безработица характерна в основном
для стран с глубокими деформациями рыночных
механизмов. Например, отсутствие стимулов
к труду ведет к низкой производительности,
когда работу одного человека выполняют
двое. Это свидетельствует, что одно рабочее
место лишнее, а уровень скрытой безработицы
достигает 50%. Скрытую безработицу пополняют
люди, которые трудятся неполный рабочий
день или неделю, а также те, кто отчаялись
найти рабочие места и, утратив права на
получение пособий, отказались регистрироваться
на биржах труда.
Предприятия, ставшие банкротами в рыночной
экономике, не всегда являются аутсайдерами
в технологии или организации производства.
Банкротство может стать следствием недооценки
перекрестной эластичности спроса, просчетов
при кредитовании и т.д. В итоге возникает
вынужденная безработица, не имеющая отношения
к научно-техническому прогрессу, структурным
сдвигам и иным обстоятельствам. Вынужденная безработица
в связи с банкротством предприятий
особенно остро ощущается в странах, осуществляющих
переход к рынку. Ее уровень, как правило,
выше, чем в странах с развитой рыночной
экономикой.
2. Особенности
российского рынка труда.
Становление
рыночных отношений всегда затрагивает
одну из важнейших сфер экономики – занятость
трудовых ресурсов. В дореформенный период
обеспечение занятости населения основывалось
на командно-административных методах:
лица, достигшие шестнадцатилетнего возраста
и не имеющие ограничений по здоровью,
были обязаны либо учиться, либо работать.
В противном случае они в принудительном
порядке направлялись на работу или преследовались
по закону (объявлялись «тунеядцами»).
Иными словами, все трудоспособное население
страны было крепостным у государства,
которое предписывало, где и по какой профессии
должен трудиться человек, какую зарплату
он должен получать, какие иметь льготы.
Отличительной особенностью рыночной
экономики является то, что человек самостоятельно
принимает решение о том, работать ему
или нет. Государство не вправе заставить
его трудиться, что закреплено в «Законе
о занятости».
Стремление обеспечить практически стопроцентную
занятость трудоспособного населения
в ущерб экономической эффективности
производства привело к тому, что на многих
предприятиях имел место не дефицит рабочей
силы, а ее излишек. В результате этого
в условиях командно-административной
экономики при формальном отсутствии
безработицы она фактически существовала
в «скрытой» форме: часть работников фактически
только присутствовала на работе, имитируя
трудовую деятельность.
Реформирование экономики России со всей
остротой поставило проблему становления
рынка труда как одной из подсистем всего
рыночного механизма. С началом реформ
многие предприятия стали сокращать излишнюю
рабочую силу, то есть «скрытая» форма
безработицы перешла в «открытую». Уже
к концу 1991 г. в стране появились первые
безработные. Однако нормально функционирующая
рыночная экономика предполагает наличие
безработицы. Общепризнанно, что если
показатель безработицы не превышает
5%, то ситуация на рынке труда не является
напряженной: человек, ищущий работу, может
достаточно быстро ее найти. В то же время
работодателю достаточно сложно заполнить
вакансию. При превышении данного уровня
на рынке труда складывается зеркальна
ситуация: теперь безработному трудно
найти работу, в то время как работодатели
имеют возможность выбирать тех, кто им
больше всего подходит. В этой ситуации
одной из основных экономических функций
государства является проведение такой
экономической политики, которая обеспечивала
бы в стране занятость на уровне экономически
эффективном (то есть таком, при котором
уровень безработицы не превышал 5%).
Отличительной особенностью рынка труда
было активное сокращение женщин и лиц
с высшим образованием. Однако в настоящее
время ситуация несколько изменилась:
все чаще безработными становятся мужчины
и те, кто не имеет специального профессионального
образования, то есть все больше растет
спрос на квалифицированную рабочую силу,
имеющую специальную профессиональную
подготовку.
В настоящее время в нашей стране распространена
неполная, частичная занятость, когда
работник трудится не 40, а 18 часов в неделю.
Очагами незанятости в России становятся
Кировская, Свердловская области, Челябинск
и Пермь, Омск, Хабаровск, Иркутск. Безработица
относительно выше среди молодежи и женщин.
Фактором, стимулирующим безработицу,
является такой процесс, как миграция
рабочей силы. В весенне-летний период
в России работают около 500 тысяч иностранцев.
Их доля особенно значительна в строительной
индустрии и сфере услуг.
Стоит отметить парадокс, связанный с
падением эффективности труда в России.
За шесть лет (2002 – 2003 г.г.) этот показатель
снизился в промышленности на 51,4% (в легкой
промышленности – на 85%, машиностроении
– на 66%, пищевой – на 59%, а в цветной металлургии
– на 16%, ТЭК – на 34%, черной металлургии
– на 42%). Если уровень занятости будет
оставаться при той же отраслевой и товарной
структуре, то производству неминуемо
грозит технологический застой.
Становлению рынка труда в России препятствует
ряд причин:
1. Рынок труда
не сбалансирован: с одной стороны, существует
достаточно большое число вакантных рабочих
мест, с другой стороны, значительное число
безработных, чья профессиональная или
квалификационная подготовка не соответствует
требованиям работодателей.
2. По-прежнему
существуют административные и правовые
ограничения на миграцию рабочей силы
(институт прописки).
3. Отсутствует
реальный рынок доступного жилья, что
также сдерживает территориальное перераспределение
трудовых ресурсов.
4. Экономика все
еще остается высоко монополизованной,
что позволяет работодателям диктовать
условия занятости, а работники вынуждены
их принимать.
Безработица пагубно сказывается на всей
жизни общества. Она, прежде всего, снижает
уровень реального фактического выпуска
национального продукта. В западной макроэкономической
теории и практике исчисление потенциальных
потерь продукции и услуг в результате
вытеснения рабочей силы осуществляется
на основе закона Оукена:
В% = А% (U% - FEU%),
где В% - процентное изменение фактически
произведенной продукции в сравнении
с национальным продуктом при полной занятости;
А% - коэффициент Оукена, показывающий,
во сколько раз изменится (увеличится
или уменьшится) национальный продукт
при изменении фактического уровня безработицы
на определенную процентную величину;
U% - процентное изменение уровня фактической
безработицы по сравнению с процентным
изменением ее уровня полной занятости(FEU%).
Оукен вычислил, что эмпирическое значение
введенного им в анализ коэффициента для
постиндустриальных западных экономик
колеблется в значении А = 2.5. Это означает,
что превышение фактического уровня безработицы
на один процент над величиной (FEU%) приводит
к уменьшению валового национального
продукта на 2.5% по сравнению с потенциально
возможным уровнем ВНП. FEU также называют
«естественной нормой безработицы». Считается,
что при естественной норме безработицы
не происходит возрастания общего уровня
цен, то есть инфляции. Для последней четверти
ХХ века характерна возросшая гибкость
рынка труда. Повсеместное распространение
получает надомничество. Иным становится
его экономическое содержание. Теперь
это не просто частично безработные или
женщины, обремененные семьей, но квалифицированные
рабочие, располагающие персональными
компьютерами, терминалами, современными
средствами связи. Распространение «электронного
надомничества» создает гибкие рабочие
места, снижает для предпринимателей расходы
на помещения, отопление, освещение. Вместе
с тем подобные сдвиги в структуре занятости
создают новый стиль жизни: труд обогащается,
возрастают самостоятельность и ответственность
работника – наряду с возможными тяготами
самоизоляции и более низкой профсоюзной
организованностью.
Тенденции к гибкости затронули и рабочее
время. Предприниматели стремятся закрепить
в коллективных договорах схему гибкости
трудового года, то есть право изменять
продолжительность труда на предприятиях
в зависимости от колебаний спроса.
Две противоположные позиции: безработица
– вынужденное явление, причиной которого
является недостаток совокупного спроса
(Кейнс), и зависимость предложения труда
от уровня зарплаты, не повышение которой
снижает инфляцию и благотворно влияет
на условия производства и занятость,
- продолжают сосуществовать в теории
занятости. В сложных условиях переходной
экономики проблема безработицы выглядит
неразрешимой. С одной стороны, никак не
хотелось бы допускать развития массовой
безработицы, но с другой – не следует
препятствовать высвобождению работников,
связанному со структурной перестройкой.
3.Факторы, влияющие
на рынок труда и безработицу.
3.1. Факторы, влияющие
на рынок труда.
Можно выделить внешние и внутренние факторы,
влияющие на рынок труда:
· внешние - кризисный спад общественного
производства, структурная перестройка
производства, сокращение вооруженных
сил, изменение отношений собственности,
денежно – кредитная и финансовая политика
государства;
· внутренние (они являются систематизирующими
и воздействуют на предложение труда,
а не на его спрос) – демографическая ситуация,
образование, подготовка и переподготовка
кадров, миграция.
Исследование всех этих факторов позволяет
определить взаимосвязи между ними и ситуацией
на рынке труда:
· рост безработицы – сокращение инвестиций
и потребительского спроса – сокращение
совокупного спроса – уменьшение объема
производства – дальнейший рост безработицы;
· кризис производства - снижение производительности
труда – усиление спада производства;
· безработица – перераспределение национального
дохода в пользу элитных слоев – рост
бедности – падение производства – дальнейший
рост безработицы;
· высокая производительность труда –
рост уровня благосостояния – дополнительная
покупательная способность населения
– дополнительные новые потребности –
рост производства – рост занятости;
· неполная занятость – низкая зарплата
– низкая производительность труда –
дальнейшее уменьшение занятости.
Все эти факторы и «порождаемые» ими тенденции
в совокупности определили достаточно
быстрый «скачок» безработицы в условиях
формирования рынка труда.
3.2. Факторы, способствующие
безработице в России.
Проблему безработицы усугубляет трудное
материальное положение, толкающее искать
работу домохозяек, пенсионеров, учащихся.
В соответствии с уже накопленным службой
занятости опытом и мнением экспертов
увеличение числа безработных в РФ будет
способствовать наличие следующих факторов:
· подавление безработицы (досрочные проводы
на пенсию мужчин в 58, женщин в 53);
· частичная принудительная безработица
(сокращенный рабочий день, сокращенная
рабочая неделя, удлинение отпусков);
· условная безработица (непостоянная
работа);
· временная безработица (декретный отпуск,
уход за ребенком, за инвалидами детства,
тяжелобольными и стариками, отпуск без
сохранения содержания);
· потенциальная безработица (в связи
с выходом на инвалидность);
· безработица в связи с высвобождением
женщин из производства с вредными и опасными
условиями труда; · безработица структурная
(переориентация, закрытие, банкротство);
· вынужденная безработица (вследствие
отсутствия сырья, энергии, комплектующих,
приведшего к остановке предприятия);
· безработица вследствие повышения производительности
труда и его интенсификации;
· безработица вследствие демобилизации,
увольнения в запас и структурной перестройки
в армии;
· безработица членов семей военнослужащих
и военных советников, возвращающихся
в РФ из-за рубежа;
· безработица в закрытых городах в связи
с конверсией и городах заводах вследствие
остановки предприятий;
· первичная безработица (выпускники школ,
ПТУ, техникумов, ВУЗов);
· безработица молодежи, отчисленной из
учебных заведений или прекратившей обучение
по собственному желанию;
· безработица вследствие недостаточной
профессиональной квалификации;
· безработица субъективная вследствие
нежелания или неспособности переквалифицироваться
и получить иную профессию;
· безработица вследствие вынужденной
миграции (беженцы)
· безработица специалистов работавших
по долгосрочным контрактам за рубежом;
· безработица возвращающихся из мест
лишения свободы;
· безработица тех, кто после длительного
перерыва хочет возобновить работу;
· безработица вследствие стихийных бедствий
и экстремальных ситуаций (аварии, землетрясения,
наводнения, разрушение предприятий и
учреждений в результате взрывов или военных
действий);
· безработица в связи с невозможностью
без нарушения паспортного режима и утраты
жилья перемещаться из мест с избытком
трудовых ресурсов в регионы с избытком
рабочих мест.
Здесь перечислены далеко не все реально
существующие пути пополнения армии потенциальных
безработных. Под неучтенными источниками
подразумеваются несколько групп населения.
Как и в каждом государстве в России есть
определенная часть населения не желающая
работать, - люмпен-элемент. Эта группа
постоянный иждивенец государства, на
биржу труда не пойдет и не будет зарегистрирован
в качестве безработных. Однако эта масса
людей, достигающая по некоторым оценкам
несколько миллионов человек, не оказывая
давления на рынок труда, тем не менее
будет постоянно оказывать давление на
бюджет, особенно когда войдет в силу закон
о пособиях на бедность. Вторая группа
- прямо или косвенно связанные с криминальным
миром. По мере борьбы государства с преступностью,
люди входящие в преступные группировки
пополнят ряды безработных. Третья группа
- люди состоятельные, но официально нигде
не работающие, тоже формально являются
безработными.
4. Специфические
причины безработицы в России.
В настоящее время на российском рынке
труда происходит повышение уровня безработицы
прежде всего за счет населения, неконкурентоспособного
на рынке труда, и перехода скрытой безработицы
на несостоятельных предприятиях и в бюджетной
сфере. Рост временной (фрикционной) и
институционально-маргинальной (социальной)
безработицы при относительно низком
для переходных процессов уровне структурно-профессиональной
и циклической форм ее проявления. Растет
хроническая безработица, связанная с
низкой мобильностью безработных на рынке
труда.
Применительно к российскому рынку труда
можно выделить следующие специфические
причины безработицы:
1. Структурные сдвиги в экономике, выражающиеся
в том, что внедрение новых технологий,
оборудования приводит к сокращению излишней
рабочей силы;
2. Экономический спад или депрессия, которые
вынуждают работодателей снижать потребность
во всех ресурсах, в том числе и трудовых;
3. Политика правительства и профсоюзов
в области оплаты труда: повышение минимального
размера заработной платы увеличивает
издержки производства и тем самым снижает
спрос на рабочую силу;
4. Сезонные изменения в уровне производства
в отдельных отраслях экономики;
5. Изменения в демографической структуре
населения, в частности рост численности
населения в трудоспособном возрасте
увеличивает спрос на труд и, возрастает
вероятность безработицы
6. В настоящее время в России существует
около 2500 бирж труда, что явно недостаточно
для такой огромной страны. Население
плохо информировано о территориальном
расположении данных служб, значительна
удаленность ЦЗ от ряда населенных пунктов,
особенно в сельской местности, где расстояние
до ближайшего ЦЗ может превышать 80 км.
7. Закон о занятости включает положение
о том, что граждане России, получающие
выходное пособие от предприятия (организации),
не могут претендовать на пособие по безработице.
Это означает, что многие из числа потерявших
работу и получивших выходное пособие
как минимум в течение двух месяцев не
видя смысла обращаться в ЦЗ, то есть немалая
часть краткосрочных безработных по-видимому,
исключается из официальных данных.
8. Предполагается, что предприятие, высвобождающее
работников, должно информировать их о
необходимости регистрации в районном
ЦЗ. Однако у предприятий нет ни стимулов,
ни обязанностей выполнять эту функцию.
Более того предприятие, сокращающее занятых,
скорее всего находится в трудном материальном
положении, и для него выгоднее не информировать
работников, поскольку в таком случае
оно не будет выплачивать им выходное
пособие за третий месяц.
9. Возможности ЦЗ по трудоустройству безработных
ограничены. Обследование промышленных
предприятий, проведенное в июле 2003 г.,
показало, что подавляющее большинство
руководителей не прибегают к услугам
ЦЗ при поиске и найме рабочей силы даже
при росте ее предложения на рынке труда.
10. Вероятность получения пособия по безработице
для обратившегося в ЦЗ невелика, а размер
выплачиваемого пособия, как правило,
минимальный.
11. Переподготовка безработных через ЦЗ
осуществляется недостаточно эффективно в сфере (избыточной
занятости) в официальную форму, регистрируемую
службой занятости.