Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2011 в 22:13, курсовая работа
Целью данного курсового проекта является анализ состояния безопасности труда в Российской федерации и разработка мероприятий по улучшению текущей ситуации.
Введение
1.Теоретические аспекты безопасности труда.
1.1. Основные принципы беспечения безопасности труда
1.2. Состояние условий и охраны труда в Российской Федерации
1.3. Законодательное обеспечение безопасности труда и жизни граждан Российской Федерации
2. Анализ роли бизнеса в обеспечении безопасности деятельности
2.1. Российский бизнес и безопасность труда
2.2. Экономический аспект, как фактор влияния на обеспечение безопасности труда
3. Основные мероприятия рекомендуемые для улучшения текущей ситуации
Заключение
Как показывает
реальная практика, система работает
неэффективно. Число травм, аварий на
производстве и число жертв не
уменьшается, а наоборот растет. Об
этом свидетельствует даже официальная
статистика. В последние время
в среднем в год совершается 13
Около 8 тысяч человек подвергаются отравлению и профессиональному заболеванию. Т.е. каждый год на производстве подвергается опасности жизнь примерно 100 тысяч человек. По численности пострадавших это большой город.
В последнее время участились крупные аварии, в которых одновременно травмируются и гибнут сотни людей. Такими авариями стали, например, авария на Саяно-Шушенской ГЭС, унесшая жизни 75 человек, травмированными оказалось 13 человек. Недавняя авария на шахте «Распадская» в Кемеровской области унесла жизни 90 человек, травмировано более 100 человек. Пожар на Братской ГЭС, где пострадало несколько десятков человек. Авария на шахте «Алексеевская» также в Кемеровской области. В той же области произошел взрыв на заводе ферросплавов в городе Новокузнецке. 25 мая 2005 года в Москве и ряде городов Московской, Калужской и Тульской областей произошло масштабное отключение электроэнергии. Причина - пожар на подстанции «Чагино». Все это наносит колоссальные материальные потери. Только аварией на Саяно-Шушенской ГЭС нанесен ущерб почти в 8 млрд. рублей. Восстановление шахты "Распадская" потребует 9 млрд. рублей. Но главное - человеческие жизни, потерю которых не восстановить никакими затратами.
Причины неблагополучного положения с охраной труда заключаются не только в несовершенстве законодательства в этой сфере или системы в целом по обеспечению безопасности труда. Всплеск травматизма и гибель людей на производстве во многом определяется социально-экономическими обстоятельствами. Одно из главных из них - смена формы хозяйствования, когда вместо государства, как собственника, пришел частник. Зачастую это некомпетентные люди, подобно Чубайсу, главная цель которых - получение максимальной прибыли любой ценой, в том числе и за счет грубого нарушения существующих правил по технике безопасности. Нередко «хозяева» пытаются сэкономить на системах защиты, на запасных частях, на планово-предупредительных ремонтах и т.д. Сегодня в промышленности износ оборудования фактически достиг почти 70%. А это чревато новыми авариями и новыми человеческими жертвами. В правительстве нет программы, по которой владельцы отчитывались бы о замене технологического оборудования, внедрении новых технологий, повышающих безопасность труда, да и правительство само фактически отказалось от финансирования безопасности труда, самоустранилось от важнейшей своей функции, закрепленной в Конституции страны.
Существенно снизилась требовательность со стороны надзорных органов к надлежащему состоянию техники безопасности и охраны труда: надзорные органы начинают проявлять активность только тогда, кода трагедия уже случилась. Практически никто из владельцев предприятий, на которых произошли крупные аварии с человеческими жертвами, не привлечен к уголовной ответственности. В лучшем случае находят «козла отпущения», как это имеет место с директором шахты «Распадская», на которого и сваливается вся ответственность истинных виновников. Мыслимо ли дело, чтобы в России могли привлечь к ответственности за гибель людей кого-нибудь из олигархов, тем более такого как Абрамович, который, как оказалось, владеет почти 15% акций шахты «Распадская»? Или иностранных владельцев российских предприятий, которые и являются основными собственниками шахты «Распадская»?
Власть демонстрирует полное бессилие с наведением элементарного порядка. Особенно это ярко проявляется в поездках председателя правительства по местам аварий. Попытки свалить вину за гибель людей "на природу" или свести всю совокупность проблем к материальным выплатам семьям пострадавших - циничны по форме и по содержанию. Сегодня государство закрепляет тенденцию своего ухода от ответственности за состояние безопасности труда. Недавно в принятом в первом чтении законопроекте о внесении поправок в закон о саморегулируемых организациях функции проведения экспертиз по безопасной организации труда на особо опасных производствах передаются частным фирмам - саморегулируемым организациям. На практике известно, что создание саморегулируемых организаций в других сферах ни к каким положительным результатам не привело. Создается еще одна система непроизводительного труда, паразитирующая на теле производства.
В советское время все работы велись в строгом соответствии с требованиями десятков тысяч ГОСТов, СНиПОв и СанПиНов. Нарушение этих документов было недопустимым и уголовно преследовалось государством. В декабре 2002 года по инициативе и поддержке депутатов «Единой России» был принят федеральный закон «О техническом регулировании», предусматривающий замену десятков тысяч ГОСТов. СНиПОв и СанПиНов несколькими сотнями технических регламентов. Якобы устаревшие ГОСТы не соответствовали современным требованиям. Со вступлением Закона в силу перестала действовать как обязательная для применения большая часть нормативно-технической базы страны, насчитывавшая около 170 000 документов, в числе которых примерно 25 000 государственных стандартов.
Закон разделил понятия технического регламента и стандарта, установив добровольный принцип применения стандартов. Однако технические регламенты, в отличие от стандартов, могут устанавливать только минимально необходимые требования в области безопасности. За 8 лет разработано лишь несколько технических регламентов:
Технический регламент о безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков;
Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овошей;
Технический
регламент о требованиях
Технический регламент на масложировую продукцию;
Технический регламент на молоко и молочную продукцию;
Технический регламент о требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту;
Технический регламент о требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории России, вредных веществ;
Технический регламент о безопасности низковольтного оборудования.
Многие специалисты
в области стандартизации считают,
что технические регламенты - это
фальсифицированные отображения стандартов.
Их аналитические оценки показывают: чтобы
принять хотя бы половину техрегламентов
законодателям понадобится не менее 160
лет! И это неудивительно, ибо каждый техрегламент
- сложнейший документ. К примеру, проект
техрегламента «О пожарной безопасности» изложен
на 580
страницах - пока его изучишь, сгорит не
один населённый пункт. Проект, посвященный
безопасности в машиностроении, содержит 500
страниц. Про безопасность трубопроводного
транспорта представлено более 50
версий - столько оказалось толкований
этого законопроекта. К середине 2010
г., когда завершается семилетний переходный
период, отпущенный на принятие техрегламентов,
российская экономика могла остаться
без нормативно-технических документов
и в ней мог начаться хаос. Поэтому по всем
недостающим направлениям предлагается
пользоваться зарубежными техническими
регламентами. С этой целью в декабре 2009
года президент Д.Медведев внёс в Госдуму
законопроект, предусматривающий возможность
применения иностранных (в частности,
принятых в ЕС) регламентов. При этом решение
применять техрегламент или не применять
принимает сам производитель на добровольной
основе. На добровольной основе остается
теперь и применение ранее существовавших
государственных стандартов, а также сертификация
оборудования и используемых материалов.
2. Анализ роли бизнеса в обеспечении безопасности деятельности
2.1. Российский бизнес и безопасность труда
2.2. Экономический аспект, как фактор влияния на обеспечение безопасности труда
Несмотря на меры, предпринимаемые федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, общероссийскими объединениями профессиональных союзов и общероссийскими объединениями работодателей, организациями, состояние условий и охраны труда остается неудовлетворительным.
Состояние условий и охраны труда напрямую зависит от экономики страны. Страна перешла на рыночную систему хозяйствования, в которой движущим мотивом хозяйственной деятельности выступает доход. Цель хозяйствующего субъекта - получение прибыли, тогда как капитальные вложения в основные фонды, необходимые для улучшения условий и охраны труда, приводят к росту себестоимости продукции. В условиях, когда участники производственных процессов постоянно отдают предпочтение экономической выгоде (работодатель прибыли, работники - оплате труда, в том числе доплате за работу во вредных условиях труда), улучшение условий и охраны труда оказывается трудно решаемой задачей.
Положение осложнено также тем, что необходимые затраты, как правило, связанные с капиталовложениями в основные фонды, значительно превышают экономию на сокращении всевозможных выплат в связи с неблагоприятными условиями труда. Это обстоятельство усугубляется низкой оплатой труда работников, в то время как цены на машины, оборудование, строительные конструкции приближаются к мировым ценам, особенно, если в них воплощены требования эргономики, санитарно-промышленных и гигиенических норм.
Главными причинами,
определяющими высокие
o старение основных производственных фондов, износ которых в некоторых отраслях промышленности достигает 70 и более процентов, заметное сокращение объемов капитального и профилактического ремонта промышленных зданий, сооружений, машин и оборудования;
Причины высокого уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, как видим, носят сложный, комплексный характер, в том числе выходящий за рамки собственно проблем управления охраной труда. Возможность позитивных сдвигов в улучшении условий и охраны труда тесно связана с совершенствованием работы по многим направлениям, в рамках многих отраслей права.
В последнее время наблюдается заметный подъем производства. Прогнозные оценки показывают, что при восстановлении прежнего уровня производства проблема обеспечения безопасности труда возникает в более обостренной форме. Основанием для подобных прогнозов являются изменения, происшедшие на предприятиях за время периода спада в состоянии оборудования и сооружений, в профессиональной квалификации обслуживающего персонала, в отношении к вопросам обеспечения безопасности производства. Переходные режимы (после длительных остановок производства) всегда являлись для предприятий наиболее опасными периодами в части возможности возникновения аварийных ситуаций.
Необходимо
сделать эти две тенденции
разнонаправленными: при продолжении
роста производства сдержать рост производственного
травматизма и профессиональной
заболеваемости, а в дальнейшем обеспечить
их снижение.