Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 20:44, контрольная работа
Цель контрольной работы - изучить антикризисный менеджмент: предмет, методы, функции.
Исходя из поставленной цели, можно определить следующие задачи, которые необходимо решить по ходу работы:
рассмотреть предмет, исторический характер и функции антикризисного управления
рассмотреть методы, используемые в антикризисном управлении.
Введение
1. Предмет, исторический характер и функции антикризисного управления...4
2. Методы, используемые в антикризисном управлении……………………..13
Заключение
Используемая литература
Функциональное пространство антикризисного управления как системы представляет собой отражение ее предметной области, включающей элементы, образующиеся на стыке взаимодействия систем управления разного уровня (работник, предприятие, муниципальное образование, область, регион, государство). Антикризисные управленческие воздействия формируются по инициативе множества субъектов, распределены среди его носителей и нуждаются в консолидации, когда существует вероятность выявления финансовой несостоятельности хозяйствующего субъекта.
Главным элементом антикризисного управления являются процессы применения законодательных норм банкротства к субъектам хозяйствования. В содержание этих процессов входят элементы инициативы банкротства, судебного разбирательства, арбитражного управления, санации, ликвидации. Процессы диагностики, профилактики хозяйственных связей, проектирования, инноваций, непосредственно связанные с кризисами, остаются за пределами антикризисного влияния.
Исходя из определения предмета антикризисного управления, можно выделить ее основные функции. К ним относятся:
а) познавательная функция;
б) практическая функция;
в) методологическая функция;
г) воспитательная.
Как и всякая другая наука, антикризисное управление изучает определенную область деятельности с целью познания законов ее функционирования. Она, следовательно, выполняет, познавательную функцию. Но познание действительности не является самоцелью. Мы познаем действительность для того, чтобы использовать знания о ней в интересах человека и общества. Вследствие этого познавательная функция перерастает в практическую – использование знаний антикризисного управления с целью не только познания, но и преобразования действительности. По нашему мнению, улучшения в практике управления не могут осуществляться на пути институциональных преобразований, изменений в законодательстве, изменений в фискальной и кредитно-денежной политике, поскольку, в конечном итоге, они являются вторичными по отношению к социально-экономической системе отношений, которая постоянно их воспроизводит. Речь, таким образом, должна идти об изменении этой системы. Именно отсутствие этих изменений, приводит к тому, что антикризисное управление в сложившихся формах и содержании не оправдало себя, оно получилось односторонним, не ориентированным на устранение возможных кризисных явлений, а на устранение их последствий.
Если рассматривать антикризисное управление как сферу деятельности, основным результатом которой должно стать создание условий для бескризисного развития предприятий и учитывая, что в рамках рыночной (капиталистической) социально-экономической модели создание этих условий невозможно, то является вполне очевидным, что специалист по антикризисному управлению должен быть подготовлен для изменения социально-экономических основ современного общества, воспроизводящего условия экономических кризисов, таким образом, чтобы уничтожить современную модель отношений и установить модель, обеспечивающую бескризисное развитие.
Методологическая функция основана на том, что антикризисное управление является теоретической дисциплиной, выступающей основанием для других экономических дисциплин – теоретические основы реструктуризации, теория и практика финансового оздоровления предприятия, антикризисное управление кредитными организациями. Овладение антикризисным управлением необходимо специалистам прикладных экономических наук, руководителям и работникам всех отраслей хозяйства.
Управление обществом, производством, предприятием, трудовым коллективом требует глубокого знания объективных экономических законов общественного развития и умелого использования их в хозяйственной деятельности. Эта социальная направленность и практическая функция антикризисного управления особенно важны и должны учитываться всегда, в особенности при переходе от одной системы общественно-производственных отношений к другой, в частности, в условиях современной рыночной трансформации экономики России.
Поскольку в антикризисные усилия общества вовлекаются исполнительные органы государства, хозяйствующие субъекты (предприятия, корпорации, объединения), субъекты инфраструктуры (финансовые, страховые, консалтинговые, аудиторские, инвестиционные компании), физические лица, некоммерческие организации, – экономическая политика государства должна учитывать выводы и рекомендации, которые даются, в том числе и антикризисным управлением.
Воспитательную функцию антикризисное управление осуществляет, главным образом, путем обобщения реальной действительности и формирования современного экономического мышления.
2. Методы, используемые в антикризисном управлении
Предмет науки раскрывается с помощью методов. Метод – это способ, с помощью которого познается предмет. В известном смысле, методы, используемые в науке, определяют глубину познания ее предмета и достоверность полученных результатов. Антикризисное управление имеет дело с фактами объективной действительности, которые подлежат исследованию. Сами по себе факты ничего не объясняют, они могут лишь подтверждать илиПредмет и метод антикризисного управления предприятием опровергать результаты научных выводов. Задача научного исследования заключается не в том, чтобы регистрировать и коллекционировать факты, а в том, чтобы:
1) за видимостью явлений раскрыть их сущность,
2) понять их внутренние связи,
3) познать законы их возникновения и развития
с целью использования в дальнейшей практической деятельности.
Как известно, сущность и форма явлений в реальной действительности не совпадают. В противном случае любая наука была бы излишней. Именно наука проникает в действительную природу явления, объясняя, почему внешний вид явления представлен именно в таком виде. Эту задачу наука решает с помощью научных методов. Применение правильного метода обеспечивает истинность познания действительности в ее развитии и видоизменении. Применение ошибочного метода снижает вероятность получения достоверного результата, появление которого возможно в качестве редкого исключения. Существует целая наука, изучающая методы. Она называется методология – наука о способах познания. К сожалению, как отмечает известный экономист М. Блауг, «методология не очень почитается современными экономистами. Печальным следствием этой распространенной «методофобии» стали посредственные экономические навыки большинства экономистов»[4,c.53].
Методы
классифицируются на всеобщие, общенаучные
и конкретно научные. В той
или иной степени они используются
при изучении предмета антикризисного
управления.
Ко всеобщим методам относятся: синтез, анализ, индукция, дедукция, обобщение, метафизический и диалектический методы. Все они относятся к методам логики, иными словами, – законам человеческого мышления.
Анализ (от греч. – разложение, расчленение) – прием мышления, расчленяющий целое на части. В антикризисном управлении при проведении диагностики состояния предприятия используется финансовый анализ.
Синтез (от греч. – соединение, сочетание, составление) – это прием мышления, позволяющий объединить части в целом. Синтез противоположен анализу и неразрывно с ним связан.
Индукция – это общий вывод на основе частных посылок.
Дедукция (от лат. deductio – выведение), 1) переход в познании от общего к частному и единичному, выведение частного и единичного из общего; 2) в логике и методологии – процесс логического вывода, представляющий собой переход от посылок к заключениям на основе применения правил логики. К дедуктивным выводам постоянно прибегают в процессе познавательной деятельности. Так, применение любого общего положения (например, закона) к частному случаю осуществляется посредством дедукции.
Дедукция связана с анализом – раскрытием компонентов посылок дедуктивного содержательного вывода. Поскольку в заключении содержательного дедуктивного умозаключения происходит объединение знаний, данных в отдельных посылках, дедукция связана и с синтезом. Дедукция находится в диалектической взаимосвязи с индукцией. Единичные факты (на основе обобщения которых индукция строит общие утверждения) считаются объясненными, если они включены в определенную систему понятий, из которой могут быть получены дедуктивным путем. В формировании общих посылок дедуктивных умозаключений существенную роль играют обобщения наблюдений и экспериментов, связанные с индуктивными процессами. «Индукция и дедукция связаны между собою столь же необходимым образом, как анализ и синтез. Вместо того чтобы односторонне превозносить одну из них до небес за счет другой, надо стараться применять каждую на своем месте, если не упускать из виду их связь между собою, их взаимное дополнение друг друга»[8,c.542].
Обобщение (от лат.) – прием мышления используемый для установления общих свойств объекта. Процесс обобщения связан с процессами анализа, синтеза, абстракции, индукции.
Диалектический
метод познания предполагает рассмотрение
объекта исследования в процессе его развития,
в движении, в динамике. В противоположность
ему метафизический метод рассматривает
объект исследования в состоянии покоя,
в статике. В антикризисном управлении
используются оба этих метода. Так
при изучении экономического кризиса
последний рассматривается не сам по себе,
а в процессе диалектического движения
капиталистической экономики, как
одна из фаз промышленного цикла, как
постоянно повторяющийся, непрерывно
воспроизводящийся феномен, как условие
и продукт движения рыночной экономики.
Метафизический метод познания применяется
при проведении диагностики состояния
предприятия, когда показатели последнего
фиксируют его состояние на определенный
момент времени.
Ко второй группе методов познания объективной действительности, ее развития, широко применяемых в разных науках, относят общенаучные методы. К ним относятся:
1.
Эмпирические методы –
а) Наблюдение, т.е. сбор объективной и достаточной информации по проблеме. «Из наблюдений установлять теорию, чрез теорию исправлять наблюдения – есть лучший всех способ к изысканию правды», указывал М.В.Ломоносов. Важность этого метода в антикризисном управлении подчеркивается названием одной из процедур банкротства с аналогичным названием.
б) Эксперимент (от лат. – проба, опыт), при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности. В антикризисном управлении проведение эксперимента проблематично.
в) Моделирование, т.е. исследование объектов познания на их моделях. Модель – это условный образ объекта, построенный для упрощения его исследования. Изучение модели дает новые знания об объекте либо позволяет определить наилучшее решение в той или иной ситуации. В процессе антикризисного управления строится математическая модель конкретного предприятия, затем в нее вводятся те изменения, которые предполагают осуществить на данном предприятии, рассматривается, к каким последствиям их внедрение может привести, и делается вывод относительно целесообразности их реализации на конкретном предприятии. Моделирование необходимо в силу сложности проблем антикризисного управления и трудности проведения экспериментов в реальной жизни.
г) Прогнозирование, которое представляет собой процесс составления, разработки прогнозов развития. Прогнозирование представляет собой попытку исследователя понять, где и в каких качественно новых условиях окажется его организация по истечении определенного периода времени. В антикризисном управлении прогнозирование активно применяется при проведении как санационных, так и ликвидационных процедур.
Существуют
различные классификации
• экономические – используются для предсказания общего состояния экономики и объема сбыта для конкретной компании или по конкретному продукту;
• развития технологии - позволяют предсказать, разработки каких новых технологий можно ожидать, когда это может произойти, насколько экономически приемлемыми они могут быть;
• развития конкуренции - позволяют предсказывать появление, стратегию и тактику конкурентов;
• социальные - используются для предсказания изменений в социальных установках людей и состояния общества.
2. Теоретические методы – аксиоматический, формализации, подтверждения и опровержения.
а) Аксиоматический метод – способ построения научной теории в виде системы аксиом…позволяющих получать утверждения (теоремы) данной теории. Аксиома – положение, принимаемое без доказательства в силу непосредственной убедительности; истинное исходное положение теории. Теория – это система основных идей в той или иной отрасли знаний; форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности. Теорема - утверждение, устанавливаемое при помощи доказательства (в противоположность аксиоме). Наличие аксиоматического метода является непременным условием для построения формализованного языка.