Анализ внешней среды как инструмент стратегического планирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 20:33, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение особенностей разработки стратегического планирования на основе анализа внешней среды
В соответствии с данной целью необходимо решить следующие задачи:
– определение понятия «внешняя среда организации», рассмотрение ее характерных особенностей, исследование факторов прямого и косвенного воздействия;
- раскрыть сущность и понятие стратегического планирования;

Файлы: 1 файл

анализ внешней среды как инструмент стратегического планирования.docx

— 290.60 Кб (Скачать)

        Анализ внешней среды представляет собой процесс, посредством которого разработчики стратегического плана контролируют внешние по отношению к организации факторы, чтобы определить возможности и угрозы для фирмы. [8,273].

        Анализ внешней среды помогает получить важные результаты. Он дает организации время для прогнозирования возможностей, время для составления плана на случай непредвиденных обстоятельств, время для разработки системы раннего предупреждения на случай возможных угроз и время на разработку стратегий, которые могут превратить внешние угрозы в любые выгодные возможности.

       Следовательно, для того чтобы сформулировать цели и сформировать основные варианты стратегических направлений достижения этой цели, для любой организации необходимо сначала произвести анализ и прогноз внешней среды. .Задача стратегического управления состоит в обеспечении такого взаимодействия организации с внешней средой, которое позволяло бы ей поддерживать и реализовывать ее потенциал на уровне, необходимом для достижения ее целей, и тем самым давало бы ей возможность выживать в долгосрочной перспективе.

        Для того чтобы определить стратегические направления поэтапного достижения цели организации, необходимо установить возможные изменения окружающей среды. Такой анализ предполагает расчленение единого целостного представления о состоянии организации и окружающей среды на отдельные составляющие элементы.

        Анализ и прогноз внешней среды обычно считается исходным этапом процесса стратегического планирования, так как именно он обеспечивает базу для определения целей организаций и выработки стратегий, позволяющих достичь этих целей. [9, 190].

        Выбор стратегии определяется двумя главными моментами. Первый - характер и структура отрасли, в которой действует фирма; второй - позиция, которую фирма занимает в пределах отрасли. Некоторые позиции более выгодны, чем другие, независимо от прибыльности отрасли. Анализ внешней среды является отправной точкой в процессе стратегического управления. Только хорошо понимая условия внешнего окружения, менеджеры могут сделать обоснованный выбор миссии, целей и стратегии. [4,.27]


2.АНАЛИЗ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ КОНКРЕТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

2.1 Общая характеристика предприятия

 

База  Автотранспорта и Механизации № 964 является практически единственным государственным предприятием по ремонту  автомобильной техники, различной  грузоподъемности.

ДГУП  БАМ № 964 - Дочернее Государственное  Унитарное предприятие Управления дорожного строительства № 4 Дорожно-строительного  управления Федеральной службы Специального строительства при Правительстве  Российской Федерации. Создано в  соответствии с указами Президента Российской Федерации от 27 августа 2000 года № 1117, постановлением Правительства  Российской Федерации от 15 ноября 2000 года № 005, приказом начальника Спец строя  России.

Предприятие входит в состав Дорожно-строительного  управления Федеральной службы специального строительства при Правительстве  Российской Федерации и относится  к дорожно-строительным воинским формированиям.

Предприятие осуществляет свою деятельность на основе Устава, которым определены цели, задачи, основные положения организации  предприятия, ее деятельности, управления, формирования и распределения доходов, принципы оплаты труда и другие вопросы.

Для осуществления  хозяйственной деятельности База Автотранспорта и Механизации № 964 наделена уставным фондом в 256 тысяч рублей. Передано в  ведение основных и оборотных  средств на сумму 7 621 тысяч рублей от Государственного Унитарного предприятия  УДС № 4 .[11,7]

База  Автотранспорта и Механизации № 964 создана для наиболее полного  удовлетворения потребительского спроса за счет производства высококачественной продукции, работ и оказания услуг  с целью получения максимальной прибыли.

В соответствии с учредительными документами База Автотранспорта и Механизации № 964 создана для ведения следующих  видов деятельности:

- выполнение  капитального и иных видов  ремонта автомобилей и их агрегатов  семейства КрАЗ, МАЗ, КамАЗ, ЗИЛ,  ГАЗ, ВАЗ и др., на основе  использования высококачественного  оборудования, классных специалистов;

- разработка, производство и реализация запасных  частей для грузовых автомобилей  отечественного производства;

- разработка  и изготовление различных видов  изделий, товаров народного потребления  и технологий;

- организация  и проведение фирменного торгово-сервисного  обслуживания изготавливаемой продукции,  услуг;

- осуществление  снабженческо-сбытовых операций;

- осуществление  мероприятий по аренде, лизингу,  купле-продаже недвижимости, основных  средств;

- другие  виды деятельности, не запрещенные  федеральным законом.

Переход к рыночным отношениям требует новых  подходов к проблемам формирования материальных потоков. Так База Автотранспорта и Механизации № 964 для того, чтобы  расширить объем оказываемых  услуг, взяла в аренду у ГУ УДС  №4 автомобильную технику различных  марок и разной грузоподъемностью. Теперь предприятие оказывает услуги с использованием строительных машин, механизмов, автотранспорта и др. оборудования. Всего в распоряжении предприятия  находится 39 единицы автомобильной  техники, из них: бортовых автомобилей - 9 единиц (марки МАЗ, КамАЗ), автомобилей  с грузовым полу прицепом - 4 единицы (марки КамАЗ-54112), автосамосвалы - 3 единицы (марки МАЗ-5551, КамАЗ-5511), автокраны - 2 единицы (марки КС-3577, КС-4572), гидрокран - 1 единица (марки МКС-5531), автопогрузчик - 2 единицы (марки АП-40-81), трактор- 2 единицы (марки ДТ-75, Т-150).

Имеющиеся возможности производства у предприятия  позволяют изготавливать практически  любые изделия из дерева и металла. На сегодняшний день База Автотранспорта и Механизации № 964 изготавливает  следующие изделия: из дерева: столы, табуреты, двери, штакетник, оконные  рамы; из металла: ворота гаражные, оградки, гробнички, двери металлические.

          Управление Базы Автотранспорта  и Механизации № 964, как и  на любом предприятия, состоит  из нескольких уровней. На предприятии  используется классическая иерархическая  структура управления, которая позволяет  добиться специального разделения  труда руководителей различного  уровня и делегирования полномочий.

Высшим  органом управления является Спец строй  Российской Федерации, который назначает  директора предприятия. Директор в  свою очередь назначает своих  заместителей. Два раза в год вышестоящая  организация проводит плановые проверки, после которых проводится собрание высшего звена, для того чтобы  заслушать отчет о проведенной  работе, о хозяйственной деятельности предприятия и его финансовом состоянии. На собраниях вырабатываются программные решения в части стратегического и тактического развития предприятия.

Правление предприятия кроме директора  состоит также из его заместителей по функциональным вопросам (т.е. руководителей  структурных подразделений):

Директор  по производству - отвечает за выполнение плана по производству, руководит  цехами основного и вспомогательного производства: цех сборки; цех комплектации.

Директор  по маркетингу - осуществляет руководство  в части работы по составлению, исполнению планов по закупке и продаже, составлению  прогнозов, развития рынков; по анализу  положения предприятия на рынке, существующих сбытовых сетей; по выявлению  и анализу существующих и потенциальных  конкурентов и потребителей; по формированию финансовых, производственных и сбытовых задач различным отделам для  улучшения положения предприятия  на рынке. Ему подчинены: отдел сбыта  и отдел закупок.

Главный бухгалтер - руководит бухгалтерией предприятия и отвечает за своевременное  предоставление финансовых отчетов  вышестоящему руководству предприятия  и в налоговую инспекцию, а  также отвечает за качество и оперативность  бухгалтерского учета.

Директор  по экономике, социальным вопросам - руководит  работой в части анализа финансово-экономического состояния предприятия, разработке учетной и налоговой политики, управление оборотными средствами, кредиторской и дебиторской задолженностью, вместе с директором по маркетингу утверждает целесообразность сделок по купле и  продаже товаров, услуг, определяет основные направления социальной политики предприятия, руководит: планово-экономический  отделом, отделом кадров, отделом  организации труда.

Технический директор - совместно с инженером  по подготовке производства осуществляет руководство следующими отделами: отделом  главного механика, отделом главного энергетика, отделом технического контроля, транспортный цехом.

Таким образом, на Базе Автотранспорта и Механизации  № 964 реализована и работает классическая организационная структура, построенная  по принципу иерархии. И естественно, что в деловой практике предприятия  невозможно обойтись только линейными  связями, очень часто возникают  «горизонтальные» отношения между  различными службами предприятия, которые  позволяют более оперативно решать большинство производственных задач.

Численность работающих на предприятии составляет 80 человек, из них руководителей  и специалистов 25 человек.

В настоящее  время, после истечении года с  момента государственной регистрации  Базы Автотранспорта и Механизации  № 964, можно сделать вывод о  хорошей динамике движения к тем  стратегическим целям, которые были записаны в учредительных документах. Самым главным достижением предприятия  и его руководства является то, что оно на свой страх и риск, без поддержки государства, помимо основной деятельности для получения  большего дохода занялось такими видами деятельности как: предоставление транспортных услуг, производство изделий из дерева, производство изделий из металла.

Еще одним  достижением предприятия является ее выход на новые рынки, так База Автотранспорта и Механизации № 964 открыла свое обособленное подразделение  в городе Калуга.

Если  коротко обозначить перспективы  развития предприятия, то необходимо отметить следующее: в тактическом плане  задачей предприятия является эффективное  использование всех имеющихся ресурсов для получения чистой прибыли, которая  является источником воплощения стратегических планов руководства.

Главной частью стратегических планов предприятия  является:

- совершенствование  технологической базы производства  и увеличение качества и количества  выпускаемой продукции;

- расширение  сети розничной торговли выпускаемой  продукции.

 

2.2 Анализ финансово-хозяйственной  деятельности предприятия

 

Как было сказано выше, Базе Автотранспорта и Механизации № 964 не только удалось  выжить в условиях кризисного состояния  российской экономики, но и добиться положительных результатов.

В настоящее  время предприятие имеет мощности и технологии, позволяющие быть крупным  и единственным государственным (в  Нижневолжском регионе) поставщиком  продукции для грузовых автомобилей  отечественного производства и всевозможных услуг по их ремонту и обслуживанию, с численностью до 80 человек.

База  Автотранспорта и Механизации № 964 располагается на территории бывшей Центральной Базы Ремонта и Хранения технического имущества, которая была расформирована в начале 1999 года. В  собственности предприятия находится - административное здание, цеха, склады для хранения готовой продукции, сборно- ремонтные мастерские.

В технологическом  плане предприятие располагает  замкнутым технологическим циклом от выполнения проектных работ и  заготовительного производства до выпуска  готовой продукции.

В целом  объем производства за второе полугодие 2006 года составил 90% от объема производства первого полугодия 2006 года, то есть повысился почти в 2,5 раза.

Анализ  номенклатуры продукции и услуг  Базы Автотранспорта и Механизации  № 964 за 2006 год показывает, что большую  часть общего объема производства занимало ремонт двигателя СМД-18 (14 единиц), двигателя ЯМЗ-236 (15 единиц), двигателя А-01 (11 единиц), а так же оказание транспортных услуг, предоставленных на сумму 178 тысяч рублей.

Число и  состав поставщиков сырья со времени  образования предприятия коренным образом не изменилось. К ним относятся: ОАО «Агротехсервис» г. Ярославль, ОАО «Калугаметалторг» г.Калуга, ОАО «Стройкомплект ДС» г.Москва, ООО «Нарил» г.Набережные Челны, ООО «Союзспецметал» г.Москва, ООО  «Камаззапчасть» г.Рязань.

Основным  поставщиком предприятия является ОАО «Агротехсервис» - до 80% поставляемого  сырья.

Основными заказчиками конкретно по ремонту  и обслуживанию автомобильной техники  являются близлежащие колхозы, совхозы, крестьянские хозяйства и др., то есть все организации в собственности  которых имеется техника различных  марок и разной грузоподъемностью. К ним относятся: СПК «Родина», СПК «Ленинский Путь», ООО «Инвид-Агро»  г.Москва, СПК «Хоперский пионер», СПК  «Вихлянцевское», АОЗТ «Купавское».

Самым крупным  заказчиком является Московская фирма  «Инвид-Агро». Ее заказы составляют до 60% от общего объема заказов.

Хозяйственные связи Базы Автотранспорта и Механизации  № 964 с потребителями и поставщиками строятся на основе заключения договоров  купли-продажи и договоров поставки. За год работы наработан круг постоянных покупателей и поставщиков; приобретен имидж честного партнера.

Анализ  выпущенной и реализованной продукции  за 2006 г. [11,7]

Реализация  продукции и услуг за второе полугодие 2006 года:

Общий объем  реализации продукции и услуг  во 2-ом полугодии составил 1 759 918 рублей, что на 90 % больше чем в 1-ом полугодии. Из них: за наличный расчет – 648 331 рублей, за безналичный расчет (по перечислению) - 1 038 039 рублей, что составляет 73 % от общей реализации первого полугодия, по взаимозачетам и бартеру на сумму 73 548 рублей, или 8 % от общего объема продаж (Приложение 2).

Информация о работе Анализ внешней среды как инструмент стратегического планирования