Анализ организационной культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2015 в 11:51, реферат

Краткое описание

Наряду с изучением различных аспектов внутренней среды организации очень большое значение имеет также анализ организационной культуры. Нет ни одной организации, которая бы не имела организационной культуры. Она пронизывает любую организацию насквозь, проявляясь в том, как осуществляют свою работу сотрудники организации, как они относятся друг к другу и к организации в целом. Организационная культура может способствовать тому, что организация выступает сильной, устойчиво выживающей в конкурентной борьбе структурой. Но может быть и так, что организационная культура ослабляет организацию, не давая ей успешно развиваться даже в том случае, если она имеет высокий технико-технологический и финансовый потенциал.

Файлы: 1 файл

менеджмент контр.№1.docx

— 297.43 Кб (Скачать)

Культура отрицания различий между полами. Эта культура отвергает дискриминацию, но одновременно не видит и реальных различий между полами, игнорирует женскую сущность, семейные обязанности женщин, а поэтому требует от них тех же успехов, что и от мужчин.

Культура ложной защиты женщин. В рамках этой культуры идея равенства подменяется мифами о равенстве. Здесь имеет место дискриминация в форме покровительства, когда женщин насильно привлекают к активной работе, воспитывают в них чувство уверенности, постоянно напоминают им, что они — жертвы, нуждающиеся в помощи и поддержке.

Культура смышленых мачо. Это культура во главу угла ставит умных и энергичных людей, умеющих в условиях женской конкуренции обеспечивать высокую эффективность работы. Не справляющихся наказывают и увольняют, причем иногда женщины бывают более жестокими и беспощадными.

 

 

  1. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
      1. Характеристика стратегического менеджмента УП «Минское отделение Белорусской железной дороги»

                                             Миссия и цели предприятия

         Основными целями деятельности УП «Минское отделение дороги» являются:

  • хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов собственника имущества Предприятия и его работников;
  • своевременное и качественное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения республики в перевозках в обслуживаемом регионе, повышение качества и культуры обслуживания пассажиров;
  • повышение эффективности хозяйственной деятельности;
  • обеспечение безопасности движения поездов;
  • комплексное развитие материально-технической базы и социальной сферы;
  • содержание в исправном состоянии сооружений, устройств и технических средств;
  • охрана окружающей среды от загрязнения и других вредных воздействий;
  • выполнение целевых и других объемных и качественных показателей доведенных Объединением «Белорусская железная дорога».

Миссией организации является обеспечение и обслуживание спроса на перевозки грузов и пассажиров во внутриреспубликанском и межреспубликанских сообщениях.

 

Анализ сильных и слабых сторон организации

        Определим далее сильные и слабые стороны предприятия и осуществим выбор стратегии.

Приведем перечень сильных и слабых сторон предприятия.

К сильным сторонам предприятия можно отнести:

  1. Наличие мощной финансовой и организационной базы;
  2. Высокая квалификация руководящего состава и в целом работников предприятия;
  3. Монопольное положение на рынке перевозки отдельных групп грузов;
  4. Наличие долгосрочных хозяйственных связей;
  5. Возможность развития как в рамках Республики Беларусь, так и на международном уровне.

К слабым сторонам предприятия можно отнести:

  1. Старение материально-технической базы;
  2. Наличие большого количества дорогостоящих основных фондов;
  3. Затратность пассажирских перевозок;
  4. Наличие конкуренции со стороны автомобильного транспорта;
  5. Отставание в области исследований и разработок;
  6. Необходимость значительных капитальных вложений для развития.

Рассмотрим далее сильные и слабые стороны предприятия, используя матрицу SWOT.

Таблица 2.1 - Матрица SWOT-анализа

Сильные стороны

  1. Наличие мощной финансовой и организационной базы;
  2. Высокая квалификация руководящего состава и в целом работников предприятия;
  3. Монопольное положение на рынке перевозки отдельных групп грузов;
  4. Наличие долгосрочных хозяйственных связей;
  5. Возможность развития как в рамках Республики Беларусь, так и на международном уровне.

Возможности

1. Ориентация на отечественные  технологии при модернизации  парка вагонов.

2.Развитие конкурентных  позиций за счет монопольного  положения на рынке.

3. Наличие финансовых  ресурсов и прибыли для развития  предприятия.

4. Использование географического  положения Республики Беларусь;

5. Предложение новых услуг  по подсобно-вспомогательной деятельности..

6.Рост уровня располагаемого  доходов населения.

Слабые стороны

  1. Старение материально-технической базы;
  2. Наличие большого количества дорогостоящих основных фондов;
  3. Затратность пассажирских перевозок;
  4. Наличие конкуренции со стороны автомобильного транспорта;
  5. Отставание в области исследований и разработок;
  6. Необходимость значительных капитальных вложений для развития.

Угрозы

1.Увеличение конкуренции  со стороны других видов транспорта.

2.Рост цен на энергоносители  и материальные ресурсы.

3.Снижение транзитных  перевозок

4. Увеличение капитальных  вложений в модернизацию путевого хозяйства.


 

Проведенный SWOT-анализ свидетельствует о превосходстве сильных сторон и возможностей над слабыми сторонами и угрозами.

 

Анализ альтернатив и выбор стратегии

 

Сравнивая желаемые цели с оценками анализа среды хозяйствования, можно определить высокую степень соответствия между ними.  Достижение поставленных целей на отделении планируется путем:

  • реализации государственной политики на железнодорожном транспорте по наиболее важным направлениям научно-технического прогресса;
  • развития технического комплекса и внедрения новых энергосберегающих технологий;
  • повышения безопасности перевозок, сохранности грузов и уровня экологической безопасности;
  • повышения эффективности работы линейных предприятий отделения дороги;
  • реализации программы импортозамещения через размещение заказов на промышленных предприятиях республики на производство комплектующих, запасных частей и материалов для обеспечения перевозочного процесса;
  • непрерывного мониторинга объемов промышленного производства Республики Беларусь, экспорта и импорта белорусских субъектов хозяйствования;

  • анализа влияния работы предприятий Республики Беларусь на объемы погрузки и выгрузки продукций;
  • всестороннего анализа деятельности УП «Минское отделение Белорусской железной дороги» в предыдущих и прогнозируемых периодах с целью выявления как положительных, так и отрицательных тенденций для оптимизации тактики производственно-финансовой политики организации.

Выгодное геополитическое расположение Республики Беларусь предопределило роль ее железной дороги как транспортного перекрестка на пути из стран Западной и Центральной Европы в Россию и государства Азии, из Скандинавских стран на Украину, Молдову, Балканы, Турцию и страны Ближнего Востока. В общем объеме экспорта транспортных услуг железнодорожный транспорт составляет 20,5%.

По информации Министерства статистики РБ объем грузоперевозок Белорусской железной дорогой в 2011 году достиг 133,7 млн. тонн и составил 106% к уровню 2010 года.

В 2011 году на территорию Беларуси было ввезено14,2 млн. тонн грузов (126,9% к уровню 2010 года). Среди импортных грузов наиболее важными являются нефтепродукты, черные металлы и чугун, лом черных металлов, зерновые и хлебные грузы, уголь и кокс. 65% грузов на территорию Беларуси ввозится из России, 22% - из Украины, 2% - из Литвы, 1% - из Латвии.

В 2011 году железнодорожным транспортом было вывезено 33,7 млн. тонн грузов, или 94,5% к показателю 2010 года. Основные объемы экспорта грузов по железной дороге из Беларуси складываются за счет продуктов нефтепереработки, химических и минеральных удобрений, строительных и лесных грузов, черных металлов, продукции машиностроения. Наибольший объем грузов из Беларуси направляется в Латвию (44,1%), в Литву вывозится 16% грузов, в Россию - 14%, в Украину - 12%. Таким образом, можно сделать вывод, что за 2 года объем перевезенных грузов значительно возрос, однако темпы роста по показателям ВЭД (за исключением импорта) существенно упали.

Транзитные перевозки составляют основу экспорта транспортных услуг Белорусской железной дороги. На их долю приходится около 35% общего объема перевозок. Основными транзитными грузами являются: нефтегрузы, черные металлы, удобрения, уголь, кокс, железные руды. Наибольшие объемы транзитных перевозок осуществляются в Россию (55%), в т.ч. в Калининградскую область (24,7%); Латвию (25%); Литву (9,5%); в Украину (8%); в Казахстан (2,5%). Так, объем транзитных грузоперевозок в 2011 году достиг 46,3 млн. тонн (106,6% к предыдущему году). Немаловажное значение в развитии транзитных перевозок занимает работа по разработке конкурентоспособных логистических схем, оптимизации плана формирования поездов и связанное с этим переключение транзитных грузопотоков с альтернативных маршрутов железных дорог соседних государств на маршруты с участием Белорусской железной дороги. Реализация Россией программы переориентации экспортных грузов с балтийских портов на порты Дальнего Востока и сухопутные приграничные переходы с Китаем и Монголией приведет к сокращению транзитных перевозок через Беларусь. В этом случае БЖД от российского экспорта останутся лишь грузы, направляемые в Калининградский порт. Поэтому Беларусь намерена приложить особые усилия для развития транспортных перевозок в калининградском направлении. Компенсацию потерь БЖД видит в развитии перевозок грузов прямыми ускоренными поездами, прежде всего контейнерными, которые курсируют практически по всем направлениям, начиная от России, Казахстана, Западной Европы и заканчивая Китаем.

Белорусской железной дорогой осуществляются грузовые операции по переработке различных грузов, перевозимых в крытых вагонах, полувагонах, зерновозах, рефрижераторном подвижном составе и в контейнерах. На Белорусской железной дороге имеется 16 контейнерных терминалов по переработке большегрузных 20-футовых контейнеров, из которых Брест-Северный, Колядичи (Минск), Витебск, Орша, Барановичи, Лида, Пинск имеют возможность перерабатывать 20-ти и 40-футовые контейнеры, а также 19 станций, перерабатывающих среднетоннажные контейнеры массой брутто 3 и 5 тонн. На сегодняшний день перевозку грузов через территорию Беларуси осуществляют около 10 контейнерных ускоренных поездов. Основными статьями железнодорожных грузоперевозок являются нефтепродукты, каменный уголь, минеральные удобрения, зерно, строительные грузы, промышленные и продовольственные товары. Объемы перевозки транзитных грузов контейнерными поездами с 2000 года выросли более чем в 7 раз - с 4,5 тыс. ДФЭ (контейнеров в двадцатифутовом эквиваленте) до 34,3 тыс. ДФЭ в 2011 году.

Рентабельность Белорусской железной дороги поддерживают главным образом международные и транзитные грузоперевозки, в то время как внутренние по-прежнему остаются убыточными, окупаясь лишь наполовину.

Убытки БЖД от внутренних перевозок в 2011 году составили около 377 млрд. рублей. Доходами покрывались 80% внутренних грузоперевозок. Снижению внутренних перевозок способствуют низкие тарифы и экономический рост страны (подавляющее большинство белорусов предпочитает осуществлять грузоперевозки внутри страны собственными силами).

При разработке стратегии организации используют методический приём  стратегической сегментации и стратегической зоны хозяйствования. Существует несколько методических подходов к планированию стратегических альтернатив и их оценке. Рассмотрим один из таких приёмов, который может быть успешно использован в наших условиях для выработки общей стратегии организации.

Матрица возможностей выглядит следующим образом:

 

Стратегия -

«Улучшай то, что ты уже делаешь»

Стратегия развития рынка

Стратегия разработки новых продуктов

Стратегия диверсификации


 

Рисунок 2.1 – Матрица возможностей по товарам/рынкам

 

Так как стратегии разработки новых видов услуг и диверсификации для отделения дороги не подходят, наиболее приемлемой стратегией развития предприятия является стратегия развития рынка с элементами улучшения качества транспортного обслуживания.

Рассмотрим принадлежность предприятия к определенному виду, используя Бостонскую матрицу.

 

«Дикие кошки»

«Звезды»

«Собаки»

«Дойные коровы»


 

Рисунок 2.2 – Матрица Бостонской консультационной группы

 

В силу специфики Минского отделения БелЖД отнесем предприятие к классу «дойные коровы», так как предприятие имеет значительную прибыль, обеспечивает свою хозяйственную деятельность и имеет возможности для расширения рынка услуг.

Рассмотрим матрицу Мак-Кинси для определения конкурентной позиции предприятия. Привлекательность отрасли высока, конкуренция между перевозчиками также на высоком уровне.

 


Рисунок 2.3  - Матрица Мак Кинси

Для оценки позиции предприятия, используя матрицу ADL отметим, что предприятие находится на этапе зрелости, имеет достаточно сильную конкурентную позицию и естественно развивается.

Информация о работе Анализ организационной культуры