Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2011 в 10:20, курсовая работа
Классическая или административная школа в управлении занимает отрезок времени с 1920 по 1950 гг. Родоначальником этой школы считается Анри Файоль, французский горный инженер, выдающийся менеджер-практик, один из основоположников теории управления.
Введение…………………………………………………………………3
1. Структура классической школы……………………………………5
2. Принципы управления Анри Файоля……………………………...7
3. Дальнейшее развитие классической теории управления в Англии…………………………………………………………………………12
4. Методология классической школы………………………………...13
5. Основы «классической» парадигмы организации………………..15
6. Анализ организации на примере компании «Связной»…………..18
Заключение………………………………………………………………22
Список литературы……………………………………………………..23
Линдалл Ф.Урвик учился в Оксфорде, с 1928 по 1933 г. былдиректором Международного института по управлению в Женеве, вице-президентом Британского института управления, много раз приглашался для консультаций в США и другие страны. В 1934 г. основал собственную консультативную фирму, ставшую одной из крупнейших в Англии. Он автор более 40 книг и научных исследований в области менеджмента.
В 1934 г. Урвик издал книгу «Элементы администрации», в которой задумал соединить в одно целое идеи Файоля, Тейлора, Рейли и Муни. Он считал, что менеджмент является социальной наукой, которой не хватает строгости и точности естествознания. Однако и существующих знаний вполне достаточно для эффективного управления, надо только систематизировать их на основе научного метода.
4.Методология
классической школы
Если оценивать ситуацию с точки зрения логики __ науки, то нужно сказать, что «классическая школа» в целом и движение «научный менеджмент» в частности в первой четверти XX века переживали очень важный период. Он характеризовался превращением разрозненных, возникающих на практике методов и принципов рационализации производства в относительно целостную научную дисциплину. Можно говорить, что период накопления наукой отдельных фактов сменился периодом их систематизации и обобщения. Выдвигаются новые идеалы и ценности рационального переустройства капиталистического общества, формируются исходные принципы и концепции, образовавшие ядро первой парадигмы в зарубежной социологии менеджмента.
Поначалу «классическая школа» представляла собой довольно аморфное образование. Каждый мыслитель придерживался собственного подхода, никто не думал согласовывать его с другими или следовать единым нормам. Файоль, Урвик и Вебер по-разному оценивали одни и те же события, интерпретировали ключевые понятия и принципы организации. Тем не менее между ними существовало нечто общее, что и позволило историкам судить о них как о единой научной школе, имеющей собственную теоретическую платформу и даже свою философию управления. Ведь все они были порождением одной исторической эпохи. Отсюда общность мировоззрения и концептуального взгляда на мир у Тейлора, Файоля и Вебера.
Благодаря усилиям Гьюлика, Муни и Урвика теория «классической» школы приобрела наконец-то целостность и единство. Применение формально-логических методов к систематизации материала позволило выявить круг положений, ставших аксиомами управленческого знания. К ним относятся принципы специализации, департаментализации, диапазона контроля и единоначалия. Именно тогда иерархическая модель организации стала называться формальной: деятельность по достижению поставленных целей регулировалась формальной процедурой. Задачи распределялись как официальные обязанности, и все внимание администрации сосредотачивалось на поддержании функционирования организации.
Без малого полвека длился процесс изобретения, опытной проверки и шлифовки управленческих принципов «классической школы». Занимались грандиозной работой представители нескольких поколений. Однако здание классической теории управления еще не было достроено, когда ему уже пришлось выдержать мощные удары критиков.
Уже в 30-е годы бюрократическая модель, как рациональный тип организации, подвергается принципиальному пересмотру. Обнаружились противоречия (по терминологии А.Гоулднера — дисфункции) в святая святых управления — формальной структуре. Неплодотворной показалась и попытка преувеличить роль самого функционирования организации (управленческого аспекта) в ущерб усилиям по достижению реальных задач (собственно производства). В частности, Ч. Барнард и Г. Саймон доказали методологическую противоречивость исходных принципов «классической школы». Как оказалось, на практике они использовались во взаимно исключающихся ситуациях.
5.Основы «классической»
парадигмы организации
Фундамент «классической» теории управления заложили представители первого поколения — Тейлор, Файоль и Вебер, и сделали они это еще в первой четверти XX века. Исследования представителей второго поколения — Урвика, Гьюлика, Муни и Рейли велись уже в рамках оформившейся программы. Свои усилия они направили на расширение и детализацию исходных принципов, уточнение понятий и методов, повышение практических возможностей инструментов. Отчасти подобной работой занимались даже пионеры нового движения. Так, Джилбретт распространил рациональные приемы работы Тейлора на новые области, а Файоль переинтерпретировал управленческие принципы Тейлора, что привело к возникновению системы делегирования. Отчасти их деятельность разворачивалась уже в рамках «нормальной науки».
Однако завершение «классической» парадигмы представляло собой довольно сложный процесс. Некоторые принципы, в частности 4 научных принципа Тейлора, принципы бюрократии Вебера (особенно разделение труда) получили и теоретическое обоснование, и практическое применение. Ими широко пользовались менеджеры.
Но другие принципы, в частности принцип делегирования, «классической школой» быллишьпредвосхищен. Он приобрел широкую популярность позже, во второй половине XX века, когда достигла расцвета совсем другая научная школа — движение «человеческие отношения».
Представители «классической школы» первыми натолкнулись на роль человеческого фактора, однако потомки не ставили этого в заслугу ветеранам. Честь открытия человеческого фактора на производстве принадлежит школе «человеческих отношений». «Классики» говорили о нем, но как-то между прочим. Только сторонники другой школы — школы «человеческих отношений» — уделили ему должное внимание, сделав его центральным пунктом своей теории. Человеческий фактор (мотивация, психологический климат, ценностные ориентации) для «классиков» оказался чужеродным. Он мало состыковывался с формальными законами организации, которым они посвятили основное внимание.
«Классическая» парадигма как обобщенная модель управления включала четыре компонента.
Формирование парадигмы свидетельствовало о достижении наукой определенного уровня зрелости. Критерием зрелости может выступать наличие картины мира или концепция человека. В «классической школе» человек интерпретируется как функциональное продолжение организации, сама же организация представляет некоторую сумму капиталов и рабочей силы.
В такой организации соблюдается приоритет общих целей над индивидуальными. Человек заслуживает доверия ровно настолько, насколько оказывается полезным; даже обычное общение между людьми содержит элементы влияния и подчинения, в основании которых лежит формальный авторитет. Распоряжения выполняются автоматически, а психологической компенсацией личностного дефицита служит гарантия безопасности, которая реализуется через ограничение ответственности исполнителей.
Создание парадигмы сплачивает научное сообщество вокруг общих ценностей и задач, снабжает их единым концептуальным языком, позволяет эффективно взаимодействовать друг с другом, обмениваться опытом и результатами исследований. Но она же становится определенным тормозом для дальнейшего развития, являющегося невозможным без отказа от фундаментальных принципов, которые в какой-то момент устаревают.
Тогда
парадигма превращается в нечто
самодовлеющее, навязывая ученым отжившие
нормы и методы. Она нацеливает их на изучение
только разрешимых средствами данной
теории проблем и требует избегать всего
того, что не поддается объяснению или
измерению привычными способами. Так,
например, хотя поведение человека и роль
группового фактора представители «классической»
школы никогда не игнорировали, но и не
рассматривали их как самостоятельную,
т. е. социально-психологическую, а не инженерно-экономическую
проблему. Никто из них не думал, что со
временем второстепенная проблема разрастется
до грандиозных размеров и буквально свалит
с нее грандиозное и казавшееся многим
очень прочным здание классической теории
управления.
Бизнес, который положил начало группе
компаний «Связной», был основан в октябре
1995 года. С момента создания и до 2002 года
основным видом деятельности группы являлась
оптовая торговля телефонами стандарта
DECT и персональной аудиотехникой. В этот
период времени деятельность компании
осуществлялась под брендом «Максус».
В результате правильной
оценки перспектив развития рынка сотовой
связи в 2001 году было принято стратегическое
решение о концентрации усилий в области
развития розничных продаж. 23 апреля 2002
года состоялся официальный запуск сети
центров мобильной связи под новым брендом
– «Связной». К этому моменту компания
насчитывала 81 магазин.
Стремительное развитие
продолжалось не только в Москве и Московской
области. Осенью 2002 года открылись первые
центры мобильной связи «Связной» в Санкт-Петербурге.
Следующим этапом экстенсивного развития
компании стало открытие магазинов в Нижнем
Новгороде и Новосибирске.
2004 год был переломным для рынка
мобильной розницы. Торговые сети активно
развивались в регионах, осваивали новые
территории и меняли ассортиментную политику
– рынок сотовой связи постепенно насыщался.
В «Связном» откликнулись на перемены,
приняв решение выбрать в качестве целевой
аудитории молодых покупателей, активно
интересующихся мобильными новинками.
Был создан уникальный для российского
рынка проект – галерея цифровых технологий
«Связной 3», где компания представила
более широкий ассортимент цифровой портативной
техники: фотоаппараты и видеокамеры,
ноутбуки, игровые приставки и навигаторы.
Кроме того, в «Связном 3» впервые в России
была реализована возможность открытого
доступа покупателей к товарам.
В 2006 году «Связной» сделал
заключительный шаг в процессе освоения
новых регионов на территории России,
открыв первые центры мобильной связи
в Хабаровске и во Владивостоке. А в 2007
году вышел на рынок Республики Беларусь.
Стремление постоянно развиваться,
отличаться от конкурентов, быть более
яркими и узнаваемыми привели к тому, что
в 2008 году был реализован проект «Ребрендинг
розничной сети». Подготовительная работа
над ним шла 2 года при участии ведущих
российских и международных компаний.
В результате облик «Связного» стал более
привлекательным, позиционирование - ярко
выраженным. В ближайшее время компании
предстоит переоформить все магазины
розничной сети. Предпосылкой для этого
стало и изменение бизнес-стратегии компании,
направленное на диверсификацию и выход
на новые рынки.
Компания постоянно наращивает
объем и качество дополнительных услуг.
Так, например, одним из приоритетных на
данный момент является рынок финансовых
услуг (всевозможные виды платежей, кредитов,
страхования, денежные переводы).
«Связной» создал отличную
базу - федеральную розничную сеть для
развития любого сетевого бизнеса по предоставлению
услуг конечному потребителю.
В планах компании – продолжать
развитие в форматах «Связной» и «Связной
3», завершить ребрендинг розничной сети,
расширить спектр предоставляемых услуг
и телекоммуникационных сервисов. Наряду
с уже существующими в сети денежными
переводами «Связной» будет развивать
банковское направление, оказывать различные
финансовые услуги. В «Связном» постоянно
идут апробации различных проектов, новых
сервисов. Наиболее коммерчески успешные
из них распространяются на всю розничную
сеть.
Рассмотрим применение основных законов организации на практике.
Закон синергии: Для любой организации существует такой набор элементов, при котором ее потенциал всегда будет либо существенно больше простой суммы потенциалов входящих в нее элементов (людей, компьютеров), либо существенно меньше.
Закон
синергии в «Связном»
Закон самосохранения: каждая материальная система (организация, коллектив, семья) стремится сохранить себя (выжить) и использует для этого весь свой потенциал (ресурс).
Закон самосохранения выполняется в организации в полной мере. Несмотря на большое количество салонов сотовой связи, группа компаний «Связной» не ушла на дно, а наоборот, стала ещё более ускоренными темпами завоёвывать рынок и клиентов, расширились возможности и количество услуг компании, что помогла ей сохранить себя и плодотворно развиваться.
Закон развития: каждая материал система стремиться достичь наибольшего суммарного потенциала при прохождении всех этапов жизненного цикла.
Как
и все организации «Связному»
пришлось проходить все стадии развития
организации. Этот закон можно соотнести
и с законом самосохранения, так
как несмотря на пики и упадки в деятельности
организации «Связной» смог остаться
на плаву и даже стать более конкурентоспособным.
Закон
информированности –
Следствие:
информированность работника
Самым
важным приложением закона информированности-
Все
работники салонов связи
Информация о работе Анализ организации на примере компании «Связной»