Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 07:45, доклад
Так как культура понятие довольно широкое и сложное и различные исследователи рассматривают определенные подходы к изучению КК, то и для ее описания было разработано большое количество моделей. Рассмотрим некоторые из них.
3. Снижение
(устранение) неопределенности (Uncertainty
Avoidance, UIA). Эта характеристика указывает
на степень стремления людей
избежать ситуаций, в которых
они чувствуют себя неуверенно.
Неуверенность порождает страх.
Необходимо отметить, что культура, лишенная восприятия неопределенности, отличается активностью, агрессивностью и нетерпимостью. В то же время культуры, воспринимающие неопределенность характеризуются большей рефлекцией и бесстрастностью.
Для организаций слабое стремление к устранению неопределенностей означает наличие малого количества написанных правил, низкую стандартизацию и специализацию.
4. Мужественность
/ женственность (MAS). Индекс мужественности
демонстрирует, насколько
Низкая мужественность предполагает меньше рабочих стрессов, акцент на групповую интеграцию при реорганизации и т. д.
Все вышеперечисленные модели были разработаны зарубежными специалистами и не учитывают особенностей российской культурной среды, российской истории, российского менталитета. Поэтому нельзя согласиться с некоторыми учеными и политиками, считающими возможным непосредственно использовать те или иные экономические модели, успешно зарекомендовавшие себя за рубежом. В основе формирования любой модели на любом уровне и в любом структурном звене должен лежать индивидуальный подход, базирующийся на экономико-организационной культуре системы с учетом маркетинговой ориентации.
Так как
Россия отличается огромными масштабами
и уникальностью своего развития,
то и экономическая модель должна
быть приемлема для всех регионов
страны, а также для отдельных
производственно-хозяйственных
Иначе эти
модели вступили бы в противоречие
с законами необходимого разнообразия,
согласно которому каждая система должна
отличаться специфическими особенностями,
чтобы реагировать на многообразные
воздействия внутренней и внешней
среды. Если же такого разнообразия нет,
то какие-то сигналы могут остаться
незамеченными и
Дело в том, что экономический организм, в том числе и холдинг (даже с учетом специфики функционирования), как и человеческий, наряду с общими чертами обладает особенностями, отражающими характер повеления каждой конкретной экономической системы. Поэтому проблемы формирования и реализации модели нужно решать дифференцированно как на макроуровне в отношении страны (отдельных регионов), так и на микроуровне относительно конкретных организаций с учетом сложившейся в них КК и соответствующих тенденций развития 5.
Исследования
показывают, что с учетом указанных
обстоятельств, например, шведская экономическая
модель (естественно, только в своей
основе) более приемлема для Северо-
Последние
тоже индивидуалисты, но гораздо дальше
находятся от своих лидеров. Для
управления ими нужны жесткие
структуры, они неохотно воспринимают
неопределенность, напористы в достижении
поставленных целей, являясь носителями
"мужского" начала в КК. Определенная
сходность в этом плане свойственна
экономико-организационной
Данное обстоятельство
в полной мере касается и отдельных
производственно-хозяйственных
Таким образом,
основополагающая роль экономико-организационной
культуры в моделях производственно-
В условиях
же КК с "мужским" началом стиль
управления в производственно-
Соответствие
объединяемых КК важно обеспечить при
создании совместных предприятий (транснациональных
корпораций), формировании их структуры
и системы управления. Не случайно,
как показывают исследования, более
преуспевающими и надежными оказываются
те компании, которые образованы с
учетом указанного обстоятельства. Например,
российско-японские, российско-китайские
или российско-корейские на Дальнем
Востоке и Восточной Сибири; российско-шведские,
российско-голландские в
Наконец этот
подход к созданию модели КК предполагает
необходимость учета
К тому же качественные
параметры модели КК должны поддаваться
изменениям, обусловленным воздействием
внешней и внутренней среды. Таким
образом, модель необходимо периодически
анализировать в связи с
Для удобства диагностики, измерения и изменения КК зарубежными исследователями Кимом Камероном и Робертом Куинном была предложена типология КК, для разработки которой изначально была построена рамочная конструкция конкурирующих ценностей 6.
Разработка
рамочной конструкции конкурирующих
ценностей изначально подкреплялась
исследованием главных
Был предложен
список из тридцати девяти индикаторов,
определяющих относительно исчерпывающий
набор измерителей
Одно измерение отделяет критерии эффективности, которые подчеркивают гибкость, дискретность и динамизм, от критериев, акцентирующих стабильность, порядок и контроль. То есть некоторые холдинги считаются эффективными, если они склонны к переменам, отличаются адаптивностью и органической цельностью, например в таких крупных компаниях, как Microsoft или Nike, ни ассортимент продукции, организационная форма слишком долго не стоят на месте. Другие холдинги считаются эффективными, если они стабильны, предсказуемы и механически целостны, например, большинство университетов, правительственные органы и конгломераты вроде Boeing характеризуются долговечностью и могущественной незыблемостью как по структуре, так и по конечным результатам.
Второе измерение
отделяет критерии эффективности, которые
подчеркивают внутреннюю ориентацию,
интеграцию и единство, от критериев,
ассоциируемых с внешней
Оба измерения
образуют четыре квадранта, каждый из
которых представляет собой четко
различимый набор индикаторов
Рис. 16. Рамочная конструкция конкурирующих ценностей
Эти четыре
группы критериев определяют стержневые
ценности, по которым выносится суждение
об организации, холдинге, вообще любом
экономическом объекте. Стержневые
ценности, лежащие на разных краях
каждого континуума, отвергают друг
друга, то есть гибкость противостоит
стабильности, внутренняя ориентация
- внешней направленности. В результате
оба измерения формируют
Информация о работе Анализ моделей и типов корпоративной культуры