Анализ конфликтной ситуации на примере ОАО «МДСК»

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 11:10, курсовая работа

Краткое описание

Конфликт — сложное социальное и многоуровневое явление, феномен, которого избежать нельзя, но который можно предупредить и ликвидировать. Целью данной работы является изучение возникновения, развития и разрешения конфликта при помощи системного подхода и анализа на примере частного предприятия «Галактика-Пресс».
Исходя из цели, ставятся следующие задачи:
Дать определение конфликту;
Изучить типологию и структуру конфликтов;
Охарактеризовать причины, функции и динамику конфликтов;

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические основы конфликтности в менеджменте
Понятие конфликтов в организации
Основные причины возникновения конфликтов
Типы конфликтов
Глава 2. Анализ конфликтной ситуации на примере ОАО «МДСК»
Предконфликтная ситуация, характеристика противоречий между сотрудниками организации
Начало (зарождение) конфликта в организации
Развитие конфликта в организации
Глава 3. Разрешения конфликтных ситуаций.
3.1. Модели и стили разрешения конфликтов
3.2. Методы разрешения конфликтов
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

конфликтность в менеджментe.doc

— 220.50 Кб (Скачать)

     Различают компромиссы вынужденные и добровольные. Первые неизбежно навязываются сложившимися обстоятельствами. Скажем, соотношением противоборствующих политических сил явно не в пользу тех, кто идет на компромисс. Или же общей ситуацией, угрожающей существованию конфликтующих сторон (например, смертельной опасностью термоядерной войны, если она когда-либо будет развязана, для всего человечества). Вторые, то есть добровольные, компромиссы заключаются на основе соглашения по определенным вопросам и соответствуют какой-то части интересов всех взаимодействующих сил. На основе таких компромиссов создаются разнообразные партийные блоки и политические коалиции.

      Теоретико-методологической основой компромиссов служит положение диалектики о сочетании противоположностей как формы регулирования и разрешения социальных противоречий и конфликтов. Социальной базой является общность некоторых интересов, ценностей, норм (так называемых общих правил игры) как предпосылок взаимодействия общественных сил и институтов. В случае добровольного компромисса имеет место общность основных взглядов, принципов, норм и стоящих перед взаимодействующими субъектами практических задач. Компромисс осуществляется во имя достижения общих стратегических целей по вопросам тактики социальных действий по урегулированию конфликта. Если же компромисс носит принудительный характер, то он может состоять:

а) во взаимной уступке по отдельным вопросам во имя обеспечения баланса частных интересов и целей (если инициатива заключения компромисса исходит от одной из находящихся в состоянии конфликта сторон).

 б) в объединении усилий всех конфликтующих сторон для решения некоторых коренных вопросов, связанных с их выживанием (если инициатива к компромиссу обоюдная). 

     Технология компромиссов достаточно сложна, во многом уникальна, но все же в ее структуре есть нечто повторяющееся. Таковы некоторые способы согласования интересов и позиций: консультация, диалог, дискуссия, партнерство и сотрудничество. Использование их позволяет выявить общие ценности, если таковые существуют, обнаружить совпадение взглядов по тем или иным вопросам, помогает вскрыть позиции, по которым конфликтующим сторонам необходимо идти на уступки, выработать взаимоприемлемое соглашение о «правилах игры», или иначе, нормах и методах дальнейших действий с тем, чтобы обеспечить надлежащий баланс интересов и тем самым урегулировать конфликт. Технология компромиссов — это своеобразное искусство в социальном управлении, которым владеет каждый опытный субъект, зрелая демократическая организация. 
     Консенсус — форма выражения согласия с аргументами противника в споре. В научной литературе понятие консенсуса обозначает общественное согласие относительно правил разрешения конфликтов. Речь идет, в частности, о согласии относительно: а) принципов функционирования конкретной системы, что воплощается в демократических структурах власти управления обществом; б) правил и механизмов, регулирующих разрешение конкретных конфликтов. Консенсус может быть охарактеризован с содержательной стороны (качественный аспект) и уровня достижения — степень консенсуса (количественная сторона). 
     Консенсус становится принципом взаимодействия противоборствующих сил в системах, основанных на демократических началах. Технология достижения консенсуса — особая проблема. Она, по-видимому, не проще, а сложнее технологии компромиссов. Существенными элементами этой технологии являются: а) анализ спектра социальных интересов и выражающих их организаций;

б) выяснение полей тождества и различия, объективного совпадения и противоречия приоритетных ценностей и целей действующих сил; обоснование общих ценностей и приоритетных целей, на основе которых возможно согласие; в) системная деятельность институтов власти и общественно-политических организаций с целью обеспечения общественного согласия относительно норм, механизмов и путей регулирования общественных отношений и достижения тех целей, которые признаны общезначимыми.

      Рассмотренные методы разрешения конфликтов далеко не исчерпывают всех способов такого действия. Огромное множество конфликтов — социальных, политических, организационно-управленческих, наконец, этнонациональных детерминируется, как уже говорилось, в предыдущих лекциях, ошибками в политике правящих институтов, нарушением определенных принципов и норм функционирования общественных отношений. Во всех этих ситуациях разнообразные методы урегулирования и разрешения конфликтов могут быть эффективными при условии ликвидации деформаций в структурах и функциях. 

    Итак, для разрешения конфликтов используются такие модели как «силовая», компромиссная и «интегративная», такие стили как стили конкуренции, уклонения, приспособления, сотрудничества, компромисса и такие методы как негативные и позитивные. Среди позитивных особо стоят переговоры. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В ходе проведения данной курсовой работы были достигнуты поставленные цели и задачи, а именно: теоретически дано определение конфликту; изучены типология и структура конфликтов; охарактеризованы причины, динамика конфликтов; описан объект исследования, его структура, зарождение, развитие и пути разрешения конфликтов в нем. Рассмотрены личностные качества и межличностные отношения сотрудников организации, как предмет работы.

В результате проделанной работы можно сделать следующие выводы:

Конфликт - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Главную роль в возникновении конфликтов играют так называемые конфликтогены - слова, действия (или бездействия), способствующие возникновению и развитию конфликта, то есть - приводящие к конфликту непосредственно.

Конфликт – это также один из видов развития, который имеет свои этапы, зарождается, развивается и исчерпывает себя, после разрешения. Динамика конфликта — процесс его развития.

Любой конфликт состоит из пяти частей:

1) предконфликтный период (скрытый);

2) начало (инцидент);

3) развитие (эскалация);

4) завершение (разрешение);

5) послеконфликтный период.

Рассмотрены причины конфликтов. Главной причиной всегда выступает столкновение потребностей. Потребности конфликта стремятся к его объекту – дефицитной ценности. И все вместе приводит к негативным и позитивным функциям конфликтов. Причины конфликтов: ограниченность ресурсов; взаимозависимость задач; различия в целях; различия в представлениях и ценностях; различия в манере поведения и жизненном опыте; неудовлетворительные коммуникации.

Существуют различные варианты классификации конфликтов. Один из них основан на содержательной, качественной стороне конфликта: плюс — плюс, минус – минус, плюс-минус. Другой вариант классификации конфликтов, основанный на адресности, конкретной направленности конфликта: внутриличностный конфликт, межличностный конфликт, конфликт «личность—группа», межгрупповой конфликт.

Последствия конфликта можно дифференцировать на две основные группы: позитивные (функциональные) и негативные (дисфункциональные). Они существенным образом сказываются на результативности деятельности предприятия: в первом случае повышая эффективность производства, а во втором, соответственно, снижая ее.

Различают следующие варианты разрешения конфликтов: ослабление, уклонение, капитуляция, доминирование, сотрудничество. Каков же главный момент динамики мирного разрешения конфликта? Это нахождение пунктов согласия (компромисса), введение его в конструктивные рамки и налаживание переговорного процесса.

Встречаются и другие способы разрешения межличностных конфликтов:

    • координация — согласование тактических подцелей и поведения в интересах главной цели или решения общей задачи;
    • интегративное решение проблемы - разрешение конфликта основывается на предположении о том, что может существовать такое решение проблемы, которое устраняет все конфликтные элементы и приемлемо для обеих сторон;
    • конфронтация как путь решения конфликта — вынесение проблемы на всеобщее обозрение.

В практической части описано ЧП «Галактика-Пресс». Оно занимается выпуском периодического печатного издания социальной направленности с коммерческим уклоном: размещение частных объявлений и рекламных блоков.

Состав и структура организации менялись от его образования в 1996 году, до сего времени. С приходом новых работников и развитием взаимоотношения менялись, накапливались противоречия, вызванные потребностями и личностными качествами сотрудников. Постепенно ухудшалась психологическая среда, и в результате объективных факторов развился сначала межличностный, а затем межгрупповой конфликт.

По прошествии  предконфликтной стадии, начала конфликта и его пика стало необходимым исследование и ликвидация конфликта.

Были разработаны ряд мер, среди которых индивидуальный подход к каждому сотруднику, исходя из его типа личности.

Данный конфликт имеет для предприятия, как негативные, так и позитивные стороны. К первым можно отнести личные переживания участников, экономический кризис организации, падение имиджа в глазах читателей и клиентов.

К позитивным относятся: конечная интеграция коллектива, объединение сил, накопление опыта в разрешении конфликтных ситуаций.

В целом можно сказать, что данный конфликт носит функциональный характер и такой конфликт даже полезен для организации.

 

Список использованной литературы

 

  1. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. – М.: Банки и биржи, 2008. – 480.
  2. Кабаков В.И. Менеджмент: проблемы, программа, решения. – М.: Экономика, 2006. – 270 с.
  3. Шевчун Д.Г. Конфликты: как ими управлять. – М.: Перспектива, 2009. – 254 с.
  4. Юликов Л.И. Менеджмент – М.: Изд-во «Мастерство», 2007. – 341 с.
  5. Сухов Б.П. Конфликт в организации//Секрет фирмы. – 2008. - № 42. – с.21
  6. www.aup.ru/ Административно-управленческий портал
  7. www.cfin.ru/ Корпоративный менеджмент
  8. www.hr-portal.ru/ HR-портал
  9. www.kommersant.ru/ Электронная версия газеты «Коммерсант»
  10. www.mbm.ru/ Департамент поддержки и развития малого предпринимательства
  11. www.psibook.com/ Психология человека

 

 


 



Информация о работе Анализ конфликтной ситуации на примере ОАО «МДСК»