Анализ формирования и развития трудового коллектива

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2014 в 18:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – подробное изучение трудового коллектива, его формирование и развитие.
Объектом выступает трудовой коллектив, субъектом ООО «Два в одном».
Задачи курсовой – определение трудового коллектива, характеристика структуры персонала, формирование и анализ трудового коллектива, сделать выводы.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1 Сущность и виды трудовых коллективов 5
1.2 Функции трудового коллектива и его задачи 10
1.3 Этапы процесса формирования трудовых коллективов 11
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1 Характеристика организации и её персонала 15
2.2 Анализ политики формирования трудовых коллективов 19
2.3 Анализ политики развития трудовых коллективов 24
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМНО-РЕКОМЕНДАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
3.1 Проблемы формирования и развития трудового коллектива 27
3.2 Пути решения проблем 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36

Файлы: 1 файл

Курсовая УП.doc

— 235.00 Кб (Скачать)

Трудовые коллективы призваны выполнять следующие типичные функции:

  1. Функция управления производством – осуществляется через различные формальные органы коллективного управления, общественные организации, специальные выборные и назначаемые органы, непосредственное участие работников в управлении;
  2. Целевая – производственная, экономическая: выпуск определённой продукции, обеспечение эффективности деятельности и т. д.;
  3. Воспитательная – осуществляется методами социально-психологического воздействия и через органы управления;
  4. Функция стимулирования эффективного трудового поведения и ответственного отношения к профессиональным обязанностям;
  5. Функция развития коллектива – формирование навыков и умений коллективной работы, совершенствование методов деятельности;
  6. Функция поддержки рационализаторства и изобретательства.

 

Существует несколько задач трудового коллектива, но назовем главные:

  1. Развитие самоуправления и творческой инициативы трудящихся;
  2. мобилизация сил коллектива на решение научно-технических и социально-экономических задач;
  3. усиление ответственности коллектива за конечные результаты работы.

1.3 Этапы процесса  формирования трудовых коллективов

Развитие коллектива — процесс постоянный и не заканчивается третьим этапом. Этот процесс постоянно продолжается и выражается в развитии творческих сил коллектива, самоуправлении, укреплении социально-психологического климата и усилении социальной сферы. Очевидно, что в своем развитии одни этапы коллектив может проходить быстрее, другие медленнее. Бывают случаи, когда он "застревает" на одном из этапов и даже распадается.

Процесс формирования трудового коллектива в общем случае складывается из трех этапов:

Первый этап - ориентационная стадия образуется трудовая общность, основу объединения которой составляют преимущественно формально-функциональные связи, носящие вынужденный, обусловленный технологией характер. Такие связи осуществляются главным образом в силу внешнего, административного давления, надзора и контроля ради получения вознаграждения за труд, как средства достижения личных целей, не имеющих отношения к главной цели организации. Такая трудовая общность еще не является трудовым коллективом и имеет место либо на начальной стадий существования трудовой общности, либо в стадии ее кризиса и дезорганизации, когда она по тем или иным причинам распадается.

На данном этапе организатор коллектива — руководитель, от него исходят все требования.

На первом этапе в поведении людей преобладает индивидуализм. Они знакомятся друг с другом, наблюдают окружающих и демонстрируют им собственные возможности. Многие при этом занимают выжидательные позиции, избегают враждебности, наблюдают, анализируют. По истечении определенного времени и при известных управленческих усилиях трудовая общность может перейти на 2-й этап.

Второй этап – взаимоадаптационная стадия. Отличается наличием сформировавшегося за это время устойчивого «ядра», способного оказывать влияние на других сотрудников, цели которых не совпадают с целями организации. Это «зародыш» будущего реального трудового коллектива, члены которого идентифицируют себя с организацией, воспринимают ее цели как свои собственные. На втором этапе происходит сближение людей, установление между ними необходимых контактов и формирование общих норм поведения, «цементирующих» коллектив, а также возникают попытки установления приоритетов и захвата власти.

Основная цель руководителя на этой стадии — максимально использовать возможности коллектива для решения тех задач, ради которых этот коллектив создается. Практически только теперь коллектив достигает определенного уровня своего развития как субъект воспитания, в результате чего и становится возможным целенаправленно использовать его в целях индивидуального развития каждого отдельного работника. В общей атмосфере доброжелательности по отношению к каждому члену коллектива, высокого уровня руководства, стимулирующего положительные стороны личности, коллектив становится средством развития социально важных качеств личности.

Третий этап – стадия консолидации (сплочения). На 3-м этапе, когда трудовая общность может быть названа трудовым коллективом (реальным), большинство ее членов разделяют цели организации, идентифицируют себя сданной общностью. На третьем этапе коллектив стабилизируется, формируются совместные цели и нормы, налаживается надежное сотрудничество, позволяющее получать гарантированные результаты.

В дальнейшем с ростом зрелости коллектива ему по плечу становятся все более сложные задачи, а доверие, существующее между людьми, хорошее знание ими друг друга в ряде случаев позволяют ему функционировать на принципах самоуправления.

Руководитель на этом этапе старается сплотить коллектив, дает четкие ориентации на достижение целей.

Теоретически возможен и 4-й этап, когда почти каждый член трудовой общности активно работает, сознательно способствуя достижению общеорганизационных целей. Однако это, скорее, идеал, к достижению которого должна стремиться служба управления персоналом как основной цели социального развития организации и кадровой политики ее руководства. Соотношение формальных общеорганизационных и личных целей трудовых общностей является определяющим, но не единственным показателем уровня развития трудового коллектива. Другими важными показателями этого уровня являются диапазон и объем функций, выполняемых трудовым коллективом наряду с основной производственной, экономической функцией. Трудовая общность, достигая состояния трудового коллектива, объединяет сотрудников организации не только в основной производственной деятельности, но и в деятельности, относящейся к другим сферам общественной жизни, предоставляя им возможность удовлетворять важные социальные потребности: в общении, участии в управлении организацией, в самовыражении и самосовершенствовании, в приобщении к культурным и духовным ценностям. Реальный трудовой коллектив, как правило, предоставляет, прежде всего, основной набор социальных услуг, составляющих так называемый социальный пакет. Важное отличие трудового коллектива от других менее развитых трудовых общностей — наличие в его социальной структуре достаточно большого числа неформальных групп по интересам, в том числе непосредственно связанным с производственной деятельностью, таких, например, как общества (советы) по рационализации и изобретательству, кружки качества и т.п.

 

 

ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1 Характеристика  организации и её персонала

Коммерческое предприятие, Общество с ограниченной ответственностью «Два в одном», сокращенное название ООО «Два в одном», занимающиеся обслуживаем клиентов. Другое название имеет, как кафе-ресторан «Хуторок-Сабантуй». Мне пришлось наглядно увидеть, как формируется и развивается трудовой коллектив в этой организации.

Общество с ограниченной ответственностью «Хуторок-Сабантуй» начал свою деятельность в 2006 году. За 5 лет своей работы организация имеет несколько дипломов и сертификатов.

ООО «Два в одном» имеет большой поток людей. Поэтому каждый месяц в этой организации,  что-то усовершенствовывается или конкретно меняется.

ООО «Два в одном» - предприятие общественного питания с широким ассортиментом блюд сложного приготовления, включая заказные и фирменные, вино – водочные, табачные и кондитерские изделия, с повышенным уровнем обслуживания в сочетании с организацией досуга. Обслуживание потребителей осуществляется администраторами и официантами. Так как организация является кафе-рестораном, значит, он имеет следующие обязательные требования:

  1. Световая вывеска с элементами оформления
  2. Оформление залов и помещений с использованием оригинальных декоративных элементов
  3. Наличие банкетного зала и отдельных кабин
  4. Система вентиляции, обеспечивающая допустимые параметры температуры и влажности
  5. Мебель стандартная, соответствующая интерьеру помещения
  6. Столы с полиэфирным покрытием
  7. Полуфарфоровая и фаянсовая посуда
  8. Сортовая стеклянная посуда без рисунка
  9. Скатерти фирменные (цветные)
  10. Меню на национальном и русском языках
  11. Обслуживание официантами, администраторами, барменами
  12. Наличие у обслуживающего персонала фирменной одежды и обуви

ООО «Два в одном» предоставляет потребителям, как правило, обеды и ужины, так же организует обслуживание различные виды банкетов, тематических вечеров.

В меню ресторана включаются заказные и фирменные блюда. Обслуживание и приготовление пищи осуществляется высококвалифицированными официантами, администраторами и поварами.

Престиж ООО «Два в одном»: высокое качество, приготовленных из свежих продуктов, блюд гарантировано не только высоким профессионализмом поваров, но и чётким соблюдением отработанной технологии, опирающейся на современное кухонное оборудование, прошедшие специальную подготовку.

Трудовой коллектив этой организации очень сплоченный. Большинство работников женского пола, что иногда не совсем и правильно (идёт психологическая нагрузка). Рассмотрим наглядно штат работников ООО «Два в одном».

Штатным расписанием ООО «Два в одном» предусмотрены должности руководителей, специалистов и служащих (таблица 1).

 

 

 

 

 

 

 

 

Характеристика структуры персонала ООО «Два в одном»

Таблица 1.

Сведения о численности персонала ООО «Два в одном»

Категория персонала

Количество штатных единиц на начало года, чел

Абсолютный прирост численности от уровня на начало предыдущего года, чел

2009

2010

2011

2010

2011

1.Руководители

         

Директор

1

2

3

1

1

Зам. директора

1

1

1

0

0

2. Специалисты

         

Зав. хоз.

1

3

6

2

3

Бухгалтер

5

8

12

3

4

Менеджер

5

7

10

2

3

3.Служащие

         

Администратор

4

4

3

0

-1

Официант

5

6

7

1

1

Бармен

2

2

4

0

2

Всего

24

33

46

9

13


 

По данным таблицы 1. можно сделать вывод о том, что абсолютный прирост от уровня на начало предыдущего уровня по разному менялся. Руководители не очень изменились, больше всего изменилось положение специалистов. Исходя из этого можно сделать вывод о том, что компания расширяется, следовательно расширяется трудовой коллектив.

 

Структура персонала ООО «Два в одном» по категориям представлена в таблице 2.

Таблица  2 .

Структура персонала ООО «Два в одном» по категориям

Категория персонала

Численность персонала по списку на начало года, чел

Удельный вес, % к общей численности

2009

2010

2011

2009

2010

2011

1.Руководители

2

3

4

8,4

9,1

8,7

2. Специалисты

11

18

28

45,8

54,5

60,9

3.Служащие

11

12

14

45,8

36,4

30,4

Всего

24

33

46

100

100

100


В структуре персонала организации наибольший удельный вес занимают специалисты, а наименьший руководители.

 

Структура персонала ООО «Два в одном» по уровню образования представлена в таблице 3.

Таблица 3.

Структура персонала ООО «Два в одном» по уровню образования

Уровень образования

Численность персонала по списку на начало года, чел

Удельный вес, % к общей численности

2009

2010

2011

2009

2010

2011

Высшее образования

13

15

17

65

71,4

81

Среднее профессиональное  образование

7

6

4

35

28,6

19

Всего

20

21

21

100

100

100

Информация о работе Анализ формирования и развития трудового коллектива