Защита прав и законных интересов детей, усыновленных иностранными гражданами

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 17:22, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы заключается в исследовании усыновления как правовой формы устройства детей в семью и многозначной юридической природы правоотношений, возникших в этой связи. Эта цель достигается путём решения следующих задач: 1)рассмотрение понятия и условий усыновления; 2) изучение порядка усыновления; 3)определение правовых последствий вызываемых усыновлением для его участников; 4) рассмотрение оснований, порядка и правовых последствий отмены усыновления; 4) рассмотрение способов контроля за обеспечением прав детей.

Оглавление

Глава 1 Общие положения об усыновлении детей- граждан РФ
иностранными гражданами
§1 Унификация норм в области усыновления
§2 Условия и порядок усыновления российских детей иностранными гражданами
§3 Этапы усыновления детей-граждан РФ иностранными гражданами
§4 Правовые последствия усыновления
Глава 2 Отмена усыновления. Положение организаций, занимающихся международным усыновлением. Способы контроля за обеспечением прав
детей, усыновленных иностранными гражданами
§1 Основания и правовые последствия отмены усыновления
детей-граждан Российской Федерации иностранными гражданами и
лицами без гражданства
§2 Правовое положение организаций, занимающихся международным усыновлением
§3 Проблемы усыновления и способы контроля за обеспечением прав и интересов детей, усыновленных иностранными гражданами
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Защита прав и законных интересов детей, усыновленных иностранными родителями.docx

— 72.43 Кб (Скачать)

Российское законодательство предусматривает тайну усыновления.

По существу, вопрос о разглашении  или неразглашении тайны усыновления - дело самих усыновителей. Это подтверждается текстом ст. 139 СК. Ее требования обращены, прежде всего, к официальным лицам, причастным к усыновлению. Обязанность хранить тайну усыновления возлагается как на юридических, так и на физических лиц. «Разглашение тайны усыновления (удочерения) вопреки волеизъявления усыновителя, совершенное лицом, обязанным хранить факт усыновления (удочерения) как служебную или профессиональную тайну, либо иным лицом из корыстных или иных низменных побуждений, -- наказывается штрафом... либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до четырех месяцев с лишением права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет и без такового...», - говорится в ст. 155 Уголовного кодекса РФ. Уголовная ответственность за разглашение тайны усыновления против воли усыновителя существовала и в старом УК. 7

 

 

Глава 2

§1 Основания и правовые последствия отмены усыновления детей-граждан Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства

В действующем Семейном кодексе  РФ предусмотрел только один способ прекращения  усыновления - это его отмена (п.З. ст. 140 СК РФ).

При вынесении судом решения  об установлении усыновления, семейное законодательство исходит из принципа нерасторжимости отношений по усыновлению, т. е. такие отношения устанавливаются навсегда. Возможность отмены усыновления допускается в тех случаях, когда в результате усыновления условия жизни и воспитания ребенка не соответствуют интересам самого ребенка.

Отмена усыновления является правопрекращающим и правоустанавливающим юридический фактом. Отмена усыновления производится в судебном порядке (п. 1 ст. 140 СК РФ). При отмене усыновления происходит прекращение всех правоотношений между усыновленным ребёнком и его усыновителями (их родственниками). Вместе с отменой усыновления восстанавливайся взаимные права и обязанности ребёнка и его биологических родителей (их родственников), если это не противоречит интересам ребёнка.

Обстоятельства, являющиеся основаниями  к отмене усыновления, условно можно  разделить на две группы, к первой группе относятся обстоятельства, при  которых отмена усыновления выступает  как мера ответственности, а ко второй - как мера защиты интересов ребенка.

В первую группу можно отнести обстоятельства, которые совпадают с основаниями  лишения родительских прав: - уклонение усыновителей от выполнения возложенных на них обязанностей родителей; - злоупотребление усыновителями родительскими правами; - жестокое обращение усыновителей с усыновленными детьми; - алкоголизм или наркомания усыновителей; - заболевание усыновителя, препятствующее осуществлению им обязанностей родители.

Когда возникают обстоятельства, которые  свидетельствуют о противоправном поведении усыновителя, отмена усыновления  выступает как мера ответственности. При этом, в отличие от биологических родителей, усыновители не лишаются родительских прав, а в отношении них производится отмена усыновления, т. к. родительские права и обязанности возникают у усыновителей в результате усыновления.

Вторую группу оснований отмены усыновления составляют основания, существование которых суд определяет исходя из интересов ребенка и с учетом мнения ребенка (п, 2 ст. 141 СК РФ). Данные основания могут сложиться и при отсутствии виновного поведения усыновители, когда по обстоятельствам, как зависящим, тан и не зависящим от усыновителя, не сложились отношения, необходимые для нормального развития и воспитания ребенка. К таким обстоятельствам, в частности, можно отнести отсутствие взаимопонимания в силу личных качеств усыновителя и (или) усыновленного, в результате чего усыновитель пользуется авторитетом у ребенка либо ребенок не ощущает себя членом семьи усыновителя; выявление после усыновления умственной неполноценности или наследственных отклонений в состоянии здоровья ребенка, существенно затрудняющих, либо делающих невозможным процесс воспитания, о наличии которых усыновитель не был предупрежден при усыновлении; восстановление дееспособности родителей ребенка, к которым он сильно привязан и не может забыть их после усыновления, что отрицательно сказывается на его эмоциональном состоянии, и т. п. В указанных случаях суд вправе отменить усыновление исходя из интересов ребенка и о учетом мнения самого ребенка, если он достиг возраста 10 лет.

Законодатель, в интересах усыновленных детей, значительно расширил круг лиц, обладающих правом требовать отмены усыновления. Право требовать отмены усыновления законом предоставлено (ст. 142 СК РФ): родителям ребенка; усыновителям ребенка; самому усыновленному ребенку, достигшему возраста четырнадцати лет; органу опеки и попечительства; а также прокурору.

В Семенном кодексе не определен  круг лиц, к которым может быть предъявлено требование об отмене усыновления. Ответчиками но делам данной категории, как правило, являются усыновители, иск к которым предъявляется в суд по месту их жительства. В тех случаях, когда иск об отмене усыновления предъявлен родителями усыновленного, а данные об усыновителях им неизвестны, то требование об отмене усыновления предъявляется к органу опеки и попечительства по месту нахождения этого органа. Последний обязан известить об этом усыновителя, которого суд вправе привлечь к участию в деле независимо от его желания (ч. 1 п. 4 ст. 150 ГПК РФ).8

Родители ребенка в праве требовать отмены усыновления только в случае, если усыновление было произведено без их согласия или согласие было вынужденным. К усыновителям не могут предъявляться иски родителей по мотивам ненадлежащего выполнения усыновителями добровольно принятых ими на себя родительских обязанностей. Такого рода требования могут предъявляться в суде только органами опеки и попечительства, либо прокурором.

При предъявлении иска об отмене усыновления усыновителями ребенка ответчиком по делу является усыновленный ребенок, интересы которого в суде должен представлять орган опеки и попечительства.

В отношении ребенка, достигшего совершеннолетия, отмена усыновления не допускается. Это связано с тем, что после  достижения совершеннолетя родительские права и обязанности прекращаются, и, следовательно, отпадает необходимость в отмене усыновления. Но бывают случаи, когда даже формальное существование родственных отношений между усыновленным и

Как указано в ст. 275 ГПК РФ, рассмотрение и разрешение дел об отмене усыновления осуществляется по правилам искового производства. Дело об отмене усыновления также как и при установлении усыновления ребенка рассматривается судом с участием органа опеки и попечительства, а также прокурора. Усыновление прекращается со дня вступления в законную силу решения суда об отмене усыновления ребенка. Суд должен направить в течение трех дней со дня вступления решения об отмене усыновления в законную силу выписку из этого решения суда в орган записи актов гражданского состояния по месту государственной регистрации усыновления.

 

 

Отмена усыновления ребенка  влечет определенные правовые последствия, указанные в ст. 143 Семейного кодекса РФ:

1. При отмене судом усыновления  ребенка взаимные права и обязанности  усыновленного ребенка и усыновителей (родственников усыновителей) прекращаются  и восстанавливаются взаимные  права и обязанности ребенка  и его родителей (его родственников), если этого требуют интересы  ребенка.

2. При отмене усыновления ребенок  по решению суда передается  родителям. При отсутствии родителей,  а также если передача ребенка родителям противоречит его интересам, ребенок передается на попечение органа опеки и попечительства.

3. Суд также разрешает вопрос, сохраняются ли за ребенком присвоенные ему в связи с его усыновлением имя, отчество и фамилия.

Изменение имени, отчества или фамилии  ребенка, достигшего возраста десяти лет, возможно только с его согласия.

4. Суд исходя из интересов ребенка вправе обязать бывшего усыновителя выплачивать средства на содержание ребенка в размере, установленном статьями 81 и 83 настоящего Кодекса.

Вступившие в законную силу судебные постановления могут быть обжалованы в суд надзорной инстанции  в течение года со дня вступления их в законную силу, лицами, если их права и законные интересы были нарушены судебным постановлением.9

В разделе VII Семейного кодекса  «Применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц  без гражданства» (п. 2 ст. 165) содержимся еще одно основание к отмене усыновления, а именно то, что в результате усыновления могут быть нарушены права ребенка, установленные законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.10

 

 

 

§2 Правовое положение организаций, занимающихся международным усыновлением

Весь опыт, накопленный  в области международного усыновления  детей, свидетельствует о том, что  в каждой стране, которая в этом участвует, должен быть установлен четкий порядок деятельности и контроля за иностранными организациями, имеющими право представлять интересы кандидатов в усыновители своей страны. Это связано, прежде всего, с тем, что известны случаи существования специальных «каталогов» детей, предлагаемых к усыновлению. Занимаются этим, как правило, зарубежные агенства, получающие значительные доходы и имеющие в России своих представителей и широкие связи во властных структурах.

     Деятельность  на территории России специально  уполномоченных иностранными государствами  органов и организаций по усыновлению  детей может осуществляться в  силу международного договора  РФ или на основе принципа  взаимности, и не должна преследовать  коммерческих целей. Порядок такой  деятельности определяется Правительством  РФ по представлению Министерства  юстиции и Министерства иностранных  дел РФ.

Так,  в 1997 году Государственная  Дума РФ в Постановлении от 19 сентября 1997 г. «О неотложных мерах по повышению государственного контроля за усыновлением» № 1728-II ГД, выразила серьезную обеспокоенность ситуацией, складывающейся в области межгосударственного усыновления. Было обращено внимание на отсутствие двусторонних международных договоров между РФ и иностранными государствами о сотрудничестве в области международного усыновления, а также на отсутствие, основанного на нормах международного права, государственного контроля, за соблюдением прав детей – граждан РФ. Несмотря на всю сложность ситуации лишь в марте 2000 года были приняты постановления, в соответствии с которыми запрещалась посредническая деятельность по усыновлению, федеральные органы исполнительной власти наделялись полномочиями по проведению проверок деятельности иностранных организаций, занимающихся вопросами усыновления и желающих открыть представительства на территории РФ.      

     Имеются в  виду два постановления: Постановление Правительства РФ от 28 марта 2000 г. № 268 «О деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением»; постановление Правительства РФ от 29 марта 2000 г. № 275 «Об утверждении Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства».

     В первом  из них, в частности, регламентируется  порядок открытия и деятельности  на российской территории представительств  органов (организаций) иностранных  государств по усыновлению.

     В настоящее  время действует разрешительный (аккредитационный) порядок открытия такого представительства. Аккредитация осуществляется Министерством образования РФ. Разрешение на открытие представительства может быть выдано только некоммерческим иностранным организациям, осуществляющим на основании лицензии деятельность по усыновлению на территории своего государства не менее пяти лет на момент подачи в установленном российским законодательством порядке заявления об аккредитации и представления всех необходимых документов. Решение вопроса об аккредитации представительства принимается Министерством образования РФ по согласованию с Министерствами иностранных дел, юстиции, здравоохранения РФ, Министерством труда и социального развития РФ. При положительном решении представительства аккредитируются сроком на один год, который впоследствии может быть продлен. На основании выданного разрешения осуществляется обязательная регистрация открывшегося представительства в Государственной регистрационной палате Министерства юстиции РФ, где информация о нем вносится в реестр и выдается соответствующее свидетельство. Свидетельство представляется в Минобразования РФ и в орган исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого будет осуществляться деятельность представительства по усыновлению. Граждане РФ, постоянно проживающие за ее пределами, иностранцы и лица без гражданства, желающие усыновить детей, должны устанавливать усыновление не в районныё (городские) суды общей юрисдикции, а в суды субъектов РФ (областные, краевые и другие суды этого уровня) по месту жительства ребенка.

     Таким образом,  необходимость защиты прав и  законных интересов детей, оставшихся  без попечения родителей и  передаваемых на воспитание в  семьи, проживающих за пределами  России, требует особого подхода  к процедуре международного усыновления.  Имеющиеся пробелы в правовом  регулировании международного усыновления  нередко приводят к существенным  нарушениям прав детей, которые  фактически становятся объектом  коммерческой деятельности.

Информация о работе Защита прав и законных интересов детей, усыновленных иностранными гражданами