Защита прав и законных интересов детей, усыновленных иностранными гражданами

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 17:22, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы заключается в исследовании усыновления как правовой формы устройства детей в семью и многозначной юридической природы правоотношений, возникших в этой связи. Эта цель достигается путём решения следующих задач: 1)рассмотрение понятия и условий усыновления; 2) изучение порядка усыновления; 3)определение правовых последствий вызываемых усыновлением для его участников; 4) рассмотрение оснований, порядка и правовых последствий отмены усыновления; 4) рассмотрение способов контроля за обеспечением прав детей.

Оглавление

Глава 1 Общие положения об усыновлении детей- граждан РФ
иностранными гражданами
§1 Унификация норм в области усыновления
§2 Условия и порядок усыновления российских детей иностранными гражданами
§3 Этапы усыновления детей-граждан РФ иностранными гражданами
§4 Правовые последствия усыновления
Глава 2 Отмена усыновления. Положение организаций, занимающихся международным усыновлением. Способы контроля за обеспечением прав
детей, усыновленных иностранными гражданами
§1 Основания и правовые последствия отмены усыновления
детей-граждан Российской Федерации иностранными гражданами и
лицами без гражданства
§2 Правовое положение организаций, занимающихся международным усыновлением
§3 Проблемы усыновления и способы контроля за обеспечением прав и интересов детей, усыновленных иностранными гражданами
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Защита прав и законных интересов детей, усыновленных иностранными родителями.docx

— 72.43 Кб (Скачать)

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. значительное внимание уделено вопросам порядка  усыновления с участием иностранцев. Так, Пленум указал: "Суду необходимо тщательно исследовать заключение компетентного органа государства  о возможности заявителей быть усыновителями  с целью установления отсутствия каких-либо препятствий для данного  лица быть усыновителем (в частности, не имеется ли препятствий в связи  с разницей в возрасте усыновителя  и усыновляемого; если заявление  об усыновлении подано одиноким лицом, то не является ли это обстоятельство по законодательству соответствующего государства препятствием к усыновлению  ребенка и т.п.)" (п. "е" ст. 14).

При решении вопроса об усыновлении  ребенка иностранными гражданами российские суды часто ограничиваются применением  абз. 2 п. 1 ст. 165 СК РФ, то есть ссылаются только на российское право. Сведения об иностранном законодательстве, определяющем возможность быть усыновителем, суды черпают только из представленных заявителями заключений органов их государства (такие заключения представляются заявителями в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 271 ГПК РФ). Поэтому для суда очень важно убедиться, что документ выдан органом, компетентным выдавать подобные документы. Пленум Верховного Суда РФ указал на необходимость проверять, предоставлены ли этой организации полномочия составлять такие заключения от имени компетентного органа соответствующего государства.3

§3 Этапы усыновления детей-граждан РФ иностранными гражданами

Специальное регулирование существует на всех трех этапах процедуры усыновления  российских детей иностранными гражданами:

- подготовительном (подготовка потенциального  усыновителя, регистрация его  в качестве кандидата в усыновители  и подбор ребенка для усыновления);

- судебном (рассмотрение заявления  об усыновлении конкретного ребенка  и вынесение судебного решения);

- постсудебном (регистрация усыновления, постановка усыновленного ребенка на учет, последующий контроль за осуществлением усыновления и процессом адаптации ребенка в семье усыновителей).4

Первый этап - подготовительный - в  случае, когда потенциальный усыновитель - проживающий за границей иностранец, начинается с подачи лицом, желающим усыновить российского ребенка, ходатайства в компетентные органы государства. Эти органы после соответствующей проверки утверждают кандидатуру усыновителя. В то же время в России осуществляется подбор ребенка. Банк данных о детях создан в соответствии с Федеральным законом от 16 апреля 2001 г. N 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей". Принято также Постановление Правительства РФ от 4 апреля 2002 г. N 217 "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием". Банк данных содержит информацию о детях, оставшихся без попечения родителей и не устроенных органами опеки и попечительства на воспитание в семьи по месту фактического нахождения таких детей, а также информацию о гражданах, намеревающихся взять детей на воспитание в свои семьи и обратившихся за соответствующей информацией к соответствующему оператору -Министерству образования и науки РФ или органам исполнительной власти субъектов РФ.

Иностранный гражданин, желающий усыновить  ребенка, подает письменное заявление  об этом с просьбой ознакомить его  с находящимися в банке сведениями о детях.

Дети могут быть переданы на усыновление  иностранцам, не являющимся родственниками детей, по истечении шести месяцев  со дня поступления сведений о  таких детях в федеральный банк данных.

Иностранные граждане, намеренные усыновить ребенка, подлежат централизованному учету на уровне субъекта Российской Федерации или Федерации в целом. Они обращаются с заявлением непосредственно в орган управления образованием субъекта Российской Федерации. После того как конкретным усыновителям подобран конкретный ребенок, органы опеки и попечительства решают вопрос о том, соответствует ли усыновление интересам ребенка. Их вывод основывается на заключении о возможности лица, желающего усыновить ребенка, быть усыновителем. Принимается во внимание также отношение ребенка к будущему усыновителю и другая информация. Эти данные кладутся в основу заключения, которое органы опеки и попечительства предоставляют суду.

Второй этап - судебное усыновление - регулируется положениями гл. 29 ГПК  РФ и гл. 19 СК РФ.

Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении  от 20 апреля 2006 г. рекомендовал судам  уже при подготовке дела к судебному  разбирательству истребовать от органа опеки и попечительства:

- документы, подтверждающие невозможность  передачи ребенка на воспитание  в семью граждан Российской  Федерации или на усыновление  родственникам ребенка независимо  от гражданства и места жительства  этих родственников;

- документ, подтверждающий наличие  сведений об усыновляемом ребенке  в федеральном банке данных  о детях, оставшихся без попечения  родителей;

- документы, содержащие информацию  о принятых органами опеки  и попечительства, региональным  и федеральным оператором мерах  по устройству (оказанию содействия  в устройстве) ребенка, оставшегося  без попечения родителей, на  воспитание в семьи граждан  Российской Федерации, постоянно  проживающих на территории Российской  Федерации (п. 7 ч. 2 ст. 272 ГПК РФ, ст. 6 Федерального закона "О государственном  банке данных о детях, оставшихся  без попечения родителей")

Эти документы суд исследует  с целью установления, с какого времени сведения о ребенке находились в федеральном банке данных о  детях, правильно ли были указаны  сведения о ребенке, предлагался  ли он на воспитание в семьи российских граждан, проживающих в России, либо на усыновление его родственникам  и, если предлагался, то по каким причинам указанные лица отказались от принятия ребенка на воспитание в семью. Суд вправе допросить в качестве свидетелей родственников ребенка и других лиц.

В целях обеспечения охраняемой законом тайны усыновления суд  в соответствии с ст. 273 ГПК РФ рассматривает дела данной категории  в закрытом судебном заседании. В этих же целях участвующие в деле лица предупреждаются о необходимости сохранения в тайне сведений об усыновлении и о возможности привлечения к уголовной ответственности за разглашение тайны усыновления вопреки воле усыновителя, совершенное из корыстных или иных низменных побуждений, либо за разглашение тайны усыновления вопреки воле усыновителя лицами, обязанными хранить факт усыновления как служебную или профессиональную тайну.

В целях обеспечения тайны усыновления  возможно изменение по просьбе усыновителей имени, отчества и фамилии усыновляемого  ребенка. Усыновители, по их просьбе, могут  быть записаны в книге записей  о рождении ребенка в качестве родителей усыновленного. При рассмотрении дела об установлении усыновления суд исходя из интересов ребенка может вынести решение о сохранении усыновляемому фамилии родителей, отчества по имени отца, а также данных о родителях (например, если против изменения возражает сам усыновляемый, достигший 10 лет, желающий сохранить память о родителях или когда, о записи в качестве родителя усыновляемого просит усыновитель, состоящий в кровном родстве с его отцом или матерью).

Возможно также изменение даты рождения усыновленного ребенка, но не более чем на три месяца (т.е. усыновленный в пределах 3 месяцев  может быть записан ранее или, наоборот, позднее его фактического рождения, нА-пример, в случае имитации усыновительницей беременности; при наличии в семье другого ребенка; при желании сохранить дату рождения умершего кровного ребенка и др.). Все в тех же целях сохранения тайны усыновления возможно также изменение места рождения ребенка.5

После вынесения судебного решения  и в течение трех дней со дня  вступления его в законную силу суд  направляет выписку из решения в  орган записи актов гражданского состояния для государственной  регистрации усыновления. Регистрация  усыновления производится в соответствии с правилами Ст.39 Федерального закона "Об актах гражданского состояния".

Суд в течение трех дней с момента  вступления решения в законную силу должен направить выписку из решения  в орган Загса по месту нахождения суда.

Регистрация производится по устному  или письменному заявлению усыновителей, поданному в течение месячного  срока со дня вступления суда в  законную силу. Усыновители (усыновитель) вправе уполномочить в письменной форме  других лиц, сделать заявление о  государственной регистрации усыновления  ребенка.

3 этап - постановка на учет. После  выезда ребенка - гражданина РФ  в государство гражданства усыновителя  он ставится на учет в консульском  учреждении РФ в соответствующем  государстве. 29 марта 2000 г. Правительством  России утверждены Правила постановки  на учет консульскими учреждениями  Российской Федерации детей, являющихся  гражданами Российской Федерации  и усыновленных иностранными  гражданами или лицами без  гражданства. На консулов возложена  гарантированная Конституцией РФ (ч. 2 ст.61) защита прав и законных интересов детей, являющихся гражданами РФ и усыновленных иностранными гражданами.

Учет информации о постановке детей  на консульский учет ведут органы исполнительной власти субъектов РФ в порядке, устанавливаемом Министерством  образования и науки РФ.

 

 

 

 

 

§4 Правовые последствия  усыновления

Усыновление влечет за собой правовые последствия. Исходя из смысла закона, усыновители, в первую очередь, наделяются родительскими правами и обязанностями, которые утрачивают кровные родители ребенка. Требование закона, обязывающее  родителей воспитывать своих  детей, заботиться об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, в полной мере относится  и к усыновителям, добровольно  берущим на себя обязанности по воспитанию усыновленного ими ребенка.

Усыновители, так же как родители, обязаны материально содержать  своих усыновленных детей. При злостном уклонении от уплаты алиментов усыновители  могут быть привлечены к уголовной  ответственности на основании ст. 157 УК РФ. Усыновленные дети, в свою очередь, обязаны заботиться о своих приемных родителях (усыновителях) и оказывать  им помощь. Содержание нетрудоспособных, нуждающихся в помощи усыновителей является обязанностью их совершеннолетних трудоспособных усыновленных детей.

Усыновленный, а также усыновитель (и его родственники) приобретают  в результате усыновления права  и обязанности, предусмотрены нормами  различных отраслей законодательства, одним из оснований, для возникновения которых является факт родства. Так, в соответствии с нормами наследственного права при наследовании по закону усыновленные по отношению к усыновителям, а усыновители по отношению к усыновленным являются наследниками первой очереди. Усыновители, являясь законными представителями несовершеннолетних усыновленных детей, совершают гражданские сделки от имени детей, не достигших 14 лет (малолетних), или дают согласие на совершение сделок детьми в возрасте от 14 до 18 лет. Права и обязанности усыновителей по распоряжению имуществом детей определяются согласно ГК (ст. 37) и СК. Усыновители отвечают за вред, причиненный несовершеннолетним ребенком, не достигшим 14 лет, если не докажут, что вред возник не по их вине, а также несут субсидиарную (дополнительную) ответственность за вред, причиненный детьми в возрасте от 14 до 18 лет, при отсутствии у детей доходов или иного имущества, достаточных для возмещения вреда.

Основываясь на принципе полного приравнивания  усыновленных к родным детям усыновителя, а также руководствуясь нравственно-этическими соображениями, закон запрещает браки между усыновленным и усыновителем. Другие родственные связи, создаваемые в результате усыновления, не являются препятствием к заключению брака. Так, может быть заключен брак между усыновленным и родной дочерью усыновителя. 6

По общему правилу правовые отношения  между усыновленным ребенком и родителями прекращаются с момента усыновления  безотносительно к тому, усыновлен  ребенок супругами совместно  или одним из них. Однако при усыновлении  ребенка одним лицом закон  предусматривает возможные исключения из общего правила. Так, могут быть сохранены  права и обязанности матери (по ее желанию), если усыновителем является мужчина, или отца, если усыновителем является женщина, как в отношении  самого ребенка, так и в отношении  его родственников. Такое положение, как правило, имеет место, когда  ребенка усыновляет отчим или  мачеха. В этих случаях за матерью  или отцом полностью сохраняются  все права и обязанности родителя.

СК допускает возможность сохранения правовых отношений усыновленного ребенка и с другими близкими родственниками. По просьбе родителей умершего отца (матери) ребенка, то есть дедушки (бабушки) ребенка, могут быть сохранены правовые отношения между ними и их внуком (внучкой). Это положение отражает гуманность семейного законодательства, щадящего чувства людей, потерявших сына (дочь) и желающих сохранить хотя бы внуков. Такое решение возможно и при отсутствии согласия усыновителя. Определяющим моментом является обеспечение интересов усыновляемого ребенка.

Из общего правила о полной утрате усыновленным ребенком всех имущественных  прав, основанных на факте родства (см. ст. 137 СК), имеется одно существенное исключение, предусмотренное данной статьей. Если к моменту усыновления ребенок имел право на пенсию или пособие, полагающееся по случаю потери кормильца, он сохраняет это право также и при его усыновлении. Аналогичное правило предусмотрено пенсионным законодательством. Следовательно, в тех случаях, когда родители (или один из них) умирают до производства усыновления, пенсия или пособие по случаю потери кормильца могут быть назначены и после усыновления. Если смерть родителей наступила после производства усыновления, пенсия (пособие) назначены быть не могут.

За пределами исключений, предусмотренных  статьями 137 и 138 СК, после усыновления  никаких взаимных личных и имущественных  прав и обязанностей между усыновленным и его родственниками по происхождению не существует. В пользу усыновленных нельзя взыскать алименты с их кровных родителей, а родители, в свою очередь, не вправе требовать выплаты средств на свое содержание от своих совершеннолетних детей, усыновленных другими лицами. Усыновленные дети и их кровные родители не являются по закону и наследниками друг друга.

Информация о работе Защита прав и законных интересов детей, усыновленных иностранными гражданами