Защита прав и законных интересов детей, усыновленных иностранными гражданами

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 17:22, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы заключается в исследовании усыновления как правовой формы устройства детей в семью и многозначной юридической природы правоотношений, возникших в этой связи. Эта цель достигается путём решения следующих задач: 1)рассмотрение понятия и условий усыновления; 2) изучение порядка усыновления; 3)определение правовых последствий вызываемых усыновлением для его участников; 4) рассмотрение оснований, порядка и правовых последствий отмены усыновления; 4) рассмотрение способов контроля за обеспечением прав детей.

Оглавление

Глава 1 Общие положения об усыновлении детей- граждан РФ
иностранными гражданами
§1 Унификация норм в области усыновления
§2 Условия и порядок усыновления российских детей иностранными гражданами
§3 Этапы усыновления детей-граждан РФ иностранными гражданами
§4 Правовые последствия усыновления
Глава 2 Отмена усыновления. Положение организаций, занимающихся международным усыновлением. Способы контроля за обеспечением прав
детей, усыновленных иностранными гражданами
§1 Основания и правовые последствия отмены усыновления
детей-граждан Российской Федерации иностранными гражданами и
лицами без гражданства
§2 Правовое положение организаций, занимающихся международным усыновлением
§3 Проблемы усыновления и способы контроля за обеспечением прав и интересов детей, усыновленных иностранными гражданами
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Защита прав и законных интересов детей, усыновленных иностранными родителями.docx

— 72.43 Кб (Скачать)

Введение

В соответствии с международным  и российским законодательством, защита прав и обеспечение интересов  детей - одна из основных задач государства. Ребёнок должен рассматриваться  как самостоятельная личность, имеющая  с момента рождения определённые права. Одно из самых важных из них - право жить и воспитываться в  семье - закреплено в Семейном кодексе  РФ.

Но в настоящее время в России продолжают сохраняться негативные тенденции, создающие угрозу нормальному формированию ребёнка как личности, угрозу его жизни и здоровью. Продолжает существовать внутренний рынок детей, которые быть переданы на усыновление, отмечается значительная коммерциализация межгосударственного усыновления. На территории Российской Федерации продолжают незаконную посредническую деятельность по выявлению детей, подлежащих усыновлению, представители различных российских и иностранных организаций. Тем самым нарушается установленный законом приоритета устройства детей - граждан Российской Федерации, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи российских граждан. Наблюдаются многочисленные нарушения и злоупотребления в области внутригосударственного, так и международного усыновлении.

Цель работы заключается в исследовании усыновления как правовой формы  устройства детей в семью и  многозначной юридической природы  правоотношений, возникших в этой связи. Эта цель достигается путём  решения следующих задач: 1)рассмотрение понятия и условий усыновления; 2) изучение порядка усыновления; 3)определение  правовых последствий вызываемых усыновлением для его участников; 4) рассмотрение оснований, порядка и правовых последствий  отмены усыновления; 4) рассмотрение способов контроля за обеспечением прав детей.

Объектом исследования выступает  семейное, гражданское и гражданское  процессуальное законодательство, регулирующее общественные отношения, возникающие  в результате усыновления, практика рассмотрения дел об усыновлении  в судах.

 

 

Глава 1

§1  Унификация норм в области усыновления

Особенности семейного права, обусловленные колоритностью народных обычаев, традиций, религий, существенно  затрудняют процесс создания единообразных  норм.

Игнорирование Россией большей  части международных конвенций, принятых в области семейного  права, не умаляет их значимость.

Конвенции представляют собой  унифицированные источники права, регулирующие, в частности международные  отношения усыновления. Наиболее важными  являются следующие конвенции:

1. Конвенция ООН о правах  ребенка от 20 ноября 1989 г. содержит  общие принципы усыновления. Россия  участвует в данной Конвенции.  Согласно ее положениям, государства-участники  должны обеспечивать учет при  усыновлении в первую очередь  интересов ребенка. Усыновление должно производиться только компетентными властями в соответствии с применимыми законами и процедурами; усыновление в другой стране может рассматриваться в качестве альтернативного способа ухода за ребенком, если ребенок не может быть передан на воспитание или помещен в семью, которая могла бы обеспечить его воспитание или усыновление, и если обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребенка является невозможным; при усыновлении ребенка в другой стране должны применяться такие же гарантии и нормы, какие применяются в отношении усыновления внутри страны; государства должны принимать все необходимые меры для обеспечения того, чтобы в случае усыновления в другой стране устройство ребенка не приводило к получению неоправданных финансовых выгод связанным с этим лицом (ст. 21).

2. Конвенция «O гражданских аспектах международного похищения детей» 1980 г. Основным вопросом, получившим закрепление в Конвенции 1980 г., стало обеспечение возвращения детей, незаконно перемещенных или удерживаемых в одном из государств-участников. Для возвращения ребенка заинтересованное лицо должно обратиться со специальным ходатайством: в этой Конвенции закрепляется порядок представления ходатайства, а также документов, содержащих сведения о личности заявителя, положении ребенка и информацию о незаконном перемещении.

3. Гаагская Конвенция  «O защите детей и сотрудничестве  в отношении иностранного усыновления» 1993 г. сменила ранее принятую  Конвенцию об юрисдикции, применимом праве и признании решений об усыновлении 1965 г. Данная Конвенция конкретно посвящена вопросам усыновления. В ней участвует 71 государство. Эта Конвенция применяется в случаях, когда ребенок, постоянно проживающий в одном из договаривающихся государств, будучи усыновленным, переезжает в другое договаривающееся государство. Она распространяется только на такие усыновления, в результате которых возникают постоянные отношения между сторонами как между родителями и детьми (ст. 2). Конвенция ставит своей целью, в частности, установить общие положения с учетом принципов, изложенных в Конвенции ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. и Декларации ООН о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях

В соответствии с провозглашенными в ней целями конвенция:

- устанавливает гарантию  того, чтобы международное усыновление  (удочерение) производилось только  в интересах ребенка и при  соблюдении его основных прав, признанных международным правом;

- создает систему сотрудничества  между странами-участницами в  области усыновления. 

В Конвенции 1993 г. закрепляются требования, предъявляемые для установления иностранного усыновления. Разумеется, что основным из них является соответствующее  заключение о том, что иностранное  усыновление в большей степени  отвечает интересам ребенка, чем  устройство ребенка в государстве  его места жительства.

7 сентября 2000 г. Россия  подписала Гаагскую конвенцию  о защите детей и сотрудничестве  в отношении иностранного усыновления  от 29 мая 1993 г., однако конвенция  до сих пор не ратифицирована.

4. Европейская конвенция  об усыновлении детей от 24 апреля 1967 г., заключенная в г. Страсбурге, которую ратифицировали Австрия,  Великобритания, Германия, Греция, Дания, Италия, Латвия и др. - всего 18 государств, направлена в основном на унификацию материально-правовых норм об усыновлении и его последствиях. Так, в ней определены условия, которые должны быть соблюдены, чтобы усыновление, произведенное в одной стране, было признано и в других странах-участницах. Конвенция устанавливает, что усыновляемый в отношении усыновителя имеет такие же права и обязанности, какие имеет рожденный в браке ребенок в отношении своих отца и матери. При этом имеется в виду усыновление детей, не достигших 18 лет, не состоящих и не состоявших в браке и не считающихся

В Российской Федерации уделяется особое внимание вопросам, связанным с международным усыновлением. Российская Федерация не ратифицировала в Гаагскую Конвенцию 1993 г, но некоторые нормы этой Конвенции нашли отражение в действующем российском законодательстве.

19 сентября 1997 г. Государственной  Думой было принято постановление  «О неотложных мерах по повышению  государственного контроля за усыновлением», в котором обращено внимание на необходимость такого контроля за соблюдением прав российских детей, усыновляемых иностранцами. В 1998 г. в ст. 165 СК РФ была включена норма о том, что при усыновлении в России детей-граждан РФ иностранными гражданами, состоящими в браке с гражданами РФ, усыновление производится в порядке, установленном для граждан России.1

Позднее были приняты: Правила передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации, Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. N 8 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей" и Постановление Правительства РФ от 4 ноября 2006 г. N 654 "О деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением".

§2 Условия и порядок усыновления российских детей иностранными гражданами

Правила передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации в частности, определяют порядок передачи детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление передачи детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление  гражданам Российской Федерации, постоянно  проживающим за пределами территории Российской Федерации, иностранным  гражданам или лицам без гражданства. Усыновление допускается в отношении несовершеннолетних детей, единственный родитель или оба родителя которых:

- умерли;

- неизвестны, судом признаны безвестно отсутствующими или объявлены умершими;

- признаны судом недееспособными;

- лишены судом родительских прав;

- дали в установленном порядке  согласие на усыновление;

- по причинам, признанным судом  неуважительными, не проживают  более 6 месяцев совместно с  ребенком и уклоняются от его  воспитания и содержания.2

Усыновление найденного (подкинутого) ребенка, родители которого неизвестны, может быть осуществлено в установленном  законодательством Российской Федерации  порядке при наличии соответствующего акта, выданного органами внутренних дел или органами опеки и попечительства.

Кроме того, данные правила регулируют контроль за условиями жизни и воспитания детей в семьях усыновителей на территории Российской Федерации, и постановку на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства.

Правила запрещают посредническую деятельность по усыновлению детей. К таковой относится любая деятельность других лиц в целях подбора и передачи детей на усыновление от имени и в интересах лиц, желающих усыновить детей, в том числе сбор, передача, размещение в средствах массовой информации, информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования и распространение иным образом сведений о ребенке, фото- и видеосъемка детей и проведение дополнительной медицинской экспертизы усыновляемого ребенка.

Кандидаты в усыновители обязаны  лично:

ознакомиться с ребенком и установить с ним контакт;

ознакомиться с документами  усыновляемого ребенка;

подтвердить в письменной форме  факт ознакомления с медицинским  заключением о состоянии здоровья.

Усыновление или удочерение (в том  числе и его отмена) российских детей, осуществляемые в России иностранными гражданами или лицами без гражданства, определяются законом гражданства  усыновителя или законом постоянного  места жительства для лиц без  гражданства. Дополнительно при  усыновлении российских детей на территории Российской Федерации должны соблюдаться соответствующие положения  СК РФ 1995 г., определяющие материально-правовые условия усыновления (обеспечение  интересов ребенка, соблюдение судебного  порядка усыновления и др.).

При усыновлении в России российскими  гражданами ребенка, являющегося иностранным  гражданином, необходимо получить согласие законного представителя и компетентного  органа государства, гражданином которого является ребенок, а в отдельных  случаях, предусмотренных иностранным  законодательством, - и согласие самого ребенка. В случае, если усыновление производится иностранными гражданами или лицами без гражданства, состоящими в браке с гражданами РФ, усыновление производится в порядке, установленном для граждан РФ (п. 4 ст. 165 СК РФ)

Усыновление ребенка, являющегося  гражданином Российской Федерации  и проживающего за пределами России, произведенное в соответствии с  законом гражданства усыновителя, признается в России действительным. При этом одним из условий для  признания иностранного усыновления  действительным является получение разрешения на усыновление от компетентных органов Российской Федерации.

Согласно ст. 24 Правил усыновление российских детей иностранцами допускается только при соблюдении двух условий:

1) если не представляется возможным  передать детей на воспитание  в семьи граждан РФ, постоянно  проживающих в России;

2) невозможно передать детей  на усыновление родственникам  независимо от гражданства и  места жительства последних. Разъяснение  отдельных положений, затрагивающих  вопросы усыновления, дается в  постановлении Пленума Верховного суда Российской Федерации «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей» от 27 мая 1998 г.

Информация о работе Защита прав и законных интересов детей, усыновленных иностранными гражданами