Возникновение и развитие международного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 11:10, реферат

Краткое описание

Международное право появилось вместе с возникновением государства и внутригосударственного права и прошло сложный и противоречивый путь развития. Его история воплощает те же закономерности и проблемы, которые присущи истории государства и права, и сохраняет специфические черты, свойственные именно межгосударственному правовому регулированию.
В данной работе ставится задача рассмотреть вопрос возникновения и развития международного права. Цель работы: проследить развитие международного права начиная с момента его зарождения до ХХI века.

Оглавление

1 Введение 3
2 Международное право периода Древнего мира 4
3 Международное право Средних веков 8
4 Классическое международное право 14
5 Международно-правовая наука в России до 1917 г. 20
6 Международное право XX-XХI вв. 21
7 Заключение 27
8 Список используемой литературы 29

Файлы: 1 файл

международное право.docx

— 56.64 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

 

1 Введение                                                                                                                       3

2 Международное право периода Древнего мира                                                4

3 Международное право Средних веков                                                                  8

4 Классическое международное право                                                                   14

5 Международно-правовая наука в России до 1917 г.                                        20

6 Международное право XX-XХI вв.                                                                            21

7 Заключение                                                                                                                  27

8 Список используемой литературы                                                                         29                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Международное право появилось вместе с возникновением государства и внутригосударственного права и прошло сложный и противоречивый путь развития. Его история воплощает  те же закономерности и проблемы, которые  присущи истории государства  и права, и сохраняет специфические  черты, свойственные именно межгосударственному  правовому регулированию.

Существенным  фактором совершенствования международного права явились прогрессивные  перемены, произошедшие в гражданском  обществе, в межгосударственных взаимосвязях. Те коренные сдвиги в сфере внешней  политики, которые породили Французская  буржуазная революция в конце XVIII в. и Октябрьская социалистическая революция в первой половине XX в., повлекли становление новых принципов  и норм международного права, прежде всего таких начал, как уважение суверенитета государств и признание их равноправия, невмешательство в их внутренние дела, а позднее — отказ от войны как орудия национальной политики, неприменение силы или угрозы силой, самоопределение народов и наций, уважение прав и свобод человека и др.

Современное международное право функционирует  в сложной среде, так как формирующие  и реализующие это право государства  имеют значительные различия в общественно-политическом строе и в своих внешнеполитических позициях. Международное право призвано юридическими средствами «избавить грядущие поколения от бедствий войны», обеспечить поддержание международного мира и безопасности, «содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе» (формулировки преамбулы Устава Организации Объединенных Наций), развивать дружественные отношения между государствами «независимо от политических, экономических и социальных систем и от уровня их развития» (формулировка Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН).

В данной работе ставится задача рассмотреть вопрос возникновения и развития международного права. Цель работы: проследить развитие международного права начиная с момента его зарождения до ХХI века.

Международное право периода Древнего мира

Система юридических  принципов и норм, постепенно сложившихся  в период с 4 тыс. до н. э. по 476 г. н. э. и регулировавших отношения государств той исторической эпохи, именуется  международным правом Древнего мира.

Межгосударственные  правовые нормы начали складываться в 4 тыс. до н. э. с возникновением первых рабовладельческих государств на базе уже имевшихся правил догосударственного межплеменного «права». Родиной международного права явился Ближний Восток, долины рек Тигра, Евфрата, Нила. Именно там в 4 тыс. до н. э. образовались древнейшие государства. В процессе взаимодействия между ними формировались первые межгосударственные правовые нормы.

Основными чертами  таких межгосударственных правовых норм были:

1. пришедшие из догосударственного межплеменного «права» правила, закрепленные в обычаях и договорах:

2. религиозность;

3. регионализм;

4. обычай как главный источник международного права.

В то время  отсутствовали международные отношения  в современном понимании. В сферу  мирового рынка и глобальных связей не были включены целые континенты (Америка, Австралия, большая часть  Африки), неизвестные европейцам, население  которых жило еще при родовом  строе. В различных географических районах имели место свои центры международной жизни (Ближний Восток, Индия, Китай, Греция, Рим и др.). Они  включали сравнительно небольшие группы государств, поддерживающих между собой  более или менее устойчивые связи.

Древнейшим  из известных на сегодняшний день международно-правовым актом считается  договор около 3100 г. до н. э., заключенный  между правителями месопотамских  городов Лагаш и Умма. Он подтверждал государственную границу и говорил о ее неприкосновенности. По договору споры сторон должны были решаться мирным путем на основе арбитража. Обязательство по исполнению договора гарантировалось клятвами с обращением к богам.

К первым древним  договорам следовало бы отнести  и договор хеттского царя Хаттушиля III с египетским фараоном Рамзесом II (начало XIII в. до н. э.). Это был договор, отражавший в своем тексте мир и братство двух народов, взаимную поддержку друг друга в войне против захватчиков, выдачу беглых рабов.

В период зарождения норм международного права его субъектами в Древнем Египте считались фараоны, цари и другие правители, а что  касается Индии, то она не знала равенства  субъектов международного права. Следствием этого явился институт признания, и  государство, получившее его, признавалось независимым во внутренних и внешних  делах. В Древней Греции (VIIV вв. до н. э.) субъектом международного права  был каждый полис, что предполагало его собственное гражданство  и государственную территорию, а  поэтому он (полис) имел право вести  дипломатические сношения, объявлять  войну и заключать мир.

Главным средством  ведения внешней политики древнейших стран являлись войны. В Египте во время войны господствовал юридически не ограниченный произвол. Побежденные  и их имущество как добыча переходили в собственность победителя. В  Индии обычаи права войны были наиболее развитыми, они получили закрепление  в «Законах Ману» и «Артхашастра». Но если война и считалась правомерным действием, то рассматривалась она как нежелательное явление. Здесь же встречались и определенные ограничения. Так, нельзя было убивать женщин, детей, стариков и раненых, а также лиц, сдавшихся в плен. Неприкосновенностью пользовались храмы и другие культовые сооружения и их служители. В то время уже существовали нормы, ограничивающие применение оружия. Небезынтересен и тот факт, что именно в Индии возникли первые юридические правила о ведении войны на море. В Китае (III тыс. до н. э.) аналогично складывались определенные нормы права войны, имевшие свою специфику. Поскольку Китай вел частые междоусобные войны, то и жизненный принцип «цаныпи», означавший «поедание земель соседей», получил здесь наибольшее значение.

Что касается Греции, то она понимала войну как  борьбу всех граждан одного полиса со всеми гражданами другого. Количество норм, ограничивающих применение определенного  оружия, было не столь велико. Интересно  также, что при взятии какого-либо вражеского города убийство мирных жителей  считалось вполне правомерным. У  греков не существовало режима пленных. Так, побежденные могли быть подвергнуты  пыткам и убиты, а имущество их уничтожено. Наравне с этим в Греции уже знали состояние нейтралитета и невмешательства. Нейтралитет  был возможен только во время войны, а невмешательство и в мирное время.

А вот в  Риме все войны считались справедливыми, ибо, по мнению римлян, велись они по воле богов. Вследствие этого войны  не были связаны какими-либо юридическими ограничениями. Отсюда и жестокость римской армии, не щадившей никого. Даже святыни народов храмы подвергались опустошению.

Не только в процедуре объявления войны  и ее ведения была налицо религиозность, ее можно проследить и в дипломатии. В Китае вопросы церемониального  характера отражали обычаи того времени. Так, сложившиеся ритуальные нормы  о приеме послов и заключении договоров  сопровождались обрядами и жертвоприношениями.

Древние греки  не знали института постоянного  дипломатического представительства, и чаще всего посольства носили единовременный характер. Послам выдавали документы, удостоверяющие их официальный статус и уполномочивающие на право ведения переговоров. Документ был в виде сдвоенных навощенных дощечек и именовался дипломом (отсюда и возникновение слова «дипломатия»). Неприкосновенность послов была общепризнанной, нарушение ее могло привести к войне. По существовавшему в Риме убеждению послы находились под охраной богов и были также неприкосновенны. От послов требовалось великое искусство вести переговоры, заключать договоры о мире, союзе и взаимной помощи.

Позднее встречаются  договоры о торговле и правах иностранцев, бесправное положение которых являлось серьезным препятствием в развитии торговых отношений. Наиболее ярким  примером здесь была Греция. У греков стал складываться институт проксенов (покровителей), в начале своего развития носивший личный характер. Затем постепенно этот институт приобретает государственные черты. Проксен являлся защитником иностранных граждан в своем полисе. В Риме была создана должность претора перегринуса должностного лица, определявшего принципы и нормы, связанные с положением иностранцев и их пребыванием в Риме. Он также разрешал споры между ними. Позднее из указанных институтов сформировалось консульское право.

В этот же период в Индии и Китае были различные  формы посредничества и арбитражных  судов. Так, в 546 г. до н. э. был созван обще-китайский конгресс. Результатом  его явилось подписание договора о ненападении, предусматривавшего мирное разрешение споров путем обращения  спорящих сторон к арбитражу.

Заканчивается период международного права Древнего мира с падением Западной Римской  империи в 476 г. н. э. К этому времени  Рим вобрал в себя все «новорожденные»  институты международного права  и дополнил их своими специфическими чертами. Когда война не заканчивалась  полным покорением, заключался мирный договор. С III в. до н. э. был договор  о покровительстве, который предусматривал предварительную сдачу оружия, выдачу противной стороной своих вождей и заложников. Побежденная сторона  оставалась вместе с тем субъектом  международного права. В дальнейшем договор о покровительстве стал заключаться и в мирное время. Государства, получившие его, становились  союзниками Рима. От мирных договоров  отличался договор перемирия. Последний подписывался командующим армией, консулом или легатом и, хотя условно вступал в силу немедленно, подлежал ратификации.

Период зарождения международного права плавно переходит  в следующий этап, неразрывно связанный  с возникновением феодальных отношений.

 

 

 

 

 

 

Международное право Средних веков

 

Этот период связан с развитием международных  отношений феодальных государств в процессе их образования, преодоления раздробленности, возникновения крупных феодальных сословных монархий, а также с началом формирования абсолютистских государств. Особенностью регулирования международных отношений феодальных государств явилась преемственность ими многих международно-правовых правил рабовладельческого периода. Вместе с тем эти нормы под влиянием государственности новой формации обогащались и получали дальнейшее развитие. Прежде всего это касалось характера норм международного права и их религиозной окраски. Сформировались общие международно-правовые правила, которыми в своих отношениях руководствовались государства, но они оставались обычными. Например, в качестве обычно-правовых признавались требования о том, что договоры должны соблюдаться, что послы государей являются неприкосновенными, что государство, заявившее о своем нейтралитете, не должно оказывать военной помощи воюющим. Религиозная оболочка международно-правовых норм также претерпела изменения. Так, характерной особенностью клятвы в эпоху феодализма явилось то, что она служила средством установления отношений вассальной зависимости: с юридической точки зрения договоры, заключенные между монархом и нижестоящими феодалами одного государства и освященные клятвой, мало отличались от соглашений и клятвы между монархами различных стран. Например, клятва давалась при заключении Мюнстерского (1648 г.) мирного договора.

Другой особенностью феодального международного права  в Западной Европе явилось влияние  на него католической церкви. Папа Римский  Григорий VII (XI в.) первым сделал попытку  создать «мировое государство» под  своей властью. Папы римские в  своем влиянии на международное  право опирались на каноническое право, состоявшее из постановлений  церковных соборов и из папских  указов.

Заметное  влияние на международное право  в отношениях между арабскими  государствами оказал ислам, причем отдельные положения шариата, касавшиеся, например, законов и обычаев войны, распространялись и за пределы арабского мира.

Международное право феодальных государств продолжало испытывать влияние римского права, что выражалось в цивилистической окраске ряда международно-правовых институтов. Например, это касалось институтов залога и поручительства как средств обеспечения международных договоров, института приобретения государственной территории.

В рассматриваемый  период еще не было общего для всех государств международного права. Применение международно-правовых норм связывалось  с существованием нескольких регионов в Западной Европе, Византии, арабских халифатах, на территории Индии и  Китая, в Киевской, а позднее —  Московской Руси.

Падение в 476 г. н. э. Западной Римской империи  и низложение вождем германских наемников  Одоакром последнего римского императора Ромула Августула дали простор развитию феодальных отношений. Начали быстро складываться феодальная общественно-экономическая формация и вместе с ней феодальный тип международного права. Система юридических принципов и норм, постепенно сложившихся в VXVII вв. и регулировавших отношения государств той исторической эпохи, именуется международным правом Средних веков.

Отличительными  чертами этого периода являлись:

1. регионализм;

2. преобладание обычных норм над договорными;

3. значительное влияние церкви на процесс формирования норм международного права.

Единого для  всех государств международного права, как и в древности, не существовало. Центрами международной жизни были: Западная Европа, Византия, Киевская Русь, затем Московское государство, Арабский Восток, Индия и Китай. Субъектами международного права в то время  являлись не только монархи, папа римский, некоторые религиозные организации  рыцарские ордена (Тевтонский и Ливонский), но и так называемые вольные города и их союзы (г. Висби, Венеция, Ганзейский союз и др.).

Как и в  период зарождения международного права, так и в Средние века обществу не был известен институт постоянных дипломатических представителей. Постепенно нормы права внешних сношений стали включаться в договоры, хотя по-прежнему и оставались преимущественно  обычными. Средневековая практика дипломатии исходила из принципа: «посол лицо государя носит и речи его говорит». Таким образом, послы являлись личностями неприкосновенными. Они наделялись особыми привилегиями и иммунитетами, как-то: невозможность задержания их властями государства и наложения ареста на имущество, освобождение от уплаты пошлин и т. д. Они могли рассчитывать на особые почести церемониального характера.

Информация о работе Возникновение и развитие международного права