Виды территорий

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 15:32, реферат

Краткое описание

Территория является одним из необходимых признаков государства. На протяжении всей истории велись непрерывные войны за территорию. Защита территории – одна из главных задач государства. В современном международном праве утвердились такие важнейшие принципы, как неприменение силы, территориальная целостность, нерушимость границ. Государство обязано воздерживаться от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности любого государства. Территория государства не может быть объектом приобретения другим государством в результате угрозы силой или ее применения.
Развитие науки и техники дали возможность широко использовать пространства и ресурсы, лежащие за пределами государственных границ. Они приобрели большое значение для экономики, транспорта, связи и безопасности, что обусловило развитие международно-правового регулирования в соответствующих областях.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..…….2
Глава 1. Территории в международном праве …………………………….…3
§ 1. Понятие территории…………………………………………….……….3
Глава 2. Виды территорий в международном праве…………………………
§ 2. Понятие и состав государственной территории………………………..
§ 3. Территория с международным режимом ……………………………..
3.1. Правовой режим открытого моря
3.2. Правовой режим воздушного пространства
3.3. Правовой режим морского дна
§ 4. Территории со смешанным режимом ………………………………….
4.1. Правовой режим континентального шельфа
4.2. Правовой режим экономической зоны
Заключение…………………………………………………………………….
Список используемой литературы………………………………………

Файлы: 1 файл

Виды территорий.44.docx

— 47.69 Кб (Скачать)

 Морское  дно и его недра являются  общим достоянием человечества  и открыты для экономического  и научного использования государств.

 Континентальный  шельф и морское дно являются  демилитаризованной зоной.

 Определение  режима моря за пределами исключительной  -Экономической юны

 За  пределами экономической зоны  расположено пространство, называемое  открытым морем.

 Открытое  море находится в общем, равном  и свободном пользовании народов  всех стран. Здесь нет какой-либо  иной юрисдикции, кроме юрисдикции  государства над своим национальным  судном.

 Национальность  судна определяется его флагом. Порядок получения судном флага  государства, установлен внутренним  законодательством последнего. Национальность  судна определяет юрисдикцию, распространяемую  на судно. В пределах открытого  моря на судно и экипаж распространяются  законы его флага. Арест либо  задержания судна возможно только  с согласия властей государства  флага судна. В территориальном  море уголовная юрисдикция прибрежного  государства распространяется на  судно в случае, если действия  судна или команды затрагивают  интересы прибрежного государства  или его граждан.

 Универсальная  юрисдикция государств возможна  в случаях преследования пиратского  судна, которое любое государство  вправе преследовать и наказать. Досмотру может быть подвергнуто  любое судно, если есть основание  полагать, что оно занимается  работорговлей, несанкционированным  вещанием, не имеет национальной  принадлежности либо отказывается поднять флаг.

 В  открытом море возможно преследование  иностранного судна, в случае  нарушения им законов прибрежного  государства во время нахождения  в его внутренних, территориальных  водах, а также в прилежащей  зоне. Преследование должно быть  непрерывным и прекращается входом  иностранного судна в территориальное  море иностранного государства. 
 
 
 
 
 
 

Эконом  зона 

Глава 1. Исключительная экономическая зона 
 

Исключительная  экономическая зона представляет собой  район, находящийся за пределами  территориального моря и прилегающий  к нему, шириной до 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря. В этом районе прибрежному государству  принадлежат суверенные права в  целях разведки и разработки естественных ресурсов, как живых, так и неживых, а также права в отношении  других видов деятельности в целях  экономической разведки и разработки указанной зоны, таких как производство энергии путем использования воды, течений и ветра. 

Право других государств при определенных условиях участвовать в промысле живых ресурсов исключительной экономической зоны может быть осуществлено только по соглашению с прибрежным государством. 

За прибрежным государством признана также юрисдикция в отношении создания и использования  искусственных островов, установок  и сооружений, морских научных  исследований и сохранения морской  среды. Морские научные исследования, создание искусственных островов, установок  и сооружений для экономических  целей могут осуществляться в  исключительной экономической зоне другими странами с согласия прибрежного  государства. 

В то же время другие государства, как морские, так и не имеющие выхода к морю, пользуются в исключительной экономической  зоне свободами судоходства, полетов  над ней, прокладки кабелей и  трубопроводов и другими узаконенными видами использования моря, относящимися к этим свободам. В п. 1 ст. 58 Конвенции отмечено, что эти свободы являются свободами открытого моря. В п. 2 ст. 58, кроме того, определено, что в исключительной экономической зоне полностью применяются ст. 88-115 части VII Конвенции 1982 года, озаглавленной «Открытое море». К исключительной экономической зоне применяется положение ст. 89, которое гласит: «Никакое государство не вправе претендовать на подчинение какой-либо части открытого моря своему суверенитету». Из сказанного выше следует, что исключительная экономическая зона за изъятием конкретных прав и обязанностей, признанных за прибрежным государством, осталась в остальных отношениях открытым морем. 

Положения же, относящиеся к ресурсным правам прибрежного государства в исключительной экономической зоне, выходят за рамки  традиционного понятия «открытое  море». И они были выделены в самостоятельную  часть Конвенции. Но это обстоятельство, как указано в ст. 86 Конвенции, «не влечет за собой какого-либо ограничения свобод, которыми пользуются все государства в исключительной экономической зоне в соответствии со статьей 58» и которые Конвенция  определила в качестве свобод открытого  моря. Конвенционные положения об исключительной экономической зоне были компромиссными. И не удивительно, что они не всегда одинаково толкуются  доктриной и официальными представителями  стран, придерживающихся различных  позиций. 

Так, бывший глава делегации Мексики на 111 Конференции ООН по морскому праву  профессор Ж. Кастаньеда считает, что «исключительная экономическая зона имеет свой собственный правовой статус: она - зона вш депеши и, следовательно, не является ни частью территориального моря, ни частью открытого моря и не может быть уподоблена тому или иному морскому пространству». Эта точка зрения имеет сторонников преимущественно в тех развивающихся странах, которые стремились на 111 Конференции ООН по морскому праву создать совершенно «новое международное морское право» взамен «старого». 

Иного мнения придерживается член делегации  Норвегии на Конференции профессор  К.А. Флейшер, который пишет: «Хотя юридические характеристики исключительной экономической зоны не являются такими же, как характеристики пространств, составляющих традиционно часть открытого моря, тем не менее когда речь идет о вопросах юрисдикции, не подпадающих под полномочия прибрежного государства, исключительная экономическая зона оказывается, несмотря ни на что, подчиненной принципам открытого моря». 

Глава 2. Кодификация международного морского права 

Международное морское право является одной  из старейших отраслей международного права и представляет собой совокупность международно-правовых принципов и  норм, определяющих правовой ежим морских  пространств и регулирующих отношения  между государствами, другими участниками  правоотношений в связи с их деятельностью  по использованию морей, океанов  и их ресурсов. 

Первоначально морское право создавалось в  форме обычных норм; его кодификация  была проведена в середине ХХ в. 1 Конференция ООН по морскому праву  завершилась принятием в Женеве в 1958 г. четырех конвенций: об открытом море; о территориальном море и  прилежащей зоне; о континентальном  шельфе; о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря (РФ в этой Конвенции не участвует). 11 Конференция, проходившая в 1960 г., успеха не имела. На 111 Конференции была принята  Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. Отдельные аспекты сотрудничества в использовании морских пространств и их ресурсов регулируются специальными соглашениями (Международная конвенция по охране подводных кабелей 1884 г., Конвенция об учреждении ИМКО (ныне Международная морская организация) 1948 г., Международная конвенция электросвязи 1983 г. и др.). 

Таким образом, международное морское  право регламентирует деятельность человечества в водных пространствах, включающую В себя определение правового  режима различного рода территорий, установления статуса членов экипажа и пассажиров морских судов. порядка освоения природных ресурсов океана и т.д. 

Имеются несколько видов водных пространств, различающихся по правовому режиму. 
 
 
 
 

      СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 

  1. Волова  Л.И. Плебисцит в международном  праве. М., 1972
  2. Клименко Б.М. Государственная территория. Вопросы теории и практики международного права. - М.,1974
  3. Клименко Б.М. Право прохода через иностранную территорию. - М., 1967
  4. Хайд Ч.Ч. Международное право, его понимание и применение США. Т. 2. М., 1952
  5. Лукашук И.И. Международное право. Особенная часть. Учебник. -М., 1997.
  6. Постышев В.М., Даниленко Г.М. Концепция общего наследия человечества в международном праве. //СГП. 1988. №6.
  7. Международное право: Учебник. /Под ред. Ю.М. Колосова, В.И. Кузнецова. - М., 1998
  8. Бирюков П.Н. Международное право: Учебное пособие. - М., 2003.

Список  используемой литературы 

  1. Договор о  принципах деятельности государств по исследованию и использованию  космического пространства, включая  Луну и другие небесные тела (1967 г.); Конвенция о международной ответственности  за ущерб, причиненный космическими объектами (1972 г.); Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов  и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство (1968 г.) // Международное публичное право: Сборник документов: в 2-х тт. - М., 1996. Т.2. С. 352-371.
  2. Договор об Антарктике (1959г.) // Действующее международное право. В 3-х томах / Сост. Ю.М.Колосов и Э.С.Кривчикова. – М., 1999. Том 3.
  3. Конвенция о Международной гражданской авиации (1944 г.); Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов (1963 г.); Договор по открытому небу (1992 г.) // Международное публичное право: Сборник документов: в 2-х тт. - М., 1996. Т.2. С. 412-461.
  4. Конвенция ООН по морскому праву (1982 г.); Конвенция о режиме Черноморских проливов (1936 г.); Конвенция относительно обеспечения свободного плавания по Суэцкому каналу (1988 г.) // Действующее международное право. В 3-х томах / Сост. Ю.М.Колосов и Э.С.Кривчикова. – М., 1999.     Том 3.
  5. Воздушный кодекс РФ // Российская газета. 1997. 26 марта.
  6. Федеральный закон «О государственной границе РФ» от 01 апреля 1993 г. в ред. от 30.06.2003 г. // Ведомости СНД и ВС РФ. № 17. Ст. 594.
  7. Федеральный закон РФ «О континентальном шельфе Российской Федерации» от 30.11.1995 г., в ред. от 11.11.2003 г. // СЗ РФ. № 49. Ст. 4694.
  8. Федеральный закон РФ «Об исключительной экономической зоне РФ» от 17.12.1998 г., в ред. от 11.11.2003 г. // СЗ РФ. № 51. Ст. 6273.
  9. Авраменко И.М. Международное морское право: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001. – 448 с.
  10. Барциц И. Границы Российской Федерации: актуальные вопросы //  Власть. 2000. № 10. – с. 22-32.
  11. Баталов А.А. Европейский союз и правовое регулирование международно-воздушных сообщений // Вестник  Московского университета. 2001. № 2. – с. 69-73.
  12. Бирюков П.Н. Международное право: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2002. Гл. 8, 19, 20, 21.
  13. Вахитов И.В. Кипрская проблема: тенденции к разрешению // Московский журнал международного права. 2004. № 1. – с. 36-44.
  14. Вылегжанин А.Н. Подземный предел распространения суверенитета государства // Государство и право. 2001. №8. – с. 68-74.
  15. Жарикова О.А. Правовое положение судна в открытом море (юрисдикционный аспект) // Правоведение. 2000. №3.
  16. Лукашук И.И. Международное право. Особенная часть. Учебник. – М.: Изд-во БЕК, 1997. Гл. 1, 9, 10, 11.
  17. Мартыненко И.Э. Международно-правовая охрана подводного культурного наследия // Международное публичное и частное право. 2003. № 3. – с. 56-61.
  18. Международное космическое право: Учебник. – М., 1999.
  19. Международное право: Учебник для вузов. – 2-е изд., изм. и дополн. / Под ред. Г.В. Игнатенко, О.И. Тиунова. – М.: НОРМА, 2003. Гл. 20, 21, 22, 23, 24.
  20. Международное право: Учебник. / Отв. ред. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. – М.: Международные отношения, 2000. Гл. 6, 21, 22, 23.
  21. Международное публичное право: Учебник. Издание второе, перераб. и дополн. / Под ред. К.А. Бекяшева. – М.: ООО «ТК Велби», 2003. Гл. 15, 16, 17, 18, 19.
  22. Мовчан А.П. Международное морское право. – М., 1998.
  23. Постнов В.В. Морские границы России // Московский журнал международного права. 2002. № 4. – с. 53-64.
  24. Сапрыкин Ф.И. Правовой режим воздушного пространства участников СНГ // Московский журнал международного права. 1996. № 4.
 
 
 
 
 
 
 

Открытое  море

За внешней  границей территориального моря находятся  пространства морей и океанов, которые  не входят в состав территориальных  вод какого-либо государства и  образуют открытое море. Открытое море не находится под суверенитетом  ни одного из государств, все государства  имеют право пользоваться на началах  равенства открытым морем в мирных целях (свобода мореплавания, полетов, научных исследований и т.д.). 

В соответствии со ст. 87 Конвенции 1982 г. все государства (в то!! числе и не имеющие выхода к морю) имеют в открытом море право на: свободу судоходства; свободу  полетов; свободу прокладывать подводные  кабели и трубопроводы; свободу рыболовства; свободу возводить искусственные  острова и другие установки, допускаемые  международным правом; свободу научных  исследований. 

Указанный перечень не является ограниченным. 

Открытое  море резервируется для мирных целей. Никакое государство не вправе претендовать на подчинение какой-либо части открытого  моря своему суверенитету. 

В открытом море судно подчиняется юрисдикции того государства, под флагом которого оно плавает. Судно рассматривается  как часть территории государства, в котором оно зарегистрировано. Исключения из этого правила устанавливаются  международными договорами. Так, ст. 22 Конвенции об открытом море 1958 г. устанавливает, что военный корабль не вправе подвергать осмотру иностранное  торговое судно, если нет достаточных  оснований подозревать: что судно  занимается пиратством или работорговлей; что судно, хотя на нем поднят иностранный  флаг, имеет ту же национальность, что  и данный военный корабль. 

Каждое  государство определяет условия  предоставления своей национальности судам, правила регистрации судов  на его территории и права судна  плавать под его флагом. При  этом каждое государство: ведет регистр  судов; принимает юрисдикцию над  каждым судном, плавающим под его  флагом, и его экипажем; обеспечивает контроль годности судов к плаванию; обеспечивает безопасность мореплавания, предотвращает аварии. Ни арест, ни задержание судов не могут быть произведены  в открытом море даже в качестве меры расследования по распоряжению каких-либо иных властей, кроме властей  государства флага судна. 

Существует  право преследования по «горячим следам». Данное правомочие властей  прибрежного государства предусмотрено  ст. 23 Конвенции об открытом море 1958 г. Преследование иностранного судна  может быть предпринято, если компетентные власти прибрежного государства  имеют достаточные основания  считать, что это судно нарушило законы и правила этого государства. Преследование должно начаться тогда, когда иностранное судно или одна из его шлюпок находятся во внутренних водах, в территориальном море или в прилежащей зоне преследующего государства, и может продолжаться за пределами территориального моря или прилежащей зоны только при условии, если оно не прерывается. Право преследования прекращается, как только преследуемое судно входит в территориальное море своей страны или третьего государства.

Информация о работе Виды территорий