Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 13:46, реферат
“Терроризм”, “террористы”, “террористическая деятельность” – эти понятия практически ежедневно появляются в средствах массовой информации, порождая беспокойство и озабоченность наших граждан за свое настоящее и будущее, за свои права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации 1993 г. В настоящее время существует два основных направления в исследовании проблем борьбы с терроризмом.
Введение
Глава 1. Понятие, виды и причины терроризма
1.1 Понятие и сущность терроризма
1.2 Виды терроризма
1.3 Формы проявления терроризма
1.4 Причины терроризма
Глава 2. Предупреждение терроризма
2.1 Проблемы предупреждения терроризма
2.2 Меры предупреждения терроризма
2.3 Международное сотрудничество государств в борьбе с терроризмом
Заключение
Список используемой литературы
Существенное значение имеют мотивы и цели преступников. В ряде случаев лица, захватывающие заложников, вдвигают “комбинированные” требования: выплата выкупа и выполнение требований политического характера. Между тем, террористы, психика которых нарушена, способны на иррациональные, непредсказуемые поступки, что должно учитываться при переговорах с ними, подготовке и проведении акций освобождения заложников.
1.4 Причины терроризма
Международные организации и ученые постоянно уделяют внимание проблеме причин терроризма. Эта проблема является одной из основных проблем при разработке и совершенствованию правовых мер борьбы с терроризмом.
На VIII Международном конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с преступниками (Гавана, 1990 г.) коренными причинами терроризма были названы: бедность, безработица, неграмотность, нехватка доступного жилья, несовершенство системы образования и подготовки кадров, отсутствие жизненных перспектив.
В настоящее время в
1) заметное снижение жизненного
уровня в сочетании с
2) экономический и
3) кризисное положение ряда
4) рост безработицы, который
обуславливает проблемы
5) широкое распространение среди
населения оружия, военной подготовки
и специфических военных
6) подрыв или свержение своего
правительства (к примеру,
7) национальное самоутверждение
(к примеру, деятельность
8) распространение средствами
Вместе с тем, в международном
и внутригосударственном
В работе П.А. Кабанова указано множество политических причин. Назовем, с нашей точки зрения основные:
1) репрессии со стороны правящей
элиты по отношению к
2) навязывание правящей элитой
нетрадиционных для данного
3) обострение внутриполитических
конфликтов внутри самого
5) ошибки в национальной
6) целенаправленное разжигание национальной розни отдельными людьми, группами, партиями (к примеру, движение ваххабитов);
7) агрессия в отношении другого
государства и его оккупация
в большинстве случаев влечет
за собой вооруженное
8) недовольство деятельностью
Глава 2. Предупреждение терроризма
2.1 Проблемы предупреждения
Термин “предупреждение” означает – отвратить что-либо заранее принятыми мерами; опередить, сделать что-либо ранее, чем что-нибудь произошло. Предупреждение терроризма можно рассматривать как минимум в двух аспектах:
Во-первых, предупреждение терроризма
и повышение эффективности
Во-вторых, предупреждение терроризма - есть комплексная система мер социально-экономического, политического и юридического характера, направленная на предотвращение: возникновения террористических организаций (группировок), совершения террористических актов, последствий терроризма; целью которой, является обеспечение общественной безопасности населения, защита политических, экономических и международных интересов государства.
Вместе с тем, проблемным является вопрос о современных тенденциях терроризма, только с учетом которых можно говорить об эффективной системе предупреждения и борьбы с ним. Профессор В.В. Лунеев, в качестве основной тенденции терроризма называет интенсивное изменение терроризма в направлении повышения его общественной опасности:
- по темпам роста и прироста (за последние три десятка лет в мире было совершено более 10 тыс. террористических актов только широко известных и нашедших отражение в СМИ);
- по уровню организованности (терроризм в истекшее столетие развивался от террористов-одиночек до создания террористических групп, крупных организаций, политических террористических формирований до транснациональных террористических объединений типа “Аль-Каида”);
- по материально-техническому и финансовому обеспечению (развитие идет от применения кинжала, пистолета до колоссальных взрывов и средств массового поражения при помощи мировых центров финансирования террористических акций);
- по национальным и транснациональным масштабам террористической деятельности (терроризм “движется” от единичного места преступления до охвата целых городов, стран, регионов);
- по степени тяжести
- по характеру и объему целей (диапазон достаточно широк: от убийств отдельных лиц до свержения легитимных властей, разрушения государств и фактического уничтожения целых народов);
- по расширению социальной базы терроризма (под знамена террористов становятся не только отдельные организации, политические, националистические и религиозные определения, а целые народы (нередко обманутые) или его значительные слои).
2.2 Меры предупреждения терроризма
В общей теории отечественной криминологии выделяют два вида предупреждения преступности: общее (общесоциальное) предупреждение преступности и специальное предупреждение преступности. Первое реализует антикриминогенный потенциал общества в целом, всех его институтов. Второе имеет целенаправленный на недопущение преступлений характер.
Общее (общесоциальное) предупреждение охватывает крупные, имеющие долговременный характер виды социальной практики в самом широком смысле этого слова.
Меры специального предупреждения преступности разнообразны и классифицируются по разным основаниям. Существуют и иные основания дифференциации мер специального предупреждения.
Названные выше меры в полном объеме
относятся и к терроризму. Примером
этому может служить
Особое место в системе
1. Федеральная служба безопасности России - осуществляет антитеррористическую деятельность, путем проведения оперативно-розыскных и иных мероприятий, направленных на предупреждение, выявление и пресечение терроризма.
2. Генеральная прокуратура Российской Федерации - в рамках своей компетенции осуществляет надзор за законностью и качеством сбора оперативной информации о фактах терроризма, расследованием дел о терроризме.
3. Служба внешней разведки России - как и другие органы внешней разведки России, предупреждают террористическую деятельность политической направленности путем обеспечения безопасности учреждений РФ, находящихся за пределами территории России, их сотрудников и семей последних.
4. Министерство обороны России - обеспечивает сохранность находящихся у него на вооружении оружия массового поражения, ракетного и отраслевого оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, защиту военных объектов; кроме того, оно принимает участие в обеспечении безопасности национальных морских судоходств, национального воздушного пространства, в проведении контртеррористических операций.
5. Федеральная пограничная служба России - осуществляет борьбу с политическим терроризмом путем предупреждения, выявления и пресечения перехода террористами Государственной границы РФ, незаконного перемещения на территорию России или, наоборот, с ее территории оружия, взрывчатых веществ и иных предметов, которые могут быть использованы в качестве средств совершения террористических преступлений.
6. Министерство внутренних дел России - осуществляет борьбу с терроризмом посредством предупреждения, выявления и пресечения преступлений террористического характера, преследующих корыстные цели.
2.3 Международное сотрудничество государств в борьбе с терроризмом
В настоящее время общепризнанно,
что эффективная борьба с терроризмом
возможна только совместными усилиями
всех членов мирового сообщества. Это
обуславливается, прежде всего, особенностями
терроризма, который носит в настоящее
время транснациональный
В месте с тем, в современном международном праве уже существует целый ряд международных конвенций универсального и регионального характера, которые на основе четко очерченных критериев в качестве предмета своего регулирования устанавливают осуществление взаимного сотрудничества государств по борьбе с международным терроризмом. Следует отметить, что у мирового сообщества уже имеется определенный опыт совместной борьбы с терроризмом, а именно:
- на международных конференциях
по унификации уголовного
- начиная с середины 70-х годов
XX столетия на каждой сессии
Комитета ООН по
- начиная с 1970-х годов ООН приняла свыше десятка антитеррористических документов;
- созданы и действуют
- на 13-ой сессии Совета министров внутренних дел Лиги арабских государств был принят проект “Кодекса поведения” в борьбе с терроризмом. Он запрещает предоставлять национальную территорию для планирования и проведения террористических акций, оказывать финансовую, материальную и иную помощь террористическим организациям.
- Россия подписала