Терроризм и его последствия

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 13:46, реферат

Краткое описание

“Терроризм”, “террористы”, “террористическая деятельность” – эти понятия практически ежедневно появляются в средствах массовой информации, порождая беспокойство и озабоченность наших граждан за свое настоящее и будущее, за свои права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации 1993 г. В настоящее время существует два основных направления в исследовании проблем борьбы с терроризмом.

Оглавление

Введение
Глава 1. Понятие, виды и причины терроризма
1.1 Понятие и сущность терроризма
1.2 Виды терроризма
1.3 Формы проявления терроризма
1.4 Причины терроризма
Глава 2. Предупреждение терроризма
2.1 Проблемы предупреждения терроризма
2.2 Меры предупреждения терроризма
2.3 Международное сотрудничество государств в борьбе с терроризмом
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Терроризм и его последствия.docx

— 38.03 Кб (Скачать)

Существенное значение имеют мотивы и цели преступников. В ряде случаев  лица, захватывающие заложников, вдвигают “комбинированные” требования: выплата  выкупа и выполнение требований политического  характера. Между тем, террористы, психика  которых нарушена, способны на иррациональные, непредсказуемые поступки, что должно учитываться при переговорах  с ними, подготовке и проведении акций освобождения заложников.

 

1.4 Причины терроризма

 

Международные организации и ученые постоянно уделяют внимание проблеме причин терроризма. Эта проблема является одной из основных проблем при  разработке и совершенствованию  правовых мер борьбы с терроризмом.

На VIII Международном конгрессе  ООН по предупреждению преступности и обращению с преступниками (Гавана, 1990 г.) коренными причинами терроризма были названы: бедность, безработица, неграмотность, нехватка доступного жилья, несовершенство системы образования и подготовки кадров, отсутствие жизненных перспектив.

В настоящее время в отечественной  юридической литературе называют следующие  причины терроризма:

1) заметное снижение жизненного  уровня в сочетании с беспрецедентно  возросшей социальной дифференциацией,  которые вызывают к жизни такие  социально-психологические факторы,  как злоба, зависть, ненависть,  ностальгия по прошлому и т.п.;

2) экономический и энергетический  кризис, рост цен, инфляция;

3) кризисное положение ряда социальных  и профессиональных групп, особенно  военных, имеющих военный опыт  и лиц, имеющих опыт работы  со взрывными устройствами и взрывчатыми веществами;

4) рост безработицы, который  обуславливает проблемы миграции, бродяжничества, психологической и  профессиональной деградации и  дезориентации личности в условиях  рыночной экономики и т.п.;

5) широкое распространение среди  населения оружия, военной подготовки  и специфических военных умонастроений,  связанное с участием значительной  части военных в реальных боевых  событиях (афганская и чеченская  войны), так и с вынужденным  перепрофилированием многих работников  спецслужб, нередко оказывающихся  в криминальных структурах.

6) подрыв или свержение своего  правительства (к примеру, деятельность  западногерманской “Фракции красной  армии” (РАФ) и итальянских “Красных  бригад”);

7) национальное самоутверждение  (к примеру, деятельность Армянской  секретной армии за освобождение  Армении (АСАЛА))

8) распространение средствами массовой  информации идей и взглядов, ведущих  к росту насилия, неравенства  и нетерпимости, внушение населению  всесильности и вседозволенности  террористов и др.

Вместе с тем, в международном  и внутригосударственном терроризме наиболее значительно проявление политического  терроризма. Ведущую роль в детерминации политического терроризма, как и  всей политической преступности, занимают политические причины.

В работе П.А. Кабанова указано множество  политических причин. Назовем, с нашей  точки зрения основные:

1) репрессии со стороны правящей  элиты по отношению к оппозиционным  политическим партиям; 

2) навязывание правящей элитой  нетрадиционных для данного общества  социально-политических нововведений;

3) обострение внутриполитических  конфликтов внутри самого государства; 4) столкновение политических интересов  двух государств в каком-либо регионе;

5) ошибки в национальной политике, допускаемые правительством;

6) целенаправленное разжигание  национальной розни отдельными  людьми, группами, партиями (к примеру,  движение ваххабитов);

7) агрессия в отношении другого  государства и его оккупация  в большинстве случаев влечет  за собой вооруженное сопротивление  мирного населения (партизан), использующего  террористические методы 

8) недовольство деятельностью правительства  иностранных государств, в связи  с чем, совершаются террористические  акты против его представителей  и учреждений.

 

 

Глава 2. Предупреждение терроризма

 

2.1 Проблемы предупреждения терроризма

 

Термин “предупреждение” означает – отвратить что-либо заранее  принятыми мерами; опередить, сделать  что-либо ранее, чем что-нибудь произошло. Предупреждение терроризма можно рассматривать  как минимум в двух аспектах:

Во-первых, предупреждение терроризма и повышение эффективности борьбы с ним – одна из первостепенных задач любого современного государства.

Во-вторых, предупреждение терроризма - есть комплексная система мер социально-экономического, политического и юридического характера, направленная на предотвращение: возникновения террористических организаций (группировок), совершения террористических актов, последствий терроризма; целью которой, является обеспечение общественной безопасности населения, защита политических, экономических и международных интересов государства.

Вместе с тем, проблемным является вопрос о современных тенденциях терроризма, только с учетом которых можно говорить об эффективной системе предупреждения и борьбы с ним. Профессор В.В. Лунеев, в качестве основной тенденции терроризма называет интенсивное изменение терроризма в направлении повышения его общественной опасности:

- по темпам роста и прироста (за последние три десятка лет в мире было совершено более 10 тыс. террористических актов только широко известных и нашедших отражение в СМИ);

- по уровню организованности (терроризм в истекшее столетие развивался от террористов-одиночек до создания террористических групп, крупных организаций, политических террористических формирований до транснациональных террористических объединений типа “Аль-Каида”);

- по материально-техническому и финансовому обеспечению (развитие идет от применения кинжала, пистолета до колоссальных взрывов и средств массового поражения при помощи мировых центров финансирования террористических акций);

- по национальным и транснациональным масштабам террористической деятельности (терроризм “движется” от единичного места преступления до охвата целых городов, стран, регионов);

- по степени тяжести наступивших  последствий и числу человеческих  жертв (темпы прироста человеческих жертв в среднем на порядок опережают темпы прироста самих террористических актов. Тенденция такова: от убийств отдельных ненавистных террористам лиц, до уничтожения тысяч и десятков тысяч ни в чем повинных людей);

- по характеру и объему целей (диапазон достаточно широк: от убийств отдельных лиц до свержения легитимных властей, разрушения государств и фактического уничтожения целых народов);

- по расширению социальной базы терроризма (под знамена террористов становятся не только отдельные организации, политические, националистические и религиозные определения, а целые народы (нередко обманутые) или его значительные слои).

 

2.2 Меры предупреждения терроризма

 

В общей теории отечественной криминологии выделяют два вида предупреждения преступности: общее (общесоциальное) предупреждение преступности и специальное предупреждение преступности. Первое реализует антикриминогенный потенциал общества в целом, всех его институтов. Второе имеет целенаправленный на недопущение преступлений характер.

Общее (общесоциальное) предупреждение охватывает крупные, имеющие долговременный характер виды социальной практики в самом широком смысле этого слова.

Меры специального предупреждения преступности разнообразны и классифицируются по разным основаниям. Существуют и иные основания дифференциации мер специального предупреждения.

Названные выше меры в полном объеме относятся и к терроризму. Примером этому может служить классификация  мер антитеррористической деятельности, предложенная С. Гончаровым. По мнению автора, такими мерами являются:

    • законодательные;
    • административно-правовые;
    • уголовно-правовые;
    • социальные;
    • финансово-экономические;
    • политические;
    • военные;
    • пропагандистские;
    • профилактические и др.

Особое место в системе предупредительного воздействия на терроризм занимают специальные субъекты этой деятельности.

1. Федеральная служба безопасности России - осуществляет антитеррористическую деятельность, путем проведения оперативно-розыскных и иных мероприятий, направленных на предупреждение, выявление и пресечение терроризма.

2. Генеральная прокуратура Российской Федерации - в рамках своей компетенции осуществляет надзор за законностью и качеством сбора оперативной информации о фактах терроризма, расследованием дел о терроризме.

3. Служба внешней разведки России - как и другие органы внешней разведки России, предупреждают террористическую деятельность политической направленности путем обеспечения безопасности учреждений РФ, находящихся за пределами территории России, их сотрудников и семей последних.

4. Министерство обороны России - обеспечивает сохранность находящихся у него на вооружении оружия массового поражения, ракетного и отраслевого оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, защиту военных объектов; кроме того, оно принимает участие в обеспечении безопасности национальных морских судоходств, национального воздушного пространства, в проведении контртеррористических операций.

5. Федеральная пограничная служба России - осуществляет борьбу с политическим терроризмом путем предупреждения, выявления и пресечения перехода террористами Государственной границы РФ, незаконного перемещения на территорию России или, наоборот, с ее территории оружия, взрывчатых веществ и иных предметов, которые могут быть использованы в качестве средств совершения террористических преступлений.

6. Министерство внутренних дел России - осуществляет борьбу с терроризмом посредством предупреждения, выявления и пресечения преступлений террористического характера, преследующих корыстные цели.

 

2.3 Международное сотрудничество  государств в борьбе с терроризмом

 

В настоящее время общепризнанно, что эффективная борьба с терроризмом  возможна только совместными усилиями всех членов мирового сообщества. Это  обуславливается, прежде всего, особенностями  терроризма, который носит в настоящее  время транснациональный характер.

В месте с тем, в современном международном праве уже существует целый ряд международных конвенций универсального и регионального характера, которые на основе четко очерченных критериев в качестве предмета своего регулирования устанавливают осуществление взаимного сотрудничества государств по борьбе с международным терроризмом. Следует отметить, что у мирового сообщества уже имеется определенный опыт совместной борьбы с терроризмом, а именно:

- на международных конференциях  по унификации уголовного законодательства  в 1930, 1931, 1934 годах были приняты  резолюции по противодействию  терроризму. В 1937 году такую же  конвенцию выработала Лига Наций;

- начиная с середины 70-х годов  XX столетия на каждой сессии  Комитета ООН по предупреждению  преступности и борьбы с ней  в той или иной степени интерпретации  ставился вопрос о терроризме  вообще и о международном терроризме  в частности (например, на V и VI сессиях, состоявшихся в 1980 и  1982 гг.; на XI сессии комитета в  1990 году было одобрено решение  11/III “Террористическая преступная деятельность”, показывающее отношение экспертов в области борьбы с общеуголовной преступностью к проблеме международного терроризма);

- начиная с 1970-х годов ООН приняла свыше десятка антитеррористических документов;

- созданы и действуют международные  структуры, функциями которых  полностью или частично является  противодействие терроризму;

- на 13-ой сессии Совета министров внутренних дел Лиги арабских государств был принят проект “Кодекса поведения” в борьбе с терроризмом. Он запрещает предоставлять национальную территорию для планирования и проведения террористических акций, оказывать финансовую, материальную и иную помощь террористическим организациям.

- Россия подписала межправительственные  меморандумы о взаимопонимании  и сотрудничестве в области  гражданской авиации, в которых  предусматриваются формы двустороннего  оперативного взаимодействия в  кризисных ситуациях, создаваемых  акциями террористов на гражданских  авиалиниях. Развивается плодотворное  сотрудничество в вопросах борьбы с терроризмом с США, Великобританией, Турцией, Францией, Германией.

Информация о работе Терроризм и его последствия