Теоретические проблемы соотношения международного и внутригосударственного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 18:32, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение проблем соотношения международного права и внутригосударственного права.
Предметом нашего исследования являются проблемы возникающие в результате соотношения международного права и внутригосударственного права.
Для достижения поставленной цели в ходе работы решаются следующие задачи:
1)рассмотреть соотношения международного права и внутригосударственного права.
2)осветить теоретические проблемы возникающие в соотношении международного права и внутригосударственного права.

Файлы: 1 файл

Копия Международное право.docx

— 49.61 Кб (Скачать)

Между этими самостоятельными правовыми  системами существует тесная взаимосвязь. Национальные правовые системы оказывают  влияние на формирование норм международного права (например, двусторонние соглашения о режиме государственной границы  отражают национальные законы о границах соответствующих граничащих стран). Международное право, в свою очередь, влияет на национальное законодательство, и это влияние постоянно возрастает (например, обеспечение основных прав человека). Нормы международного права отражают права и обязанности субъектов лишь данной правовой системы. Отдельные органы государства, его физические и юридические лица непосредственно нормами международного права в принципе не руководствуются. С другой стороны, принимая на себя международное обязательство, государство обязано обеспечить его фактическое выполнение на всей своей территории и всеми органами и лицами, находящимися под его юрисдикцией. Эта система мер носит название имплементации. Имплементация международного права достигается различными способами. Государство может по конституции признать непосредственное (прямое) действие норм международного права на своей территории. Например, по Конституции Российской Федерации 1993 года международное право является частью национальной правовой системы. В случае расхождения какого-либо положения международного права с национальной нормой преимущественную силу имеет норма международного права26.

Если конституция этого не предусматривает, государство предпринимает шаги для включения положений взятых на себя международных обязательств в уже существующие законы или  принимает новые законы и правила. Такой метод именуется трансформацией (превращением, преобразованием).

В ряде государств ратифицированные международные договоры автоматически  становятся частью национального законодательства.

Согласно международному праву, государство  не может ссылаться на свое национальное законодательство для оправдания несоблюдения международного обязательства.

В теории международного права исследуется  вопрос о так называемом примате  международного права. Здесь можно  выделить две проблемы.

Согласно одной точке зрения примат международного права означает его главенствующую роль среди всех правовых систем. Согласно другой — он означает обязанность государств руководствоваться в своих международных отношениях прежде всего международным правом, а не другими побудительными мотивами (военными, экономическими или какими-либо иными чисто национальными интересами). В резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 1989 года, посвященной Десятилетию международного права (1990-1999 гг.), говорится о необходимости укрепления главенства права в международных отношениях, для чего требуется содействовать его преподаванию, изучению, распространению и более широкому признанию.

Вместе с тем нельзя не признать, что у каждого государства  имеются свои национальные интересы. Поэтому задача заключается в  том, чтобы, не нарушая международного права, поставить его на службу своим  национальным интересам.

В плане научного исследования проблемы соотношения международного и внутригосударственного права существуют две теории.

Монистическая теория исходит из единства двух правовых систем. Дуалистическая теория признает наличие двух самостоятельных  правовых систем, которые развиваются на параллельных курсах, никогда не пересекаясь.

Важным фактором роста  роли международного права в функционировании национальных правовых систем является то, что инкорпорированные нормы  регулируют отношения, которые ранее  были изолированы от международного права. Последнее стало непосредственно  затрагивать права и интересы физических и юридических лиц. И  чем более развито внутреннее право государства, тем более  нуждается оно во взаимодействии с международным правом27.

Под влиянием международного права происходят важные изменения  во внутреннем праве. Наиболее показательны в этом плане нормы о правах человека, образующие основу конституций. Принимаются законы, призванные обеспечить реализацию международных норм. В  качестве примера можно указать  российские законы о международных  договорах, о международных и  внешнеэкономических связях субъектов Федерации, о континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне.

Рост влияния международного права на право государств породил  тенденцию к конституционализации международного права. Все большее число конституций содержат положения, посвященные международному праву и призванные обеспечить его реализацию. Более того, многие из них устанавливают приоритет международно правовых норм.

От внутреннего права в растущей мере зависит нормальное функционирование международных связей, да и международной  системы в целом. Отставание внутреннего  права от требований времени способно породить весьма серьезные международные  последствия28.

Взаимодействие международной  и внутренних правовых систем осуществляется на всех уровнях, включая правосознание  и организационно)правовые механизмы. Международное право оказывает существенное юридическое влияние на функционирование внутреннего права, на процесс принятия решений как при создании, так и при применении права. Принимая решение, государственные органы учитывают их международные последствия. Нормы международного права нередко служат образцом для правового регулирования внутри страны и т.д.

Процессы интернационализации  права государств и доместикации международного права по темпам развития существенно различаются от региона  к региону и от государства  к государству.

В практическом плане наиболее остро  стоит проблема гармонизации международного и внутреннего права. Гармонизация содействует совершенствованию внутреннего права и обеспечивает эффективность права международного. Поэтому достижение гармонизации — одно из главных направлений совершенствования национальной правовой системы.

Особым видом гармонизации является унификация внутреннего права, т.е. включение в правовые системы одинаковых норм. Наибольшее развитие она получила в международном частном праве, а также в специальных отраслях права, регулирующих транспорт, связь и др. Основным инструментом унификации служат международные договоры. Наиболее значительны масштабы гармонизации и унификации в рамках интеграционных объединений.

В соответствии с принципом  суверенного равенства государств каждое государство свободно выбирает свою правовую систему и, следовательно, определяет порядок взаимодействия своего права с международным. Вместе с тем принцип суверенного равенства определяет, что каждое государство обязано выполнять полностью и добросовестно свои международные обязательства.

В соответствии с принципом  добросовестного выполнения обязательств по международному праву при осуществлении  своих суверенных прав, включая право  устанавливать свои законы и административные правила, государства сообразуются со своими международно-правовыми обязательствами.

Согласно международному праву, в случае расхождения международного обязательства и национального  права государство не может ссылаться  в качестве оправдания невыполнения обязательства на свое право. Исключение сделано лишь для случая, когда  согласие государства на обязательность договора было выражено в нарушение  положения внутреннего права, касающегося  компетенции заключать договоры. При этом нарушение должно быть явным  и касаться нормы его внутреннего  права особо важного значения. Государство может ссылаться на это обстоятельство как на основание недействительности его согласия.

Истина, очевидно, находится посередине. С точки зрения методов нормообразования внутригосударственное и международное право являются самостоятельными системами, но с точки зрения правоприменения они неразрывно взаимосвязаны.

1 Мальцев Г.В. Право и политика современной России. М., 1996 С. 126

2 Колосов Ю. М., Кузнецов В. И. Международное право: Учебник. – М.: Международные отношения, 1996 С. 9

3 Тункин Г. И. Международное право: Учебник. – М., 1994 С. 3.

4 Черниченко С.В. Международное право: современные теоретические проблемы. М., 1993. С. 11.

5 Садиков О. Н. Международное частное право М., 1984. С. 6.

6 Крылов С. Б. Международное право: Учебник. -  М., 1947 С. 30.

7 Садиков О. Н. Международное частное право М., 1984. С. 40

8 Карташкин В.А. Права человека в международном и внутригосударственном праве. М., 1995 С. 102.

9 Тункин Г.И. Теория международного права. М., 1970. С. 94.

10 Тункин Г.И. Теория международного права. М., 1970. С. 94.

11 Бирюков П.Н. Международное право: Учебное пособие. М., 1998.  С. 68

12 Талалаев А.Н. Соотношение международного и внутригосударственного права в Конституции Российской Федерации //Журнал международного права. 1994. № 4. С. 6.

13 Блатова Я. Г.  Международное право в документах. М., 1982 С. 1.

14 Мовчан А. П. Международное морское, воздушное и космическое право: общее и особенное М., 1992. С. 12.

15 Фердросс А. Международное право. М., 1959. С. 170. 

16 п. 4 ст. 15 гл.1  Конституции РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993)  с изм. от 30.12.2008 №7-ФКЗ.

17 п. 3 ст.46 гл.2 Конституции РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993)  с изм. от 30.12.2008 №7-ФКЗ.

18 ст. 61 гл. 2  Конституции РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993)  с изм. от 30.12.2008 №7-ФКЗ.

19 ст. 62 гл. 2 Конституции РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993)  с изм. от 30.12.2008 №7-ФКЗ.

20 п. 2 ст. 62 гл. 2 Конституции РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993)  с изм. от 30.12.2008 №7-ФКЗ.

21 ст. 71 гл. 3  Конституции РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993)  с изм. от 30.12.2008 №7-ФКЗ.

22 ст.72 гл. 3 Конституции РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993)  с изм. от 30.12.2008 №7-ФКЗ.

23 ст. 86 гл. 4 Конституции РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993)  с изм. от 30.12.2008 №7-ФКЗ.

24 п. 2 ст. 85 гл. 4  Конституции РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993)  с изм. от 30.12.2008 №7-ФКЗ.

25 п. 6 ст. 125 гл. 7 Конституции РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993)  с изм. от 30.12.2008 №7-ФКЗ.

26 Лукашук И.И. Нормы международного права в правовой системе России. М., 1997 С. 203.

27 Лукашук И.И. Нормы международного права в правовой системе России. М., 1997 С. 300.

28 Игнатенко Г.В. Взаимодействие внутригосударственного и международного права. Свердловск, 1981 С. !09.


Информация о работе Теоретические проблемы соотношения международного и внутригосударственного права