Теоретические проблемы соотношения международного и внутригосударственного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 18:32, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение проблем соотношения международного права и внутригосударственного права.
Предметом нашего исследования являются проблемы возникающие в результате соотношения международного права и внутригосударственного права.
Для достижения поставленной цели в ходе работы решаются следующие задачи:
1)рассмотреть соотношения международного права и внутригосударственного права.
2)осветить теоретические проблемы возникающие в соотношении международного права и внутригосударственного права.

Файлы: 1 файл

Копия Международное право.docx

— 49.61 Кб (Скачать)

Отраслями международного права являются:

1) дипломатическое и консульское право;

2) право международных  договоров;

3) международное экономическое право;

4) международное морское  право;

5) международное воздушное  право;

6) международное космическое право;

7) международное атомное  право;

8) международное право охраны окружающей среды;

9) международное уголовное право.

 Принципы отраслей  международного права имеют свои  истоки в общепризнанных принципах  современного международного права15.

В отраслях международного права действуют специфические, отраслевые принципы права.

Национальные системы  права регулируют внутригосударственные  отношения. Нормы внутригосударственного права не могут регулировать международные  отношения. Однако это не означает, что эти нормы, вся система  внутреннего права не могут воздействовать на международное право. Есть определенные формы влияния норм внутригосударственного права на международные отношения  и международное право.

Внутригосударственное право, законодательство определяют организацию  и деятельность государства, его  политику внутри страны и на международной  арене. Особенно зримо это проявляется  в правовом государстве, выражающем суверенную волю народа.

Внутригосударственное право  находит выражение во внешней  политике и дипломатии государства. Конечно, внешняя политика и дипломатия государства не должны вступать в противоречие с общепризнанными принципами и нормами международного права. Через политику, дипломатию государство выражает и утверждает правовые идеи, взгляды, нормы, закрепленные в политическом, правовом, нравственном сознании народа, в нормативно-правовых актах, и тем самым воздействует на международную жизнь, межгосударственные отношения, на международное право.

Одной из таких форм воздействия  внутреннего права на международные  отношения, нормы международного права  является закрепление в Конституции  государства, других правовых актах  принципов международного права. В  преамбуле Конституции Российской Федерации получили выражение принцип  уважения прав и свобод человека, общепризнанные принципы равноправия и самоопределения  народов, принцип суверенной государственности  России. Конституция Российской Федерации  установила, что «общепризнанные  принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы»16

Конституционные положения  об основных принципах и нормах международного права создают высокие юридические  гарантии того, что эти принципы и нормы будут реальной основой  внешней политики государства, что  государственные органы и должностные  лица будут учитывать эти положения  и во внутренней жизни страны, общества. Внутригосударственное право, вся  система его норм представляют собой  своеобразный источник норм международного права. Национальное право прежде всего отражает происходящие в государственно-организованном обществе изменения. Развитие науки, техники, культуры, изменения самого человека, демографические процессы, развитие общественных отношений и т.д. – все это происходит в пределах государства, находит отражение и закрепление в нормах национального права. Создается и умножается опыт сотрудничества государств в определенных областях жизни, в реализации совпадающих или близких интересов, умножается решение дел, связанных с иностранным элементом.

Р.А. Мюллерсон считает, что к нормам национального права, которые могут быть трансформированы в международное право, относятся нормы, регулирующие конкретную деятельность государств, например, заключение договоров, правовое положение иностранцев, дипломатических и консульских представительств в стране. К такому «источнику» международного права относятся также нормы внутреннего права, регулирующие отношения между субъектами национального права из разных стран и нормы, регулирующие часть внутригосударственных отношений, могущие породить международные отношения по поводу их регулирования. В перечень нормативных элементов внутригосударственного права с перспективой «вхождения» в международное право Р.А. Мюллерсон включает «определенные юридические максимы, обеспечивающие внутреннюю согласованность правовых систем и возникшие, как правило, в рамках национального права» [28]. В условиях расширения и углубления международного сотрудничества государств стоит задача с помощью международного права унифицировать ряд областей внутригосударственного права. Эта унификация осуществляется при помощи международных договоров, соглашений.

Опыт международного сотрудничества государств находит выражение в  разных формах унификации регулирования  отношений между ними. Значительный теоретический и практический интерес  представляет правовая система Европейского Союза, который был создан в 1992 г. Отличительной особенностью права  Европейского Союза является его  верховенство и прямое действие на территории всех стран, входящих в Союз [29]. Граждане государств, входящих в Европейский Союз, являются одновременно гражданами Европейского Союза. Гражданство Союза дополняет, а не подменяет национальное гражданство.

Нормы международно-правовых актов, для того чтобы регулировать внутригосударственные отношения, должны войти в систему права  этого государства, т.е. быть имплемонтированы во внутреннее право. Важным средством имплементации является трансформация, которая имеет несколько форм:

1)прямая трансформация;

2) опосредствованная трансформация;

3) смешанная трансформация.

Прямая трансформация  означает, что нормы заключенного и ратифицированного международного договора непосредственно обретают силу закона, а если государства  об этом достигнут соглашения, то и  силу, превосходящую закон.

Опосредствованная трансформация  означает принятие особого закона, другого нормативного правового  акта, переводящего норму международного договора во внутригосударственную  норму права. Очевидно, что правовой статус личности по международному договору, по международному праву нуждается  во внутригосударственном юридическом  механизме обеспечения и защиты. А для этого необходимо разработать  систему норм внутреннего права, которые обеспечили бы комплекс юридических, социальных, экономических гарантий правового статуса личности.

Наиболее распространенной является смешанная трансформация, которая представляет собой сочетание  элементов первых двух видов трансформации.

В обеспечении конституционного порядка в Российской Федерации  закон, другие нормативно-правовые акты взаимодействуют с международным  правом. Об этом свидетельствуют положения  Конституции Российской Федерации. Важные вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина, вопросы внутренней и внешней политики государства  решают органы государства на основе законов, международных договоров  Российской Федерации, других опирающихся  на них нормативных актов.

В Российской Федерации  признаются и гарантируются права  и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам  и нормам международного права и  в соответствии с Конституцией России. Основной Закон Российского государства закрепил право гражданина в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты17.

В Конституции Российской Федерации постановлено, что гражданин  России не может быть выслан за пределы  Российской Федерации или выдан  другому государству. Российская Федерация  гарантирует своим гражданам  защиту и покровительство за ее пределами18.

Гражданин Российской Федерации  может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным  законом или международным договором  Российской Федерации19. Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права. В Российской Федерации не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в Российской Федерации преступлением. Выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах осуществляется на основе федерального закона или международного договора Российской Федерации20.

Конституция закрепила  федеративное устройство государства. В ряде статей содержатся положения  о нормах международного права, международных  договорах Российской Федерации. Так, в ст. 69 действующей Конституции РФ говорится, что Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Регулятивная роль норм международного права в закреплении  территориальных прав России признается в ст. 67 действующей Конституции РФ, где указывается, что территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права.

Конституция Российской Федерации  закрепляет, что в ведении Российской Федерации находятся21:

1) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации;

2) вопросы войны и мира;

3) внешнеэкономические отношения Российской Федерации.

В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся координация  международных и внешнеэкономических  связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров  Российской Федерации22. Президент Российской Федерации является главой государства. Он в соответствии с Конституцией России и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Президент представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Президент России ведет  переговоры и подписывает международные  договоры Российской Федерации, подписывает  ратификационные грамоты, принимает  верительные и отзывные грамоты  аккредитованных при нем дипломатических  представителей23.

Конституция Российской Федерации  признает и закрепляет право России участвовать в межгосударственных объединениях и определяет условия, препятствующие этому участию. Статья 79 действующей Конституции РФ гласит, что Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации.

Президент Российской Федерации  вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом24.

Конституционный Суд России разрешает дела о соответствии Конституции  Российской Федерации не вступивших в силу международных договоров  Российской Федерации. Конституционный  Суд дает толкование Конституции  Российской Федерации. Акты или их отдельные  положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие  Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению25.

Проблема взаимосвязей закона, международного договора, норм международного права в регулировании  внутригосударственных отношений  обретает новые аспекты в связи  с развитием отношений между  Российской Федерацией, ее центром  и субъектами Федерации (регионами). Представляет интерес в теоретическом  и практическом плане исследование правовых проблем международной  деятельности субъектов Российской Федерации. Предстоит большая работа по исследованию и обобщению материалов, характеризующих взаимодействие внутригосударственного и международного права в государствах, входящих в Содружество Независимых  Государств. Когда-то эти государства  были «союзными республиками». В  настоящее время это суверенные государства, являющиеся членами Организации  Объединенных Наций; отношения между  ними регулируются международным правом. В то же время существуют совместные акты СНГ, внутригосударственные правовые акты стран, входящих в Содружество. Объединительным тенденциям в странах  СНГ противоборствуют определенные национальные силы и предстоит, по-видимому, многолетняя, длительная работа по превращению СНГ в действительно эффективную организацию государств.

Информация о работе Теоретические проблемы соотношения международного и внутригосударственного права