Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 18:32, реферат
Целью данной работы является рассмотрение проблем соотношения международного права и внутригосударственного права.
Предметом нашего исследования являются проблемы возникающие в результате соотношения международного права и внутригосударственного права.
Для достижения поставленной цели в ходе работы решаются следующие задачи:
1)рассмотреть соотношения международного права и внутригосударственного права.
2)осветить теоретические проблемы возникающие в соотношении международного права и внутригосударственного права.
Отраслями международного права являются:
1) дипломатическое и консульское право;
2) право международных договоров;
3) международное экономическое право;
4) международное морское право;
5) международное воздушное право;
6) международное космическое право;
7) международное атомное право;
8) международное право охраны окружающей среды;
9) международное уголовное право.
Принципы отраслей
международного права имеют
В отраслях международного права действуют специфические, отраслевые принципы права.
Национальные системы права регулируют внутригосударственные отношения. Нормы внутригосударственного права не могут регулировать международные отношения. Однако это не означает, что эти нормы, вся система внутреннего права не могут воздействовать на международное право. Есть определенные формы влияния норм внутригосударственного права на международные отношения и международное право.
Внутригосударственное право, законодательство определяют организацию и деятельность государства, его политику внутри страны и на международной арене. Особенно зримо это проявляется в правовом государстве, выражающем суверенную волю народа.
Внутригосударственное право находит выражение во внешней политике и дипломатии государства. Конечно, внешняя политика и дипломатия государства не должны вступать в противоречие с общепризнанными принципами и нормами международного права. Через политику, дипломатию государство выражает и утверждает правовые идеи, взгляды, нормы, закрепленные в политическом, правовом, нравственном сознании народа, в нормативно-правовых актах, и тем самым воздействует на международную жизнь, межгосударственные отношения, на международное право.
Одной из таких форм воздействия
внутреннего права на международные
отношения, нормы международного права
является закрепление в Конституции
государства, других правовых актах
принципов международного права. В
преамбуле Конституции
Конституционные положения
об основных принципах и нормах международного
права создают высокие
Р.А. Мюллерсон считает, что к нормам национального права, которые могут быть трансформированы в международное право, относятся нормы, регулирующие конкретную деятельность государств, например, заключение договоров, правовое положение иностранцев, дипломатических и консульских представительств в стране. К такому «источнику» международного права относятся также нормы внутреннего права, регулирующие отношения между субъектами национального права из разных стран и нормы, регулирующие часть внутригосударственных отношений, могущие породить международные отношения по поводу их регулирования. В перечень нормативных элементов внутригосударственного права с перспективой «вхождения» в международное право Р.А. Мюллерсон включает «определенные юридические максимы, обеспечивающие внутреннюю согласованность правовых систем и возникшие, как правило, в рамках национального права» [28]. В условиях расширения и углубления международного сотрудничества государств стоит задача с помощью международного права унифицировать ряд областей внутригосударственного права. Эта унификация осуществляется при помощи международных договоров, соглашений.
Опыт международного сотрудничества государств находит выражение в разных формах унификации регулирования отношений между ними. Значительный теоретический и практический интерес представляет правовая система Европейского Союза, который был создан в 1992 г. Отличительной особенностью права Европейского Союза является его верховенство и прямое действие на территории всех стран, входящих в Союз [29]. Граждане государств, входящих в Европейский Союз, являются одновременно гражданами Европейского Союза. Гражданство Союза дополняет, а не подменяет национальное гражданство.
Нормы международно-правовых
актов, для того чтобы регулировать
внутригосударственные
1)прямая трансформация;
2) опосредствованная
3) смешанная трансформация.
Прямая трансформация
означает, что нормы заключенного
и ратифицированного
Опосредствованная трансформация
означает принятие особого закона,
другого нормативного правового
акта, переводящего норму международного
договора во внутригосударственную
норму права. Очевидно, что правовой
статус личности по международному договору,
по международному праву нуждается
во внутригосударственном
Наиболее распространенной является смешанная трансформация, которая представляет собой сочетание элементов первых двух видов трансформации.
В обеспечении конституционного
порядка в Российской Федерации
закон, другие нормативно-правовые акты
взаимодействуют с
В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией России. Основной Закон Российского государства закрепил право гражданина в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты17.
В Конституции Российской Федерации постановлено, что гражданин России не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству. Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами18.
Гражданин Российской Федерации
может иметь гражданство
Конституция закрепила федеративное устройство государства. В ряде статей содержатся положения о нормах международного права, международных договорах Российской Федерации. Так, в ст. 69 действующей Конституции РФ говорится, что Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Регулятивная роль норм международного права в закреплении территориальных прав России признается в ст. 67 действующей Конституции РФ, где указывается, что территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права.
Конституция Российской Федерации закрепляет, что в ведении Российской Федерации находятся21:
1) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации;
2) вопросы войны и мира;
3) внешнеэкономические отношения Российской Федерации.
В совместном ведении Российской
Федерации и субъектов
Президент России ведет
переговоры и подписывает международные
договоры Российской Федерации, подписывает
ратификационные грамоты, принимает
верительные и отзывные грамоты
аккредитованных при нем
Конституция Российской Федерации
признает и закрепляет право России
участвовать в
Президент Российской Федерации вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом24.
Конституционный Суд России разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации. Конституционный Суд дает толкование Конституции Российской Федерации. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению25.
Проблема взаимосвязей
закона, международного договора, норм
международного права в регулировании
внутригосударственных
Информация о работе Теоретические проблемы соотношения международного и внутригосударственного права