Соотношение международного и внутригосударственного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 10:36, курсовая работа

Краткое описание

Проблематика темы в том, что в одних работах рассматривалось либо только соотношение двух правовых систем, либо проводится их сравнительно-практический анализ. В других исследованиях выдвигаются различные вопросы теории соотношения систем международного и национального права: теория примата внутригосударственного права (Т. Гоббс, Г. Гегель), теория примата международного права (Г. Кельзен), дуалистическая теория (Д. Анцилотти, Р.А. Мюллерсон), теория трансформации (СВ. Черниченко), теория согласования (В.Г. Буткевич).

Оглавление

1.Введение 3
2. Глава I. Исторический аспект соотношения двух правовых систем.
Терминологические и практические отличия между понятием «соотношение» и «взаимодействие»; «трансформация» и «согласование»; «реализация» и «имплементация»
Теории соотношения международного и национального права.
1.2.1.Примат внутригосударственного права
1.2.2.Примат современного международного права
3. Глава II. Сущность и механизм взаимодействия международного и национального права
2.1. Влияние национального права на международное право

Влияние международного права на национальное право

Принципы взаимодействия международного и внутригосударственного права..................................


Формы взаимодействия международного и внутригосударственного права…………………………
Заключение
Список использованных источников и литературы

Файлы: 1 файл

для Костиной А.В. ее версия.doc

— 223.50 Кб (Скачать)

Нормы международного права могут  оказать воздействие на национальное право даже тех государств, для которых они не обязательны. Например. Всеобщая Декларация прав и свобод человека для мусульманских стран. Международное право в целом, за исключением тех норм, которые адресованы международным организациям, осуществляется при содействии национального права. Если международное право налагает обязательство на государство в целом, то национальное право конкретизирует это обязательство, определяя органы государства, ответственные за выполнение _______________________________

1Левин Д.Б. Актуальные проблемы теории международного права. М., «Международные отношения» 1974 г.  С. 107.

 

 

 

 

 

17

норм международного права. «Образно говоря, если норма международного        

права - это сигнал, направленный государству как целостному образованию, то принимается этот сигнал уже конкретными  органами государства, обязанность которых принимать эти сигналы возникает из норм, национального права, определяющих компетенцию органов государства, или из практики государства»1

Любая норма международного права при ее исполнении государством требует помощи со стороны норм национального права.

   Особо следует отметить принципиальное положение международного права, в соответствии с которым каждому государству принадлежит право самому определять внутригосударственные методы и средства осуществления международных обязательств. Сам характер международного права заставляет его опираться     на    внутреннее    право. Международное право

регулирует общую жизнь  государств, но государство способно действовать через свой собственный механизм, который является результатом действия правовых норм, созданных им самим.

В соответствии с принципом  суверенного равенства государств, каждое государство свободно выбирает свою правовую систему и, следовательно, определяет порядок взаимодействия своего права с международным. Вместе с тем принцип суверенного  равенства определяет, что каждое государство обязано выполнять полностью и добросовестно свои международные обязательства. Государство должно строить свою правовую систему таким образом, чтобы обеспечить выполнение международных обязательств. Мир и международный правопорядок могут быть обеспечены при условии, что в государствах утвердится демократическое правление, основанное на уважении прав человека и господстве права. «Демократия и законность в международной жизни невозможны без демократии и законности внутри страны»2.

   _____________________ 

    1Игнатенко Г.В., Тиунов О.И. Международное право. М., «Норма» 2002 г. С. 147.

      2 Лукашук И.И. Международное право. М., «Бек» 2001 г. С. 238.

 

18

           Исполнение положений международного  права не требует, как правило, каких-либо действий со стороны субъектов национального права (граждан и юридических лиц). Поэтому и нет необходимости их «переадресовки» последним. В этом случае начинает действовать определенная часть механизма государства, функционирование которой урегулировано нормами национального права, и помощь последних состоит в обеспечении наилучшего функционирования этого механизма в деле исполнения норм международного права.

        Исполнение  норм международного права требует или издания новых материальных норм национального права, изменения либо отмены уже существующих норм или применения внутри страны самих предписаний норм международного права для регулирования отношений с участием субъектов национального права. Т.о., для того чтобы стать способным регулировать отношения с участием физических и юридических лиц, содержащиеся в международном праве положения должны войти в правовую систему страны в установленном ею порядке. По мнению Е.Т. Усенко, «Этот процесс, обычно именуют трансформацией, имея в виду преобразование норм международного права в норму национального права»1. Реализация норм и принципов международного права в национальных правовых системах означает не только собственно осуществление конкретных нормативных предписаний,  но и создание на национальном уровне правовых возможностей для этого, т. е. деятельность государства на всех уровнях по созданию необходимых условий для такой реализации.

        Международно-правовое регулирование в широком смысле охватывает две основные фазы: правотворческую фазу, в которой протекает процесс создания международно-правовых норм, и правоприменительную фазу, в которой   происходит     процесс   осуществления  норм.  Таким  образом,

 

_______________________

1Усенко Е.Т. Теоретические проблемы соотношение  международного и национального права. // Советский ежегодник международного права, 1997 г. М., С. 72.

                                  19

имплементация норм международного права есть не что иное, как процесс, в ходе которого соответствующие субъекты, которым адресована норма, действуют в согласии с ее положениями. Нередко требуются дополнительные правовые и организационные меры со стороны государств для всестороннего и полного осуществления норм международного права.

Поскольку весь смысл международно-правового  регулирования состоит в достижении определенного конечного результата, к которому стремятся участники международного общения, то, по справедливому замечанию известного российского юриста И. И. Лукашука, «осуществление международно-правовых норм является, как правило, гораздо более сложной и ответственной задачей, чем их принятие»1. Разрешение этой задачи возможно лишь при наличии оптимального механизма имплементации как определенной совокупности правовых и организационных средств, используемых субъектами международного права на международном и национальном уровнях с целью воплощения предписаний норм международного права. В большинстве случаев имплементация норм международного права — это прерогатива суверенных государств, использующих в этих целях свой внутренний организационно-правовой механизм.

Помощь национального  законодательства, при заключении государством международного соглашения, требующего для своей реализации действий со стороны субъектов внутригосударственного права, может выражаться следующими способами:

Во-первых, государство может включить в свое национальное право норму или несколько норм, отсылающих к нормам международного права, в силу чего последние могут действовать внутри страны, регулировать отношения между субъектами национального права. Этот

 

_________________________

1Лукашук И.И. Международно-правовое регулирование международных отношений. М., «Международные отношения» 1975 г. С. 10.

 

20

способ исполнения положений  международного   права   принято   называть   отсылкой.

       Существует  несколько форм отсылки: общая и частичная. Общая отсылка может относиться ко всему международному праву (чаще всего ко всем международным договорам). Такая отсылка, как правило, содержится в конституции страны.

          Вторым способом реализации норм  международного права во внутригосударственное является инкорпорация – принятия государством норм национального права, либо изменение или отмена уже существующих, способствующих исполнению  предписаний международного права. Эти нормы национального права могут повторять текстуально некоторые правила международного права, конкретизировать и адаптировать их к особенностям конституционного строя и правовой системы государства. Иногда для реализации норм международного права могут применяться уже существующие материальные нормы национального права.

           Ещё одним способом реализация  международных норм во внутреннем  законодательстве, является трансформация,  которая в свою очередь бывает  двух видов: прямая и опосредованная. Термин «трансформация» носит  условный характер, так как в действительности нормы международного права не утрачивают присущей им правовой природы. «Никакого «превращения» одних норм в другие не происходит, и произойти не может. Сущность явления, именуемого трансформацией, состоит в обеспечении государством посредством своих властных полномочий выполнения международных обязательств»1. Как таковые последние реализуются во внутригосударственном праве. В этом плане подразумевается не формальный юридико-технический прием преобразования международно-правовых норм во внутригосударственные

_____________________________

1Кудрявец Ю.Н. Некоторые проблемы реализации норм международных правовых актов во внутреннем праве государств. // Белорусский журнал международного права и международных отношений. 1999 г., №3. С. 29.

 

21

предписания, а вся совокупность мер, предпринимаемых государством в целях обеспечения исполнения международно-правового обязательства  в пределах национальной территории.

           Постоянно расширяющимся международным  экономическим отношениям становится тесно в рамках внутринационального права, поэтому возникла идея всеобщей унификации норм национальных правовых систем государств. «Унификация правового регулирования предполагает такую нормотворческую деятельность каждого конкретного государства, в результате которой достигает высокая степень единообразия правового регулирования той или иной сферы общественных отношений»1. Унификация осуществляется различными методами: часе всего несколько государств заключают международный договор, содержащий готовые к применению на территории участвующих стран  единообразные нормы, но иногда одно государство просто заимствует иностранную либо международную норму и переносит ее в акт собственного законодательства.   

В , последние    десятилетия    появились    новые    формы    реализации международного права во внутреннем. Имплементация — процесс достаточно длительный и требует прохождения ряда официальных процедур, поэтому государство, присоединившись к международному договору, еще до завершения процесса имплементации, может неофициально обязать своих внутренних субъектов придерживаться норм этого договора в процессе осуществления любой деятельности. С другой стороны, государство часто намеревается присоединиться к какому-либо международному соглашению, однако по тем или иным причинам не делает этого, но придерживается правил такого договора. И в первом, и во втором случае на практике возникает ситуация, когда внутригосударственные субъекты начинают фактически исполнять международные нормы, даже

_________________________

1Доронина Н.Г. Унификация и гармонизация права в условиях международной интеграции. // Московский журнал российского права. М., 1998.,№6. С. 49.

 

22

при отсутствии их имплементации в нормы национального права. Если такая деятельность субъектов носит достаточно длительный характер, то в результате возникает пробел в правовом регулировании, который со временем восполняется, но уже нормой внутреннего характера. Таким образом, здесь очевидно воздействие международного права на внутригосударственное право, но не официальным общепринятым путем имплементации. Развитие этого процесса позволяет определить еще один способ реализации международного права, имеющий общие черты с процессом  унификации правовых систем государств, но носящий односторонний характер, т. е. осуществляемый государством самостоятельно.

1.3. Влияние национального  права на международное.

Международное право оказывает  обратное воздействие на национальное право. Под его влиянием в национальном праве возникают новые нормы, изменяются либо отменяются существующие, то есть, оказывая помощи международному праву с целью реализации его норм, национальное право подвергается изменениям, вызванным необходимостью исполнения норм международного права. Д.Б. Левин отмечает, что вопрос о влиянии национального права на международное право «составляет не юридический, а социологический аспект проблемы соотношения международного и внутригосударственного права»1. Зато вопрос о влиянии международного права на национальное право, не переставая быть и социологическим, представляет собой чисто юридический аспект этой проблемы именно в силу того, что влияние международного права на национальное право осуществляется главным образом как помощь последнего при осуществлении норм первого. То есть связь международного и национального права в этом аспекте является необходимой юридической связью.

Нормы международного права  могут оказать воздействие на национальное право даже тех государств, для которых они не обязательны. Например. Всеобщая Декларация прав и свобод человека для мусульманских стран. Международное право в целом, за исключением тех норм, которые адресованы международным организациям, осуществляется при содействии национального права. Если международное право налагает обязательство на государство в целом, то национальное право конкретизирует это обязательство, определяя органы государства, ответственные за выполнение _______________________________

1Левин Д.Б. Актуальные проблемы теории международного права. М., «Международные отношения» 1974 г.  С. 107.

 

 

 

 

 

17

норм международного права. «Образно говоря, если норма международного        

права - это сигнал, направленный государству как целостному образованию, то принимается этот сигнал уже конкретными  органами государства, обязанность которых принимать эти сигналы возникает из норм, национального права, определяющих компетенцию органов государства, или из практики государства»1

Любая норма международного права при ее исполнении государством требует помощи со стороны норм национального права.

   Особо следует  отметить принципиальное положение  международного права, в соответствии с которым каждому государству принадлежит право самому определять внутригосударственные методы и средства осуществления международных обязательств. Сам характер международного права заставляет его опираться     на    внутреннее    право. Международное право

Информация о работе Соотношение международного и внутригосударственного права