Соотношение международного и внутригосударственного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 10:36, курсовая работа

Краткое описание

Проблематика темы в том, что в одних работах рассматривалось либо только соотношение двух правовых систем, либо проводится их сравнительно-практический анализ. В других исследованиях выдвигаются различные вопросы теории соотношения систем международного и национального права: теория примата внутригосударственного права (Т. Гоббс, Г. Гегель), теория примата международного права (Г. Кельзен), дуалистическая теория (Д. Анцилотти, Р.А. Мюллерсон), теория трансформации (СВ. Черниченко), теория согласования (В.Г. Буткевич).

Оглавление

1.Введение 3
2. Глава I. Исторический аспект соотношения двух правовых систем.
Терминологические и практические отличия между понятием «соотношение» и «взаимодействие»; «трансформация» и «согласование»; «реализация» и «имплементация»
Теории соотношения международного и национального права.
1.2.1.Примат внутригосударственного права
1.2.2.Примат современного международного права
3. Глава II. Сущность и механизм взаимодействия международного и национального права
2.1. Влияние национального права на международное право

Влияние международного права на национальное право

Принципы взаимодействия международного и внутригосударственного права..................................


Формы взаимодействия международного и внутригосударственного права…………………………
Заключение
Список использованных источников и литературы

Файлы: 1 файл

для Костиной А.В. ее версия.doc

— 223.50 Кб (Скачать)

Международный Институт Экономики и Права

 

 

 

Курсовая работа

 

 

На тему:

 

«Соотношение международного и внутригосударственного права»

 

 

 

 

 

                                           Выполнила Заздравных А.В.

Проверила___________________

 

 

 

 

 

 

2009г.

 

 

 

 

 

Оглавление

1.Введение      3

2. Глава I. Исторический аспект соотношения двух правовых систем.

  1. Терминологические и практические отличия между понятием «соотношение» и «взаимодействие»; «трансформация» и  «согласование»; «реализация» и «имплементация»     
  2. Теории соотношения международного и национального права.

1.2.1.Примат  внутригосударственного права    

1.2.2.Примат  современного международного права   

3. Глава    II.    Сущность    и    механизм    взаимодействия    международного    и национального права

2.1. Влияние национального права на международное право 

 

    1. Влияние международного права на национальное право 

 

    1. Принципы взаимодействия международного и внутригосударственного права..................................

 

 

    1. Формы взаимодействия международного и внутригосударственного права…………………………

Заключение   

Список использованных источников и литературы 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность темы «Соотношение международного и внутригосударственного права» обусловлена тем, что  в настоящее  время успешное      правовое  регулирование внутригосударственных  отношений  становится  во  всё  большей    мере зависимым от согласованности норм национального права с международным правом. Необходимость подобного согласования диктуется многими факторами. Во-первых, это осознание приоритетности общечеловеческих ценностей, уважение человека и основных свобод, необходимости поддержания международного мира, безопасности и справедливости, стабильности и демократии. Упомянутые обстоятельства требуют того, чтобы, в частности, этническая, культурная, языковая и религиозная самобытность национальных меньшинств была защищена и, чтобы создавались условия для поощрения этой самобытности. Во-вторых, согласование внутригосударственного и международного права диктуется экономическими факторами, в частности, все более усиливающиеся интернационализацией производства и обмена, техники и науки. Современная рыночная экономика требует от каждой страны согласование своего национального права с международным. В-третьих, это настоятельная необходимость решения глобальных проблем охраны окружающей среды и важность совместных усилий в этой области. В-четвертых, важным фактором усиления согласования правовых систем являются требования культурного порядка. Приверженность к свободе творчества, а также защита и развитие культурного и духовного населения каждого народа в отдельности и всех народов, вместе взятых, во всем богатстве и разнообразии требуют активного сотрудничества и политики правовой охраны культурного богатства. Взаимное ознакомление народов с достижениями в сфере музыки, театра, литературы и искусства способствует повышению общей культуры человека. Наконец, ещё один фактор, требующий мирового правопорядка, согласования национальных правовых систем с нормами и принципами международного права - необходимость сохранения мира, а также фактор выживания и сохранения человеческой цивилизации.

Проблематика темы в  том, что в одних работах рассматривалось либо только соотношение двух правовых систем, либо проводится их сравнительно-практический анализ. В других исследованиях выдвигаются различные вопросы теории соотношения систем международного и национального права: теория примата внутригосударственного права (Т. Гоббс, Г. Гегель), теория примата международного права (Г. Кельзен), дуалистическая теория (Д. Анцилотти, Р.А. Мюллерсон), теория трансформации (СВ. Черниченко), теория согласования (В.Г. Буткевич). Большинство упомянутых работ было актуально для своего времени. В них исследовался тот вид соотношения, который доминировал в определенный исторический период. Однако право постоянно развивается, и даже наиболее прогрессивные концепции с годами устаревают при изменении действительности. Соотношение и взаимодействие национального права России и международного права в настоящее время являются не только проблемами науки международного права. У современных  авторов России эту проблему рассматривают:

Исходя из всего вышесказанного целью данной курсовой работы является цель рассмотреть соотношение международного и внутригосударственного права сточки зрения теории на современном этапе развития.

Для достижения её необходимо  решить следующие задачи:

 

 

 

 

 

  1. Изучить работы по этой теме
  2. провести сравнительный анализ теорий соотношения
  3. разобраться в терминалогии
  4. определить формы и принципы взаимодействия
  5. изучить механизм влияния обоих правовых систем друг на друга.

 

 

У взаимодействия международного права  и внутригосударственного права  РФ имеется общая цель, которая  заключается в установлении такого соотношения двух правовых систем, при котором возможна реализация их общих приоритетов, а также свои функции координации деятельности всех субъектов международного и внутригосударственного права для обеспечения взаимодействия, а также согласованного развития обеих систем права.

4. Принципами взаимодействия являются: 1) равноценность правовых систем, 2) единство целеполагания, 3) согласованное (скоординированное) действие правовых систем, 4) соблюдение предписаний обеих систем, установленных для регламентации процесса их взаимодействия, 5) соблюдение государствами своих обязательств по обеспечению эффективного взаимодействия международного и внутригосударственного права, 6) ответственность государств за нарушение обязательств по обеспечению взаимодействия. Данные общие принципы находят воплощение и в более частных принципах внешней политики РФ, которые определяют направления деятельности государства а международных отношениях и то, на появление каких именно норм в международном праве будет направлена его деятельность. Принципы внешней политики РФ во многом предопределяют содержание существующих норм и правил поведения на международной арене. Процесс реализации внешней политики государства регулируется нормами как международного, так и национального права, в первую очередь, нормами такой отрасли, как конституционное право.

5. К конституционным принципам внешней политики России относятся принципы добросовестного выполнения обязательств по международному праву, всеобщего уважения прав человека и основных свобод, территориальной целости государства, неприкосновенности государственных границ, их суверенного равенства, невмешательства в дела другого государства, мирного сотрудничества, неприменения силы и угрозы силой, разрешения международных споров мирным путем, а также право народа и нации на самоопределение.

Наиболее приемлемым как для России, так и для других государств, является такое соотношение между национальным и международным правом, при котором у государства есть возможность отказаться от инкорпорации в свое право или правовую систему нежелательных для него норм и при этом активно участвовать в интеграционных процессах, происходящих в международном сообществе. В этом случае государство обладает возможностью регулировать степень открытости своей правовой системы. Эта позиция государства отражена в дуалистической концепции соотношения внутригосударственного и международного права, поэтому именно она и является основой современного процесса взаимодействия международного права и внутригосударственного права России.

7. Дореволюционное право, начиная  с права Древней Руси, часто  соотносилось с международным правом соответствующей эпохи как равное последнему. В России никогда не признавался примат международного права, но она часто следовала принципу добросовестного соблюдения международных договоров.

8. Особенность соотношения российского и международного права в отличие от соотношения советского права с международным состоит в том, что такое соотношение характеризуется возможностью их реального взаимодействия, т.е. совместного регулирования одних отношений. Тот факт, что Конституция Российской Федерации достаточно конкретно определяет место норм международных договоров в правовой системе РФ, указывает на большую предрасположенность российского права по сравнению с советским к восприятию международного права. И, тем не менее, существующее соотношение российского и международного права нельзя охарактеризовать как примат последнего перед внутригосударственным, поскольку в самой Конституции РФ установлены механизмы, препятствующие проникновению в российскую правовую систему норм, противоречащих ее устоям.

нормы международного права изначально не создавались для урегулирования внутригосударственных отношений, но содержали прогрессивные идеи, включение которых в национальное законодательство могло бы повысить эффективность урегулирования таких  отношений. Благодаря согласованию норм международного и внутригосударственного права в обеих системах создаются блоки соответствующих по своей сущности норм, что ведет к сближению этих систем и делает возможным реализацию их общих приоритетов, то есть их взаимодействие.

 

Впервые рассмотрены различия между  такими процессами, как взаимодействие и согласование, взаимодействие и  соотношение международного и национального  права. Исторический анализ проблемы дал  возможность установить, что отношения  права России и СССР с международным правом в разные исторические эпохи характеризовались преимущественно как соотношение, а отношения современного права России и международного права в большей степени - как взаимодействие. Исследованы пути взаимовлияния национального права и международного права и уровни их взаимодействия.

Механизм взаимодействия международного и российского права был подвергнут детальному исследованию. Выявлены общие  цели, конституционные принципы, функции  и задачи взаимодействия внутригосударственного права РФ и международного права.

Установлено, что все элементы механизма  взаимодействия взаимосвязаны. Наличие  одновременно трех элементов (нормативного предписания, юридического факта и  правоотношения) составляет предпосылки (т.е. является основанием) для начала осуществления взаимодействия норм внутригосударственного права РФ и международного права в правотворческом и правоприменительном процессе.

 

Установлено, что национальные и  интернациональные интересы являются предпосылкой формирования норм, являющихся элементом механизма взаимодействия внутригосударственного и международного права

 

 

Принципами взаимодействия являются:

1. Принцип равноценности правовых  систем. Международное и национальное  право - это две самостоятельные  правовые системы. Ни одна из  них не может превалировать над другой, в противном случае их взаимодействие невозможно.

21

2. Принцип единства целеполагания.  У процесса взаимодействия существуют  свои цели, единые для обеих  систем, отражающие как национальные, так и интернациональные интересы государств. Без таких целей процесс взаимодействий нереален. Цели взаимодействия всегда должны вырабатываться государствами совместно и закрепляться в международных документах, а затем отражаться во внутригосударственных нормативно-правовых актах.

3. Принцип согласованного (скоординированного) действия правовых систем. Деятельность одной системы не должна противоречить деятельности другой, в противном случае достижение их общих целей станет невозможным.

4. Принцип соблюдения предписаний  обеих систем, установленных для урегулирования процесса их взаимодействия. Каждое государство самостоятельно разрешает вопрос о характере и степени взаимодействия своей правовой системы с международной, но при этом оно обязано соблюдать общепризнанные нормы и основные принципы международного права, касающиеся данного процесса.

5. Принцип соблюдения государствами  своих обязательств по обеспечению  эффективного взаимодействия международного  и внутригосударственного права.  Обязательства государств по  обеспечению эффективного взаимодействия международного и внутригосударственного права для достижения их общих целей являются их международным обязательством и должны добросовестно выполняться ими.

6. Принцип ответственности государств  за нарушение обязательств по  обеспечению взаимодействия. В случае нарушений государством его обязательств по согласованию норм его права с нормами международного права или нарушений иного характера, наносящих ущерб процессу взаимодействия, государство должно нести за них международно-правовую ответственность так же, как и за нарушение иных своих обязательств по международному праву.

Международное и внутригосударственное  право России соотносятся как  две самостоятельные правовые системы, взаимоотношение которых вернее всего охарактеризовать таким термином, как «взаимодействие», поскольку обе системы обладают схожими приоритетами (права человека, развитие демократии) и связаны общими целями и задачами. В процессе взаимодействия возможно согласование норм обеих систем, а также имплементация норм одной системы права в сфере деятельности другой системы, что не подразумевает необходимости отказа от государственного суверенитета. Процесс взаимодействия характеризуется влиянием одной системы права на другую.

В течение длительной истории сосуществования  национальных правовых систем и международного права в науке возникли различные концепции их соотношения, отражавшие реальное положение дел на определенном историческом этапе. Среди таких теорий следует выделить три основных: примата внутригосударственного права, примата международного права и дуалистическую теорию. Все три теории прошли собственную эволюцию развития. Распространенность той или иной теории в определенный отрезок времени зависела от отношений, сложившихся как во внутригосударственных, так и в международных отношениях, и той конкретной выгоды, которую определенное соотношение национального и международного права могло дать государству.

В настоящее время наиболее распространенными  являются теория примата международного права и дуалистическая теория. Наиболее приемлемым для государств является такое соотношение между национальным и международным правом, при котором у государства есть возможность отказаться от инкорпорации в свое право или правовую систему неугодных ему норм и при этом активно участвовать в интеграционных процессах, происходящих в международном сообществе. В этом случае государство обладает возможностью регулировать степень открытости своей правовой системы.

Информация о работе Соотношение международного и внутригосударственного права