Правовой режим континентального шельфа

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 16:57, курсовая работа

Краткое описание

Исходя из всего выше сказанного, целью настоящей работы будет являться определение современного международно-правового режима континентального шельфа: суверенных прав прибрежного государства на континентальный шельф, проблему установления внешних границ континентального шельфа прибрежного государства на основе понятия континентального шельфа в юридическом и геологическом смысле, имеющих некоторые отличия, а также раскрытие имплементированных положений международного права о континентальном шельфе в законодательстве Российской Федерации.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...…3
1. Исторические предпосылки правового регулирования отношений на континентальном шельфе…………………………………………………..…….4
2. Понятие континентального шельфа……………………………………..…....7
3. Проблема установления внешних границ континентального шельфа……………………………………………………………………….…….9
4. Суверенные права прибрежного государства на континентальный шельф……………………………………………………………………………..13
4.1. Международно-правовая регламентация суверенных прав прибрежного государства на континентальный шельф………………………………………13
4.2. Закрепление суверенных прав на континентальный шельф в законодательстве Российской Федерации…………………….………………..18
Заключение…………………………………………………………………...…..21
Список использованных нормативных правовых актов………………………22
Список использованной литературы……………………………………….…..23

Файлы: 1 файл

Рассмотрение правового режима континентального шельфа.docx

— 52.03 Кб (Скачать)

   Комиссия по международному праву в 1956 г. указывала, что придает решающее значение цели сохранения «принципа полной свободы покрывающего материковый выступ моря и воздушного пространства над ним».25

По мнению Комиссии, прибрежное государство, осуществляя свои исключительные права, должно уважать и существующие права других государств. На любое  стеснение таких прав, когда оно  неизбежно вызывается нуждами разведки и разработки естественных богатств, распространяются нормы международного права, относящиеся к уважению прав иностранцев.26

   Относительно природы и юридической основы принадлежащих прибрежному государству суверенных прав Комиссия отмечала, что не находит нужным подробно разрабатывать этот вопрос. Относящиеся к нему соображения «не могут быть сведены к какому-либо одному фактору… В частности, после того, как морское дно и недра стали предметом активного интереса каких-либо государств, имеющих в виду разведку и разработку их богатств, нельзя уже рассматривать их как бесхозяйные вещи, то есть такие, которые могут принадлежать первому, кто ими завладеет. Совершенно естественно, что прибрежные государства протестовали бы против такого решения. Кроме того, в большинстве случаев эффективная разработка естественных богатств зависит от наличия известных сооружений на территории прибрежного государства. Нельзя также игнорировать и известное географическое явление, независимо от того, видеть ли в этом явлении отношение близости, смежности, географической цельности, принадлежности или идентичности между подводными районами, о которых идет речь, и прилежащей не покрытой водой землей. Все эти соображения об общей полезности дают достаточное основание для принципа суверенных прав как он теперь изложен Комиссией».27 

 Прибрежное государство по смыслу п. 3 ст. 77 Конвенции по морскому праву 1982 г. не обязано предпринимать какие-либо действия по разработке природных ресурсов его континентального шельфа только для того, чтобы воспрепятствовать такой разработке иностранным государством.

   В свете этого показательно решение Международного Суда ООН по делу о континентальном шельфе в Северном море (Федеративная Республика Германия против Дании; Федеративная Республика Германия против Нидерландов) от 20 февраля 1969 г. В решении было отмечено, что

   «… Права прибрежного государства в отношении района континентального шельфа, составляющего естественное продолжение его территории в море и под морским дном, существуют, вследствие его суверенитета в виде осуществления суверенных прав в целях исследования морского дна и использования его природных ресурсов».28

   Таким образом, как указал Международный Суд, континентальный шельф не является государственной территорией прибрежного государства. Другие государства также имеют определенные права в отношении континентального шельфа иностранного государства. Так, согласно статье 79 Конвенции 1982 г., все государства имеют право прокладывать на континентальном шельфе подводные кабели и трубопроводы, а также поддерживать их в исправном состоянии. Такое право других государств вместе с тем обусловлено их обязательством соблюдать соответствующее право прибрежного государства принимать разумные меры в целях разведки континентального шельфа, разработки его природных ресурсов, предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения от трубопроводов, а также обязательством согласовывать с прибрежным государством определенные трассы для прокладки трубопроводов.

   В силу статей 80, 81 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., прибрежное государство обладает исключительным правом разрешать и регулировать бурильные работы на континентальном шельфе для любых целей, а также разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, установок и сооружений, в том числе для разработки минеральных ресурсов.

   Кроме того, как было отмечено Комиссией международного права, права прибрежного государства на континентальный шельф не включают права на такие объекты, как затонувшие суда и их груз (включая слитки золота или серебра), лежащие на морском дне или скрытые в его недрах.29

   По мнению ученых в настоящее время наиболее острой стоит проблема покинутых, более не эксплуатируемых сооружениях на континентальном шельфе.30

   Как было отмечено выше, согласно Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., прибрежное государство имеет исключительное право разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование на своем континентальном шельфе искусственных островов, установок и сооружений, в том числе в целях разработки нефти, других минеральных ресурсов.

   Поскольку месторождения таких ресурсов исчерпаемы, рано или поздно подобные установки, сооружения на шельфе становятся ненужными. Их собственники заинтересованы в экономии финансовых средств на демонтаж и удаление таких сооружений. В то же время другие пользователи моря, выражающие, например, интересы судоходных, торговых, морских рыболовных, рекреационных компаний, заинтересованы в том, чтобы эти сооружения были убраны.

   Конвенцией о континентальном шельфе 1958 г. предусмотрено безусловное правило, что сооружения, покинутые или более не эксплуатируемые должны быть полностью убраны (п. 5 ст. 5).

   Однако столь четко сформулированное правило отсутствует в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. Так, в п. 3 ст. 60 данной Конвенции указано, что любые покинутые или более неиспользуемые установки или сооружения должны быть убраны в целях обеспечения безопасности судоходства с учетом любых общепринятых международных стандартов, установленных в этой связи компетентной международной организацией. При удалении таких установок или сооружений должным образом учитываются также интересы рыболовства, защиты морской среды, права и обязанности других государств. О глубине, местонахождении и размерах любых установок или сооружений, которые убраны не полностью, дается надлежащее оповещение.

   Следовательно, по Конвенции 1982 г., допускается в отличие от Конвенции 1958 г., случай, когда более не эксплуатируемые установки, сооружения не убираются. Соответствующее государство, которое не выполнило обязательство об удалении неиспользуемых установок, сооружений, вместе с тем обязано дать надлежащее оповещение об этом.

   Отмеченное отличие между двумя вышеуказанными международными конвенциями следует учитывать во взаимоотношениях между государствами, которые не являются участниками Конвенции 1982 г., но к настоящему времени остаются сторонами Конвенции 1958 г. (например, США, Канада).

   Прибрежное государство, там, где это необходимо, согласно статье 60 Конвенции 1982 г., может устанавливать вокруг искусственных островов, установок и сооружений разумные зоны безопасности, ширина которых не должна превышать 500 метров, отмеряемых от каждой точки их внешнего края, за исключением случаев, когда это разрешено общепринятыми международными стандартами или рекомендовано Международной морской организацией.

   Искусственные острова и зоны безопасности вокруг них не могут устанавливаться, если это может создать помехи для использования признанных морских путей, имеющих существенное значение для международного судоходства.

   Искусственные острова не могут иметь статус островов. Они не имеют своего территориального моря, и их наличие не влияет на определение границ территориального моря, исключительной экономической зоны или континентального шельфа.

 

 

 

 

 

4.2. Закрепление  суверенных прав на континентальный  шельф в законодательстве Российской  Федерации

   В соответствии с ч. 2 ст. 67 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права.

   Права Российской Федерации на континентальный шельф определены в статье 5 Федерального закона «О континентальном шельфе Российской Федерации» от 30.11.1995 г. №187-ФЗ (в ред. от 04.11.2006 г. №188-ФЗ). К ним относятся:

1) суверенные права в  целях разведки континентального  шельфа и разработки его минеральных  ресурсов и водных биоресурсов.  Эти права являются исключительными  в том смысле, что, если Российская  Федерация не производит разведку  континентального шельфа или  не разрабатывает его минеральные  ресурсы или водные биоресурсы, никто не может делать это  без согласия Российской Федерации  (в соответствии со ст. 77 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.);

2) исключительное право  разрешать и регулировать буровые  работы на континентальном шельфе  для любых целей (в соответствии  со ст. 81 указанной Конвенции);

3) исключительное право  сооружать, а также разрешать  и регулировать создание, эксплуатацию  и использование искусственных  островов, установок и сооружений. Российская Федерация осуществляет  юрисдикцию над такими искусственными  островами, установками и сооружениями, в том числе юрисдикцию в  отношении таможенных, фискальных, санитарных и иммиграционных  законов и правил, а также законов  и правил, касающихся безопасности (в соответствии со ст. 60 Конвенции  1982 г.);

4) юрисдикцию в отношении:

морских научных исследований;

защиты и сохранения морской  среды в связи с разведкой  и разработкой минеральных ресурсов, промыслом водных биоресурсов, захоронением отходов и других материалов;

прокладки и эксплуатации подводных кабелей и трубопроводов  Российской Федерации.

   Российская Федерация осуществляет суверенные права и юрисдикцию на континентальном шельфе, руководствуясь экономическими, торговыми, научными и иными интересами, в порядке, определяемом Федеральным законом «О континентальном шельфе Российской Федерации» и нормами международного права.

   Указанный Федеральный закон воспроизводит положение статьи 78 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. о том, что права Российской Федерации на континентальный шельф не затрагивают правовой статус покрывающих его вод и воздушного пространства над этими водами.

   Российская Федерация, осуществляя суверенные права и юрисдикцию на континентальном шельфе, не препятствует осуществлению судоходства, иных прав и свобод других государств, признаваемых в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.

   Деятельность на континентальном шельфе осуществляется с учетом судоходства, рыболовства, морских научных исследований, других правомерных видов деятельности, а также с учетом обеспечения защиты и сохранения морской среды, минеральных ресурсов и водных биоресурсов.

   В Федеральном законе «О континентальном шельфе Российской Федерации» также предусмотрена норма международного права о том, что искусственные острова, установки и сооружения не обладают статусом островов и не имеют территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа (ст. 16)

   Вокруг искусственных островов, установок и сооружений устанавливаются зоны безопасности, которые простираются не более чем на 500 метров от каждой точки внешнего края искусственных островов, установок и сооружений.

Информация о работе Правовой режим континентального шельфа