ПОНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 12:35, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование понятия и содержания международных стандартов прав человека.

Задачи курсовой работы заключаются в следующем:

- изучить историю становления и развития понятия международно-правовых стандартов прав человека;

- охарактеризовать принципы и источники международного права прав человека;

- раскрыть содержание международных стандартов прав человека;

- исследовать содержание и виды международно-правовых стандартов прав человека в уголовном судопроизводстве.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
3

Глава I. ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫХ СТАНДАРТОВ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
5

1. История становления и развития понятия международно-правовых стандартов прав человека
5

2. Принципы и источники международного права прав человека
14

Глава II. СОДЕРЖАНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
18

Глава III. СОДЕРЖАНИЕ И ВИДЫ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫХ СТАНДАРТОВ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ
25

1. Содержание международно-правовых стандартов прав человека
25

2. Виды международных стандартов в области прав человека в сфере уголовного судопроизводства
26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
39

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
41

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 249.00 Кб (Скачать)

Наконец, в 1979 г. международное сообщество выработало Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин [7]. В соот­ветствии с документом запрещаются и пресекаются все виды торговли женщинами и эксплуатации проституции женщин; принимаются все ме­ры, включая законодательные, по ликвидации дискриминации в отно­шении женщин в политической и общественной жизни страны; в при­обретении, изменении или сохранении гражданства; в образовании; в занятости; в экономической и социальной жизни; в брачно-семейных отношениях.

В 1989 г. была принята Конвенция о правах ребенка (вступила в силу в 1990 г.) [9]. На 29 августа 2011 г. в ней участвовали 199 государств, в том числе Российская Федерация. Конвенция предписывает государствам- участникам принимать необходимые законодательные, административ­ные и другие меры для осуществления прав ребенка, признанные этим документом. В Конвенцию включены, в частности, следующие права ре­бенка: на жизнь и здоровое развитие; на имя, приобретение гражданст­ва; знать своих родителей и на их заботу; на свободное выражение ре­бенком своих взглядов по всем вопросам, затрагивающим ребенка; на выражение своего мнения; на свободу мысли, совести и религии; на сво­боду ассоциации и свободу мирных собраний; на невмешательство в личную и семейную жизнь ребенка; неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции; незаконного посягательства на его честь и ре­путацию; на доступ к информации и др.

Международное право особо выделяет еще одну группу лиц, которые нуждаются в особой защите, - инвалидов. 13 декабря 2006 г. Генеральная Ассамблея ООН на своей 61-й сессии приняла Конвенцию о правах инвалидов [10]. Новый международный договор стал результатом пятилетней кропотливой работы государств - членов ООН и гражданского общест­ва в рамках Специального комитета Генассамблеи. Делегация Россий­ской Федерации, в состав которой входили и представители российских объединений инвалидов, принимала активное участие в подготовке это­го документа.

Конвенция направлена на более полную интеграцию инвалидов в жизнь общества и ориентирует государства на применение к лицам с ограниченными возможностями международных стандартов в области прав человека без какой-либо дискриминации. Предусматривается и учреждение международного Комитета по правам инвалидов, задачей которого станет обзор выполнения участниками Конвенции своих обязательств.

Единодушное принятие Организацией Объединенных Наций Конвенции о правах инвалидов свидетельствует о том, что она рассматрива­ется мировым сообществом как перспективный инструмент поощрения и защиты прав и достоинства одной из наиболее уязвимых категорий на­селения.

Конвенция открыта для подписания в центральных учреждениях ООН в Нью-Йорке с 30 марта 2007 г. Согласно ст. 45 Конвенции она вступает в силу на 30-й день после сдачи на хранение 20-й ратификаци­онной грамоты или документа о присоединении, т. е. 20 государств должны стать участниками этого договора [13.158-160].

 

 

 

 

 

 


Глава III. СОДЕРЖАНИЕ И ВИДЫ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫХ СТАНДАРТОВ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ

 

1. Содержание международно-правовых стандартов прав человека

Как уже отмечалось ранее, международным сообществом с момента создания Организации Объединенных Наций, опираясь на принципы, сформулированные в Уставе и Международном билле о правах человека, были разработаны документы, охватывающие ключевые вопросы уголовного правосудия и составляющие свод его международных стандартов.

Следует отметить, что правовой статус таких стандартов и норм неодинаков, поскольку декларации, принципы, руководящие указания, правила, планы действий, типовые договоры и рекомендации не имеют обязательной юридической силы. Тем не менее, обладая международной значимостью, являясь продуктом международных переговоров и следствием достигнутого согласия, такие документы имеют неоспоримый моральный авторитет и играют роль практического руководства для государств. Их ценность заключается в признании и принятии большим количеством государств, и даже несмотря на то, что они не имеют в своем большинстве обязательной юридической силы, они рассматриваются как документы, закрепляющие цели, практику и стратегии, пользующиеся широким признанием у международного сообщества.

Учитывая тот факт, что международные документы в области прав человека, представляя собой общечеловеческие стандарты, предусматривают в себе меры по обеспечению прав и свобод и защите их от посягательств, а также предоставляют самой личности юридические возможности реализовать и защищать признаваемые права и свободы, необходимо акцентировать внимание на их изучении и детальном анализе.

Если проанализировать имеющиеся международные документы, то можно прийти к выводу о том, что международная общественность прежде всего стремилась выработать стандарты в наиболее уязвимых сферах уголовно-процессуальных отношений. Причем, если в начальный период становления прав личности акцент делался на провозглашении неотъемлемых прав и свобод личности, составляющих на сегодня принципиальные правовые категории, то на дальнейшем этапе развития мирового сообщества внимание уделяется преимущественно специализации правовых положений относительно отдельного участника уголовного судопроизводства и, в конечном итоге, процессу демократизации уголовно-процессуальных правоотношений. [29.107-108]

На основании вышеизложенного можно провести классификацию существующих международных стандартов в области прав человека в сфере уголовного судопроизводства, где на первое место будут поставлены стандарты, имеющие обобщенный характер и содержащиеся в документах, обладающих статусом общепризнанности, по крайне мере признаваемые в качестве таковых большинством ученых.

2. Виды международных стандартов в области прав человека в сфере уголовного судопроизводства

Всеобщая декларация прав человека, принятая и провозглашенная резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10.12.1948 г., которая, по сути, явилась одним из первых документов ООН, устанавливающих единые стандарты к которым необходимо стремиться государствам, это стала одним из первых эффективных шагов, предпринятых ООН по международно-правовому закреплению основных прав и свобод человека. В стандартах, содержащихся в Декларации, воплощены те общечеловеческие ценности, которые необходимы для достойного развития каждого человека, обеспечения его прав и законных интересов. Они выражают опыт, накопленный мировым сообществом, и определяют ту планку, ниже которой государства, считающие себя цивилизованными, не могут опускаться.

Положения, установленные в преамбуле Декларации, как нельзя лучше отражают тенденцию, присущую характеру международных стандартов, а именно: процессу гармонизации законодательства государств. Декларация, имевшая статус рекомендательного международного акта, благодаря успешному выполнению поставленной в ней задачи – чтобы каждый человек и каждый орган общества, постоянно имея в виду настоящую Декларацию, стремились путем просвещения и образования содействовать уважению этих прав и свобод и обеспечению, путем прогрессивных национальных и международных мероприятий, всеобщего и эффективного их признания и осуществления – приобрела статус общепризнанной нормы международного права, в связи с чем нам остается надеяться, что такая же судьба ожидает и иные международные нормы-стандарты в области прав человека, так как уважение прав и свобод человека есть прямая обязанность государства и всех его учреждений.

Положения, изложенные в Декларации: право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность (ст. 3); запрет пыток и другого унижающего достоинство обращения (ст. 5); эффективное восстановление нарушенных прав (ст.8); запрет произвольного ареста и задержания (ст. 9); право на справедливый, независимый и беспристрастный суд (ст. 10); презумпция невиновности (ст. 11); право на неприкосновенность личной и семейной жизни (ст. 12), уже давно приобрели характер аксиомы и не требуют детального изучения. Отсюда подчеркнем, что, являясь лишь нормами-принципами и получив свое закрепление в национальном законодательстве, указанные стандарты требуют комплексного соответствия всего существующего механизма уголовного судопроизводства и только в данном случае их можно будет признать реально функционирующими. [24.154-155]

Международный Пакт о гражданских и политических правах, являясь непосредственным развитием идей, заложенных в Декларации, также следует относить к категории документов, содержащих стандарты-принципы уголовного судопроизводства. Ценностное содержание данного международного документа заключается в том, что по сравнению с декларацией разработчики Пакта постарались наиболее подробно, как это было возможно на данном этапе научного развития теории прав человека, раскрыть положения стандартов, изложенных ранее в декларации. К тому же Пакт в отличие от декларации носил уже не рекомендательный характер, а имел обязательную силу для стран-участников рассматриваемого соглашения. Являясь, по сути, дальнейшей ступенью развития принципов-стандартов, Пакт фактически, не отходя от вышеобозначенной конструкции основных прав лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве, предложенной в Декларации, создал на их основе внутреннюю систему, определяющую основные параметры должного поведения, которая позволяет обеспечить эффективное выполнение данного стандарта, а не соблюдение какого-либо положения, что фактически означает отступление от данного принципа.

Так, например, стандарт, указывающий на запрет произвольного ареста и задержания, был дополнен указанием на то, что лишение свободы только тогда может быть законным, когда соблюдена установленная законом процедура, необходимая для принятия указанных мер. Кроме того, закрепилась обязанность государства сообщать при аресте в срочном порядке причины ареста и любое предъявляемое арестованному обвинение, а также предусмотрена возможность судебного обжалования принятого решения об аресте в безотлагательном порядке и право на компенсацию в случае незаконного ареста.

В Пакте, в отличие от Декларации, закреплен ряд статей, специально посвященных правовому статусу обвиняемого, представляющих собой обязательный минимальный перечень правомочий указанного участника уголовно-процессуальных отношений и содержащих следующие права: быть в срочном порядке и подробно уведомленным на языке, который он понимает, о характере и основании предъявляемого ему обвинения; иметь достаточное время и возможности для подготовки своей защиты и сноситься с выбранным им самим защитником; быть судимым без неоправданной задержки; быть судимым в его присутствии и защищать себя лично или через посредство выбранного им самим защитника; если он не имеет защитника, быть уведомленным об этом праве и иметь назначенного ему защитника в любом случае, когда интересы правосудия того требуют, безвозмездно для него в любом таком случае, когда у него нет достаточно средств для оплаты этого защитника; допрашивать показывающих против него свидетелей или иметь право на то, чтобы эти свидетели были допрошены, и иметь право на вызов и допрос его свидетелей на тех же условиях, какие существуют для свидетелей, показывающих против него; пользоваться бесплатной помощью переводчика, если он не понимает языка, используемого в суде, или не говорит на этом языке; не быть принуждаемым к даче показаний против самого себя или к признанию себя виновным; помещаться отдельно от осужденных; на предоставление отдельного режима, отвечающего их статусу неосужденных лиц.

Впервые также был поставлен акцент на дифференцированном подходе в отношении обвиняемых – несовершеннолетних, и подчеркивалась необходимость в предоставлении дополнительных возможностей, учитывающих их возраст и желательность содействия их перевоспитанию.

Следующим элементом в предлагаемой нами классификации следует назвать специализированные по субъектному составу стандарты, целью которых являются наиболее полное раскрытие положений, изложенных в стандартах-принципах, на основе текущих результатов происходящих изменений в концепции правового статуса личности и с учетом наиболее прогрессивного опыта отдельных стран мирового сообщества. Анализ существующих международных документов показал, что международным сообществом были разработаны специализированные стандарты по следующим направлениям.

Регламентация прав лиц, в отношении которых избраны либо могут быть избраны меры уголовно-процессуального принуждения:

1. Минимальные стандартные правила обращения с заключенными.

2. Стандартные минимальные правила Организации Объединенных Наций в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила).

3. Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме.

4. Процедуры эффективного выполнения минимальных стандартных правил, касающихся обращения с заключенными.

5. Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (Нью-Йорк, 10 декабря 1984 г.).

6. Декларация о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.

Регламентация прав лиц, потерпевших от преступления:

1. Декларация основных принципов правосудия для жертв преступления и злоупотребления властью.

2. Осуществление Декларации основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью.

Регламентация прав участников уголовного судопроизводства, не достигших возраста совершеннолетия:

1. Конвенция о правах ребенка (20 ноября 1989 года).

2. Правила Организации Объединенных Наций, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы.

3. Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила»).

4. Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Руководящие принципы, принятые в Эр-Рияде).

Информация о работе ПОНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА