Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 12:35, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование понятия и содержания международных стандартов прав человека.
Задачи курсовой работы заключаются в следующем:
- изучить историю становления и развития понятия международно-правовых стандартов прав человека;
- охарактеризовать принципы и источники международного права прав человека;
- раскрыть содержание международных стандартов прав человека;
- исследовать содержание и виды международно-правовых стандартов прав человека в уголовном судопроизводстве.
ВВЕДЕНИЕ
3
Глава I. ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫХ СТАНДАРТОВ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
5
1. История становления и развития понятия международно-правовых стандартов прав человека
5
2. Принципы и источники международного права прав человека
14
Глава II. СОДЕРЖАНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
18
Глава III. СОДЕРЖАНИЕ И ВИДЫ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫХ СТАНДАРТОВ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ
25
1. Содержание международно-правовых стандартов прав человека
25
2. Виды международных стандартов в области прав человека в сфере уголовного судопроизводства
26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
41
Как и любая отрасль международного права, международное право прав человека базируется на основных принципах международного права: уважения прав и свобод человека, суверенного равенства государств, невмешательства во внутренние дела, запрещения угрозы силой или ее применения и др.
К специальным принципам международного права прав человека относятся универсальность, недискриминация, взаимосвязанность и взаимозависимость.
Принцип универсальности прав человека означает, что международные нормы о правах человека носят характер минимальных стандартов, которые практически каждое государство в соответствии с одноименной императивной нормой jus cogens обязано поддерживать на национальном уровне. Международные стандарты в данной сфере не ограничивают государства в обеспечении большего объема прав и свобод человека по сравнению с международными нормами. Государства вправе усиливать те или иные стороны защиты прав человека как силами национального законодательства, так и принимая на себя для исполнения те или иные международные обязательства в этой области.
Более того, приняв на себя определенные международные обязательства, государство обязано совершенствовать свою правовую систему в соответствии с международными требованиями. Таким образом, международная защита прав человека не имеет своей целью заменить или вытеснить национальную защиту, она осуществляется в соответствии с нормами как международного, так и внутригосударственного права и носит универсальный характер для всех участников международных отношений.
Принцип недискриминации определяет необходимость обеспечения и защиты прав человека со стороны государств на основе равенства и справедливости. Дискриминация запрещена вне зависимости от «оправдывающих» ее оснований.
Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. в п. 2 ст. 5 определяет, что «никакое ограничение или умаление каких бы то ни было основных прав человека, признаваемых или существующих в каком-либо участвующем в настоящем Пакте государстве в силу закона, конвенций, правил или обычаев, не допускается под тем предлогом, что в настоящем Пакте не признаются такие права или что в нем они признаются в меньшем объеме».
Принцип взаимосвязанности, взаимозависимости и неделимости состоит в том, что все права человека одинаково важны, а их качественное разделение на «необходимые» и «не очень» и попытки их противопоставления невозможны. Любые права (гражданские, политические, социальные и иные) являются в равной степени необходимыми для полноценного существования и развития личности, неделимыми, поэтому их искусственное противопоставление может привести к ущемлению одних прав за счет других.
Особенностью международного права прав человека является ограниченное применение оговорок к договорам о правах человека. Условия заявления оговорок к международным соглашениям регламентированы Венской конвенцией о праве международных договоров 1969 г., которая в ст. 19 устанавливает презумпцию допустимости (законности) любой оговорки, за исключением случаев, когда: a) данная оговорка запрещена договором; b) договор предусматривает, что можно делать только определенные оговорки, в число которых данная оговорка не входит; c) оговорка несовместима с объектом и целью договора.
Последнее основание достаточно давно вызывает многочисленные споры как в практике международного сообщества, так и в доктрине, поскольку нет документа, который бы установил критерии для определения той самой совместимости с положениями договора. [17.34-35]
На 57-й сессии Комиссии международного права, проходившей в июле-августе 2005 г., обсуждался проект Руководящих положений об оговорках к международным договорам. В п. 3.1.12 «Оговорки к общим договорам по правам человека» было сформулировано следующее правило: «Для оценки совместимости той или иной оговорки общего договора по защите прав человека необходимо учитывать неделимость изложенных в нем прав, значение прав, которые являются предметом оговорки в общей структуре договора, и серьезность воздействия на него оговорки».
Любая оговорка о неприемлемости предоставления индивиду определенных прав является тем ограничением, которое несовместимо с объектом и целями договора, поскольку оно прямо нарушает положения о невозможности ограничений прав человека со стороны государства и явно не относится к ситуациям, предполагающим необходимость введения временных ограничений прав и свобод человека на территории.
Глава II. СОДЕРЖАНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
Как уже было отмечено, международно-правовые стандарты в области прав и свобод человека были выработаны во второй половине XX в. Первым универсальным документом в этой сфере стала принятая 10 декабря 1948 г. III сессией Генеральной Ассамблеи ООН Всеобщая декларация прав человека [1]. С тех пор по решению ООН 10 декабря провозглашен Днем прав человека.
Всеобщая декларация прав человека состоит из преамбулы и 30 статей, в которых сформулирован комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод человека. В сферу гражданских прав Декларация включила права: на жизнь, свободу и личную неприкосновенность (ст. 3); свободу от рабства или нахождения в подневольном состоянии (ст. 4); свободу от пыток или жестокого, бесчеловечного или унижающего человеческое достоинство обращения и наказания (ст. 5); признание правосубъектности каждого человека, где бы он ни находился (ст. 6); равенство всех людей перед законом и равную защиту, без всякого различия, закона; равную защиту от дискриминации и от подстрекательства к ней (ст. 7); эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения основных прав человека, предоставленных ему конституцией или законом (ст. 8); свободу от произвольного ареста, задержания или изгнания (ст. 9); рассмотрение, в случае необходимости, дела каждого человека на основе полного равенства гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом (ст. 10); презумпцию невиновности (ст. 11); невмешательство в личную и семейную жизнь каждого; неприкосновенность жилища; тайну корреспонденции; на честь и репутацию (ст. 12); свободное передвижение и выбор местожительства в пределах каждого государства; возможность покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну (ст. 13); право искать убежища от преследований в других странах и пользоваться этим убежищем (ст. 14); гражданство, невозможность его лишения (ст. 15); право на вступление в брак и основание семьи (ст. 16); право владеть своим имуществом как единолично, так и совместно с другими (ст. 17); свободу мысли, совести и религии (ст. 18); свободу убеждений и свободное их выражение (ст. 19).
В Декларацию включены следующие политические права: свобода мирных собраний и ассоциаций, а также свобода от принуждения вступать в какую-либо ассоциацию (ст. 20); принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через свободно избранных представителей; равный доступ к государственной службе в своей стране (ст. 21).
В систему экономических и социальных прав и свобод человека включены: право каждого человека на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства (ст. 22); право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда, на защиту от безработицы; право на равную оплату за равный труд; право на справедливое и удовлетвори тельное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи и дополняемое, при необходимости, другими средствами социального обеспечения; право создавать профсоюзы и входить в них для защиты своих интересов (ст. 23); право на отдых и досуг, включая право на разумное ограничение рабочего дня и на оплачиваемый периодический отпуск (ст. 24); право каждого на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение в случае безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая угрозы средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам (ст. 25).
Среди культурных прав Декларация выделила: право каждого человека на бесплатное начальное и общее образование, которое должно быть обязательным; на общедоступность технического и профессионального образования, а также на одинаковую доступность для всех на основе способностей каждого высшего образования (ст. 26); право каждого человека свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами, а также право на интеллектуальную собственность (ст. 27).
В качестве одной из гарантий перечисленных прав и свобод человека Декларация указала на то, что каждый человек имеет право на социальный и международный порядок, при котором права и свободы, изложенные в этом документе, могут быть полностью осуществлены (ст. 28).
При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе (ст. 29).
Важно отметить, что Декларация 1948 г. указала на наличие у каждого человека обязанностей перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие личности (ст. 29).
Оценивая Всеобщую декларацию прав человека 1948 г., следует сказать, что она явилась первым развернутым международным документом в области прав человека. Поэтому ее значение велико, несмотря на то что Декларация не имеет для государств обязательной юридической силы.
Советский Союз при голосовании по Декларации воздержался. Основанием для воздержания от голосования послужили следующие недостатки документа: 1) в нем не было закреплено право на самоопределение народов, а также особые права национальных меньшинств; 2) ничего не говорилось о запрете пропаганды войны; 3) не содержалось положений о запрете деятельности фашистских и иных антинародных организаций.
18 декабря 1966 г. были открыты для подписания и последующей ратификации два важнейших документа в области прав человека: Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Пакты вступили в силу в 1976 г.
Международный пакт о гражданских и политических правах содержит 53 статьи, две трети которых посвящены непосредственно правам человека [6]. Здесь закреплены, по сути, те же права и свободы человека, которые содержатся во Всеобщей декларации прав человека 1948 г.
Следует отметить, что недостатки, которые имелись в Декларации и в силу которых СССР воздержался при голосовании по ней в 1948 г., в данном Пакте устранены. В частности, в ст. 1 Пакта закреплено право народов на самоопределение и вытекающее из этого право на свободное установление своего политического статуса, свободное обеспечение своего экономического, социального и культурного развития, а также право свободно распоряжаться своими естественными богатствами и ресурсами. Статьей 20 предусмотрено, что всякая пропаганда войны должна быть запрещена законом. То же самое относится к запрету всякого выступления в пользу национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющего собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию.
Около одной трети статей Пакта (16 статей: с 28-й по 43-ю) посвящены механизму реализации положений этого документа. В них прописаны порядок формирования и полномочия Комитета по правам человека, создание которого предписано Пактом. Комитет состоит из 18 членов, избираемых государствами-участниками тайным голосованием на четырехлетний срок. Государства - участники Пакта обязаны представлять доклады по соблюдению прав человека Генеральному секретарю ООН, который направляет их в Комитет для рассмотрения.
Международный пакт о гражданских и политических правах имеет два Факультативных протокола. Первый из них принят тогда же, когда и сам Пакт, т.е. 16 декабря 1966 г. Этот Протокол предусматривает наделение Комитета по правам человека, создаваемого на основе положений Пакта, компетенцией принимать и рассматривать сообщения от подлежащих юрисдикции государства - участника Протокола лиц, которые утверждают, что они являются жертвами нарушения данным государством-участником какого-либо из прав, изложенных в Пакте. Обращаться в Комитет по правам человека могут лица, исчерпавшие все имеющиеся внутренние средства правовой защиты. Представленное сообщение Комитет доводит до сведения участвующего в Протоколе государства, которое в течение шести месяцев обязано представить в Комитет письменные объяснения или заявления, разъясняющие этот вопрос и меры, если они были приняты данным государством.
Первый Факультативный протокол вступил в силу, как и сам Пакт, 23 марта 1976 г. В нем участвует примерно половина государств мира, в том числе Российская Федерация - с 1 января 1992 г.
Второй Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, направленный на отмену смертной казни, был открыт для подписания и ратификации 15 декабря 1989 г. В нем участвуют несколько десятков государств. Российская Федерация в нем не участвует, поскольку в настоящее время не готова отменить смертную казнь.
Что касается Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. [5], то его положения также во многом повторяют положения Всеобщей декларации прав человека 1948 г. Относительно механизма реализации его положений следует сказать, что он не был так четко прописан, как в предыдущем Пакте. Тем не менее согласии ст. 16 данного Пакта участвующие в нем государства обязаны представлять Генеральному секретарю ООН доклады о принимаемых ими мерах и о прогрессе на пути к достижению соблюдения прав. Генеральным секретарь направляет экземпляры докладов на рассмотрение Экономического и социального совета (ЭКОСОС) ООН, а также специализированным учреждениям в соответствии с их компетенцией.
Следует отметить, что три названных документа - Всеобщая декларация прав человека 1948 г. и два Международных пакта о правах чело века 1966 г. - составляют своего рода Хартию прав человека, поскольку являются фундаментом, базой отрасли прав и свобод человека в международном праве.
Международное сообщество принимает соответствующие меры для защиты прав женщин и детей. Эти категории людей являются наиболее незащищенными, поэтому нуждаются в особой заботе и защите.
В отношении защиты прав женщин в международной сфере было принято несколько конвенций, в том числе: Конвенция о политических правах женщин 1953 г. (уравняла политические права женщин и мужчин) [2]; Конвенция о гражданстве замужней женщины 1957г. (женщина, выходя замуж, имеет право сама определять свое гражданство, а не следовать гражданству мужа, как было ранее) [3]; Конвенция о согласии на вступление в брак, брачном возрасте и регистрации брака 1962 г. (женщина с учетом национального законодательства сама решает все вопросы брака) [4].
Информация о работе ПОНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА