ПОНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 12:35, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование понятия и содержания международных стандартов прав человека.

Задачи курсовой работы заключаются в следующем:

- изучить историю становления и развития понятия международно-правовых стандартов прав человека;

- охарактеризовать принципы и источники международного права прав человека;

- раскрыть содержание международных стандартов прав человека;

- исследовать содержание и виды международно-правовых стандартов прав человека в уголовном судопроизводстве.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
3

Глава I. ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫХ СТАНДАРТОВ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
5

1. История становления и развития понятия международно-правовых стандартов прав человека
5

2. Принципы и источники международного права прав человека
14

Глава II. СОДЕРЖАНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
18

Глава III. СОДЕРЖАНИЕ И ВИДЫ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫХ СТАНДАРТОВ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ
25

1. Содержание международно-правовых стандартов прав человека
25

2. Виды международных стандартов в области прав человека в сфере уголовного судопроизводства
26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
39

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
41

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 249.00 Кб (Скачать)

Как и любая отрасль международного права, международное право прав человека базируется на основных принципах международного права: уважения прав и свобод человека, суверенного равенства государств, невмешательства во внутренние дела, запрещения угрозы силой или ее применения и др.

К специальным принципам международного права прав человека относятся универсальность, недискриминация, взаимосвязанность и взаимозависимость.

Принцип универсальности прав человека означает, что международные нормы о правах человека носят характер минимальных стандартов, которые практически каждое государство в соответствии с одноименной императивной нормой jus cogens обязано поддерживать на национальном уровне. Международные стандарты в данной сфере не ограничивают государства в обеспечении большего объема прав и свобод человека по сравнению с международными нормами. Государства вправе усиливать те или иные стороны защиты прав человека как силами национального законодательства, так и принимая на себя для исполнения те или иные международные обязательства в этой области.

Более того, приняв на себя определенные международные обязательства, государство обязано совершенствовать свою правовую систему в соответствии с международными требованиями. Таким образом, международная защита прав человека не имеет своей целью заменить или вытеснить национальную защиту, она осуществляется в соответствии с нормами как международного, так и внутригосударственного права и носит универсальный характер для всех участников международных отношений.

Принцип недискриминации определяет необходимость обеспечения и защиты прав человека со стороны государств на основе равенства и справедливости. Дискриминация запрещена вне зависимости от «оправдывающих» ее оснований.

Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. в п. 2 ст. 5 определяет, что «никакое ограничение или умаление каких бы то ни было основных прав человека, признаваемых или существующих в каком-либо участвующем в настоящем Пакте государстве в силу закона, конвенций, правил или обычаев, не допускается под тем предлогом, что в настоящем Пакте не признаются такие права или что в нем они признаются в меньшем объеме».

Принцип взаимосвязанности, взаимозависимости и неделимости состоит в том, что все права человека одинаково важны, а их качественное разделение на «необходимые» и «не очень» и попытки их противопоставления невозможны. Любые права (гражданские, политические, социальные и иные) являются в равной степени необходимыми для полноценного существования и развития личности, неделимыми, поэтому их искусственное противопоставление может привести к ущемлению одних прав за счет других.

Особенностью международного права прав человека является ограниченное применение оговорок к договорам о правах человека. Условия заявления оговорок к международным соглашениям регламентированы Венской конвенцией о праве международных договоров 1969 г., которая в ст. 19 устанавливает презумпцию допустимости (законности) любой оговорки, за исключением случаев, когда: a) данная оговорка запрещена договором; b) договор предусматривает, что можно делать только определенные оговорки, в число которых данная оговорка не входит; c) оговорка несовместима с объектом и целью договора.

Последнее основание достаточно давно вызывает многочисленные споры как в практике международного сообщества, так и в доктрине, поскольку нет документа, который бы установил критерии для определения той самой совместимости с положениями договора. [17.34-35]

На 57-й сессии Комиссии международного права, проходившей в июле-августе 2005 г., обсуждался проект Руководящих положений об оговорках к международным договорам. В п. 3.1.12 «Оговорки к общим договорам по правам человека» было сформулировано следующее правило: «Для оценки совместимости той или иной оговорки общего договора по защите прав человека необходимо учитывать неделимость изложенных в нем прав, значение прав, которые являются предметом оговорки в общей структуре договора, и серьезность воздействия на него оговорки».

Любая оговорка о неприемлемости предоставления индивиду определенных прав является тем ограничением, которое несовместимо с объектом и целями договора, поскольку оно прямо нарушает положения о невозможности ограничений прав человека со стороны государства и явно не относится к ситуациям, предполагающим необходимость введения временных ограничений прав и свобод человека на территории.


Глава II. СОДЕРЖАНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

 

Как уже было отмечено, международно-правовые стандарты в области прав и свобод человека были выработаны во второй половине XX в. Первым универсальным до­кументом в этой сфере стала принятая 10 декабря 1948 г. III сессией Генеральной Ассамблеи ООН Всеобщая декларация прав человека [1]. С тех пор по решению ООН 10 декабря провозглашен Днем прав человека.

Всеобщая декларация прав человека состоит из преамбулы и 30 ста­тей, в которых сформулирован комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод человека. В сферу гражданских прав Декларация включила права: на жизнь, свобо­ду и личную неприкосновенность (ст. 3); свободу от рабства или нахож­дения в подневольном состоянии (ст. 4); свободу от пыток или жестоко­го, бесчеловечного или унижающего человеческое достоинство обраще­ния и наказания (ст. 5); признание правосубъектности каждого человека, где бы он ни находился (ст. 6); равенство всех людей перед законом и равную защиту, без всякого различия, закона; равную защиту от дис­криминации и от подстрекательства к ней (ст. 7); эффективное восста­новление в правах компетентными национальными судами в случаях на­рушения основных прав человека, предоставленных ему конституцией или законом (ст. 8); свободу от произвольного ареста, задержания или изгнания (ст. 9); рассмотрение, в случае необходимости, дела каждого человека на основе полного равенства гласно и с соблюдением всех тре­бований справедливости независимым и беспристрастным судом (ст. 10); презумпцию невиновности (ст. 11); невмешательство в личную и семейную жизнь каждого; неприкосновенность жилища; тайну коррес­понденции; на честь и репутацию (ст. 12); свободное передвижение и выбор местожительства в пределах каждого государства; возможность покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну (ст. 13); право искать убежища от преследований в других странах и пользоваться этим убежищем (ст. 14); гражданство, невозмож­ность его лишения (ст. 15); право на вступление в брак и основание се­мьи (ст. 16); право владеть своим имуществом как единолично, так и со­вместно с другими (ст. 17); свободу мысли, совести и религии (ст. 18); свободу убеждений и свободное их выражение (ст. 19).

В Декларацию включены следующие политические права: свобода мирных собраний и ассоциаций, а также свобода от принуждения вступать в какую-либо ассоциацию (ст. 20); принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через свободно избранных представителей; равный доступ к государственной службе в своей стране (ст. 21).

В систему экономических и социальных прав и свобод человека вклю­чены: право каждого человека на социальное обеспечение и на осущест­вление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного со­трудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства (ст. 22); право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда, на защиту от безработицы; право на равную оплату за равный труд; право на справедливое и удовлетвори тельное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существо­вание для него самого и его семьи и дополняемое, при необходимости, другими средствами социального обеспечения; право создавать проф­союзы и входить в них для защиты своих интересов (ст. 23); право на от­дых и досуг, включая право на разумное ограничение рабочего дня и на оплачиваемый периодический отпуск (ст. 24); право каждого на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для под­держания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение в случае безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая угрозы средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам (ст. 25).

Среди культурных прав Декларация выделила: право каждого челове­ка на бесплатное начальное и общее образование, которое должно быть обязательным; на общедоступность технического и профессионального образования, а также на одинаковую доступность для всех на основе способностей каждого высшего образования (ст. 26); право каждого че­ловека свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждать­ся искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его бла­гами, а также право на интеллектуальную собственность (ст. 27).

В качестве одной из гарантий перечисленных прав и свобод человека Декларация указала на то, что каждый человек имеет право на социаль­ный и международный порядок, при котором права и свободы, изложен­ные в этом документе, могут быть полностью осуществлены (ст. 28).

При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований мора­ли, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе (ст. 29).

Важно отметить, что Декларация 1948 г. указала на наличие у каждо­го человека обязанностей перед обществом, в котором только и возмож­но свободное и полное развитие личности (ст. 29).

Оценивая Всеобщую декларацию прав человека 1948 г., следует ска­зать, что она явилась первым развернутым международным документом в области прав человека. Поэтому ее значение велико, несмотря на то что Декларация не имеет для государств обязательной юридической силы.

Советский Союз при голосовании по Декларации воздержался. Ос­нованием для воздержания от голосования послужили следующие недос­татки документа: 1) в нем не было закреплено право на самоопределение народов, а также особые права национальных меньшинств; 2) ничего не говорилось о запрете пропаганды войны; 3) не содержалось положений о запрете деятельности фашистских и иных антинародных организаций.

18 декабря 1966 г. были открыты для подписания и последующей ра­тификации два важнейших документа в области прав человека: Между­народный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Пакты всту­пили в силу в 1976 г.

Международный пакт о гражданских и политических правах содержит 53 статьи, две трети которых посвящены непосредственно правам чело­века [6]. Здесь закреплены, по сути, те же права и свободы человека, кото­рые содержатся во Всеобщей декларации прав человека 1948 г.

Следует отметить, что недостатки, которые имелись в Декларации и в силу которых СССР воздержался при голосовании по ней в 1948 г., в дан­ном Пакте устранены. В частности, в ст. 1 Пакта закреплено право народов на самоопределение и вытекающее из этого право на свободное установле­ние своего политического статуса, свободное обеспечение своего экономи­ческого, социального и культурного развития, а также право свободно рас­поряжаться своими естественными богатствами и ресурсами. Статьей 20 предусмотрено, что всякая пропаганда войны должна быть запрещена за­коном. То же самое относится к запрету всякого выступления в пользу на­циональной, расовой или религиозной ненависти, представляющего собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию.

Около одной трети статей Пакта (16 статей: с 28-й по 43-ю) посвя­щены механизму реализации положений этого документа. В них пропи­саны порядок формирования и полномочия Комитета по правам челове­ка, создание которого предписано Пактом. Комитет состоит из 18 чле­нов, избираемых государствами-участниками тайным голосованием на четырехлетний срок. Государства - участники Пакта обязаны представ­лять доклады по соблюдению прав человека Генеральному секретарю ООН, который направляет их в Комитет для рассмотрения.

Международный пакт о гражданских и политических правах имеет два Факультативных протокола. Первый из них принят тогда же, когда и сам Пакт, т.е. 16 декабря 1966 г. Этот Протокол предусматривает наде­ление Комитета по правам человека, создаваемого на основе положений Пакта, компетенцией принимать и рассматривать сообщения от подле­жащих юрисдикции государства - участника Протокола лиц, которые утверждают, что они являются жертвами нарушения данным государст­вом-участником какого-либо из прав, изложенных в Пакте. Обращаться в Комитет по правам человека могут лица, исчерпавшие все имеющиеся внутренние средства правовой защиты. Представленное сообщение Ко­митет доводит до сведения участвующего в Протоколе государства, кото­рое в течение шести месяцев обязано представить в Комитет письмен­ные объяснения или заявления, разъясняющие этот вопрос и меры, если они были приняты данным государством.

Первый Факультативный протокол вступил в силу, как и сам Пакт, 23 марта 1976 г. В нем участвует примерно половина государств мира, в том числе Российская Федерация - с 1 января 1992 г.

Второй Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, направленный на отмену смертной каз­ни, был открыт для подписания и ратификации 15 декабря 1989 г. В нем участвуют несколько десятков государств. Российская Федерация в нем не участвует, поскольку в настоящее время не готова отменить смертную казнь.

Что касается Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. [5], то его положения также во многом повторяют положения Всеобщей декларации прав человека 1948 г. Относительно механизма реализации его положений следует сказать, что он не был так четко прописан, как в предыдущем Пакте. Тем не менее согласии ст. 16 данного Пакта участвующие в нем государства обязаны представлять Генеральному секретарю ООН доклады о принимаемых ими мерах и о прогрессе на пути к достижению соблюдения прав. Генеральным секретарь направляет экземпляры докладов на рассмотрение Экономического и социального совета (ЭКОСОС) ООН, а также специализированным учреждениям в соответствии с их компетенцией.

Следует отметить, что три названных документа - Всеобщая декла­рация прав человека 1948 г. и два Международных пакта о правах чело века 1966 г. - составляют своего рода Хартию прав человека, поскольку являются фундаментом, базой отрасли прав и свобод человека в между­народном праве.

Международное сообщество принимает соответствующие меры для защиты прав женщин и детей. Эти категории людей являются наиболее незащищенными, поэтому нуждаются в особой заботе и защите.

В отношении защиты прав женщин в международной сфере было принято несколько конвенций, в том числе: Конвенция о политических правах женщин 1953 г. (уравняла политические права женщин и мужчин) [2]; Конвенция о гражданстве замужней женщины 1957г. (женщина, выходя замуж, имеет право сама определять свое гражданство, а не следовать гра­жданству мужа, как было ранее) [3]; Конвенция о согласии на вступление в брак, брачном возрасте и регистрации брака 1962 г. (женщина с учетом национального законодательства сама решает все вопросы брака) [4].

Информация о работе ПОНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА