Понятие международного договора

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 15:38, реферат

Краткое описание

В 1968-1969 годах в Вене состоялась конференция, созванная в целях
кодификации и прогрессивного развития права международных договоров.
Результатом конференции явилась Венская конвенция о праве международных
договоров (далее - Венская конвенция 1969 г.), которая вступила в силу в
1980 году (СССР в свое время присоединился к данной Конвенции в 1986 году).
Между тем характерной особенностью XX - начала XXI столетия является то,
что в международных отношениях активное участие в качестве субъектов
международного права принимают межгосударственные организации.

Оглавление

Введение....................................................................
..............................................2
Глава I. Международный договор – его формы и юридическая значимость
в правовой системе
России.............................................................
.......6
§ 1. Международные договора и их
классификация.........................6
§ 2. Понятие формы международных
договоров.............................10
§ 3. Юридическая значимость международных договоров в
правовой системе
России........................................................
....12
Глава II. Основная форма применения международных договоров
России.................................................................
...................................14
§ 1. Заключение, толкование и применение письменной формы
международных
договоров.....................................................
....14
§ 2. Недействительность письменных форм международных
договоров........................................................
..............................23
§ 3. Прекращение и приостановление письменных форм
международных договоров
........................................................25
Заключение: выводы и рекомендации
.............................................................
Библиография

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 78.77 Кб (Скачать)

систематическое толкование договоров.

    Применение   международных   договоров    предполагает    осуществление

внутригосударственных мер по  выполнению  договорных  обязательств.  В  ряде

договоров  прямо  предусматривается,  какие  меры   обязаны   принимать   их

участники.

    Поскольку  международные договоры России  являются  составной  частью  ее

правовой системы, то отсюда следует, что  если  международные  договоры  для

своего применения не требуют каких-либо  нормативных  актов,  они  действуют

непосредственно.

    В соответствии  с п. 1  ст.  31  Федерального  закона  «О  международных

договорах  РФ»  международные  договоры  России   подлежат   добросовестному

выполнению  в  соответствии  с  условиями  самих  международных   договоров,

нормами  международного  права,  Конституцией  РФ,  Федеральным  законом  «О

международных  договорах  РФ»,  иными  актами  законодательства  РФ.   Здесь

конкретизируется  один из основных принципов международного права  -  принцип

добросовестного    выполнения     обязательств,     представляющий     собой

основополагающую  норму,  юридически  обязывающую  субъектов  международного

права добросовестно  осуществлять свои международные права  и обязанности.  Он

служит  концентрированным  выражением  юридической  природы   международного

права.

    Также  Федеральный закон «О международных   договорах  РФ»  возлагает   на

государство обязанность  не лишать договор объекта и цели до  вступления  его

в силу, то есть не предпринимать действий,  которые  сделали  бы  выполнение

договора невозможным  или затруднительным. Эта обязанность  возникает  не  из

самого  договора,  который  еще  не  вступил  в  силу,  а  из  нормы  общего

международного  права.  Рассматриваемая  обязанность  существует  с  момента

подписания договора под условием его последующего утверждения  и до тех  пор,

пока государство  не выразит своего намерения не утверждать его.

    В случае  нарушения обязательств по международному  договору  РФ  другими

участниками Президенту или в Правительство (в зависимости  от  того,  в  чьей

компетенции  находятся  вопросы,  регулируемые   договором)   представляются

предложения  о  принятии  необходимых   мер   в   соответствии   с   нормами

международного   права   и   условиями    самого    договора.    Предложения

представляются  Министерством  иностранных  дел  либо   иными   федеральными

органами исполнительной власти совместно с Министерством  иностранных дел.

    Согласно  статьи  34  Федерального  закона  «О  международных  договорах

Российской Федерации» Конституционный Суд Российской  Федерации  в  порядке,

определяемом  федеральным  конституционным  законом18,  разрешает   дела   о

соответствии Конституции  Российской  Федерации  не  вступивших  в  силу  для

Российской Федерации  международных договоров либо  отдельных  их  положений,

разрешает споры  о компетенции между  федеральными  органами  государственной

власти, а также  между органами государственной  власти  Российской  Федерации

и органами государственной  власти субъектов Российской Федерации  в  связи  с

заключением международных  договоров Российской Федерации.  Не  вступившие  в

силу   для   Российской   Федерации   международные   договоры,   признанные

Конституционным Судом Российской Федерации не  соответствующими  Конституции

Российской Федерации, не подлежат введению в действие и  применению.

    Сложным   и  недостаточно  изученным   является  вопрос  о  контроле   за

соответствием  международных  договоров  Конституции   РФ.   Не   наработана

практика относительно обращений в Конституционный  Суд с запросом о  проверке

конституционности  не  вступившего  в  силу  международного   договора   РФ.

Конституционный Суд наделен правом осуществлять предварительный  контроль  в

единственном случае - в отношении международных договоров, не  вступивших  в

силу.

    Представляется, что  в  целях  обеспечения   единства  правовой  системы

государства   Конституционный   Суд   вправе    рассматривать    вопрос    о

конституционности международного договора в любой  момент до  его  вступления

в силу. 

      § 2.  Недействительность международных  договоров 

      Право договоров  исходит   из  презумпции  действительности  договоров.

Договор рассматривается  как  действительный,  за  исключением  тех  случаев,

когда  иное  установлено  в  соответствии  с   международным   правом.   Эта

презумпция нашла  отражение и в формулировке принципа “pacta  sunt  servanda”

в  Венских  конвенциях:  “Каждый  действующий  договор  обязателен  для  его

участников и  должен ими добросовестно выполняться” [1.5-1.6].

      Действительность  договора  имеет   два  аспекта  -  процессуальный   и

материальный.  Первый   состоит   в   правомерности   процесса   заключения.

Материальная  действительность  состоит  в  том,  что  содержание   договора

законно  с  точки  зрения  международного  права.   Поэтому   действительным

является законно  заключенный договор с правомерным  содержанием.  Но  есть  и

еще один аспект. Осуществление  договора  должно  также  протекать  в  рамках

международного  права.  Если  последующая  практика   применения   договора,

выражающая согласие участников, приводит  к  нарушению  норм  международного

права, то возникает  вопрос о его действительности.

      Международной практике известны  случаи прекращения договора  одной  из

сторон на том  основании, что при пользовании  вытекающими  из  него  правами

другая  сторона  нарушила  нормы  международного  права.  Недействительность

может быть относительной  и абсолютной. Первая делает договор  оспоримым.  Ее

основаниями  являются:  ошибка,  обман,  подкуп  представителя.   Абсолютная

недействительность  означает  ничтожность  договора  с  самого  начала.   Ее

основания: принуждение  представителя, принуждение государства,  противоречие

императивной  норме  общего  международного  права.   Случаи   относительной

недействительности  встречаются сравнительно редко.

      Абсолютная недействительность - сравнительно  новое  явление,  вносящее

серьезные изменения  во все международное  право  и  характеризующее  степень

его развития.

      В  международном  праве   существовало   парадоксальное   положение   -

принуждение представителя  государства  делало  договор  недействительным,  а

принуждение   самого   государства   считалось   законным.   Утверждение   в

международном праве  нормы о недействительности навязанных силой договоров  -

важный шаг на пути прогрессивного развития этого  права.  Венские  конвенции

содержат эту  норму в следующем виде: “Договор является ничтожным,  если  его

заключение явилось  результатом угрозы силой или  ее  применения  в  нарушение

принципов   международного   права,   воплощенных   в   Уставе   Организации

Объединенных  Наций”.  До  самого  принятия  Венской  конвенции  1969  г.  в

доктрине встречались  высказывания  о  том,  что  сила,  примененная  против

самого  государства,  вообще  не  считается  влияющей  на   действительность

договоров.  Между  тем  Лига  Наций  еще  в  1932  г.   приняла   резолюцию,

подтверждающую  эту норму. Сегодня  она  обусловлена  принципом  неприменения

силы, закрепленным Уставом ООН.  Поэтому  Комиссия  международного  права  с

полным основанием констатировала, что упомянутая  норма  представляет  собой

принцип, являющийся “lex lata” в международном  праве  наших  дней.  Договор

недействителен  в случае, если сила применялась  в нарушение принципов  Устава

ООН. Применение силы в соответствии с этими  принципами  не  делает  договор

недействительным. В отношении мирных  договоров,  заключенных  в  результате

второй мировой  войны, это прямо предусмотрено  ст.  107  Устава.  На  будущее

такая  возможность  предусмотрена  статьями  Венских  конвенций.  В  прошлом

считалось, что  неравномерное  обременение  одного  из  участников  за  счет

другого   не   является   препятствием   для    обязательности    трактатов.

Неравноправные  договоры получили широкое распространение.

      Сегодня   недействительность   договоров,   противоречащих    основным

принципам международного права, можно считать общепризнанной.  Она  вытекает

из ст. 103 Устава ООН, предусматривающей  преимущественную  силу  вытекающих

из него обязательств  в  случае  противоречия  с  обязательствами  члена  по

какому-либо другому  международному  соглашению.  Ст.  53  Венской  конвенции

установила:  “Договор  является  ничтожным,  если  в  момент  заключения  он

противоречит императивной норме общего международного права” [1.5].  Главное

место среди императивных  норм  занимают  основные  принципы  международного

права.  Возникновение  новой  императивной  нормы  делает  недействительными

противоречащие  ей договоры,  которые  были  заключены  до  этого.  Положения

договора, недействительность  которого  установлена,  не  имеют  юридической

силы.  Каждый  из  участников  вправе   требовать   от   другого   участника

восстановить по возможности положение, которое  сложилось  до  осуществления

договора [1.3, 1.5-1.6, 1.8 и др.]. 

    §  3.  Прекращение  и  приостановление   письменных  форм  международных

          договоров

    Прекращение  международного  договора  означает,  что  он  утратил  свою

обязательную силу в отношениях между его участниками  и  перестал  порождать

для них  права  и  обязательства.  Приостановление  действия  международного

договора - это  перерыв в действии договора на какой-то  период  времени.  На

время приостановления  действия  договора  участники  не  могут  пользоваться

вытекающими  из  него  правами  и  не  обязаны   выполнять   соответствующие

обязательства.

    Согласно  ст. 37 Федерального  закона  «О  международных  договорах   РФ»

Информация о работе Понятие международного договора