Понятие международного договора

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 15:38, реферат

Краткое описание

В 1968-1969 годах в Вене состоялась конференция, созванная в целях
кодификации и прогрессивного развития права международных договоров.
Результатом конференции явилась Венская конвенция о праве международных
договоров (далее - Венская конвенция 1969 г.), которая вступила в силу в
1980 году (СССР в свое время присоединился к данной Конвенции в 1986 году).
Между тем характерной особенностью XX - начала XXI столетия является то,
что в международных отношениях активное участие в качестве субъектов
международного права принимают межгосударственные организации.

Оглавление

Введение....................................................................
..............................................2
Глава I. Международный договор – его формы и юридическая значимость
в правовой системе
России.............................................................
.......6
§ 1. Международные договора и их
классификация.........................6
§ 2. Понятие формы международных
договоров.............................10
§ 3. Юридическая значимость международных договоров в
правовой системе
России........................................................
....12
Глава II. Основная форма применения международных договоров
России.................................................................
...................................14
§ 1. Заключение, толкование и применение письменной формы
международных
договоров.....................................................
....14
§ 2. Недействительность письменных форм международных
договоров........................................................
..............................23
§ 3. Прекращение и приостановление письменных форм
международных договоров
........................................................25
Заключение: выводы и рекомендации
.............................................................
Библиография

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 78.77 Кб (Скачать)

ратификации   международного   договора.   Предложение   должно    содержать

заверенную копию  официального текста  международного  договора,  обоснование

целесообразности  его   ратификации,   определение   соответствия   договора

законодательству  РФ, а  также  оценку  возможных  финансово-экономических  и

иных последствий  ратификации договора.

    Рассмотрение   Государственной   Думой   предложений   о    ратификации

международных договоров  осуществляется в соответствии с  ее регламентом.  Оно

включает предварительное  обсуждение в комитетах и комиссиях  Государственной

Думы, в том числе  с участием  уполномоченных  соответственно  Президентом  и

Правительством  представителей. Возможны проведение  парламентских  слушаний,

привлечение  экспертов,  создание  необходимых  комиссий.  Особая   роль   в

процессе предварительного обсуждения принадлежит комитетам  по  международным

делам и по делам  СНГ17.

    Рассмотрение  вопроса о ратификации международного  договора  и  принятие

соответствующего  решения  осуществляются  Государственной  Думой  на  своем

заседании в таком  же порядке,  как  и  по  другим  законопроектам.  Принятый

Государственной  Думой  федеральный  закон  о   ратификации   международного

договора в течение  пяти дней передается на рассмотрение Совета Федерации.

    Федеральный   закон  о  ратификации   международного  договора,  принятый

Федеральным  Собранием,   направляется   в   соответствии   с   Конституцией

Президенту для  подписания и обнародования (ст.  17  Федерального  закона  «О

международных договорах  РФ»).

    На основании  Федерального закона о ратификации  международного  договора

Российской Федерации  Президентом РФ подписывается  ратификационная  грамота,

которая скрепляется  его печатью и подписью министра иностранных дел РФ.

    Обмен   ратификационными  грамотами   и  сдача   грамот   о   ратификации

международных  договоров  Российской  Федерации  на  хранение   депозитариям

(государство,  международная  организация   или  ее  главное   исполнительное

должностное лицо,  которым  сдается  на  хранение  подлинник  международного

договора  и  которые  выполняют  в   отношении   этого   договора   функции,

предусмотренные международным правом) производятся,  если  не  имеется  иной

договоренности, Министерством  иностранных  дел  РФ  либо  по  его  поручению

дипломатическим представительством  России  в  иностранном  государстве  или

представительством  России при международной организации.

    Утверждение,  принятие  международного  договора   также   являются   в

соответствии со ст. 11  Венской  конвенции  1969  года  способами  выражения

согласия государств на  обязательность  для  них  договора.  В  этом  смысле

утверждение международного договора необходимо отличать от  предварительного

(до подписания)  одобрения  Президентом,  Правительством  проекта  договора,

которое иногда неправильно  называют утверждением, а принятие  международного

договора - от принятия текста договора после его выработки.

    В подп. «а» п. 1 ст. 20 Федерального закона  «О международных  договорах

РФ»  устанавливается,  что  в  отношении  заключаемых  от  имени  России   и

подлежащих  утверждению,  принятию  международных  договоров  по   вопросам,

указанным  в  п.  1   ст.   15   данного   закона,   утверждение,   принятие

осуществляются  в форме Федерального закона.

    В отношении  заключаемых от  имени  Российской  Федерации  и  подлежащих

утверждению,  принятию   международных   договоров   (за   исключением   тех

договоров, утверждение, принятие которых производится в  форме  Федерального

закона)  утверждение,  принятие  осуществляются  Президентом;  в   отношении

договоров,  заключаемых  от  имени  Российской   Федерации,   по   вопросам,

относящимся к  ведению  Правительства,  а  также  договоров,  заключаемых  от

имени Правительства, - Правительством РФ.

    Утверждение,   принятие   международных   договоров   межведомственного

характера  ограничиваются  случаями,   когда   договором   предусматривается

вступление  его  в  силу  после  утверждения,  принятия,  и   осуществляются

федеральными  органами  исполнительной  власти,   от   имени   которых   они

подписаны.

    Если  государство с самого начала  не было участником договора, оно может

присоединиться  к  нему  на  условиях,  предусмотренных  договором.   Обычно

присоединение применяется  в отношении многосторонних договоров.

    В подп. «а» п. 1 ст. 21 Федерального закона  «О международных  договорах

РФ» устанавливается, что в  отношении  договоров,  присоединение  к  которым

производится от имени Российской Федерации, по вопросам, указанным  в  п.  1

ст. 15 данного закона, присоединение  осуществляется  в  форме  Федерального

закона [1.3 -1.4].

    В отношении  договоров, присоединение к которым   производится  от  имени

Российской Федерации (за исключением тех договоров, присоединение  к  которым

осуществляется  в  форме  федерального  закона),  решения  о   присоединении

принимаются Президентом; в  отношении  договоров,  присоединение  к  которым

производится от имени  Российской  Федерации,  по  вопросам,  относящимся  к

ведению  Правительства,  а  также   договоров,   присоединение   к   которым

производится от имени Правительства, - Правительством РФ.

    Решение  о проведении переговоров о   присоединении  к  межведомственному

договору принимается  Правительством, а решение  о  присоединении  к  нему  -

федеральным   министром,    руководителем    иного    федерального    органа

исполнительной  власти, в компетенцию которых  входят  вопросы,  регулируемые

договором, по согласованию с Министерством иностранных  дел.

    Международные  договоры вступают  в  силу  для  Российской  Федерации   в

порядке  и  сроки,  предусмотренные  в  договоре  или  согласованные   между

договаривающимися  сторонами  (п.  1   ст.   24   Федерального   закона   «О

международных договорах  РФ»)[1.3-1.4].

    Регистрация  и опубликование договоров. Хотя  регистрация и опубликование

не входят в  процесс заключения международных  договоров, они тесно связаны  с

ним.

    Федеральным  законом «О  международных   договорах  РФ»  на  Министерство

иностранных  дел  возлагается   обязанность   регистрировать   международные

договоры  РФ  в  Секретариате  ООН  и  в  соответствующих   органах   других

международных организаций.

    Ст.  30  вышеупомянутого  закона  предусматривает   следующий   порядок

опубликования  международных  договоров.  Вступившие  в  силу   для   России

международные договоры, решения о согласии на  обязательность  которых  были

приняты в форме  федерального закона, подлежат официальному  опубликованию  в

Собрании  законодательства  Российской  Федерации.  Остальные  международные

договоры (за исключением  договоров межведомственного  характера)  официально

публикуются в  Бюллетене международных договоров. Договоры  межведомственного

характера опубликовываются по  решению  федеральных  органов  исполнительной

власти, от имени  которых заключены такие договоры,  в  официальных  изданиях

этих органов.

      Внутригосударственная публикация  носит наименование промульгации.

      Закон также предусматривает  создание  Единой  государственной   системы

регистрации  и   учета   международных   договоров   Российской   Федерации,

находящейся в  ведении Министерства иностранных  дел.

      Толкование – выяснение действительного  смысла и содержания договора.

      Известны принципы толкования.  Это,  прежде  всего,  то,  что   договор

должен толковаться  добросовестно. Также толковаться  текст договора должен  в

сочетании с  преамбулой  и  приложениями,  а  также  с  любыми  соглашением,

относящимся к  договору. При этом во  внимание  принимается  любой  документ,

составленный  одним  или  несколькими  участниками  в  качестве   документа,

относящегося  к  договору.  При  толковании  учитывается  любое  последующее

соглашение  относительно   толкования   применения   договора,   последующая

практика применения договора и любые  нормы  международного  права,  которые

применяются между  участниками.

      Если толкование осуществляется  самими участниками договора,  то  такое

толкование называется аутентичным. Об этом шла речь  выше.  Можно  добавить,

что этот вид толкования обладает высшей юридической силой.

      Наряду с аутентичным широко  используется так называемое  международное

толкование,  которое  осуществляется  международными  органами.  Эта   форма

толкования может  быть предусмотрена в самом договоре  либо  согласована  его

участниками особо. Так, в Конвенции о запрещении  разработки,  производства,

накопления и  применения химического оружия и  о  его  уничтожении  1993  года

указывается, что  ее участники  по  взаимному  согласию  могут  обращаться  в

Международный  Суд  ООН  в  связи  с   возникновением   между   ними   спора

относительно толкования положений Конвенции.

      Органы государства, заключившего  договор, очень часто дают  толкование

договора либо его отдельных положений. Это  одностороннее  толкование,  и,  в

сущности, оно связывает  только то государство, чьи органы в  соответствии  с

внутренним правом имеют право давать такое толкование. Этот  вид  толкования

называется  внутригосударственным.  Оно   может   иметь   форму   заявления,

декларации и  т.п., которые государства  могут  делать  как  при  подписании,

ратификации, утверждении, принятии или присоединении, так  и  при  применении

вступившего в  силу международного договора.

      Существует  и  так  называемое  неофициальное  толкование.  Оно   может

осуществляться  научными коллективами, отдельными учеными  и т.д.

      Толкование осуществляется при  помощи специальных способов (приемов), к

которым относятся  грамматическое  (словесное),  логическое,  историческое  и

Информация о работе Понятие международного договора