Положение пенсионеров на рынке труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 10:57, курсовая работа

Краткое описание

До настоящего времени рассмотрение положения пенсионеров на рынке труда не получило достаточно полного и детализированного теоретико-методологического и организационно-практического развития, что и послужило основанием для выбора темы данной курсовой работы.
Финансовые трудности пенсионной системы заставляют искать пути их решения, в том числе предлагается повысить пенсионный возраст и ввести ограничения на трудовую занятость пенсионеров. Вместе с тем, эти проблемы требуют дополнительной проработки, так как в научной экономической литературе недостаточно представлен анализ, основанный на количественных оценках.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………3-4
1. Социально – экономические характеристики уровня и качества жизни пенсионеров в условиях рыночных преобразований………………………….5-10
1.1. Анализ уровня и качества жизни пенсионеров……………………..……5-6
1.2. Специфика положения работающих пенсионеров на рынке труда…......7-9
1.3. Мотивы трудовой деятельности пенсионеров……………………….….9-10
2. Особенности занятости лиц пенсионного возраста в условиях реформирования пенсионной системы в современной России……………...10-17
2.1. Современная пенсионная реформа и ее взаимосвязи с рынком труда.10-12
2.2. Трансформация занятости пенсионеров в ходе реформирования пенсионной системы……………………………………………………………12-15
2.3. Влияние пенсионной реформы на уровень доходов работающих пенсионеров России…………………………………………………………….15-16
3. Развитие и пути совершенствования трудовой деятельности пенсионеров………………………………………………………………….….17-19
Заключение……………………………………………………………………...20-21
Библиографический список………………………

Файлы: 1 файл

пенсионеры.docx

— 64.25 Кб (Скачать)

        Таким образом, трансферты от родственников — малоэффективный способ спасения от бедности для российских пенсионеров. Учитывая же, что и государственные трансферты не спасают от нее, рассчитывать они могут только на себя. Наиболее распространенная стратегия решения проблем для пенсионеров в этих условиях — продолжение трудовой деятельности. В этом случае они остаются включенными в процесс производства и получают дополнительные доходы13.

          Более четверти российских пенсионеров подрабатывает, так как пенсии недостаточно для жизни (см. Приложение 1). Но это не единственная причина, удерживающая пенсионеров на боевом посту. Моральные стимулы тоже играют свою роль. Работающие пенсионеры чувствуют себя востребованными, нужными, значимыми. Работа – один из способов остаться в обществе и не чувствовать себя брошенными. Кто-то, хоть и живет в достатке, рад любой занятости, только бы убежать от одиночества, замкнутости в четырех стенах. Кто-то следует принципу: «Больше работаешь – дольше живешь»14.

2. Особенности занятости лиц пенсионного возраста в условиях реформирования пенсионной системы в современной России

2.1. Современная  пенсионная реформа и ее взаимосвязи с рынком труда

           Пенсионная реформа – важнейший национальный проект современной России. Ее основной целью является обеспечение достойной пенсии у работающих граждан, а также установление прямой зависимости между размером будущей пенсии и стажем, зарплатой работника, а также добровольными взносами в пользу его будущей пенсии – иначе говоря – его личным вкладом в пенсионную систему15.

         Старая, распределительная, система, полностью строилась на принципе солидарности – то есть работники содержали пенсионеров. В общих чертах это выглядело так: советские предприятия отчисляли на пенсионные цели определенный процент от фонда оплаты труда. Государство, добавив необходимую часть из бюджета, полностью расходовало эти средства на выплату текущих пенсий. Пенсии были примерно одинаковыми и относительно высокими, ведь, к примеру, в 1970 году на каждого советского пенсионера приходилось по 5 работников: в пенсионном возрасте находилось малочисленное военное поколение, тогда как в трудоспособный возраст вступило многочисленное поколение рожденных в послевоенное десятилетие, когда наблюдался всплеск рождаемости. К 1990 году это соотношение сократилось до 2,2 человек, а в 2002 году, когда стартовала реформа, на одного пенсионера приходилось лишь 1,7 работающих. Сегодня на каждого пенсионера приходится около 1,5 работника, а лет через 10 их количество сравняется. В таких условиях распределительная система оказывается неэффективной: распределять нечего. Ключевой идеей новой пенсионной системы является принцип накопления. Гражданину предоставлена возможность копить себе на пенсию в период активной трудовой деятельности. За счет средств работодателя каждый работник участвует в системе обязательного пенсионного страхования, формируя накопительную часть трудовой пенсии. В 2002–2004 годах реформа набирала обороты. Приходящие на рынок труда работники приобретали пенсионные права уже на новых принципах. Для пенсионеров доля страховой части пенсии незначительно, но устойчиво росла. Начала складываться страховая система в настоящем смысле этого слова. С начала 2009 года у каждого гражданина появилась возможность существенно увеличить, совместно с государством, накопительную часть пенсии в рамках системы дополнительного пенсионного страхования (система государственного софинансирования или «1000 на 1000»).  Негосударственную пенсию он может накапливать, заключив договор негосударственного пенсионного обеспечения. Наконец, наиболее ответственные работодатели предлагают своим работникам участвовать в корпоративных пенсионных программах. При всей кажущейся сложности современной пенсионной системы ее логика довольно проста16.

2.2. Трансформация  занятости пенсионеров в ходе  реформирования пенсионной системы

            Прежде чем говорить о положении пенсионеров на рынке труда надо разобраться, что значат понятия «пенсионер» и «пенсия». Так как за все время было проведено немного исследований на эту тему, то и определений относительно немного. Первое определение дает Даль, который говорит, что «пенсион или пенсия – оклад сверх жалованья, за отличие или выслугу лет; оклад по выходе в отставку за службу. Пенсионер – гражданин, получающий пенсию».

           Пенсионер - человек, получающий пенсионное обеспечение из общественных фондов по старости, потере трудоспособности или кормильца, за выслугу лет.

               И, наконец, наиболее соответствующее определение к моей курсовой «пенсионер – человек, находящийся на пенсии по возрасту или по инвалидности; может заниматься профессиональной деятельностью с сохранением пенсии (в случаях, предусмотренных законодательством)».

             Пенсия - регулярное (обычно - ежемесячное) денежное пособие, которое платят лицам, которые: 1) достигли пенсионного возраста (пенсии по старости); 2) по инвалидности не могут работать (пенсии по инвалидности); 3) потеряли кормильца (пенсии по случаю потери кормильца)»17.

            Пенсии сегодня невелики, с этим вряд ли будет кто-либо спорить. А низкий уровень пенсионного обеспечения породил явление, неведомое в большинстве стран мира, - работающих пенсионеров. Само это словосочетание у пенсионного работника любого другого государства вызовет только недоумение. Еще бы, ведь пенсия назначается при достижении установленного законом возраста, дающего право на прекращение трудовой деятельности. И пенсия – это назначаемая государством или накопленная в негосударственных фондах или страховых компаниях компенсация за потерю регулярного источника дохода в лице заработной платы.

            При этом правда, и в странах с высоким уровнем пенсионного обеспечения государственная пенсия все же не является единственным источником доходов для старшего поколения. Есть сбережения на старость в банках, есть дивиденды, получаемые по ценным бумагам, другие виды накоплений. Поэтому установленная законом пенсия в странах с развитой рыночной экономикой составляет 25-30 % от общих доходов пенсионеров. К примеру, в США эта пенсия не достигает 650 долларов.

           Но, все же, обеспечивая пристойный уровень пенсий и высокий уровень жизни пенсионеров, общество стимулирует старшие поколения уходить с рынка труда и освобождать рабочие места (прежде всего высокооплачиваемые и престижные) для молодых. На этом основывается соглашение поколений и возможность использования распределительной пенсионной модели, при которой пенсионными взносами или налогами с молодых обеспечивается поступление средств для выплаты пенсий старшим.

           С точки зрения норм страхового пенсионного законодательства работа после выхода на пенсию – явный нонсенс. Ведь страховым поводом, по которому выплачивается страховая компенсация в виде пенсии, является утрата доходов в форме зарплаты, отказ от участия в трудовых отношениях по достижении пенсионного возраста. А поскольку человек с рынка труда не уходит, от работы и зарплаты не отказывается, вроде бы и пенсию ему платить не за что. Такой логикой и руководствовались на первых порах разработчики новых пенсионных законов. Однако экономическая реальность заставила их изменить свою точку зрения.

          Первыми забили тревогу главы субъектов Федерации. Они зафиксировали после серьезного повышения пенсий к осени 2000 г. Значительный отток работающих пенсионеров, занимавших ранее не престижные и мало оплачиваемые должности в социальной сфере большинства российских регионов. Многие пенсионеры были бы готовы, получая пенсии по страховому закону, продолжать работать, но выбирали тот вариант, который был им экономически выгоднее. В итоге, благое дело – повышение пенсий – обернулось серьезными проблемами для здравоохранения, образования, культуры, которые в ряде регионов разом оказались без основной массы вспомогательного персонала18.

          Учитывая этот опыт, обращения глав регионов, пожелания пенсионеров, способных еще потрудиться на благо общества, мнение депутатов федеральных и региональных законодательных органов, Пенсионный фонд России принял решение изменить концепцию нового пенсионного законодательства, предусмотрев в нем возможность работы для пенсионеров после их выхода на заслуженный отдых.

    При этом предполагаются некоторые условия для такой работы.

         Первое – пенсионеры не должны занимать рабочие места, представляющие интерес для молодежи. Если не ввести это ограничение, то у работодателей может возникнуть искушение держать, как можно дольше, на высокооплачиваемых должностях работающих пенсионеров, выплачивая им меньшую зарплату (поскольку те будут получать еще и пенсию). Предложение, внесенное ПФР в Думу ко второму чтению законопроекта о трудовых пенсиях, для предотвращения этого предусматривает возможность найма пенсионеров на должности в рамках первых шести разрядов тарифной сетки. Сюда попадают те самые не престижные ставки бюджетной сферы, которыми озабочены главы регионов и, замещать которые молодежи невыгодно, а пенсионеры готовы.

         Второе – пенсионер, продолжая работать, будет получать пенсию не в полном объеме. Предлагаемая разработчиками величина пенсионной выплаты для работающих пенсионеров – 70 % от причитающегося по закону размера пенсии. Однако оставшиеся 30 % не будут пропадать, как это происходит сейчас. Они станут резервироваться на личном счете работающего пенсионера, и после его окончательного выхода на пенсию в относительно короткие сроки (2-3 года) в виде ежемесячных надбавок выплачиваться ему вместе с пенсией.

          Третье – особое предложение вносится для повышения размеров пенсии у работающих женщин после пенсионного возраста. Практика показывает, что они, как правило, продолжают работать до 60 лет. И в новом законодательстве предполагается закрепить их право на такое добровольное продление периода своей трудовой активности. При этом женщины смогут не только увеличивать размер пенсионного капитала на своем личном счете. За каждый год, отработанный после 55 лет, из их периода дожития, используемого при расчете ежемесячной пенсионной выплаты, будет вычитаться полтора года. Таким образом, за пять дополнительных лет, отработанных после пенсии, женщина может сократить свой расчетный период дожития с 204 до 114 месяцев. А это означает увеличения размера пенсии почти в два раза19.

          Предлагаемые Пенсионным фондом правовые новации, касающиеся работающих пенсионеров, конечно же, являются отступлением от чистых принципов страхового пенсионного законодательства. Но то, что они предложены, должно стать для пенсионеров свидетельством того, что пенсионная реформа осуществляется в интересах не абстрактного права, а людей с их жизненными нуждами.

         Подводя итог вышесказанному можно сказать, что состояние пенсионеров нельзя назвать благополучным, так как, чтобы выжить им приходится работать вместо того, чтобы отдыхать и ни в чем не нуждаться в таком возрасте20.

2.3. Влияние пенсионной  реформы на уровень доходов  работающих пенсионеров России

            Один из ключевых критериев оценки качества системы пенсионного страхования – степень охвата им населения (в первую очередь работающего). Граждане России полностью обеспечены пенсиями: все они имеют право на получение трудовых, социальных либо других пенсий. На начало 2010 г. численность пенсионеров по старости превосходила численность населения пенсионного возраста.

          В ходе исследований выявлено, что уровень пенсии работающих пенсионеров не соответствует рекомендованному коэффициенту замещения утраченного заработка, варьирует вокруг прожиточного минимума и делает эту категорию населения (в случае оставления работы) по классификации доходных групп «низко обеспеченными».

           Трудовая занятость является фактором, повышающим общие доходы населения пенсионного возраста и отчасти компенсирующим тем самым недостатки пенсионной системы.

            В 2010 г. в России соотношение средних размеров пенсии и зарплаты впервые достигло 35%. Этот рекордный  показатель по-прежнему значительно уступает средним уровням для развитых стран и формирующихся рынков. В развитых странах, где относительно низкий, сопоставимый с Россией уровень CКЗ по «обязательным» пенсиям, как правило, широко распространена система добровольного пенсионного страхования, что обеспечивает высокий общий уровень пенсионных выплат. В итоге лишь в нескольких странах (Мексике, Румынии, Ю. Корее, Японии) полный (с учетом добровольных схем) коэффициент замещения сопоставим с российским. Таким образом, размеры пенсий в России даже после резкого повышения в 2010 г. остаются сравнительно низкими21.

           Российская пенсионная система неэффективна и не готова к надвигающимся демографическим шокам. Проведенная в 2010 г. реформа лишь сделала пенсионную систему еще более уязвимой, повысив уровень выплат, который в перспективе необходимо поддерживать, и исчерпав все резервы их финансирования22.

3. Развитие и  пути совершенствования трудовой деятельности

пенсионеров

           Для России характерны мягкие условия предоставления пенсий. В нашей стране низкий пенсионный возраст: стандартный возраст предоставления пенсий в среднем по развитым странам ОЭСР составляет 65 и 63 года соответственно для мужчин и женщин, в среднем по выборке формирующихся рынков он равен 63 и 60 лет. Распространенной реакцией на старение население служит повышение пенсионного возраста.

            Еще сильнее отличается от требований, принятых в других странах, минимальный стаж для назначения трудовой пенсии. В России он составляет 5 лет, тогда как в других странах достигает 44 лет, а в среднем по нашей выборке равен примерно 20 годам.

            Кроме того, российские пенсионеры имеют неограниченное право совмещать получение пенсий с работой. Такое совмещение лишено логики: пенсии по старости представляют собой страховку на период нетрудоспособности, а работающий человек не может считаться нетрудоспособным. В нашей стране, где низкий коэффициент поддержки, совмещение пенсий с работой с экономической точки зрения не оправдано.      Однако полный отказ от этого принципа политически нереализуем. В качестве реалистичного варианта можно усилить стимулы для добровольного позднего выхода на пенсию. Это позволит частично перераспределить часть средств от работников пенсионного возраста в пользу неработающих пенсионеров.

         Таким образом, меры по данному направлению должны включать:

– увеличение минимального стажа, необходимого для получения права на трудовую пенсию, с 5 лет, например, до 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин. В случае повышения пенсионного возраста эти показатели могут быть скорректированы;

– повышение пенсионного возраста, например, до 62 лет для мужчин и 60 лет для женщин.

           При этом надо объявить о повышении пенсионного возраста как можно раньше, чтобы обеспечить максимальный возможный разрыв между объявлением решения и его вступлением в жизнь. Повышение пенсионного возраста должно быть растянуто во времени для предотвращения дестабилизации рынка труда. Оно может составлять от полугода до года ежегодно.

            В ДМЗСР поддерживается увеличение требуемого стажа, однако предлагается отложить повышение пенсионного возраста до момента, когда средняя продолжительность жизни достигнет уровня, характерного в настоящее время для стран ОЭСР. Отметим, что для женщин данное условие уже выполнено, то есть по логике Минздравсоцразвития их пенсионный возраст можно повысить уже сейчас.

Информация о работе Положение пенсионеров на рынке труда