Организация договора коллективной безопасности

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2011 в 18:20, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является изучение организации договора коллективной безопасности.

Для достижения указанной цели перед работой были поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть причины появления ОДКБ.

2. Изучить задачи ОДКБ в зоне ее юрисдикции на постсоветском пространстве.

3. Рассмотреть перспективы развития ОДКБ.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Причины появления ОДКБ 5
Глава 2. Задачи организации в зоне ее юрисдикции на постсоветском пространстве 10
Глава 3. Перспективы развития ОДКБ 17
Заключение 25
Список использованных источников 27

Файлы: 1 файл

Организация договора коллективной безопасности.doc

— 157.50 Кб (Скачать)
>     При разработке комплексного подхода к созданию многофункционального механизма по поддержанию безопасности и стабильности в зоне ответственности ОДКБ придается должное значение формированию необходимого коллективного потенциала по предупреждению и ликвидации последствий крупных природных и техногенных катастроф. Аналогичный механизм может быть задействован и для преодоления последствий чрезвычайных ситуаций, возникших в результате крупномасштабных терактов. Тактика и инструментарий проведения такого рода операций отрабатывались в апреле 2007 г. в ходе специального многостороннего учения в Белоруссии. С учетом нарабатываемого опыта в ОДКБ выстраивается программа формирования системы реагирования на чрезвычайные ситуации, включая создание Координационного совета по чрезвычайным ситуациям9.

     Важным  элементом создаваемой в рамках ОДКБ универсальной системы реагирования на современные вызовы и угрозы, в первую очередь террористической направленности, должен стать миротворческий потенциал ОДКБ. В этих целях подготовлен  пакет документов по миротворчеству, включая Соглашение о миротворческой деятельности, предусматривающее создание в формате ОДКБ Коллективных миротворческих сил.

     В рамках разрабатываемого сейчас механизма  реагирования на кризисные ситуации будет формироваться и такое  направление, как постоянный анализ обстановки и прогноз ее развития, выработка предложений по различным вариантам политических и военных решений, их оперативное согласование и реализация, а также контроль и управление в любых ситуациях, в том числе и форс-мажорных.

     Особое  внимание обращается на отработку механизмов контроля за выполнением обязательств государствами - членами ОДКБ по осуществлению  превентивных мер антитеррористической и антиэкстремистской направленности.

     В контексте принятого ранее Плана  коалиционного военного строительства в рамках ОДКБ на период до 2010 г. и последующую перспективу прилагаются усилия к углублению военно-технического сотрудничества, в т.ч. и в плане льготных поставок спецсредств и спецтехники для правоохранительных органов, а также сотрудничества в подготовке для них кадров.

     В формате ОДКБ принимаются меры к  скорейшему принятию Соглашения об оказании экстренной военно-технической помощи государству-члену, подвергшемуся агрессии, обеспечивающего своевременное  и адекватное выполнение предусмотренного в Договоре о коллективной безопасности центрального обязательства о помощи в случае угрозы или осуществления агрессии против одного из участников Договора.

     ОДКБ  и региональное сотрудничество. В  целях укрепления внутрирегиональных связей в ОДКБ исходят из того, что целесообразно сконцентрировать усилия на консолидации сотрудничества, на организационном сближении действующих на постсоветском пространстве международных структур: ОДКБ, СНГ, ЕврАзЭС, ШОС. Их нынешняя разобщенность, распыление ресурсов и дублирование выполняемых ими задач могут привести в конечном итоге лишь к размыванию системы безопасности, которую организация пытается сформировать в регионе.

     В то же время внутрирегиональная консолидация поможет не только ввести в прозрачное, предсказуемое русло деятельность третьих государств и других международных структур в регионе, но и открыть путь к формированию в перспективе межрегиональной системы безопасности и сотрудничества.

     Линия, проводимая на дальнейшее укрепление союзнических связей, коллективной основы деятельности на международной арене, в немалой степени диктуется современными геополитическими реалиями, на которые ОДКБ должна иметь адекватные ответы и механизм совместных действий для обеспечения мира и спокойствия в регионе. Сотрудничество в борьбе против международного терроризма и экстремизма приобретает ныне для государств приоритетный характер.

     И значимость этого направления подкрепляется  спецификой нынешней геополитической  ситуации, когда на смену прямой военной агрессии приходит скрытая, непредсказуемая или внезапно реализуемая угроза международного терроризма, а также подпитывающие ее наркобизнес, трансграничная организованная преступность, политический и религиозный экстремизм, сепаратизм.

     В связи с созданием Организации  в новом формате, важной организационной мерой в указанных выше целях явилось образование в структуре Секретариата нового специализированного подразделения по борьбе с международным терроризмом - Управления противодействия вызовам и угрозам. Вслед за этим были сформированы соответствующие координационные советы из руководителей компетентных органов государств-членов и межгосударственные рабочие группы по борьбе с международным терроризмом и экстремизмом, наркобизнесом и нелегальной миграцией.

     Сегодня предпринимаются коллективные и скоординированные национальные меры по укреплению контртеррористического потенциала, практические шаги по координации деятельности правоохранительных органов и спецслужб, по подготовке кадров контртеррористических подразделений, материально-техническому и финансовому обеспечению борьбы с международным терроризмом.

     В этом же направлении идут обсуждаемые  в рамках ОДКБ меры по взаимному  использованию соответствующих  инфраструктур государств-членов при  проведении контртеррористических  акций.

     В целях повышения эффективности  контртеррористической деятельности в ОДКБ создается банк информационных потребностей антитеррористических подразделений  государств-членов, определяются порядок  и механизм информационного взаимодействия.

     Ведется согласование единого подхода к оценке деятельности экстремистских и других радикальных организаций. Решается вопрос о формировании единого списка террористических и экстремистских организаций, представляющих угрозу коллективной безопасности.

     На  регулярной основе проводятся консультации на уровне руководителей контртеррористических подразделений в целях определения главных угроз и выработки мер по их нейтрализации, а также отработка специальных антитеррористических операций в ходе оперативной и боевой подготовки коллективных сил быстрого развертывания, сформированных в Центральноазиатском регионе коллективной безопасности.

     Под выполнение задач по укреплению антитеррористического  потенциала и фактическому противодействию  современным вызовам и угрозам  выстраивается осуществляемая работа в сфере политического сотрудничества, взаимодействия с другими международными структурами в сфере безопасности.

     В активе ОДКБ - тесные рабочие контакты с Контртеррористическим комитетом  Совета безопасности ООН и Управлением  ООН по наркотикам и преступности. Развивается взаимодействие с ОБСЕ и Советом государств Балтийского моря, Международной организацией по миграции. Представители ОДКБ принимают участие в проводимых этими структурами мероприятиях, налажен регулярный обмен информацией и рабочими визитами.

     В сфере внешнеполитического сотрудничества по борьбе с терроризмом усилия нацелены на то, чтобы добиваться гораздо  более решительного позиционирования ОДКБ, усиления ее потенциала воздействия  на ситуацию в мире и регионе. Осуществляется тесная внешнеполитическая координация, ведется мониторинг на предмет своевременного выявления и предупреждения возникающих угроз международного терроризма, вырабатываются единые согласованные позиции и регулярно проводятся выступления с коллективными заявлениями, ведется активная линия сотрудничества с другими международными организациями.10

     Самым тесным образом с работой по антитеррору  соприкасаются принимаемые в  формате ОДКБ меры по совершенствованию  механизма военного сотрудничества. Это направление деятельности диктуется также и требованиями сформированного в ее рамках военного союза, принятыми по Договору и Уставу обязательствами о коллективном отражении военной агрессии против любого из государств-членов. Эти обязательства остаются в силе, и задача ОДКБ - создать и укреплять все необходимые механизмы по их неукоснительному соблюдению и выполнению.

     Создан  и действует Объединенный штаб ОДКБ. Разработаны и утверждены Основные направления коалиционного военного строительства на период до 2010 г. и  дальнейшую перспективу, План коалиционного военного строительства ОДКБ. Определяются основные параметры по группировкам, составу коллективных сил и средств, порядку их планирования, применения и управления, технического оснащения и всестороннего обеспечения. Большая работа предстоит в плане реализации договоренностей об оперативном оборудовании территории и совместном использовании объектов военной инфраструктуры, создании единой системы технического прикрытия железных дорог государств-членов. Особое внимание в ОДКБ обращается на совершенствование и расширение военно-технического сотрудничества и практики совместной подготовки военных кадров.

     Под эгидой ОДКБ создан Международный антитеррористический Медиафорум, разрабатывающий и реализующий  ряд проектов и конкретных мероприятий по мобилизации возможностей СМИ в борьбе с терроризмом, экстремизмом и наркоугрозой. Широко поставлена работа со СМИ, журналистскими организациями и пресс-службами силовых ведомств государств. Наша цель - придать информационному антитеррору осознанный и целеустремленный характер, с тем чтобы поставить заслон деструктивным процессам и пропаганде насилия, расизма и ксенофобии.

     С оформлением ОДКБ в качестве международной  региональной организации были созданы  необходимые условия для успешного  встраивания ОДКБ в систему региональных и международных отношений, прежде всего на направлении поддержания безопасности и стабильности в мире.

     Оптимальный вариант организации региональной архитектуры безопасности видится  в максимальном развитии и упорядочении внутри- и межрегиональных связей. Речь идет о консолидации сотрудничества действующих на постсоветском пространстве международных структур: ОДКБ, СНГ, ЕврАзЭС и ШОС. Их нынешняя разобщенность, распыление ресурсов и дублирование друг друга могут привести к размыванию системы безопасности, которую мы пытаемся сформировать в регионе.

     Поэтому, как представляется, нужно вести  дело к созданию стройной системы  взаимодействия всех указанных интеграционных структур при обеспечении их взаимодополняемости  и четком распределении функций.

     Такого  рода внутрирегиональная консолидация поможет не только ввести в прозрачное, предсказуемое русло деятельность третьих государств и других международных  структур в регионе, но и открыть  путь к формированию в перспективе  межрегиональной системы безопасности и сотрудничества.

     Ныне  ОДКБ представляет собой живой организм, адаптирующийся к быстро меняющимся геополитическим реалиям. Организация  располагает необходимой организационной  и нормативной базой, политической волей для эффективного выполнения стоящих перед ней задач. Главное для нас - это адекватное реагирование на возникающие в мире ситуации и активное противодействие международному терроризму и экстремизму, обеспечение коллективной и национальной безопасности государств-членов.

Заключение

 

     С оформлением ОДКБ в качестве международной  региональной организации были созданы  необходимые условия для успешного  встраивания ОДКБ в систему региональных и международных отношений, прежде всего на направлении поддержания  безопасности и стабильности в мире.

     Создание  ОДКБ призвано стать важным политическим событием в жизни государств-участников Договора, содействуя укреплению их политического  веса и позиций в международном  сообществе, обеспечению стабильности и безопасности на международном  и региональном уровнях.

     Оптимальный вариант организации региональной архитектуры безопасности видится  в максимальном развитии и упорядочении внутри- и межрегиональных связей. Речь идет о консолидации сотрудничества действующих на постсоветском пространстве международных структур: ОДКБ, СНГ, ЕврАзЭС и ШОС. Их нынешняя разобщенность, распыление ресурсов и дублирование друг друга могут привести к размыванию системы безопасности, которую мы пытаемся сформировать в регионе.

     Поэтому, как представляется, нужно вести  дело к созданию стройной системы взаимодействия всех указанных интеграционных структур при обеспечении их взаимодополняемости и четком распределении функций.

     Такого  рода внутрирегиональная консолидация поможет не только ввести в прозрачное, предсказуемое русло деятельность третьих государств и других международных структур в регионе, но и открыть путь к формированию в перспективе межрегиональной системы безопасности и сотрудничества.

Информация о работе Организация договора коллективной безопасности