Организация договора коллективной безопасности

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2011 в 18:20, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является изучение организации договора коллективной безопасности.

Для достижения указанной цели перед работой были поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть причины появления ОДКБ.

2. Изучить задачи ОДКБ в зоне ее юрисдикции на постсоветском пространстве.

3. Рассмотреть перспективы развития ОДКБ.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Причины появления ОДКБ 5
Глава 2. Задачи организации в зоне ее юрисдикции на постсоветском пространстве 10
Глава 3. Перспективы развития ОДКБ 17
Заключение 25
Список использованных источников 27

Файлы: 1 файл

Организация договора коллективной безопасности.doc

— 157.50 Кб (Скачать)

     При полном учете геополитических реалий, в которых действует Организация, необходимый акцент делается на дальнейшем укреплении политического взаимодействия, прежде всего в плане мониторинга военно-политической и криминогенной обстановки в регионе и мире, своевременного выявления и предотвращения политическими средствами кризисных и конфликтных ситуаций в зоне ответственности ОДКБ. В этих целях создан цельный механизм внешнеполитической координации (руководящие, исполнительные и координирующие органы), включающий систему обмена информацией, межгосударственные консультации на различных уровнях, выработку коллективных позиций, взаимодействие в международных организациях4.

     Организация также сориентирована на противодействие  коллективными усилиями терроризму и наркоугрозе, на борьбу с проявлениями экстремизма и ксенофобии.

     Работе  по вызовам и угрозам все больше подчиняется и взаимодействие в  военной сфере.

     В соответствии с Уставом ОДКБ5 органами Организации являются:

     Совет коллективной безопасности (СКБ) - высший орган Организации, в состав которого входят главы государств-членов. Совет на ежегодных сессиях рассматривает принципиальные вопросы деятельности Организации и принимает решения, направленные на реализацию ее целей и задач.

     В период между сессиями СКБ вопросами  координации взаимодействия государств-членов в реализации решений, принимаемых органами Организации, занимается Постоянный совет, который состоит из полномочных представителей, назначаемых государствами-членами.

     Совет министров иностранных дел (СМИД) - консультативный и исполнительный орган Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области внешней политики.

     Совет министров обороны (СМО) - консультативный  и исполнительный орган Организации  по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области военной политики, военного строительства и военно-технического сотрудничества.

     Комитет секретарей советов безопасности (КССБ) - консультативный и исполнительный орган Организации по вопросам координации  взаимодействия государств-членов в  области обеспечения их национальной безопасности.

     Генеральный секретарь Организации является высшим административным должностным  лицом Организации и осуществляет руководство Секретариатом Организации, который представляет собой постоянно  действующий рабочий орган ОДКБ для осуществления организационного, информационного, аналитического и консультативного обеспечения деятельности органов Организации. В его составе функционируют управления политического и военного сотрудничества, управление противодействия вызовам и угрозам, другие структурные подразделения6.

     Успешно работает Координационный совет  руководителей компетентных органов  по противодействию незаконному  обороту наркотиков.

     При КССБ сформированы рабочие группы по противодействию терроризму, экстремизму  и нелегальной миграции.

     Главной военной составляющей системы коллективной безопасности являются коалиционные группировки войск в регионах, предназначенные для сдерживания или отражения агрессии против государств-членов, а также для проведения других операций в интересах обеспечения безопасности государств-членов от внешних угроз.

     В августе 2001 г. сформированы Коллективные силы быстрого развертывания Центрально-Азиатского региона (КСБР ЦАР) численностью до 4 тыс. человек. С октября 2003 г. в составе  КСБР начала функционировать российская авиабаза с местом дислокации г. Кант (Кыргызстан).

     Завершено создание Объединенного штаба ОДКБ. Начало его деятельности - с 1 января 2004 г. позволило организовать более  качественную работу по дальнейшему  развитию военного сотрудничества.

     Новым вектором в работе ОДКБ стало парламентское измерение. Созданная в ноябре 2006 г. Парламентская ассамблея ОДКБ позволит систематизировать и активизировать работу по гармонизации и унификации национальных антитеррористических законодательств государств - членов Организации.

     "В  случае создания в Европе и  Азии системы коллективной безопасности, - гласит статья 1 Договора, - и заключения  с этой целью договоров о  коллективной безопасности, к чему  неуклонно будут стремиться договаривающиеся  стороны, государства-участники вступят в незамедлительные консультации друг с другом с целью внесения необходимых изменений в настоящий Договор". Данный принципиальный момент подтверждается на постоянной основе в последующих документах ДКБ.

     "Объединяя  свои усилия в сфере коллективной безопасности, государства-участники видят создаваемую ими систему коллективной безопасности составной частью общеевропейской системы безопасности, а также частью возможной системы безопасности в Азии" (Декларация государств-участников Договора о коллективной безопасности).

     На  первоначальном этапе Договор способствовал  созданию национальных вооруженных  сил государств-участников, обеспечению  адекватных внешних условий для  их независимого государственного строительства.

     Антитеррористическая  деятельность ОДКБ. Геополитическая ситуация, в которой действует Организация Договора о коллективной безопасности, по-прежнему вызывает озабоченность прежде всего в связи с нестабильностью в регионе, с явно предкризисной или кризисной динамикой обстановки.

     При выработке единых для государств - членов Организации подходов к проблеме международного терроризма в полной мере учитываются международно-правовые документы (декларации, конвенции, резолюции), принятые мировым сообществом.

     Одним из последних и существенных актов, положенных в основу деятельности ОДКБ по антитеррору, является Глобальная контртеррористическая стратегия, принятая в сентябре 2006 г. Генеральной Ассамблеей ООН.

     Применительно к Стратегии деятельность ОДКБ направлена на дальнейшую синхронизацию своих  действий с усилиями международного сообщества в борьбе с терроризмом.

     Крайне  важным для Организации представляется правовой аспект борьбы с терроризмом  и экстремизмом. Правовую основу деятельности ОДКБ в сфере борьбы с терроризмом  составляют уставные документы Организации и решения ОДКБ по данной проблеме, конвенции и другие многосторонние акты ООН, ШОС, Совета Европы и СНГ, национальное законодательство государств - членов ОДКБ.

     Во  всех государствах - членах ОДКБ приняты  специальные законы по борьбе с терроризмом, а также установлена уголовная и административная ответственность за деяния террористической и экстремистской направленности. Принимаются меры по инкорпорированию в национальное законодательство положений, запрещающих подстрекательство к совершению террористических актов.

     В последние годы сделан акцент на совершенствовании  правовых основ противодействия  финансированию терроризма, антитеррористической пропаганде, мерах по обеспечению  неотвратимости наказания, как самих  террористов, так и их спонсоров.

     В рамках ОДКБ налажен обмен информацией об организациях, признанных террористическими на территории каждого из государств-членов, а также соответствующими судебными решениями.

     В соответствии с содержащейся в Глобальной контртеррористической стратегии  ООН рекомендацией укреплять механизмы по борьбе с терроризмом Организация проводит работу по созданию Антитеррористического комитета ОДКБ, в который войдут руководители органов внутренних дел (полиции), органов безопасности, разведывательных и пограничных служб. Эта структура позволит эффективнее координировать действия в вопросах борьбы с терроризмом таких разнопрофильных ведомств государств - членов ОДКБ, как органы безопасности, правоохранительные органы, пограничные ведомства и др.7

     Другое  важное направление - реализация комплекса мер по укреплению контртеррористического и антинаркотического потенциалов государств-членов, оснащению их сил для борьбы с терроризмом и наркотрафиком спецтехникой и спецсредствами, обучению кадрового состава. Организация наращивает усилия и в сфере обеспечения информационной безопасности от террористических угроз.

     Обучение  специалистов по борьбе с терроризмом  и экстремизмом. Среди конкретных мер по координации контртеррористических  усилий в рамках ОДКБ стало создание Международного межведомственного центра подготовки и переподготовки специалистов по борьбе с терроризмом и экстремизмом на базе Всероссийского института повышения квалификации сотрудников (ВИПК) МВД России. В 2007 г. Центр при содействии УНП ООН готовится провести семинар-тренинг для участников законодательного процесса государств - членов ОДКБ в сфере борьбы с терроризмом, а также ряд мероприятий по всем направлениям противодействия новым вызовам и угрозам.

     Взаимодействие  ОДКБ с институтами гражданского общества и СМИ. Победить терроризм можно только при активной поддержке институтов гражданского общества. Возрастающую роль в утверждении нетерпимости к терроризму призваны играть средства массовой информации. Поэтому столь важно наладить партнерство между государственными органами, СМИ и структурами гражданского общества. В этой связи у Организации имеется определенный позитивный опыт. Под эгидой ОДКБ и по инициативе представителей гражданского общества в 2004 г. была создана постоянно действующая общественная организация под названием "Международный антитеррористический медиафорум", учредителями которой выступили информационные агентства, общественные и журналистские объединения, видные общественные и политические деятели. Медиафорум выдвинул конкретные инициативы, направленные на создание широкого информационного и общественного фронта против террора и распространения наркотиков. В его работе участвовали представители Контртеррористического комитета Совета Безопасности ООН, ОБСЕ, других международных организаций. Важно, что Медиафорум становится одним из инструментов реализации Стратегии партнерства государства и бизнеса в противодействии терроризму, принятой в ноябре 2006 г. в Москве Глобальным форумом, проведенным под эгидой "Большой восьмерки". В рамках этой структуры планируется провести в ближайшее время круглый стол для выработки предложений по развитию партнерства государства, бизнеса и СМИ в противодействии терроризму, а также недопущению пропаганды терроризма с использованием сети Интернет8.

Глава 3. Перспективы развития ОДКБ

 

     Достигнутые за 16 лет результаты деятельности ОДКБ доказали ее эффективность и жизнеспособность. Однако это лишь начало пути. В настоящее  время представляется актуальной и  политически востребованной задача дальнейшего совершенствования  военно-политических механизмов сотрудничества государств-членов в сфере обеспечения их национальной и коллективной безопасности. Реализации этой цели служит идущий сейчас процесс трансформации ОДКБ в универсальную международную структуру безопасности, способную адекватно реагировать по всему спектру современных вызовов и угроз.

     Выработка стратегии развития ОДКБ в значительной степени диктуется политической ситуацией, складывающейся в зоне действия ответственности и на прилежащих к ней территориях. В частности, следует учитывать, что в последнее время активизировалась военная деятельность США и НАТО непосредственно на внешних границах всех регионов коллективной безопасности ОДКБ, восстанавливается и создается силами США и НАТО военная инфраструктура в Восточной Европе, Закавказье и Центральной Азии.

     Не  снижается угроза, исходящая из Афганистана. Несмотря на определенные позитивные моменты в развитии внутриполитической ситуации в этой стране, государства - члены ОДКБ, граничащие с ним, вынуждены  быть в постоянной готовности к отражению возможных террористических проявлений, которые неразрывно связываются с наркотрафиком, исходящим от южного соседа.

     Не  могут не вызывать растущую озабоченность  и другие, в том числе скрытые, методы внешнего воздействия, граничащие с вмешательством во внутренние дела отдельных государств - членов ОДКБ. Организуются и реализуются хорошо скоординированные акции и кампании по оказанию политического, экономического и информационного давления извне.

     Адаптируя Организацию к меняющейся геополитической  ситуации, государства-члены принимают практические меры по созданию системы вспомогательных органов ОДКБ и соответствующих коллективных сил, включающей многосторонние механизмы координации антитеррористической деятельности. Новое направление в работе по противодействию терроризму видится в формировании коллективных региональных антитеррористических сил ОДКБ для оперативного реагирования на любые крупные террористические и экстремистские проявления, прежде всего трансграничного характера.

Информация о работе Организация договора коллективной безопасности