Организация договора коллективной безопасности

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2011 в 18:20, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является изучение организации договора коллективной безопасности.

Для достижения указанной цели перед работой были поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть причины появления ОДКБ.

2. Изучить задачи ОДКБ в зоне ее юрисдикции на постсоветском пространстве.

3. Рассмотреть перспективы развития ОДКБ.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Причины появления ОДКБ 5
Глава 2. Задачи организации в зоне ее юрисдикции на постсоветском пространстве 10
Глава 3. Перспективы развития ОДКБ 17
Заключение 25
Список использованных источников 27

Файлы: 1 файл

Организация договора коллективной безопасности.doc

— 157.50 Кб (Скачать)

     Содержание: 
 
 

Введение

 

     Актуальность  темы. Современное развитие сотрудничества детерминировано широчайшим спектром самых разных факторов, действующих в сфере международного общения и влияющих на характер отношений между государствами. Однако имеется одна область международных отношений, где сотрудничество имеет особо важное значение, - военно-политическая область. И это вполне закономерно, поскольку в названной сфере напрямую соприкасаются коренные интересы безопасности различных государств.

     Важнейшим институтом поддержания международного мира служит система коллективной безопасности. С позиции международного права коллективная безопасность представляет собой совокупность совместных мероприятий государств и международных организаций, направленных на предотвращение и устранение угрозы международному миру и безопасности, а также пресечение актов агрессии и других нарушений мира. Юридическая система международной безопасности оформлена международными договорами. Различают всеобщую и региональные системы коллективной безопасности.

     В Ташкенте 15 мая 1992 г. - шестью бывшими  советскими республиками - Арменией, Казахстаном, Киргизией, Россией, Таджикистаном и Узбекистаном - был подписан Договор о коллективной безопасности1, которым было положено начало созданию механизма военно-политического сотрудничества в интересах сохранения единого оборонного пространства, обеспечения безопасности от агрессии извне.

     Договор виделся "отцам-основателям" как  инструмент, призванный служить Содружеству  Независимых Государств, как главный  в его военном формате интеграционный механизм. Он четко увязывался со ст. 6 Беловежского соглашения, учредившего СНГ, которая гласила, что его участники "будут сохранять и поддерживать под объединенным командованием общее военно-стратегическое пространство".

     Однако  сам Договор тогда мало чем  себя проявлял в качестве объединяющего  фактора. Развитие военно-политической интеграции в его рамках шло параллельно с темпами и характером сотрудничества в СНГ в целом и во многом отражало происходившие там противоречивые процессы. Даже заседания высших органов Договора проходили не в самостоятельном режиме, а как своего рода приложение к повестке дня соответствующих органов Содружества.

     Важнейшим этапом в развитии сотрудничества на постсоветском пространстве стало  создание на базе Договора международной  региональной структуры - Организации  Договора о коллективной безопасности.

     Целью настоящей работы является изучение организации договора коллективной безопасности.

     Для достижения указанной цели перед  работой были поставлены следующие  задачи:

     1. Рассмотреть причины появления  ОДКБ.

     2. Изучить задачи ОДКБ в зоне ее юрисдикции на постсоветском пространстве.

     3. Рассмотреть перспективы развития  ОДКБ.

Глава 1. Причины появления  ОДКБ

 

     В результате распада Советского Союза  в 1991 году пять среднеазиатских республик: Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан - стали полностью независимыми государствами. Провозглашение независимости открыло перед республиками новые возможности и поставило перед ними новые международно-правовые, военно-политические задачи, что явилось началом новой эры для каждой из этих стран. Изменился и геополитический статус Центральной Азии, где создаются новые региональные "оси", "многоугольники", продолжается столкновение интересов мировых и региональных держав, ведется новая "большая игра" за доступ к энергоносителям этого стратегически важного региона, расположенного между Россией, Китаем и мусульманским миром. Однако не все государства, военно-политические и финансовые силы обладают достаточным для установления своего влияния в регионе экономическим потенциалом. В этой связи отдельные из них выбирают менее цивилизованные и более опасные способы достижения своих целей, в том числе под прикрытием лозунгов ислама.

     Эти пять стран занимают 4 млн. квадратных километров, что равно практически  половине территории США, а численность  населения этих стран составляет свыше 58,7 млн. человек. На эти страны приходится приблизительно одна пятая населения и территории бывшего СССР. Значительную долю земли составляют пустыни и полупустыни. Если не считать столиц государств и некоторых крупных городов, плотность населения является довольно низкой. Страны обладают богатым культурным наследием и поддерживают тесные связи с другими странами Азии, в частности с ближневосточными странами. Языки народов Средней Азии принадлежат к тюркской языковой семье, за исключением таджикского языка, близкого к фарси, на котором говорят в Иране. Абсолютное большинство населения стран региона исповедует ислам.

     Регион  богат природными ресурсами. В частности, в Казахстане, Туркменистане и  Узбекистане находятся основные месторождения нефти и газа; Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан располагают значительными запасами других полезных ископаемых, причем Кыргызстан и Таджикистан также имеют мощный гидроэнергетический потенциал. Для региона характерны различные виды сельскохозяйственных земель от пустынь Туркменистана до обширных хлопковых полей Узбекистана и плодородной Ферганской долины. Кроме того, страны региона располагают образованной и высококвалифицированной рабочей силой. Показатели грамотности среди взрослого населения и уровень образованности во многом схожи с аналогичными показателями по новым промышленно развитым странам Восточной Азии.

     Среди всех стран бывшего СССР экономические  системы этих стран являлись наиболее специализированными, в силу того что  страны были основными поставщиками сырьевых ресурсов. Однако географическое положение стран Центральной Азии таково, что они практически изолированы от основных международных рынков. До распада Советского Союза более 80 процентов общего объема торговли этих республик приходилось на межреспубликанскую торговлю в рамках СССР. Все эти республики в значительной степени зависели от дотаций (субвенций), предоставляемых союзным правительством в порядке финансирования республиканских бюджетов. Теперь же для мобилизации необходимых средств приходится полагаться на внутренние источники финансирования и международных доноров.

     В Ташкенте 16 лет назад - 15 мая 1992 г. между  Арменией, Казахстаном, Киргизией, Россией, Таджикистаном, Узбекистаном и в  дальнейшем Азербайджаном, Грузией и Белоруссией был подписан Договор о коллективной безопасности. Заключение данного Договора было обусловлено стремлением государств на изломе истории совместными усилиями обеспечить территориальную безопасность и целостность бывших советских республик, воссоздать единое для них оборонное пространство.

     Поэтому на первом этапе выдвигалась задача обеспечения взаимопомощи в случае вооруженной агрессии против любого из участников Договора. Эта идея прошла красной нитью через весь Договор  и получила конкретное закрепление в его ст. 4, которая гласит: "Если одно из государств-участников подвергнется агрессии со стороны какого-либо государства или группы государств, то это будет рассматриваться как агрессия против всех государств - участников настоящего Договора.

     В случае совершения акта агрессии против любого из государств-участников все  остальные государства-участники  предоставят ему необходимую  помощь, включая военную, а также  окажут поддержку находящимися в  их распоряжении средствами в порядке  осуществления права на коллективную оборону в соответствии со статьей 51 Устава ООН".

     Договор о коллективной безопасности, планировавшийся  как механизм военного сотрудничества в масштабе всего СНГ, долгое время  не получал практической реализации и как бы дрейфовал в русле происходивших в СНГ процессов, действуя, по существу, в рамках уставных органов Содружества.

     Перелом наступил в конце 90-х годов прошлого столетия с обострением ситуации вокруг Киргизии, вызванной террористической активностью, а также возникновением прямой угрозы со стороны афганских талибов в отношении Таджикистана, что потребовало задействовать механизм военной и прочей помощи указанным государствам в соответствии с положениями Договора.

     Именно  в этот период было принято кардинальное решение об адаптации ДКБ к меняющейся геополитической ситуации. Договор вышел на приоритетное направление противодействия современным вызовам и угрозам.

     Одним из важнейших этапов в этом процессе стало создание в 2003 г. на базе Договора международной региональной структуры - "Организации Договора о коллективной безопасности" (ОДКБ) со своим Уставом (в декабре 2003 г. он был зарегистрирован в Секретариате ООН, а Организация получила статус наблюдателя в Генассамблее ООН).

     В итоге за годы своего существования  ОДКБ превратилась в многофункциональную интеграционную структуру безопасности.

     В Устав СНГ инкорпорированы положения  о коллективной безопасности и о  предотвращении конфликтов и разрешении споров, вытекающие из Договора о коллективной безопасности. Для государств - участников СНГ военно-политическое сотрудничество, в том числе в сфере обеспечения коллективной безопасности, является одной из приоритетных задач внешней политики в рамках совместной деятельности СНГ. Так, Республика Армения рассматривает свое участие в Организации Договора о коллективной безопасности в качестве одного из важнейших элементов обеспечения безопасности страны. Кыргызская Республика видит в нем главный стратегический приоритет на ближайшие годы. Для внешней политики Российской Федерации приоритетным направлением является обеспечение соответствия многостороннего и двустороннего сотрудничества с государствами - участниками СНГ задачам национальной безопасности. Это еще раз подчеркнул Президент России В.В. Путин в своем ежегодном Послании в мае 2005 г., отметив, что содействие успешной кооперации в рамках Содружества является залогом совместных успехов и в развитии региональной безопасности, в борьбе с международным терроризмом2, и в стратегической сфере.

     В соответствии с Договором государства-участники обеспечивают свою безопасность на коллективной основе. Так, в ст. 2 Договора говорится: "В случае возникновения угрозы безопасности, территориальной целостности и суверенитету одного или нескольких государств-участников, либо угрозы международному миру и безопасности государства-участники будут незамедлительно приводить в действие механизм совместных консультаций с целью координации своих позиций и принятия мер для устранения возникшей угрозы".

     Одновременно  в ст. 4 Договора предусмотрено, что "в случае совершения акта агрессии против любого из государств-участников все остальные государства-участники предоставят ему необходимую помощь, включая военную, а также окажут поддержку находящимися в их распоряжении средствами в порядке осуществления права на коллективную оборону в соответствии со статьей 51 Устава ООН".

     В доктринальном плане ОДКБ выражает сугубо оборонительную направленность военной политики государств-участников при приоритете политических средств  предотвращения и ликвидации военных  конфликтов. По сути ОДКБ является, в первую очередь, фактором военно-политического сдерживания. Государства-участники Договора никого не рассматривают в качестве противника и выступают за взаимовыгодное сотрудничество со всеми государствами. Договор остается открытым для присоединения к нему других государств, разделяющих его цели и принципы.

     Ключевая  цель ОДКБ - совместными усилиями предотвратить, а в случае необходимости ликвидировать  военную угрозу суверенитету и территориальной  целостности государств-участников. Государства-участники достигли договоренности, что в целях противодействия новым вызовам и угрозам национальной, региональной и международной безопасности они будут активизировать деятельность на данном направлении, предпринимая конкретные действия, ориентированные на решительную борьбу с международным терроризмом.

Глава 2. Задачи организации  в зоне ее юрисдикции на постсоветском  пространстве

 

     С окончательным оформлением ОДКБ в качестве полноправной международной  региональной организации были созданы  необходимые условия для успешного встраивания ОДКБ в систему региональных и международных отношений.

     Занимая свою нишу в мировом сообществе, ОДКБ активно развивает рабочие  контакты и взаимодействие с другими  международными организациями, занятыми в сфере безопасности. Уже сейчас можно говорить об устойчивых связях со структурами ООН, включая Секретариат ООН и Контртеррористический комитет Совета Безопасности ООН, Управление ООН по наркотикам и преступности. Организация участвует в проводимых под эгидой Генерального секретаря ООН встречах высокого уровня по координации усилий ООН и региональных организаций и в деятельности вновь созданного для целей такой координации Постоянного комитета ООН3.

     В соответствии с принятым в 2004 г. решением ОДКБ выступила с предложением о налаживании диалога с НАТО, прежде всего в вопросах противодействия терроризму и незаконному обороту наркотиков. Значительно активизировались рабочие контакты и взаимодействие между ОДКБ и ОБСЕ.

     Целями  Организации являются укрепление мира, международной и региональной безопасности и стабильности, защита на коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государств-членов, приоритет в достижении которых отдается политическим средствам.

Информация о работе Организация договора коллективной безопасности