Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 12:42, курсовая работа
Целью представленной работы является изучение содержания международного права охраны окружающей среды и международное сотрудничество с участием Российской Федерации.
Достижение указанной цели обусловило постановку следующих задач: - изучить содержание международного права охраны окружающей среды;
- рассмотреть принципы международного права окружающей среды;
- деятельность международных организаций в сфере охраны окружающей среды.
Введение …………………………………………………………………..............3
1. Содержание международного права охраны окружающей среды ………………………………………………………………………………...……6
1.1 Понятие и источники международного права охраны окружающей сре-ды………………………………………………………………………………6
1.2 Принципы международного права охраны окружающей среды…………12
2. Международное сотрудничество в сфере охраны окружающей среды ......................................…………………………………………………………...16
2.1 Международные экологические организации …………………………….16
2.2. Участие России в международном сотрудничестве………………………21
Заключение ………………………………………………………………………25
Список используемой литературы………… …………………………………..27
ВМО (Всемирная метеорологическая организация): учреждена в 1951 г., природоохранительные функции, прежде всего, связаны с глобальным мониторингом окружающей среды. ВМО проводит мероприятия по оценке загрязнения атмосферы различными веществами и из разных источников, оценку трансграничного переноса загрязняющих веществ, их глобального распространения в низких слоях атмосферы, а также по изучению воздействия на озоновый слой Земли.
Не является учреждением ООН, но осуществляет свою деятельность по договору с ООН МАГАТЭ (Международное агентство по атомной энергии), созданное в 1957 г. В соответствии со своим мандатом, МАГАТЭ ведет широкие исследования по использованию атомной энергии, разрабатывает меры по технике безопасности при использовании ядерного топлива и в связи с этим вплотную занимается защитой окружающей среды от опасности радиоактивного заражения28.
Кроме организаций, входящих в систему ООН, действуют международные региональные организации. Проблемы окружающей среды, обострившиеся в современном мире, не могли остаться не замеченными межправительственными региональными организациями. Такие организации, расширившие свою компетенцию и включившиеся в международное природоохранительное сотрудничество, также внесли определенный вклад в разработку мер сохранения благоприятных природных условий и обеспечения рационального использования природных ресурсов, включая меры правового характера. В число таких организаций входят: Европейский союз, Совет Европы, Организация экономического сотрудничества и развития, Азиатско-Африканский юридический консультативный комитет.
В области охраны окружающей
среды и регионального
2.2. Участие России в
Глобальный
характер экологического кризиса обуславливает
необхо-димость осуществления международной
экологической деятельности. В развитии
международного сотрудничества в области
защиты окружающей среды30.
Среди зарубежных партнёров по линии двустороннего сотрудничества доминируют центральные министерства по охране окружающей среды, другие ведомства в чью компетенцию входят вопросы охраны окружающей среды и национальные агентства по международному развитию. Наиболее часто
упоминаются Агентства по
охране окружающей среды Дании, Швеции,
США, Канадское агентство
и безопасности ядерных реакторов (БМУ), Программа федерального правительства Германии (Трансформ), Департамент окружающей среды, транспорта и регионов (ДЕТР), Служба США по управлению рыбными ресурсами и
ресурсами дикой природы,
Швейцарский Департамент
Сфера компетенции этих органов различна, она не совпадает во всей полноте с вопросами их российских аналогов. Имеются национальные особенности организации государственного управления. Следовательно, единственно верным может быть признан двусторонний подход, учитывающий российские реалии наряду с данностью зарубежных партнёров. Это особенно важно в сфере двусторонних отношений, где монополярность противоречит природе, а хождение напрямую нарушает правила движения32.
Особое место среди
международных организаций
Существенную роль в защите окружающей среды призвано играть сотрудничество в рамках СНГ. Эта задача поставлена Уставом СНГ и подтверждена многими другими актами. Договор между Белоруссией, Казахстаном, Киргизией и Россией 1996 г. обязывает наращивать “сотрудничество в области охраны окружающей среды, включая разработку и принятие единых стандартов экологической безопасности”. Стороны “предпринимают совместные меры по предотвращению и ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий, ядерных и экологических катастроф” (ст. 9). Приведённые положения дают представление о том, как понимается принцип охраны окружающей среды во взаимоотношениях стран СНГ. В осуществление принципа в 1992 г. странами СНГ заключено Соглашение о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей природной среды 33.
На фоне современной эскалации
экологических проблем
Это должно стать основой
для последующей разработки национальной
политики в области охраны окружающей
среды и внедрения соответствующих механизмов
ее реализации.
России имеются
некоторых других организаций. Среди важнейших мероприятий 1998 го-
да - впервые проведенный в России, в Москве по решению ЮНЕП Всемирный день окружающей среды (ВДОС-98), в подготовке и проведении которого Комитет принял самое активное участие35.
Цель международного
права охраны окружающей среды состоит
не только в регулировании отношений
между государствами как
Заключение
Окружающая среда одновременно создает как возможности, так и препятствия для экономического роста и социального благополучия. Согласование оптимального международно-правового режима ее охраны и выполнение принятых решений зависят от политической воли, от функционирования и развития сложной системы сотрудничества, основанной на международных соглашениях, и включающей государства, международные учреждения, национальные экологические органы, неправительственные организации.
Объединение усилий различных субъектов на основе норм международного права обусловливает необходимость создания глобальной эффективной системы управления международными отношениями в сфере охраны окружающей среды.
Нетрудно видеть, что сегодня проблема защиты и сохранения окружающей среды характеризуется планетарным масштабом. От ее решения зависит выживание человечества. Успех может быть достигнут лишь в результате активного международного сотрудничества государств. Альтернативы этому пути просто нет.
Необходимость объединения усилий в решении глобальных экологических проблем и обеспечении глобальной экологической безопасности вызвала появление разнообразных международных природоохранных и экологических организаций. В настоящее время их насчитывается более пятисот. Более того, экологическая проблематика включена сегодня в программы действий практически всех авторитетных организаций общемирового уровня. Помимо глобальных процессов в области охраны окружающей среды, осуществляется деятельность и выполняются программы на региональном уровне.
Охрана окружающей среды
имеет важное значение для жизни
цивилизации, является неотложной и глобальной
по своему характеру, что требует не только имплементации
Понимая глобальную опасность самому существованию настоящего и будущих поколений необходимо объединить усилия, сначала государства и общественных организаций, а потом и всех секторов мирового сообщества. Следует возвратиться к идее создания при федеральном органе исполнительной власти, ответственном за разработку политики в области охраны окружающей среды, обеспечение экологической безопасности и сохранение биологического разнообразия, консультативного совета по вопросам общественного.
Список используемой литературы
Декларация Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию (Принята в г. Рио-де-Жанейро 14.06.1992) Международное публичное право. Сборник документов. Т. 2.- М.: БЕК, 1996.