Международное право окружающей среды

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 12:42, курсовая работа

Краткое описание

Целью представленной работы является изучение содержания международного права охраны окружающей среды и международное сотрудничество с участием Российской Федерации.
Достижение указанной цели обусловило постановку следующих задач: - изучить содержание международного права охраны окружающей среды;
- рассмотреть принципы международного права окружающей среды;
- деятельность международных организаций в сфере охраны окружающей среды.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………..............3
1. Содержание международного права охраны окружающей среды ………………………………………………………………………………...……6
1.1 Понятие и источники международного права охраны окружающей сре-ды………………………………………………………………………………6
1.2 Принципы международного права охраны окружающей среды…………12
2. Международное сотрудничество в сфере охраны окружающей среды ......................................…………………………………………………………...16
2.1 Международные экологические организации …………………………….16
2.2. Участие России в международном сотрудничестве………………………21
Заключение ………………………………………………………………………25
Список используемой литературы………… …………………………………..27

Файлы: 1 файл

введение.docx

— 82.07 Кб (Скачать)

ВМО (Всемирная метеорологическая организация): учреждена в 1951 г., природоохранительные функции, прежде всего, связаны с глобальным мониторингом окружающей среды. ВМО проводит мероприятия по оценке загрязнения атмосферы различными веществами и из разных источников, оценку трансграничного переноса загрязняющих веществ, их глобального распространения в низких слоях атмосферы, а также по изучению воздействия на озоновый слой Земли.

Не является учреждением ООН, но осуществляет свою деятельность по договору с ООН МАГАТЭ (Международное агентство по атомной энергии), созданное в 1957 г. В соответствии со своим мандатом, МАГАТЭ ведет широкие исследования по использованию атомной энергии, разрабатывает меры по технике безопасности при использовании ядерного топлива и в связи с этим вплотную занимается защитой окружающей среды от опасности радиоактивного заражения28.

Кроме организаций, входящих в систему ООН, действуют международные региональные организации. Проблемы окружающей среды, обострившиеся в современном мире, не могли остаться не замеченными межправительственными региональными организациями. Такие организации, расширившие свою компетенцию и включившиеся в международное природоохранительное сотрудничество, также внесли определенный вклад в разработку мер сохранения благоприятных природных условий и обеспечения рационального использования природных ресурсов, включая меры правового характера. В число таких организаций входят: Европейский союз, Совет Европы, Организация экономического сотрудничества и развития, Азиатско-Африканский юридический консультативный комитет.

В области охраны окружающей среды и регионального планирования Совет Европы осуществляет деятельность по следующим направлениям: обеспечение  охраны и бережного отношения  к окружающей среде в Европе; сохранение и улучшение среды обитания, деятельности человека; планирование развития территорий; создание сети охраняемых заповедников29.

 

2.2. Участие России в международном  сотрудничестве

 

Глобальный  характер экологического кризиса обуславливает  необхо-димость осуществления международной экологической деятельности. В развитии международного сотрудничества в области защиты окружающей среды30.             Международное сотрудничество Российской Федерации в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности развивается в рамках многосторонних конвенций и соглашений, международных организаций, а также двусторонних договоров и соглашений со странами СНГ, ближнего и дальнего зарубежья.

Среди зарубежных партнёров по линии двустороннего  сотрудничества доминируют центральные министерства по охране окружающей среды, другие ведомства в чью компетенцию входят вопросы охраны окружающей среды и национальные агентства по международному развитию. Наиболее часто

упоминаются Агентства по охране окружающей среды Дании, Швеции, США, Канадское агентство международного развития (СИДА), Шведское агентство  международного развития (СИДА), Фонд ноу-хау  Британского Департамента по международному развитию (Кэй-Эйч-Эф Ди-ФИД), Британский Совет, Минприроды Нидерландов (ФРОМ), Минсельхоз Нидерландов (Эл-Эн-Ви), Минтранспорта Нидерландов (Ви энд Дабл Ю), Программа МАТРА МИД Нидерландов, Федеральное министерство окружающей среды

и безопасности ядерных реакторов (БМУ), Программа федерального правительства Германии (Трансформ), Департамент окружающей среды, транспорта и регионов (ДЕТР), Служба США по управлению рыбными ресурсами и

ресурсами дикой природы, Швейцарский Департамент развития и сотрудничества, Федеральное ведомство по окружающей среде, лесу и ландшафту Швейцарии31.

Сфера компетенции этих органов  различна, она не совпадает во всей полноте с вопросами их российских аналогов. Имеются национальные особенности организации государственного управления. Следовательно, единственно верным может быть признан двусторонний подход, учитывающий российские реалии наряду с данностью зарубежных партнёров. Это особенно важно в сфере двусторонних отношений, где монополярность противоречит природе, а хождение напрямую нарушает правила движения32.

Особое место среди  международных организаций занимает ООН. Сотрудничество по линии международных организаций включает взаимодействие с рядом образований системы ООН, например, таких как Комитет Европейской экономической Комиссии (ЕЭК) ООН по экологической политике (процесс "Окружающая среда для Европы"), Комиссия ООН по устойчивому развитию (КУР), Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) и др., а также с Европейским Союзом, Советом Европы и Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в рамках таких международных форумов и организаций, как совещания министров окружающей среды "восьмерки", Европы, Арктических государств, Международного союза охраны природы (МСОП), Всемирного фонда охраны природы (ВВФ) и др.

Существенную роль в защите окружающей среды призвано играть сотрудничество в рамках СНГ. Эта задача поставлена Уставом СНГ и подтверждена многими другими актами. Договор между Белоруссией, Казахстаном, Киргизией и Россией 1996 г. обязывает наращивать “сотрудничество в области охраны окружающей среды, включая разработку и принятие единых стандартов экологической безопасности”. Стороны “предпринимают совместные меры по предотвращению и ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий, ядерных и экологических катастроф” (ст. 9). Приведённые положения дают представление о том, как понимается принцип охраны окружающей среды во взаимоотношениях стран СНГ. В осуществление принципа в 1992 г. странами СНГ заключено Соглашение о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей природной среды 33.

На фоне современной эскалации  экологических проблем становится все более очевидно, что многие, если не все, вопросы состояния окружающей среды не могут быть решены посредством  разрозненных мероприятий отдельных государств. Это особенно актуально в вопросах, имеющих трансграничный элемент (совместные водные бассейны, трансграничное загрязнение воздуха) и глобальный характер (изменение климата, разрушение озонового слоя, утрата биологического разнообразия). Среди других целей международного сотрудничества – гармонизация стандартов в области окружающей среды для упрощения международной торговли товарами и услугами, углубление политической и экономической интеграции (в качестве примеров такого сотрудничества можно назвать принятие Орхусской конвенции и разработку законодательства Европейского Союза). Для координации действий по охране окружающей среды и устойчивого использования ресурсов государства должны наладить тесное сотрудничество по разработке наднациональных (субрегиональных, региональных и глобальных) политических документов, стратегий, международного законодательства, программ и планов.

Это должно стать основой  для последующей разработки национальной политики в области охраны окружающей среды и внедрения соответствующих механизмов ее реализации.         Инструментом достижения согласия о приоритетах и действиях по обеспечению охраны окружающей среды является проведение международных переговоров. Многосторонние переговоры, как правило, осуществляются в форме официальных конференций с участием правительств, а также со все более активным участием международных и неправительственных организаций и частного сектора. Участники таких конференций могут иметь представительный (с правом голоса) или наблюдательный статус (без права голоса)34.

России имеются представительства  более двух дюжин международных  программ. Международные организации  напрямую, а также через свои представительства осуществляют проектную деятельность в области  охраны живой и неживой природы. Особым размахом отличается работа ВВФ, МСОП и

некоторых других организаций. Среди важнейших мероприятий 1998 го-

да - впервые проведенный  в России, в Москве по решению  ЮНЕП Всемирный день окружающей среды (ВДОС-98), в подготовке и проведении которого Комитет принял самое активное участие35.

Цель  международного  права охраны окружающей среды состоит  не только  в регулировании отношений  между государствами как субъектами международного права, но и в объединении  их усилий, стимулировании сотрудничества между ними в интересах всеобщего международного сотрудничества.

 

 

 

 

 

Заключение

 

Окружающая среда одновременно создает как возможности, так  и препятствия для экономического роста и социального благополучия. Согласование оптимального международно-правового режима ее охраны и выполнение принятых решений зависят от политической воли, от функционирования и развития сложной системы сотрудничества, основанной на международных соглашениях, и включающей государства, международные учреждения, национальные экологические органы, неправительственные организации.

Объединение усилий различных  субъектов на основе норм международного права обусловливает необходимость создания глобальной эффективной системы управления международными отношениями в сфере охраны окружающей среды.

Нетрудно видеть, что сегодня  проблема защиты и сохранения окружающей среды характеризуется планетарным масштабом. От ее решения зависит выживание человечества. Успех может быть достигнут лишь в результате активного международного сотрудничества государств. Альтернативы этому пути просто нет.

Необходимость объединения  усилий в решении глобальных экологических проблем и обеспечении глобальной экологической безопасности вызвала появление разнообразных международных природоохранных и экологических организаций. В настоящее время их насчитывается более пятисот. Более того, экологическая проблематика включена сегодня в программы действий практически всех авторитетных организаций общемирового уровня.  Помимо глобальных процессов в области охраны окружающей среды, осуществляется деятельность и выполняются программы на региональном уровне.

Охрана окружающей среды  имеет важное значение для жизни  цивилизации, является неотложной и глобальной по своему характеру, что требует не только имплементации существующих принципов, но также развития новых принципов международного права, а также более эффективных механизмов принятия и исполнения решений, а значит, и более эффективного международного управления.         В заключении хотелось бы отметить, что термин «международное право окружающей среды» более точен нежели «международное экологическое право» и по этой причине целесообразно использовать именно это название для обозначения соответствующей отрасли международного права.    А так же  характерной чертой последних десятилетий является возрастание роли международного договора, превращение его по существу в главный источник международного права окружающей среды. Еще одна немаловажная тенденция в процессе развития международно-правовых обычаев, это перерастание их в договорные нормы. Это, однако, не означает, что в процессе такого перерастания сам международно-правовой обычай исчезает. Он сохраняет свою регулирующую функцию в отношениях между субъектами международного права окружающей среды, которые в силу каких-либо обстоятельств не заключили между собой договор.  

Понимая глобальную опасность  самому существованию настоящего и  будущих поколений необходимо объединить усилия, сначала государства и  общественных организаций, а потом  и всех секторов мирового сообщества. Следует возвратиться к идее создания при федеральном органе исполнительной власти, ответственном за разработку политики в области охраны окружающей среды, обеспечение экологической безопасности и сохранение биологического разнообразия, консультативного совета по вопросам общественного.

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

  1. Нормативно-правовые акты
    1. Стокгольмская декларация ООН по окружающей среде, 16 июня 1972 года. Действующее международное право. Т. 3.- М.: Московский независимый институт международного права, 1997.

start="2"

 Декларация Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию (Принята в г. Рио-де-Жанейро 14.06.1992) Международное публичное право. Сборник документов. Т. 2.- М.: БЕК, 1996.

    1. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН «Всемирная встреча на высшем уровне по устойчивому развитию» (по докладу Второго комитета (A/57/532/Add.1)). ООН A/RES/57/253.
    2. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ  "Об охране окружающей среды" \\ "Собрание законодательства РФ", 14.01.2002, N 2, ст. 133. (ред. от 25.06.2012)  
  1. Учебники и учебные пособия
    1. БринчукМ.М. Экологическое право: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2003.
    2. Валеев Р.М. и Курдюков Г.И.. Международное право. Особенная часть: Учебник для вузов /–   М.: Статут, 2010.
    3. Игнатенко Г. В. и Тиунов О. И.. Международное право: Учебник для вузов /— 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Норма, 2005.
    4. Каламкарян Р.А., Мигачев Ю.И. Международное право: Учебник. — М.: Изд-во Эксмо, 2004.
    5. Колосов Ю.М., Кузнецов В.И..Международное право: Учебник / М.: Международные отношения, 1994.
    6. Лукашук И.И. Международное право. Особенная часть : учеб. для студентов юрид. фак. и вузов/; Рос. акад. наук, Инт государства и права, Академ. правовой унт. — Изд. 3е, перераб. и доп. — М.: Волтерс Клувер, 2005.
    7. Люцик В.В. Международно-правовая охрана окружающей среды:  Алматы: НИЦ КОУ, 2008.
    8. Морозова В.Н.  Мировая экологическая политика и международное экологическое сотруднечество: учеб.пособие для студентов вузов / под ред. И.Г. Валынкина – Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета ,2007.
    9. Нецветаев А.Г. Экологическое право: Учебно-практическое пособие / Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. – М., 2006.

Информация о работе Международное право окружающей среды