Международное право окружающей среды

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 12:42, курсовая работа

Краткое описание

Целью представленной работы является изучение содержания международного права охраны окружающей среды и международное сотрудничество с участием Российской Федерации.
Достижение указанной цели обусловило постановку следующих задач: - изучить содержание международного права охраны окружающей среды;
- рассмотреть принципы международного права окружающей среды;
- деятельность международных организаций в сфере охраны окружающей среды.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………..............3
1. Содержание международного права охраны окружающей среды ………………………………………………………………………………...……6
1.1 Понятие и источники международного права охраны окружающей сре-ды………………………………………………………………………………6
1.2 Принципы международного права охраны окружающей среды…………12
2. Международное сотрудничество в сфере охраны окружающей среды ......................................…………………………………………………………...16
2.1 Международные экологические организации …………………………….16
2.2. Участие России в международном сотрудничестве………………………21
Заключение ………………………………………………………………………25
Список используемой литературы………… …………………………………..27

Файлы: 1 файл

введение.docx

— 82.07 Кб (Скачать)

охраны окружающей среды  в настоящее время становится своеобразным продолжением международного сотрудничества в данной сфере, при  этом связь международного и внутригосударственного права не является односторонней.

Общепризнанные принципы и нормы, а также международные договоры РФ в сфере охраны окружающей среды являются составной частью правовой системы России, а взаимодействие международного и национального права складывается по нескольким направлениям.

Во-первых, в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» закреплены принципы международного сотрудничества РФ в данной сфере, которые соответствуют принципам международного права окружающей среды. Согласно ст. 81 Федерального закона « Российская Федерация осуществляет международное сотрудничество в области охраны окружающей среды в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации в области охраны окружающей среды»12.          Во-вторых, в ряде законов имеются отсылки к международным договорам РФ, что свидетельствует о совместном применении национальных и международных норм. Принятый 22 марта 1995 г. Федеральный закон «О животном мире» неоднократно ссылается на нормы международного права, имея в виду, в частности, их приоритет в области использования и охраны животного мира, охраны и восстановления среды его обитания (ст. 12), а также их особую роль применительно к объектам животного мира и исключительной экономической зоны (ст. 3 и 4)13.        В-третьих, на федеральном уровне принимаются специальные акты о реализации договоров, например: постановления Правительства РФ «О функциях федеральных органов исполнительной власти и Российской академии наук по реализации Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний» (2002 г.), «Об усилении мер государственного регулирования производства и потребления озоно-разрушающих веществ в Российской Федерации» (1999 г.) в целях реализации Венской конвенции об охране озонового слоя 1985 г. и Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой 1987 г., и др14.

 

    1. Принципы международного права охраны окружающей среды.

 

Как известно, принципы или  основные начала предопределяют характер всего права. Принципы, применяемые к международно-правовой охране окружающей среды и природопользованию, подразделяются на общепризнанные принципы современного международного права и специальные отраслевые принципы международного права окружающей среды.15

Основные принципы. Каждое государство, осуществляя право на проведение в отношении национальной системы окружающей среды необходимой ему политики, должно соблюдать при этом общепризнанные принципы и нормы современного международного права. С обострением проблемы переноса загрязнения за пределы территории одного государства на большие расстояния (трансграничное загрязнение) важное значение приобретает соблюдение таких фундаментальных принципов, как уважение государственного суверенитета, суверенное равенство государств, территориальная неприкосновенность и целостность, сотрудничество, мирное разрешение международных споров, международно-правовая ответственность. Из них исходят все договоры по защите окружающей среды16.

Специальные принципы международного права окружающей среды. Охрана окружающей среды на благо нынешнего и будущих поколений - обобщающий принцип - идея в отношении всей совокупности специальных принципов и норм международного права охраны окружающей среды.  Принцип неотъемлемого суверенитета государств над природными ресурсами в пределах своей территории был отражен в ряде международных документов, в частности, в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН “Неотъемлемый суверенитет над естественными ресурсами” от 14 декабря 1962 г., в принятой на Стокгольмской конференции 1972 г. по проблемам окружающей человека среды Декларации об окружающей среде, а также в Конвенции о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 г., в Конвенции о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1979 г.

Другим общим специальным  принципом международного права охраны окружающей среды является принцип непричинения ущерба окружающей среде за пределами государства (недопустимость нанесения трансграничного ущерба). Данное требование является конкретизацией общего принципа права: “Пользуйся так своим, чтобы не вредить другому”. Он был закреплен в Стокгольмской декларации 1972 г., а затем и в Декларации Рио17.

Принципы международного сотрудничества в области охраны окружающей природной среды изложены также в Декларации по окружающей среде и развитию, принятой на Конференции ООН в июне 1992 г. в г. Рио-де-Жанейро (Бразилия). По правовому и смысловому значению декларируемые принципы охраны окружающей среды можно подразделить на девять групп: принципы, закрепляющие приоритет прав человека на благоприятную окружающую среду и устойчивое развитие; принципы, провозглашающие суверенитет государств на использование природных ресурсов; принципы, характеризующие обязанности граждан в области охраны окружающей среды; принципы, декларирующие ответственность в сфере охраны окружающей среды; принципы, устанавливающие приоритеты в использовании природных ресурсов; принципы, сориентированные на предотвращение загрязнения окружающей среды и других вредных воздействий на природу;  принципы охраны окружающей среды; принципы, обеспечивающие право на информацию; принципы, устанавливающие обязательства охраны окружающей среды в случаях вооруженных конфликтов18.

Неофициальная кодификация  специальных принципов международного права окружающей среды была осуществлена в Международном пакте по окружающей среде и развитию 1995 г., в котором содержатся следующие принципы19:

• принцип обеспечения конституционных экологических прав и человека;

• принцип недопустимости нанесения трансграничного ущерба;

• принцип экологически обоснованного рационального использования природных ресурсов;

• принцип недопустимости радиоактивного заражения окружающей среды;

• принцип защиты экологических систем Мирового океана;

• принцип запрета военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на окружающую среду;

• принцип обеспечения экологической безопасности;

• принцип международной правовой ответственности государств

за ущерб, причиненный  окружающей среде;

• принцип предосторожности или предосторожного подхода.

Приведенный перечень специальных  принципов международного права окружающей среды не является исчерпывающим в силу их развития. Различные авторы указывают и иные принципы международного права окружающей среды.

Сейчас на первый план вышли  два главных направления правового  регулирования: во-первых, предотвращение и ограничение вредных воздействий на окружающую среду и, во-вторых, обеспечение рационального использования природных ресурсов на основе концепции устойчивого развития.

В условиях ухудшения качества окружающей природной среды неизмеримо возрастает значение международного сотрудничества, повышается роль международных механизмов, способных обеспечить экологическую безопасность государств и рациональное использование природных ресурсов как общечеловеческого достояния, что невозможно без совершенствования правовой основы сотрудничества и его структуры.

2. Международное сотрудничество в сфере охраны окружающей среды

2.1. Международные  экологические организации.

 

Нарастающий интерес международного сообщества к проблемам окружающей среды после Второй мировой войны нашел свое выражение не только в усилении прямого международного сотрудничества, проведении большого числа политических, социально-экономических и научно-технических форумов, посвященных отдельным аспектам взаимодействия общества и природы, но и в возрастании численности рядов, повышении активности и расширении компетенции международных организаций.

Международные организации  позволяют объединить природоохранительную деятельность всех заинтересованных государств, независимо от их политических позиций, определенным образом вычленяя экологические проблемы из совокупности политических, экономических и других международных проблем20.

Важную роль в области  охраны окружающей среды играет Организация Объединенных Наций. Она рассматривает важные вопросы на Генеральной Ассамблее, принимает резолюции, проводит международные совещания и конференции.

ООН разработала и приняла  специальные принципы охраны окружающей человека среды. Это было сделано, в частности, в 1972 г. в Декларации Стокгольмской конференции ООН по проблемам окружающей человека среды. В декабре 1981 г. 26-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН приняла Резолюцию «Об исторической ответственности государств за сохранение природы Земли для нынешних и будущих поколений», В октябре 1982 г. Генеральная Ассамблея ООН одобрила Всемирную хартию природы, в которой вновь были подтверждены и развиты важнейшие специальные принципы международного сотрудничества в этой области21.

Важную  роль в области охраны окружающей среды играют активно занимающиеся организацией исследований окружающей среды и ее ресурсов следующие специализированные учреждения ООН22:

Среди них  Экономический и социальный совет (ЭКОСОС), в рамках которого действуют функциональные и региональные комиссии и комитеты, занимающиеся наряду с политическими, экономическими и социальными вопросами исследованием и составлением докладов по экологическим проблемам. В числе региональных комиссий ЭКОСОС действует Европейская экономическая комиссия (ЕЭК), в состав которой входит специальный орган по окружающей среде, координирующий экологическую деятельность комитетов ЕЭК. Приоритетными направлениями деятельности ЕЭК являются внедрение малоотходных и безотходных технологий, оценка воздействия на окружающую среду, охрана экосистем, борьба с трансграничным загрязнением и т. д23.

ЮНЕСКО (Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры): образована в 1945 г., уже в первые годы своей деятельности поддержала научные инициативы и общественные природоохранительные движения. Наиболее известным природоохранительным направлением в деятельности ЮНЕСКО является научная программа «Человек и биосфера» (МАБ), принятая в 1970 г. на XVI Генеральной конференции этой организации. К выполнению программы МАБ уже приступило около 100 стран; осуществляет учет и организацию охраны природных объектов, отнесенных к всемирному наследию; содействует оказанию помощи развивающимся странам в развитии экологического образования и подготовке специалистов-экологов. При поддержке ЮНЕСКО были разработаны Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (1972), Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом в качестве местообитания водоплавающих птиц (1971) и др24.

Международный союз охраны природы и природных  ресурсов (МСОП), созданный 1948 году, рассматривает в качестве своей основной задачи развитие международного сотрудничества государств, национальных и международных организаций, отдельных граждан. К основным направлениям деятельности МСОП относятся:

• сохранение естественных экосистем, растительного  и животного мира;

• охрана редких и исчезающих видов растений и животных;

• охрана памятников природы;

• организация  заповедников, резерватов, национальных природных парков;

• экологическое  просвещение;

• предоставление помощи и консультации

По инициативе МСОП, начиная с 1966 года, ведется  Красная книга редких и исчезающих видов растений и животных. При  содействии МСОП проводятся международные  конференции по охране природы, разрабатываются проекты международных конвенций по охране памятников природы, отдельных природных объектов и комплексов, была разработана программа «Всемирная стратегия охраны природы» (1980) и Стратегия по поддержке жизненного уровня на должном уровне (1991)25.

 ФАО (продовольственная и сельскохозяйственная организация): образована в октябре 1945 г., занимается экологическими проблемами в сельском хозяйстве, в частности, охраной и использованием земель, лесов, животного мира, водных биологических ресурсов. ФАО участвует в осуществлении более 100 природоохранительных программ на глобальном, региональном и национальном уровнях26.

Организация участвует в разработке многих экологических  программ. На сегодняшний день к основным из них относятся27:

• специальная  программа по охране продовольствия, охватывающая более 70 стран;

• программа  по техническому сотрудничеству (предоставление грантов для сравнительно краткосрочных проектов);

• целевые  проекты, финансируемые Программой развития ООН (для развития устойчивых путей использования местных  естественных ресурсов);

• проекты  «Телефуд» (кратковременные проекты по борьбе с голодом);

• программа  действий в чрезвычайных обстоятельствах  и при реабилитации (для ликвидации последствий войн и природных катаклизмов);

• «Эмпресс» – система быстрого реагирования в целях предотвращения болезней животных и защиты растений от пестицидов.

По инициативе ФАО была принята Всемирная почвенная  хартия, проведены международные конференции по народонаселению, продовольствию, по борьбе с опустыниванием земель, охране водных ресурсов.

ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения): создана 22 июля 1946 г., имеет главной целью заботу о здоровье людей, что всегда связано с охраной окружающей среды. ВОЗ осуществляет сбор и распространение экологической информации, связанной с охраной здоровья людей, участвует в исследовательской работе, оказывает техническую помощь, осуществляет международный контроль за загрязнением окружающей среды;

Информация о работе Международное право окружающей среды