Международное экологическое право

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 01:28, курсовая работа

Краткое описание

§ 1. Понятие и общая характеристика международного экологического права
§ 2. Основные принципы международного экологического
§ 3. Субъекты международного экологического права
§ 4. Важнейшие источники международного экологического права
§ 5. Международная эколого-правовая ответственность

Файлы: 1 файл

МЕЖДУНАРОДНОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО.docx

— 34.49 Кб (Скачать)

     6) Предотвращение вреда. В соответствии  с данным принципом все государства  должны идентифицировать и оценивать  вещества, технологии, производство, которые  влияют или могут повлиять  существенным образом на окружающую  среду. Они обязаны систематически  исследовать, регулировать или  управлять ими в целях предотвращения  нанесения вреда окружающей среде  или его существенного изменения.

     7) Запрет военного или любого  иного враждебного использования  средств воздействия на природную  среду выражает обязанность государств принимать все необходимые меры по эффективному запрещению применения тех методов и средств, которые могут причинить серьезный ущерб окружающей среде.

     8) Ответственность государств. Согласно этого принципа государство несет политическую или материальную ответственность в случае нарушения соответствующего международно-правового обязательства.  
Государства несут и гражданско-правовую ответственность за причинение вреда окружающей среде ее физическими или юридическими лицами или лицами, действующими под его юрисдикцией или контролем. Это предусмотрено Конвенцией о гражданской ответственности за ущерб, нанесенный окружающей среде опасными веществами 1993 г., Конвенцией о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами 1972 г. и др.
 
 
 
 
 
 
 

  1. Субъекты  международного экологического права
  2. Важнейшие источники международного экологического права

       Источниками международного права охраны окружающей природной среды являются международные  договоры, соглашения, конвенции, резолюции  и решения международных организаций, конференций и др.

     Нормативно-правовые акты, являющиеся источниками международного права окружающей среды, могут быть классифицированы по различным основаниям, но особый интерес представляет классификация  их по природным объектам, отношения  по поводу использования и охраны которых они регулируют. По этому основанию могут быть выделены международные договоры, соглашения и конвенции, касающиеся природных комплексов отдельных регионов — Антарктики, Арктики, Африки и др.; использования и охраны флоры и фауны; воды; атмосферного воздуха; озонового слоя и др.

     Многие  международные соглашения и конвенции ранее были подписаны СССР и вытекающие из них права и обязательства в области международной охраны и использования природных объектов в настоящее время возлагаются на Российскую Федерацию как правопреемника Советского Союза. Многие международные соглашения и конвенции подписаны самой Российской Федерацией. Такова, например, Конвенция о биологическом разнообразии, подписанная в городе Рио-де-Жанейро 13 июня 1992 г. (см. Федеральный закон от 17 февраля 1995 г. «О ратификации конвенции о биологическом разнообразии»), имеющая большое значение для охраны и использования животного и растительного мира.

     Действующим российским законодательством установлен приоритет норм международного права  над внутренним законодательством. Это предусмотрено статьей 15 Конституции, согласно которой общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью нашей правовой системы и, если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Аналогичное положение содержится и в Законе «Об охране окружающей природной среды» 1991 года, статья 93 которого прямо посвящена этому вопросу.

     Так, под международно-правовую охрану был  поставлен шестой континент — Антарктика. Договором об Антарктике было предусмотрено, что в интересах всего человечества Антарктика должна и впредь всегда использоваться исключительно в мирных целях и не должна стать ареной или предметом международных разногласий. Были, в частности, запрещены любые мероприятия военного характера, такие как создание военных баз и укреплений, проведение военных маневров, а также испытания любых видов оружия. Была провозглашена свобода научных исследований и сотрудничество. В этих целях производится обмен информацией относительно планов научных работ в Антарктике с тем, чтобы обеспечить максимальную экономию средств и эффективность работ, обмен научным персоналом между экспедициями и станциями, обмен данными и результатами научных наблюдений и свободный доступ к ним. Любые ядерные взрывы в Антарктике и удаление в этом районе радиоактивных материалов запрещаются.

     Была  заключена Конвенция по охране фауны  и флоры Африки, Конвенция по защите природы и сохранению флоры и фауны западного полушария и др.

     Значительные  меры приняты по международно-правовой охране и регулированию использования запасов дикой фауны. Так, еще в 1902 году была заключена Международная конвенция по охране птиц, полезных в сельском хозяйстве, в которой признавалась своевременность проведения соответствующих совместных мероприятий в этой области. Птицы, говорилось в статье 1, полезные в сельском хозяйстве, в особенности насекомоядные, находятся под полной охраной. Это означало, что птиц, перечисленных в особом Списке, запрещалось добывать в любое время года и любыми средствами, а также разорять их гнезда, истреблять яйца и выводки.

     Большое число различного рода международных  соглашений и конвенций было принято относительно охраны и использования водных и лесных ресурсов, а также других природных объектов.

     Значительная  роль в международно-правовой охране окружающей природной среды принадлежит решениям, принимаемым теми или иными международными организациями, и в первую очередь Организацией Объединенных Наций. Таковы принятые Стокгольмской конференцией ООН по окружающей природной среде 1972 года Декларация принципов и План мероприятий, содержащий 109 пунктов, в которых предусматриваются организационные, экономические, политические вопросы охраны окружающей природной среды и взаимоотношения государств и международных организаций в данной сфере.

     На  Конференции ООН по окружающей среде и развитию, состоявшейся 3–14 июня 1992 года в Рио-де-Жанейро, были подведены итоги двадцатилетней деятельности по охране окружающей природной среды. На ней была принята Декларация, в которой были сформулированы основные принципы охраны окружающей природной среды, а также Повестка дня — XXI век, предусматривающая обширную программу действий по охране природы в следующем столетии. 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Международная эколого-правовая ответственность

     Конечно, любая отрасль права, имеющая  основания для существования, не обходится без такого раздела, как  ответственность. Международное экологическое право не исключение.

     Мировое сообщество уже давно осознало, что  окружающая среда и ее компоненты являются общим достоянием человечества. Защита окружающей среды и рациональное использование ее ресурсов — глобальная проблема современности. Основными  условиями решения этой проблемы являются доверие и взаимопонимание  между государствами, проведение всеми  государствами единой политики по отношению  к окружающей среде и принятие на всей территории всех мер по ее охране и, прежде всего, развитие природоохранного законодательства.

     Среди целого ряда принципов, характерных  для межгосударственно-правовой охраны окружающей среды, международная ответственность  за ее сохранение занимает одно из главенствующих мест. Само понятие международно-правовой ответственности специфично и несколько  отличается от понятия юридической  ответственности по внутреннему  праву государств — это одно из юридических условий и обязанность  государства-правонарушителя возместить причиненный ущерб другим субъектам  международного права, а в отдельных  случаях и их юридическим и  физическим лицам. Вопросы международно-правовой ответственности субъектов международного права нашли отражение в Уставе ООН, Конвенции ООН по морскому праву и в других документах. 
Основанием возникновения международно-правовой ответственности субъекта международного права является совершение им международного правонарушения (деяния субъекта международного права,  
нарушающего нормы международного права и свои международные обязательства, наносящие другому субъекту или группе субъектов международного права или всему международному сообществу в целом ущерб материального и нематериального характера). Никакие ссылки государства на национальные законы и правила в оправдание своего поведения, приведшего к нарушению норм международного права и нанесению вреда или ущерба, недопустимы. Также недопустимы ссылки на незнание норм международного права или их неправильное толкование и применение.

     Субъектами  этой ответственности наряду с государствами  могут выступать международные организации.

     Международное преступление — международно-правовое деяние, возникающее в результате нарушения государством принятых на себя международных обязательств, имеющих  важное значение для всего международного сообщества.

     Международные правонарушения подразделяются на ординарные правонарушения и международные  преступления. Важным элементом правонарушения является причинно-следственная связь  между противоправным поведением и  причиненным ущербом. Существенное значение имеет вина государства-правонарушителя, хотя существует и безвинная (объективная) ответственность.

     В настоящее время существует и  действует более 200 двусторонних и  многосторонних договоров и соглашений в области охраны окружающей среды. Однако в подавляющем большинстве  они устанавливают обязательства  государств по охране тех или иных объектов природы, то есть формулируют  первичные (материальные) нормы, которые, как правило, не фиксируют юридических  последствий их нарушения. Это связано  с тем, что, согласно общей теории международного права, для возникновения  ответственности государств достаточно самого факта нарушения международного обязательства. Вместе с тем экологический  ущерб остается важной проблемой  в разработке вопросов о международной  ответственности в области охраны окружающей среды. Предметом исследований является характер и объем такого ущерба, определение границ материального  возмещения, методика исчисления ущерба и т.д. Международная практика свидетельствует о том, что причинение вреда окружающей среде, как правило, влечет возмещение только прямого ущерба. 
Важным требованием, которое необходимо учитывать субъектам международных правоотношений в процессе осуществления нормотворческой деятельности по вопросам охраны окружающей среды, является то, что договоры, регулирующие природоохранительное сотрудничество государств, должны содержать четко сформулированные материальные нормы, а также комплекс вторичных норм, определяющих механизм международных правоотношений в случае нарушения договорного обязательства о порядке возмещения ущерба окружающей среде. Пока на практике дело обстоят иначе. Так, Конвенция «Об охране Средиземного моря от загрязнения» (1976 г.) включает специальную статью «Материальная ответственность и компенсация», которая не содержит вторичных норм ответственности за нарушение конвенционных обязательств.

     Международно-правовая ответственность субъектов международного права может наступать не только в силу нарушения норм международного права или обязательств по договору, но и за вредные последствия правомерной  деятельности. Она может наступать  при нанесении материального  ущерба источником повышенной опасности, использование или применение которого не запрещено международным правом (так называемая ответственность  за риск). Например, в ст. 2 Конвенции  «О международной ответственности  за ущерб, причиненный космическими объектами» (1972 г.) говорится, что запускающее  государство «несет абсолютную ответственность  за выплату компенсации за ущерб, причиненный его космическими объектами  на поверхности Земли или воздушному судну в полете».

     Существует  два вида международно-правовой ответственности  государств: политическая и материальная. Наиболее распространенной формой политической ответственности являются санкции (принудительные меры к государству-нарушителю; они применяются только в случае совершения тяжкого международного преступления). Материальная ответственность наступает в случае нарушения государством своих международных обязательств, связанного с причинением материального ущерба. Она может выражаться в форме репарации (возмещение ущерба в денежном выражении), реституции (возврат в натуре неправомерно изъятого имущества) и субституции (замена неправомерно уничтоженного или поврежденного).

     За  международное эколого-правовое нарушение  к субъекту международного права, в  числе других, может быть применена  и такая форма ответственности, как ресторация (восстановление государством-нарушителем  прежнего состояния какого-либо материального  объекта, например, восстановление качества чистоты воды, загрязненной по его вине). 
Нематериальная ответственность применяется в форме сатисфакции (например, принесение извинений, наказание государством виновных), а также применение экономических и иных санкций. 
В случае международного экологического спора, он разрешается международным судом ООН, в составе которого в 1993 г. создана «камера по экологическим вопросам». Однако в 1994 г. был учрежден Международный суд экологического арбитража и примирения (международный экологический суд), деятельность которого определяется его уставом, нормами международного экологического права, национального законодательства и прецедентами.

     Российская  Федерация как правопреемник  бывшего СССР приняла к исполнению свыше 50 договоров, соглашений, конвенций, протоколов и других международно-правовых актов Союза ССР. Как самостоятельный субъект международного права, она стала членом многосторонних конвенций, таких как Конвенция о биологическом разнообразии (5 ноября 1992 г.), рамочная Конвенция об изменении климата (2 июня 1992 г.), Конвенция о защите Черного моря от загрязнения (21 апреля 1992 г.), Конвенция о трансграничном воздействии промышленных аварий (17 марта 1992 г.) и др.

Информация о работе Международное экологическое право