Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 01:28, курсовая работа
§ 1. Понятие и общая характеристика международного экологического права
§ 2. Основные принципы международного экологического
§ 3. Субъекты международного экологического права
§ 4. Важнейшие источники международного экологического права
§ 5. Международная эколого-правовая ответственность
6)
Предотвращение вреда. В
7)
Запрет военного или любого
иного враждебного
8)
Ответственность государств. Согласно
этого принципа государство несет политическую
или материальную ответственность в случае
нарушения соответствующего международно-правового
обязательства.
Государства несут и гражданско-правовую
ответственность за причинение вреда
окружающей среде ее физическими или юридическими
лицами или лицами, действующими под его
юрисдикцией или контролем. Это предусмотрено
Конвенцией о гражданской ответственности
за ущерб, нанесенный окружающей среде
опасными веществами 1993 г., Конвенцией
о международной ответственности за ущерб,
причиненный космическими объектами 1972
г. и др.
Источниками международного права охраны окружающей природной среды являются международные договоры, соглашения, конвенции, резолюции и решения международных организаций, конференций и др.
Нормативно-правовые акты, являющиеся источниками международного права окружающей среды, могут быть классифицированы по различным основаниям, но особый интерес представляет классификация их по природным объектам, отношения по поводу использования и охраны которых они регулируют. По этому основанию могут быть выделены международные договоры, соглашения и конвенции, касающиеся природных комплексов отдельных регионов — Антарктики, Арктики, Африки и др.; использования и охраны флоры и фауны; воды; атмосферного воздуха; озонового слоя и др.
Многие международные соглашения и конвенции ранее были подписаны СССР и вытекающие из них права и обязательства в области международной охраны и использования природных объектов в настоящее время возлагаются на Российскую Федерацию как правопреемника Советского Союза. Многие международные соглашения и конвенции подписаны самой Российской Федерацией. Такова, например, Конвенция о биологическом разнообразии, подписанная в городе Рио-де-Жанейро 13 июня 1992 г. (см. Федеральный закон от 17 февраля 1995 г. «О ратификации конвенции о биологическом разнообразии»), имеющая большое значение для охраны и использования животного и растительного мира.
Действующим российским законодательством установлен приоритет норм международного права над внутренним законодательством. Это предусмотрено статьей 15 Конституции, согласно которой общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью нашей правовой системы и, если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Аналогичное положение содержится и в Законе «Об охране окружающей природной среды» 1991 года, статья 93 которого прямо посвящена этому вопросу.
Так, под международно-правовую охрану был поставлен шестой континент — Антарктика. Договором об Антарктике было предусмотрено, что в интересах всего человечества Антарктика должна и впредь всегда использоваться исключительно в мирных целях и не должна стать ареной или предметом международных разногласий. Были, в частности, запрещены любые мероприятия военного характера, такие как создание военных баз и укреплений, проведение военных маневров, а также испытания любых видов оружия. Была провозглашена свобода научных исследований и сотрудничество. В этих целях производится обмен информацией относительно планов научных работ в Антарктике с тем, чтобы обеспечить максимальную экономию средств и эффективность работ, обмен научным персоналом между экспедициями и станциями, обмен данными и результатами научных наблюдений и свободный доступ к ним. Любые ядерные взрывы в Антарктике и удаление в этом районе радиоактивных материалов запрещаются.
Была заключена Конвенция по охране фауны и флоры Африки, Конвенция по защите природы и сохранению флоры и фауны западного полушария и др.
Значительные меры приняты по международно-правовой охране и регулированию использования запасов дикой фауны. Так, еще в 1902 году была заключена Международная конвенция по охране птиц, полезных в сельском хозяйстве, в которой признавалась своевременность проведения соответствующих совместных мероприятий в этой области. Птицы, говорилось в статье 1, полезные в сельском хозяйстве, в особенности насекомоядные, находятся под полной охраной. Это означало, что птиц, перечисленных в особом Списке, запрещалось добывать в любое время года и любыми средствами, а также разорять их гнезда, истреблять яйца и выводки.
Большое число различного рода международных соглашений и конвенций было принято относительно охраны и использования водных и лесных ресурсов, а также других природных объектов.
Значительная роль в международно-правовой охране окружающей природной среды принадлежит решениям, принимаемым теми или иными международными организациями, и в первую очередь Организацией Объединенных Наций. Таковы принятые Стокгольмской конференцией ООН по окружающей природной среде 1972 года Декларация принципов и План мероприятий, содержащий 109 пунктов, в которых предусматриваются организационные, экономические, политические вопросы охраны окружающей природной среды и взаимоотношения государств и международных организаций в данной сфере.
На
Конференции ООН по окружающей среде и развитию,
состоявшейся 3–14 июня 1992 года в Рио-де-Жанейро,
были подведены итоги двадцатилетней
деятельности по охране окружающей природной
среды. На ней была принята Декларация,
в которой были сформулированы основные
принципы охраны окружающей природной
среды, а также Повестка дня — XXI век, предусматривающая
обширную программу действий по охране
природы в следующем столетии.
Конечно, любая отрасль права, имеющая основания для существования, не обходится без такого раздела, как ответственность. Международное экологическое право не исключение.
Мировое сообщество уже давно осознало, что окружающая среда и ее компоненты являются общим достоянием человечества. Защита окружающей среды и рациональное использование ее ресурсов — глобальная проблема современности. Основными условиями решения этой проблемы являются доверие и взаимопонимание между государствами, проведение всеми государствами единой политики по отношению к окружающей среде и принятие на всей территории всех мер по ее охране и, прежде всего, развитие природоохранного законодательства.
Среди
целого ряда принципов, характерных
для межгосударственно-правовой охраны
окружающей среды, международная ответственность
за ее сохранение занимает одно из главенствующих
мест. Само понятие международно-правовой
ответственности специфично и несколько
отличается от понятия юридической
ответственности по внутреннему
праву государств — это одно из
юридических условий и
Основанием возникновения международно-правовой
ответственности субъекта международного
права является совершение им международного
правонарушения (деяния субъекта международного
права,
нарушающего нормы международного права
и свои международные обязательства, наносящие
другому субъекту или группе субъектов
международного права или всему международному
сообществу в целом ущерб материального
и нематериального характера). Никакие
ссылки государства на национальные законы
и правила в оправдание своего поведения,
приведшего к нарушению норм международного
права и нанесению вреда или ущерба, недопустимы.
Также недопустимы ссылки на незнание
норм международного права или их неправильное
толкование и применение.
Субъектами этой ответственности наряду с государствами могут выступать международные организации.
Международное преступление — международно-правовое деяние, возникающее в результате нарушения государством принятых на себя международных обязательств, имеющих важное значение для всего международного сообщества.
Международные правонарушения подразделяются на ординарные правонарушения и международные преступления. Важным элементом правонарушения является причинно-следственная связь между противоправным поведением и причиненным ущербом. Существенное значение имеет вина государства-правонарушителя, хотя существует и безвинная (объективная) ответственность.
В
настоящее время существует и
действует более 200 двусторонних и
многосторонних договоров и соглашений
в области охраны окружающей среды.
Однако в подавляющем большинстве
они устанавливают
Важным требованием, которое необходимо
учитывать субъектам международных правоотношений
в процессе осуществления нормотворческой
деятельности по вопросам охраны окружающей
среды, является то, что договоры, регулирующие
природоохранительное сотрудничество
государств, должны содержать четко сформулированные
материальные нормы, а также комплекс
вторичных норм, определяющих механизм
международных правоотношений в случае
нарушения договорного обязательства
о порядке возмещения ущерба окружающей
среде. Пока на практике дело обстоят иначе.
Так, Конвенция «Об охране Средиземного
моря от загрязнения» (1976 г.) включает специальную
статью «Материальная ответственность
и компенсация», которая не содержит вторичных
норм ответственности за нарушение конвенционных
обязательств.
Международно-правовая
ответственность субъектов
Существует два вида международно-правовой ответственности государств: политическая и материальная. Наиболее распространенной формой политической ответственности являются санкции (принудительные меры к государству-нарушителю; они применяются только в случае совершения тяжкого международного преступления). Материальная ответственность наступает в случае нарушения государством своих международных обязательств, связанного с причинением материального ущерба. Она может выражаться в форме репарации (возмещение ущерба в денежном выражении), реституции (возврат в натуре неправомерно изъятого имущества) и субституции (замена неправомерно уничтоженного или поврежденного).
За
международное эколого-правовое нарушение
к субъекту международного права, в
числе других, может быть применена
и такая форма ответственности,
как ресторация (восстановление государством-нарушителем
прежнего состояния какого-либо материального
объекта, например, восстановление качества
чистоты воды, загрязненной по его вине).
Нематериальная ответственность применяется
в форме сатисфакции (например, принесение
извинений, наказание государством виновных),
а также применение экономических и иных
санкций.
В случае международного экологического
спора, он разрешается международным судом
ООН, в составе которого в 1993 г. создана
«камера по экологическим вопросам». Однако
в 1994 г. был учрежден Международный суд
экологического арбитража и примирения
(международный экологический суд), деятельность
которого определяется его уставом, нормами
международного экологического права,
национального законодательства и прецедентами.
Российская Федерация как правопреемник бывшего СССР приняла к исполнению свыше 50 договоров, соглашений, конвенций, протоколов и других международно-правовых актов Союза ССР. Как самостоятельный субъект международного права, она стала членом многосторонних конвенций, таких как Конвенция о биологическом разнообразии (5 ноября 1992 г.), рамочная Конвенция об изменении климата (2 июня 1992 г.), Конвенция о защите Черного моря от загрязнения (21 апреля 1992 г.), Конвенция о трансграничном воздействии промышленных аварий (17 марта 1992 г.) и др.