Международное экологическое право

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 01:28, курсовая работа

Краткое описание

§ 1. Понятие и общая характеристика международного экологического права
§ 2. Основные принципы международного экологического
§ 3. Субъекты международного экологического права
§ 4. Важнейшие источники международного экологического права
§ 5. Международная эколого-правовая ответственность

Файлы: 1 файл

МЕЖДУНАРОДНОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО.docx

— 34.49 Кб (Скачать)

МЕЖДУНАРОДНОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ  ПРАВО 
§ 1. Понятие и общая характеристика международного экологического права

§ 2. Основные принципы международного экологического

§ 3. Субъекты международного экологического права  
§ 4. Важнейшие источники международного экологического права  
§ 5. Международная эколого-правовая ответственность
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

       В настоящее время человечество  уже реально осознало необходимость  бережного отношения к окружающей  природной среде. Законы, по  которым действует природа, были всегда, и лишь теперь люди практически осознали это, их противоречивую связь с основными  направлениями социальной жизни, пытаясь что-то сделать, чтобы воскресить уже почти погибшее, исправить испорченное, не допустить и  ограничить дальнейшее разрушение природы.

Возникшая проблема была бы быстро и эффективно решена, как это неоднократно случалось  в истории науки, если бы не одно важное  обстоятельство. Дело в том, что сохранение экологического равновесия требует от общества больших усилий. Проявление таких усилий должно начинаться с качественно нового отношения между природой и обществом, веществом естественным и социальным. Такое  экологическое воспитание и образование – процесс длительный: необходимо изменить устойчивое «завоевательное» отношение к природе. Ведь все, что человек мог и может создать для себя и удовлетворения своих потребностей, он заимствует из природы. Поэтому, не потребляя в той или иной мере природного вещества, человек просто не сможет существовать как биологический вид. Следовательно, человек не может жить без окружающей природной среды, которая была изначально дана ему как естественная основа его бытия.

Цель  представленной работы является изучение правовой охраны окружающей природной  среды в зарубежных странах.

Исходя  из поставленной цели задачами работы являются - изучение правовой системы стран мира, изучение охраны окружающей природной среды, эколого-правовой режим недропользования и животного мира. 

  1. Понятие и  общая характеристика международного экологического права.

     Международное экологическое право - совокупность принципов и норм международного права, регулирующих отношения его  субъектов в области охраны окружающей среды и рационального использования  ее ресурсов. В отечественной литературе более распространено название "международное  право окружающей среды". Термин "экологическое право" представляется предпочтительным лишь в силу его  интернационального употребления. Исследованиями в этой области известны С. В. Виноградов, О. С. Колбасов, А. С. Тимошенко, В. А. Чичварин.

       В наше время защита окружающей среды  выдвигается на первый план. Последствия  недостаточного внимания к проблеме могут быть катастрофическими. Речь идет не только о благополучии человечества, а о его выживании. Особенно тревожно то, что деградация природной среды  может оказаться необратимой.

     Загрязнение вод наносит ущерб здоровью человека и рыбным запасам. Деградация сельхозугодий  привела к засухе и эрозии почв во многих районах. Отсюда недоедание, голод, болезни. Загрязнение воздуха  наносит все более ощутимый ущерб  здоровью людей. Массовое уничтожение  лесов отрицательно сказывается  на климате и сокращает биоразнообразие, генофонд. Серьезной угрозой здоровью является истощение озонового слоя, защищающего от вредных излучений Солнца. К катастрофическим изменениям в климате Земли ведет "парниковый эффект", т. е. глобальное потепление в результате растущих выбросов углекислого газа в атмосферу. Нерациональное использование минеральных и живых ресурсов ведет к их истощению, что опять-таки ставит проблему выживания человечества. Наконец, аварии на предприятиях, связанных с радиоактивными и ядовитыми веществами, не говоря уже об испытаниях ядерного оружия, причиняют огромный ущерб здоровью людей и природе. Достаточно вспомнить об аварии на Чернобыльской АЭС и на американском химическом заводе в Индии. Большой ущерб окружающей среде приносят вооруженные конфликты, о чем свидетельствует опыт войн во Вьетнаме, Кампучии, в Персидском заливе, в Югославии и др.

     Положение государств в отношении защиты окружающей среды различно. Государствам, образовавшимся в результате ликвидации СССР, досталось  тяжелое наследие в результате длительного  пренебрежения к интересам защиты природы. Обширные районы оказались  отравленными и неспособными обеспечить нормальные условия жизни. Между  тем ресурсы на исправление положения  предельно ограниченны.

     В развивающихся странах проблемы экологии могут поставить под  вопрос успех процесса развития, а  средства на изменение ситуации отсутствуют. В наиболее развитых странах существующая система потребления ведет к  такому истощению ресурсов не только своих, но и других стран, которое создает угрозу будущему развитию во всем мире. Это свидетельствует, что защита окружающей среды касается всех аспектов развития общества и является жизненно важной для всех стран, независимо от уровня их развития. Поэтому такая защита должна стать элементом политики любого государства. Поскольку национальные части окружающей среды образуют единую глобальную систему, постольку защита ее должна стать одной из главных целей международного сотрудничества и составным элементом концепции международной безопасности. В резолюции 1981 г. Генеральная Ассамблея ООН указала значение мира для охраны природы и отметила обратную зависимость - сохранение природы вносит вклад в упрочение мира, обеспечивая правильное использование природных ресурсов.

     Все ранее сказанное стимулирует  динамичное развитие международного экологического права. Заслуживает внимания особенность  этого развития, состоящая в большой  роли общественности и средств массовой информации. Многие акты и решения  принимаются правительствами под  их воздействием. Массовые движения в  защиту природы, различные партии "зеленых" становятся все более влиятельными.

     Позиция правительств объясняется различиями в интересах. Защита окружающей среды  весьма дорогостояща. Она отрицательно сказывается на конкурентоспособности  товаров. Мероприятия на своей территории не препятствуют трансграничному загрязнению. Заводы на Кольском полуострове наносят  ущерб окружающей среде Норвегии. В 1996 г. Россия заключила соглашение о финансировании Норвегией установления фильтров на металлургическом комбинате  на Кольском полуострове. В общем проблема решаема лишь в глобальном масштабе, а это требует колоссальных средств.

     Международное экологическое право начало складываться как обычное право, прежде всего, это касается его принципов. Именно так утвердился основной принцип  международного экологического права - принцип ненанесения вреда природе другого государства действиями, совершаемыми на собственной территории. Сложился наиболее общий принцип - принцип защиты окружающей среды. Идет становление принципа ответственности за нанесение вреда природе другого государства. Особо отмечу кардинальный принцип, который был сформулирован в Декларации Конференции ООН по окружающей человека среде 1972 г. следующим образом: "Человек обладает основным правом на свободу, равенство и должные условия жизни, на окружающую среду такого качества, которое дает возможность жить достойно и благополучно".

     Международное экологическое право тесно связано  не только с правами человека, но и с другими отраслями международного права. Как мы видели, защита окружающей среды является принципом также  морского и космического права. Значительное внимание защите рабочих от загрязненной среды уделяет Международная  организация труда; например, в 1977 г. ею принята Конвенция о защите рабочих от производственных опасностей, связанных с загрязнением воздуха, шумом и вибрацией.

     В общем процессе формирования обычных  норм международного экологического права  важная роль принадлежит резолюциям международных организаций и  конференций, которые прокладывают путь позитивному праву. В качестве примера укажу на такие акты Генеральной  Ассамблеи ООН, как резолюция 1980 г. "Об исторической ответственности государств за сохранение природы Земли для настоящего и будущих поколений" и Всемирная хартия природы 1982 г.

   Важным  источником международного экологического права являются договоры. За последние  годы принят целый комплекс универсальных  конвенций в этой области, которые  дают представление и о предмете данной отрасли международного права. Прежде всего, это Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного воздействия на природную среду 1977 г., а также Конвенция о защите озонового слоя 1985 г., Конвенция об охране мигрирующих видов диких животных 1979 г., Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, 1973 г., Конвенция ЮНЕСКО об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 г.

     Среди этих конвенций нет главной, основополагающей, которая бы содержала положения, отраженные в упомянутых резолюциях ООН. Нет даже конвенции, посвященной  такой актуальной проблеме, как защита воздуха. Более продвинулись в этом направлении региональные организации.

     Ведущая роль в развитии международного экологического права принадлежит международным  организациям. Особое место занимает ООН. Ранее уже отмечались принципиальные резолюции Генеральной Ассамблеи. Постоянно занимается вопросами  экологии Экономический и Социальный Совет, важная роль принадлежит другим организациям системы ООН, а также  ее региональным комиссиям. В своей  области занимаются разработкой  правил защиты окружающей среды Организация  ООН по промышленному развитию (ЮНИДО), ЮНЕСКО, Международное агентство  по атомной энергии (МАГАТЭ), Всемирная  организация здравоохранения (ВОЗ), Продовольственная и сельскохозяйственная организация (ФАО). Существует специальная  Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП), которая практиччски представляет собой международную организацию, хотя юридически это вспомогательный орган, созданный резолюцией Генеральной Ассамблеи. ЮНЕП принадлежит первостепенная роль в содействии развитию международного экологического права. В ее рамках разрабатываются основы этого права, инициируется подготовка конвенций.

     Немалую роль играют региональные организации. Защита окружающей среды - одна из главных  задач ОВСЕ. В ее рамках принят ряд конвенционных актов и целый ряд решений в этой области.

     Существенную  роль в защите окружающей среды призвано сыграть сотрудничество в рамках СНГ. Эта задача поставлена Уставом  СНГ и подтверждена многими другими  актами. Договор между Белоруссией, Казахстаном, Киргизией и Россией 1996 г. обязывает наращивать "сотрудничество в области охраны окружающей среды, включая разработку и принятие единых стандартов экологической безопасности". Стороны "предпринимают совместные меры по предотвращению и ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий, ядерных и экологических катастроф" (ст. 9). Приведенные положения дают представление о том, как понимается принцип охраны окружающей среды во взаимоотношениях стран СНГ.

     В осуществление принципа в 1992 г. странами СНГ заключено Соглашение о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей природной среды. На основании Соглашения учреждены Межгосударственный экологический  совет, а при нем Межгосударственный экологический фонд. Задача Совета - координировать сотрудничество государств в области охраны природы, готовить соответствующие нормативные акты. Фонд призван финансировать межгосударственные программы, помощь в ликвидации чрезвычайных экологических ситуаций, а также  проектную и исследовательскую  работу в области охраны окружающей среды. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Основные  принципы международного экологического права

     Все основные принципы международного права  являются регуляторами правоотношений в сфере охраны окружающей среды. Вместе с тем международное экологическое  право имеет свои специфические принципы.

     1) Окружающая среда - общая забота  человечества. Смысл этого принципа  заключается в том, что международное  сообщество на всех уровнях  может и должно совместно и  в отдельности охранять окружающую  среду. Например, в преамбуле Конвенции  о биологическом разнообразии 1992 г. говорится, что сохранение  биологического разнообразия является  общей задачей всего человечества.

     2) Принцип неотъемлемого суверенитета  государств над своими природными  ресурсами предусматривает суверенное  право каждого государства разрабатывать  свои собственные ресурсы согласно  своей политике в области окружающей среды.

     3) Окружающая природная среда вне  государственных границ является  общим достоянием человечества. Данный принцип закреплен в  Договоре о космосе 1967 г., Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. 4) Свобода исследования и использования окружающей среды и ее компонентов означает, что все государства и международные межправительственные организации вправе без какой-либо дискриминации осуществлять правомерную мирную научную деятельность в окружающей среде.

     5) Рациональное использование окружающей  среды. Этот принцип характеризуют следующие элементы: рациональное планирование и управление возобновляемыми и не возобновляемыми ресурсами земли в интересах нынешнего и будущих поколений; долгосрочное планирование экологической деятельности с обеспечением экологической перспективы; поддержание используемых природных ресурсов на оптимально допустимом уровне, т.е. уровне, при котором возможна максимально чистая продуктивность и не может наблюдаться тенденция к ее снижению; научно обоснованное управление живыми ресурсами.

Информация о работе Международное экологическое право