Международная борьба с преступностью

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 21:01, контрольная работа

Краткое описание

Введение
Международная преступность представляет собой совокупность всех преступных деяний, совершенных в определенный период в государствах.
Международные преступления относятся к тягчайшим международно-противоправным деяниям, посягающим на основы существования государств и народов, подрывающим основные принципы международного права, угрожающим международному миру и безопасности.

Файлы: 1 файл

Чистовик.docx

— 56.62 Кб (Скачать)

Однако особую роль в формировании международно-правовой базы борьбы с  преступностью, в выработке международных  стандартов в этой сфере играют конгрессы  ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. Они созываются раз в пять лет  с 1955 г., и СССР, а в последующем  и Российская Федерация участвуют  в их работе, начиная со II Конгресса.

I Конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с преступниками состоялся в 1955 г. в Женеве. Его вклад в становление рассматриваемых стандартов выразился принятием Минимальных стандартных правил обращения с заключенными, которые стали для государств критерием оценки организации и деятельности мест заключения преступников.

На II Конгрессе ООН в Лондоне в 1960 г. рассматривались вопросы предупреждения преступности среди несовершеннолетних и вопросы, касающиеся труда заключенных, их условного досрочного освобождения и помощи после отбытия наказания.

III Конгресс ООН состоялся в Стокгольме в 1965 г. Он утвердил доклад, в котором преступность рассматривалась не только как проблема антиобщественного поведения личности и охраны правопорядка, но и как явление, непосредственно связанное с экономическим и социальным развитием стран. Был сделан вывод, что повышение уровня жизни граждан является реальным фактором предупреждения преступности.

IV Конгресс ООН состоялся в Киото в 1970 г. Он принял Декларацию по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. Положения, содержащиеся в Декларации, ориентировали государства на выработку научно обоснованных прогнозов в целях усиления борьбы с наиболее опасными преступлениями международного характера.

Расширение деятельности государств в правоохранительной сфере  привело к тому, что в 1971 г. ООН  учредила Комитет по предупреждению преступности и борьбе с ней. На него была возложена и функция подготовки последующих конгрессов.

V Конгресс ООН, состоявшийся в Женеве в 1975 г., вошел в историю мирового сообщества принятием Декларации о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. Она заложила основу обеспечения прав человека при осуществлении государством правоохранительной деятельности. Идеи Декларации прошли долгий путь развития и завершились принятием ГА ООН 10 декабря 1984 г. одноименной Конвенции. Она предусматривает как уголовно-правовые, так и процедурно-процессуальные аспекты борьбы с этим видом преступлений путем имплементации данных норм в национальное законодательство. На V Конгрессе ООН были также заложены основы для принятия Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, который в 1979 г. был принят Резолюцией ГА ООН 3. Кодекс предназначен для непосредственного включения в национальные правила, необходимые для соблюдения должностными лицами по поддержанию правопорядка и в особенности служащими полиции и других сил безопасности.

VI Конгресс ООН состоялся в Каракасе в 1980 г. В ходе его работы была принята Каракасская декларация, поддержанная ГА ООН в Резолюции 35/171 1980 г., а также Резолюция "Тенденции в области преступности и стратегия по ее предупреждению". Каракасская декларация призвала к широкому подходу в предупреждении преступности и уголовном правосудии, который бы выражался в учете экономического развития, политических систем государств, социальных и культурных ценностей и социальных преобразований, а также с учетом контекста нового международного экономического порядка4.

Важнейшим вкладом в обеспечение  прав человека на жизнь явилась констатация  того факта, что, несмотря на новейшие способы исследований по установлению сдерживающей роли смертной казни, не было получено убедительных доказательств  ее эффективности.

VII Конгресс ООН состоялся в Милане в 1985 г. В ходе его работы были приняты Миланский план действий по укреплению международного сотрудничества в борьбе с преступностью. Руководящие принципы в области предупреждения преступности и уголовного правосудия в контексте развития и нового международного экономического порядка, а также Основные принципы, касающиеся независимости судебных органов, и ряд других документов.

В Миланском плане действий впервые было отмечено, что преступность представляет собой серьезную проблему в национальном, а в ряде случаев  и в международном масштабе.

В Руководящих принципах  в области предупреждения преступности и уголовного правосудия отмечалось, что предупреждение преступности как  глобального явления должно не ограничиваться общими видами преступности, а распространяться и на такие деяния, которые являются особо опасными5.

Именно на VII Конгрессе была обозначена проблема ответственности юридических лиц, что имело принципиально важное значение, так как в системе социалистического права уголовная ответственность физических лиц не предусматривалась.

В качестве эффективного способа  скорейшего возвращения правонарушителей к нормальной жизни в обществе VII Конгресс предложил передачу заключенных-иностранцев в страну их гражданства или постоянного местожительства для отбывания наказания. Было принято соответствующее Типовое соглашение6.

В 1990 г. в Гаване состоялся  VIII Конгресс ООН, темой которого стало "Международное сотрудничество в области предупреждения преступности и уголовного правосудия в XXI веке"

На VIII Конгрессе был одобрен Доклад о необходимости создания эффективной международной программы в области преступности и правосудия. В ноябре 1991 г. в Париже на Совещании на уровне министров была утверждена Декларация принципов и Программа действий Программы ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию. Ее реализация потребовала создания специального межправительственного органа в рамках ООН. Им стала Комиссия ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию, которая была учреждена ЭКОСОС по Резолюции ГА ООН 46/152 от 18 декабря 1991 г. На Комиссию была возложена подготовка и проведение конгрессов ООН.

IX Конгресс ООН состоялся в Каире в 1995 г. В его работе участвовали делегации 140 государств.

В качестве основных тем  IX Конгресса были обозначены вопросы международного сотрудничества, борьбы с транснациональной и организованной преступностью, совершенствования работы полиции и других правоохранительных органов, судов, роль юристов в обществе и др.

Конгресс призвал к  скорейшей ратификации и присоединению  к Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических  средств и психотропных веществ 1988 г., считая ее наиболее важным международным  инструментом борьбы с транснациональной  организованной преступностью, связанной  с наркотиками. В России для реализации широкомасштабной антинаркотической  государственной политики в 2003 г. была создана Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков.

X Конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями состоялся в г. Вене в 2000 г. В его работе приняли участие делегации 145 стран и 80 международных организаций.

На Конгрессе рассматривались  вопросы укрепления законности и  упрочения системы уголовного правосудия, международного сотрудничества в борьбе с транснациональной преступностью, справедливости в процессе отправления  правосудия. Впервые в ходе Конгресса  были проведены четыре семинара-практикума по актуальным темам.

В отличие от предыдущих на X Конгрессе не было рассмотрено ни одной резолюции7. Была обсуждена и принята только одна очень важная декларация - "Венская декларация о преступности и правосудии: ответы на вызовы XXI века". В ней в сконцентрированном виде отражены основные проблемы, стоящие перед мировым сообществом.

В качестве первоочередной ставилась задача завершения переговоров  по Конвенции ООН против транснациональной  организованной преступности и протоколов к ней с учетом интересов всех государств. Подтверждена необходимость  скорейшей разработки эффективного международно-правового документа  по борьбе с коррупцией.

Была отмечена необходимость  широкого подхода в борьбе с преступностью, выражающаяся в том, что всеобъемлющие  стратегии предупреждения преступности на международном, национальном, региональном и местном уровнях должны затрагивать  коренные причины и факторы риска, связанные с преступностью и  виктимизацией.

XI Конгресс ООН проходил в Бангкоке в 2005 г. Он обсудил широкий круг вопросов, связанных с борьбой с преступностью. Главная тема конгресса была определена следующим образом: "Взаимодействие и ответные меры: стратегические союзы в области предупреждения преступности и уголовного правосудия". В ходе работы Конгресса были рассмотрены эффективные меры по борьбе с транснациональной организованной преступностью, международное сотрудничество в борьбе с терроризмом, наркопреступностью, коррупцией и др.

Учитывая, что важнейшим  средством борьбы с преступностью  является перекрытие каналов финансирования, была одобрена работа межправительственной группы экспертов по подготовке проекта  Типового двустороннего соглашения о распоряжении конфискованными  доходами от преступлений, охватываемых Конвенцией ООН против транснациональной  организованной преступности 2000 г. и  Конвенцией ООН о борьбе против незаконного  оборота наркотических и психотропных веществ 1988 г. Это Типовое соглашение было принято ЭКОСОС ООН 22 июля 2005 г.

Конгресс поддержал инициативу Генерального секретаря ООН Кофи Аннана, обозначившего стратегию  борьбы с терроризмом, состоящую  из пяти элементов: разубеждение, сдерживание, отказ, развитие и защита прав человека

В апреле 2010 г. в г. Сальвадоре (Бразилия) состоялся очередной - XII Конгресс ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию.

Для XII Конгресса ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию была определена тема:  "Комплексные  стратегии для ответа на глобальные вызовы: системы предупреждения преступности и уголовного правосудия и их развитие в изменяющемся мире".

В рамках этой темы были рассмотрены  восемь основных вопросов: 1) дети, молодежь и преступность; 2) оказание технической  помощи для содействия ратификации  и осуществлению международных  документов, касающихся предупреждения и пресечения терроризма; 3) обеспечение  действенности руководящих принципов  ООН в области предупреждения преступности; 4) меры уголовного правосудия по борьбе с незаконным ввозом мигрантов  и торговлей людьми как составляющими  транснациональной организованной преступности; 5) международное сотрудничество по отмыванию денежных средств на основе документов ООН и других международных  актов; 6) тенденции в использовании  научно-технических достижений правонарушителями  и компетентными органами, ведущими борьбу с преступностью, в том  числе применительно к киберпреступности; 7) практические подходы к укреплению международного сотрудничества в решении  проблем, связанных с борьбой  с преступностью; 8) меры предупреждения преступности и уголовного правосудия в борьбе с насилием в отношении  мигрантов и их семей.

 

 

Глава 3. Международные  трибуналы.

 

Современное международное  уголовное право, презюмируя преимущественное использование в борьбе с международными преступлениями и преступлениями международного характера национальных судебных и  иных органов, предусматривает возможность  создания международных учреждений для осуществления судебных функций  в особых ситуациях. Такие учреждения конституируются и функционируют  на основе международных договоров (статутов) или, как свидетельствует  практика, на основе актов Совета Безопасности ООН.

 Истории известны два  выполнивших свои задачи судебных  органа, именовавшихся Международными  военными трибуналами. Они действовали  сразу же после окончания Второй  мировой войны.

 Первым — в соответствии  с Соглашением между правительствами  СССР, США, Великобритании и Франции  от 8 августа 1945 г. — был образован  Международный военный трибунал, призванный выполнить судебные  функции в отношении государственных и военных лидеров гитлеровской Германии. Вопросы его организации, юрисдикции и компетенции были решены в приложенном к Соглашению Уставе Международного военного трибунала.

 Трибунал состоял из  четырех членов и четырех заместителей  — по одному от каждого из  названных государств. Каждое государство  назначило также своего главного  обвинителя и соответствующий  персонал. Главные обвинители, действовавшие  в качестве комитета, выполняли  свои обязанности как индивидуально,  так и в сотрудничестве друг  с другом. Для подсудимых были  предусмотрены процессуальные гарантии, включая выделение защитников.

 Трибунал, согласно Уставу, был наделен правом судить  и наказывать лиц, совершивших  действия, влекущие индивидуальную  ответственность:

1. Преступления против  мира (планирование, подготовка, развязывание  и ведение агрессивной войны  или войны в нарушение международных  договоров),

2. Военные преступления (действия, нарушающие закон или  обычаи войны), преступления против  человечности,

3. Убийства (истребление,  порабощение, ссылка и другие  жестокости в отношении гражданского  населения). Трибунал был создан  с ориентацией на неопределенное  количество судебных процессов.  Его постоянным местонахождением  был назначен Берлин, где и  состоялось первое организационное  заседание 9 октября 1945 г.  На  практике его деятельность ограничилась  Нюрнбергским процессом, проведенным  в период с 20 ноября 1945 г. по 1 октября 1946 г. Порядок заседаний  и судебного разбирательства  был зафиксирован в Уставе  и в регламенте. В качестве  санкции к виновным предусматривались  смертная казнь или другое  наказание. Приговор Трибунала  считался окончательным, не подлежал  пересмотру и приводился в  исполнение согласно приказу  Контрольного совета в Германии  — единственного органа, компетентного  изменить приговор и рассматривать  ходатайства осужденных о помиловании.  Приговор в отношении осужденных  к смертной казни после отклонения  ходатайства о помиловании был  приведен в исполнение в ночь  на 16 октября 1946 г.

Информация о работе Международная борьба с преступностью