Международная борьба с преступностью

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 21:01, контрольная работа

Краткое описание

Введение
Международная преступность представляет собой совокупность всех преступных деяний, совершенных в определенный период в государствах.
Международные преступления относятся к тягчайшим международно-противоправным деяниям, посягающим на основы существования государств и народов, подрывающим основные принципы международного права, угрожающим международному миру и безопасности.

Файлы: 1 файл

Чистовик.docx

— 56.62 Кб (Скачать)

С середины XX столетия появилась  следующая классификация международных  правонарушений: международные деликты, международные преступления и преступления международного характера.

Международное преступление - это деяние, нарушающее столь основополагающие, жизненно важные интересы мирового сообщества, что оно рассматривается как  преступление перед международным  сообществом в целом. К международным  преступлениям относятся агрессия, апартеид, геноцид, рабство, наемничество.

К международным преступлениям  относятся: агрессия, геноцид, рабство, наемничество:

1) совершаются государствами,  должностными лицами государств, использующими механизм государства  в преступных целях, а также  рядовыми исполнителями; совершаются  в непосредственной связи с  государством;

2) посягают на международный  мир и безопасность, угрожают  основам международного правопорядка;

3) влекут ответственность  государства как субъекта международного  права и персональную уголовную  ответственность исполнителей.

Ответственность за международные  преступления наступает в рамках международной, а в некоторых  случаях - национальной юрисдикции.

Преступление международного характера - это деяние физического  лица, посягающее на права и интересы двух или нескольких государств, международных  организаций, физических и юридических  лиц.

К преступлениям международного характера относятся:

1) посягательства на лиц,  пользующихся международной защитой;

2) незаконный захват воздушных  судов;

3) подделка денежных знаков;

4) захват заложников;

5) незаконные операции  с радиоактивными веществами  и др.

Преступления международного характера:

1) затрагивают интересы  двух или нескольких государств, юридических лиц и/или граждан;

2) совершаются отдельными  физическими лицами вне связи  с политикой государства;

3) влекут персональную  уголовную ответственность правонарушителей  в рамках национальной юрисдикции.

Международные преступления совершаются государствами, должностными лицами государств, использующими механизм государства в преступных целях, а также рядовыми исполнителями; совершаются в непосредственной связи с государством; посягают на международный мир и безопасность, угрожают основам международного правопорядка; влекут ответственность государства как субъекта МП и персональную уголовную ответственность исполнителей.

К международным деликтам следует относить международные  правонарушения, не вошедшие в две  первые группы. К ним относятся: нарушение  государством договорных обязательств, не имеющих основополагающего значения; невыполнение юридическими и физическими  лицами положений международных  конвенций (например, Конвенции о  международной купле-продаже товаров 1980 г.); невыполнение решений международных  судов и арбитражей; нарушение  государствами своих односторонних  международных обязательств и т.д.

Международные деликты, таким  образом:

1) не носят характера  преступлений и не имеют общественной  опасности международных преступлений  и преступлений международного  характера;

2) могут совершаться любыми  субъектами международных правоотношений, нарушающими положения международно-правовых  норм;

3) влекут ответственность  субъектов, которая может выражаться  и в форме самоограничений,  следующих в результате официального  признания противоправности поведения  субъекта.

 

 

Глава 2. Международные  стандарты обращения с правонарушителями

 

Рост преступности и ее интернационализация сделали борьбу с ней одной из главных социальных проблем и обусловили необходимость  международного сотрудничества в деле ее решения. Регулирование взаимодействия международного и внутреннего права  в этой деликатной сфере в значительной мере осуществляется при помощи более  мягких средств, нежели право. Именно такими средствами и являются международные  стандарты. В их разработке важная роль принадлежит Конгрессу ООН по предупреждению преступлений и обращению  с правонарушителями. Принимаемые  Конгрессом документы подтверждаются Генеральной Ассамблеей ООН, что  придает им дополнительный авторитет. В результате сложился целый свод такого рода стандартов, охватывающий практически все аспекты рассматриваемой  области 2.

Начало новому подходу  было положено IV Конгрессом (1970 г.). Принятая им декларация содержала основы широкого, социального подхода. Указывалось на необходимость эффективных мер по координации и интенсификации деятельности по предупреждению преступности в общем контексте экономического и социального развития, которое определяется каждым государством. Профилактика преступности должна стать частью программы социально-экономического развития каждой страны. Эти положения были подтверждены Генеральной Ассамблеей в 1980 г. Ассамблея указывает на необходимость реформ уголовного права с тем, чтобы "не отставать" от развития преступности, а также от совершенствования в этих целях международного сотрудничества.

 Особое внимание уделяется  борьбе с организованной преступностью,  которая стала серьезной угрозой  миру во многих странах. Этой  проблеме был посвящен VIII Конгресс (1990 г.). Он одобрил Основные направления в предупреждении и контроле за организованной преступностью. О детальности стандартов говорит уже то, что они содержатся в 24 рекомендациях, касающихся как внутренней деятельности, так и международного сотрудничества.

 Речь идет о стратегии  профилактики, развитии уголовного  законодательства, усилении органов  правопорядка. В международном плане  предусмотрены разработка типового  законодательства, создание международного  банка данных, а также меры  по усилению защиты законного  финансового рынка от незаконно  обретенного капитала.

 Были приняты образцы  типовых договоров относительно  сотрудничества в борьбе с  международной, или, как в них  говорится, транснациональной преступностью.

 Второе главное направление  - борьба с терроризмом. Государства  призывались к достижению большего  единообразия законов об уголовной  юрисдикции, а также к заключению  договоров о выдаче. Рекомендована  разработка конвенции о защите  особо опасных объектов, таких  как гидростанции и АЭС. Среди  других мер предусмотрены усиление  контроля за оружием и взрывчаткой,  защита судебного и полицейского  персонала, а также пострадавших  и свидетелей.

 Правам потерпевших  лиц уделяется значительное внимание, в частности обеспечению права  на реституцию и компенсацию.  Второй категорией лиц в этом  плане являются заключенные. В  1990 г. Генеральная Ассамблея приняла  специальную Резолюцию "Основные  принципы обращения с заключенными". Все заключенные сохраняют основные  права и свободы человека, за  исключением свободы передвижения. С ними следует обращаться  с уважением, без какой-либо  дискриминации.

 Учитывая отрицательные  моменты исключения осужденных  из жизни общества, Генеральная  Ассамблея в 1990 г. приняла Резолюцию  о минимальных стандартных правилах  ООН о мерах, не связанных  с лишением свободы. Заключение  следует рассматривать как крайнее  средство и поощрять меры, не  связанные с ним. Был одобрен  типовой договор о передаче  надзора за условно освобожденными. В его основу легло положение  о том, что надзор за преступником  в государстве его гражданства  способствует лучшей социальной  реинтеграции.

Следующее направление - совершенствование  деятельности органов правосудия и  правоохранительных органов. В 1979 г. Генеральная  Ассамблея приняла Кодекс поведения  должностных лиц правоохранительных органов. Подчеркивалось, что характер функций органов правопорядка оказывает  прямое влияние на качество жизни  людей и общества. Одновременно указывалось  на широкие возможности злоупотреблений  со стороны этих органов. Те, кто  непосредственно осуществляет полицейскую  власть, должны уважать и защищать человеческое достоинство и отстаивать права человека для всех. Сила может  применяться только в случае абсолютной необходимости. Последнему вопросу  посвящена специальная Резолюция  Генеральной Ассамблеи 1990 г.

 В 1958 г. Генеральная  Ассамблея одобрила Основные  принципы независимости суда. Независимость  должна быть гарантирована конституцией  и законами страны. Каждый имеет  право на честный и открытый  процесс в компетентном, независимом  и беспристрастном суде в соответствии  с принципами, провозглашенными  в актах ООН. Представляют интерес  критерии, которым должны отвечать  судьи. Особо подчеркиваются моральные  и профессиональные качества. Установлены  стандарты их квалификации, отбора, подготовки, условия и сроки службы, неприкосновенность.

 Были приняты также  Условия о роли обвинителей,  в которых подчеркивается их  роль в осуществлении правосудия. Указания нацелены на обеспечение  эффективности, беспристрастности  и честности обвинителей. Значительное  внимание уделено образованию,  подбору кадров, условиям службы, отношениям с иными органами  государства.

 Не ушли от внимания  ООН и адвокаты. Им посвящены  Основные принципы относительно  роли юристов, одобренные Генеральной  Ассамблеей в 1990 г. Главное  внимание уделено доступности  правовой помощи для всех слоев  общества, праву обвиняемого на  выбор адвоката, просвещению населения  относительно роли адвокатов  в защите основных прав и  свобод, подготовке и квалификации  адвокатов.

 Приведенные факты  свидетельствуют, насколько основательно  вопросы уголовного правосудия  регулируются на международном  уровне и какое значение им  придается. Установлены довольно  высокие стандарты, далеко не  все государства готовы воспринять  их целиком. Тем не менее  постепенно они находят отражение  во внутреннем праве (в меньшей  мере - в практике). В целом можно  говорить о наступлении качественно  нового этапа в развитии международного  и внутреннего уголовного права,  в углублении их взаимодействия. В результате создаются предпосылки  для обеспечения неотвратимости  наказания, что является важным  условием предупреждения преступлений.

При рассмотрении вопросов, связанных с международными стандартами  обращения с несовершеннолетними  правонарушителями необходимо иметь  в виду несколько существенных обстоятельств:

1.  Несовершеннолетний  правонарушитель – это человек,  а значит на него, распространяется  действие всех международных  актов, касающихся прав человека, а значит на него в равной  степени со взрослыми распространяется  действие Всеобщей декларации  прав человека, Международного пакта  о гражданских и политических  правах, Международного пакта об  экономических, социальных и культурных  правах, Конвенции против пыток  и других жестоких, бесчеловечных  или унижающих человеческое достоинство  видов обращения и наказания.  Минимальные стандартные правила  обращения с заключенными, Конвенция о защите прав человека и основных свобод и другие. Безусловным является то, что существуют возрастные ограничения, которые препятствуют, например, в полном объеме реализовывать политические права или право собственности; а также некоторые ограничения, которые могут быть вызваны самим фактом совершения правонарушения.

2.  Несовершеннолетний  правонарушитель – это, прежде  всего, ребенок и на него  распространяются специальные акты, которые касаются детей – например, Конвенция ООН о правах ребенка. 

3.  Несовершеннолетний  правонарушитель может оказаться  жертвой какой-то определенной  ситуации, и тогда на него будут  распространяться такие специальные  акты, как: Факультативный протокол  к Конвенции ООН о правах  ребенка, касающийся участия детей  в вооруженных конфликтах; Факультативный  протокол к Конвенции ООН о  правах ребенка, касающийся торговли  детьми, детской проституции и  детской порнографии; Гаагская  Конвенция о защите детей и  сотрудничестве в области межгосударственного  усыновления: Гаагская конвенция  о гражданско-правовых аспектах  международного похищения детей;  Гаагская конвенция о юрисдикции, применимо праве и сотрудничестве  в вопросах родительской ответственности  и мерах по защите детей;  Конвенция Международной Организации  труда №182 о запрещении и немедленных  мерах по искоренению наихудших  форм детского труда и другие.

Организация Объединенных Наций, являющаяся основным организатором  международного сотрудничества государств в борьбе с преступностью, осуществляет деятельность в этой сфере как  на международном уровне, так и  внутри государств. Она реализуется  посредством принятия документов Генеральной  Ассамблеей ООН, Секретариатом ООН, Экономическим и Социальным Советом  ООН, другими органами и специализированными  учреждениями ООН, такими, как ИКАО, МАГАТЭ и др.

Информация о работе Международная борьба с преступностью