Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 16:06, лекция
Деятельность государств в необычных, экстремальных условиях международных отношений — в период войны — регулируется принципами и нормами, относящимися к международному гуманитарному праву, применяемому в период вооруженных конфликтов. Международное право, как отмечал Монтескье, естественно основывается на принципе, заключающемся в том, что в периоды мира государства должны творить как можно больше добра, а в периоды войны — как можно меньше зла. Именно это стало движущей силой развития международного гуманитарного права с момента его зарождения. Мысли о том, что «для войны, как и для мирного времени, существуют свои законы», встречаются еще в трудах Г. Гроция.
1.1. Понятие, источники и принципы международного гуманитарного права
1.2. Отличие международного гуманитарного права от стандартов в области прав человека
1.3. Субъекты международного гуманитарного права
1.4. Понятие и виды вооруженных конфликтов в международном гуманитарном праве
1.5. Правовые последствия начала войны
Самостоятельным субъектом международного гуманитарного права являются также нации и народы, ставшие воюющей стороной в ходе вооруженной борьбы за национальное и социальное освобождение. Это вытекает из общепризнанных принципов и норм общего международного права и находит свое дальнейшее развитие в Женевских конвенциях о защите жертв войны 1949 г. Так, в Женевской конвенции о защите гражданского населения во время войны от 12 августа 1949 г. отмечается, что «если одна из находящихся в конфликте Держав не является участницей настоящей Конвенции, участвующие в ней Державы останутся тем не менее связанными ею в своих взаимоотношениях. Кроме того, они будут связаны Конвенцией в отношении вышеуказанной Державы, если последняя принимает, и применяет ее положения». Данное положение вполне применимо к борющимся нациям и народам, которые, не всегда являясь первоначальными участниками договоров по международному гуманитарному праву, в последующем, в ходе вооруженной борьбы за национальную независимость, применяют их. Тем самым они берут на себя определенные обязательства и приобретают соответствующие права, становясь при этом полноправными субъектами норм права, применяемых в период вооруженного конфликта.
Правомерность борьбы за независимость неоспорима. Она подтверждается Декларацией о предоставлении независимости колониальным странам и народам, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в декабре 1960 г. Декларация провозглашает, что подчинение народов иностранному игу и господству и их эксплуатация являются отрицанием основных прав человека, противоречит Уставу ООН и препятствует развитию сотрудничества и установлению мира во всем мире. С учетом этого Ассамблея подтвердила свое признание законности борьбы, которую ведут колониальные народы и народы, находящиеся под иностранным господством, за осуществление своего права на самоопределение и независимость, используя все необходимые средства (в том числе и вооруженные), имеющиеся в их распоряжении, и настоятельно призвала оказывать моральную и материальную поддержку народам колониальных территорий и их национально-освободительным движениям.
Вместе с тем нужно подчеркнуть, что правосубъектностью воюющей стороны обладают также участники внутренних вооруженных конфликтов (гражданских войн), ведущие борьбу за реализацию своих коренных экономических, политических и других интересов, народы, отстаивающие свои права и свободы, выступающие с оружием в руках против политики геноцида и расизма. На это указывается в ст. 3 Женевских конвенций 1949 г.: «В случае вооруженного конфликта, не носящего международного характера и возникающего на территории одной из Высоких Договаривающихся Сторон, каждая из находящихся в конфликте сторон будет обязана применять следующие положения...». Далее идет перечень гуманитарных норм, применяемых в случае возникновения внутреннего вооруженного конфликта. Дополнительный протокол II от 1977 г. значительно расширил это положение Женевских конвенций.
Субъектами международного гуманитарного права являются международные организации. Речь идет прежде всего об Организации Объединенных Наций, которая с момента своего создания направляет всю деятельность на поддержание и укрепление международного мира. В случае нарушения мира и актов агрессии ООН может непосредственно принимать участие в вооруженном конфликте. Так, в соответствии со ст. 42 Устава ООН Совет Безопасности уполномочен предпринимать такие действия воздушными, морскими и сухопутными силами, какие окажутся необходимыми для поддержания или восстановления международного мира и безопасности. Такие действия могут включать демонстрации, блокаду и другие операции воздушных, морских или сухопутных сил членов Организации.
В послевоенный период ООН широко применяет операции по поддержанию мира с привлечением военного персонала для стабилизации обстановки в районах вооруженных конфликтов. С 1948 г. более 120 тыс. военнослужащих и сотрудников гражданской полиции, а также тысячи других гражданских служащих принимали участие более чем в 60 операциях ООН по поддержанию мира.
Следует отметить, что обеспечение безопасности государств, являющихся членами ООН, в соответствии с Уставом ООН, включая Операции по поддержанию мира, должно соответствовать принципам и нормам международного гуманитарного права в силу того, что они являются участниками договоров, в которых эти принципы и нормы закреплены.
1.4. Понятие и виды
вооруженных конфликтов
в международном
гуманитарном праве
Как уже было отмечено, международное гуманитарное право применяется в период вооруженных конфликтов. В связи с этим возникает вопрос, что понимается под вооруженным конфликтом? Международно-правовые акты не содержат определения «вооруженного конфликта» или «войны». В то же время в ст. 2, общей для всех четырех Женевских конвенций, говорится о том, что она «будет применяться в случае объявленной войны или всякого другого вооруженного конфликта, возникающего между двумя или несколькими Высокими Договаривающимися Сторонами, даже в том случае, если ни одна из них не признает состояния войны». Из содержания данной статьи вытекает, что понятие «вооруженный конфликт» шире, чем понятие «война». Например, пограничный инцидент с применением оружия можно отнести к вооруженному конфликту, но нельзя назвать войной, так как он носит локальный характер и не влечет правовых последствий, обычно характерных для войны.
Война представляет собой такое вооруженное столкновение между государствами, группами государств или государством и группой государств, последствием которого является прекращение между воюющими сторонами договоров, рассчитанных на мирные отношения, разрыв дипломатических отношений и др. Войны ведутся в течение довольно значительного промежутка времени, отличаются масштабностью и высокой интенсивностью. В современных международно-правовых актах, касающихся регулирования вооруженных столкновений, гораздо чаще употребляется термин «вооруженный конфликт», чем «война».
В международном гуманитарном праве (судя по содержанию ст. 2 и 3, общих для Женевских конвенций 1949 г., а также ст. 1 Дополнительных протоколов I и II к этим конвенциям) вооруженные конфликты подразделяются на два вида: международные вооруженные конфликты и вооруженные конфликты не международного характера.
К международным вооруженным конфликтам относятся:
Исходя из практики международных отношений, следует относить к международным вооруженным конфликтам вмешательство во внутренний вооруженный конфликт третьего государства в интересах одной из воюющих сторон, участие вооруженных сил ООН, а также сил ООН по поддержанию мира во внутреннем вооруженном конфликте (при наличии в этом случае решения Совета Безопасности ООН на применение вооруженной силы).
К вооруженным конфликтам немеждународного характера относятся вооруженные конфликты, происходящие на территории какого-либо государства между его вооруженными силами и антиправительственными вооруженными силами или другими вооруженными группами, которые, находясь под ответственным командованием, осуществляют такой контроль над частью территории этого государства, который позволяет им вести непрерывные и согласованные военные действия и применять Протокол II (например, вооруженный конфликт между регулярными войсками Сальвадора и Фронтом национального освобождения имени Фарабундо Марти (ФНОФМ), завершившийся подписанием в 1992 г. мирного соглашения между противоборствующими сторонами; вооруженные конфликты на постсоветском пространстве: приднестровский — в Молдове, грузино-осетинский и грузино-абхазский — в Грузии и др.). К такого рода вооруженным конфликтам относятся и гражданские войны, например Гражданская война между Севером и Югом в США (1861— 1865), Гражданская война в России (1918—1920), Гражданская война в Испании (1936).
В вооруженных конфликтах немеждународного характера применяются следующие международно-правовые акты: ст. 3, общая для четырех Женевских конвенций 1949 г., ст. 19 Гаагской конвенции о защите культурных ценностей 1954 г. и Второй протокол к ней 1999 г., Дополнительный протокол II от 1977 г., Протокол II с поправками 1996 г. к Конвенции о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения и имеющими неизбирательное действие, 1980 г., Римский статут Международного уголовного Суда 1998 г.
Из
сферы применения Дополнительного
протокола II исключены ситуации напряженности
и беспорядков внутри страны: беспорядки,
отдельные и спорадические акты насилия
и иные акты аналогичного характера (п.
2 ст. 1).
1.5. Правовые последствия
начала войны
С юридической точки зрения представляется важным выяснить, к каким изменениям в отношениях между воюющими государствами приводит объявление состояния войны? Именно с этого момента происходит перестройка международных отношений воюющих государств, которая ведет к наступлению ряда юридических последствий.
Во-первых, между воюющими государствами прекращаются дипломатические и, как правило, консульские отношения. Дипломатический и консульский персонал вправе покинуть территорию неприятельского государства. При этом государство пребывания должно оказать содействие, необходимое для возможно скорого выезда пользующихся привилегиями и иммунитетами лиц, не являющихся гражданами государства пребывания, и членов семей таких лиц независимо от их гражданства (ст. 44 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г). Охрана интересов одного воюющего государства и его граждан в другом поручается третьему, обычно нейтральному государству, которое поддерживает дипломатические отношения с обоими воюющими государствами. Так, во время Второй мировой войны интересы СССР в Германии и интересы Германии в СССР представляла Швеция, а американские интересы в Италии, Германии и интересы Италии, Германии в США — Швейцария.
Если
возникает необходимость в
Во-вторых, неприятельская собственность подлежит конфискации. Однако это положение не распространяется на имущество дипломатических и консульских представительств. Морским судам устанавливается определенный срок, в течение которого они должны покинуть порты неприятельского государства. В противном случае они подлежат конфискации.
В-третьих, объявление состояния войны оказывает влияние и на правовое положение граждан, которое определяется с учетом следующего фактора: участвуют ли они непосредственно в вооруженном конфликте в составе своих вооруженных сил (военнослужащих, партизан) или таковыми не являются — относятся к мирному гражданскому населению. К иностранцам, являющимся гражданами неприятельского государства, применяется специальный режим, в соответствии с которым они могут быть размещены для проживания в определенном районе или интернированы. Кроме того, им может быть предложено покинуть территорию неприятельского государства.
В-четвертых, прекращают свое действие политические (о ненападении, нейтралитете), экономические и иные договоры, рассчитанные на мирные отношения. Некоторые договоры (торговые, почтовые, телеграфные и др.) либо приостанавливают, либо прекращают свое действие. И наоборот, на практике начинают применяться договоры, устанавливающие правила ведения войны. Таким образом, начало войны влияет на различные сферы межгосударственных отношений (экономические, политические, культурные, военные и др.), что, естественно, влечет за собой коренное изменение их международно-правовой основы — с этого момента начинают применяться нормы международного гуманитарного права, а точнее, государства обязаны их применять.