Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 16:06, лекция
Деятельность государств в необычных, экстремальных условиях международных отношений — в период войны — регулируется принципами и нормами, относящимися к международному гуманитарному праву, применяемому в период вооруженных конфликтов. Международное право, как отмечал Монтескье, естественно основывается на принципе, заключающемся в том, что в периоды мира государства должны творить как можно больше добра, а в периоды войны — как можно меньше зла. Именно это стало движущей силой развития международного гуманитарного права с момента его зарождения. Мысли о том, что «для войны, как и для мирного времени, существуют свои законы», встречаются еще в трудах Г. Гроция.
1.1. Понятие, источники и принципы международного гуманитарного права
1.2. Отличие международного гуманитарного права от стандартов в области прав человека
1.3. Субъекты международного гуманитарного права
1.4. Понятие и виды вооруженных конфликтов в международном гуманитарном праве
1.5. Правовые последствия начала войны
Понятие «законы и обычаи войны» историческое. Оно применяется с давних времен для обозначения совокупности норм, действующих в период вооруженных конфликтов и нашедших отражение во внутригосударственном (национальном) праве. Однако в современных условиях документы, относящиеся к этой отрасли права, в абсолютном большинстве стали договорными. С этой точки зрения понятие «законы и обычаи войны» вошло в противоречие с современным представлением об источниках, регулирующих межгосударственные отношения в период вооруженных конфликтов. Такое наименование этой отрасли права все более утрачивает свою актуальность.
По
нашему мнению, правильнее было бы именовать
эту отрасль международного публичного
права международным
С учетом сказанного можно дать следующее определение: международное гуманитарное право — это система международно-правовых принципов и норм, регулирующих отношения между субъектами международного права (воюющими сторонами) в период вооруженных конфликтов в целях ограничения применения жестоких методов и средств ведения войны, защиты ее жертв и устанавливающих ответственность за их нарушение.
Сам
факт существования международного
гуманитарного права не означает,
что этим как бы узаконивается
война, т.е. подвергается сомнению принцип
запрещения войны как таковой. В
преамбуле Дополнительного
Принципы. Анализ источников международного гуманитарного права (законов и обычаев войны, конвенций, протоколов, договоров, соглашений) позволяет сформулировать основные принципы которые обеспечивают определенное единство и системность этой отрасли международного права. Будучи рассчитаны на всю сферу вооруженной борьбы или ее области, а не на конкретный типичный вариант поведения участников конфликта, эти принципы определяют цель, направление нормативного регулирования, его содержание и характер. Без их учета не могут быть поняты и использованы в полной мере смысл и назначение конкретных правил ведения войны. Вместе с тем принципы международного гуманитарного права должны соответствовать общепризнанным принципам общего международного права, которые содержатся в Уставе ООН, Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, 1970 г. и Заключительном акте Хельсинкского Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. Общепризнанные принципы международного права являются критерием законности всех других норм, вырабатываемых государствами в сфере международных отношений. Говоря о примате общепризнанных принципов международного права по отношению к отраслевым принципам международного гуманитарного права, необходимо обратить внимание на то, что последние вытекают из первых, они взаимосвязаны и взаимообусловлены. Всеобщие принципы международного права прежде всего запрещают: применение силы или угрозы силой; вмешательство во внутренние дела; нарушение территориальной целостности государств; посягательства на права человека, нерушимость границ и др.
Учитывая особенности предмета правового регулирования международного гуманитарного права можно было бы, на наш взгляд, выделить следующие принципы этой отрасли международного права:
Говоря о принципе гуманизации вооруженных конфликтов, нужно подчеркнуть, что он в отличие от других принципов международного гуманитарного права означает обязанность соблюдения воюющими государствами разного рода норм, направленных на смягчение суровостей и жестокостей войны, на проявление человеколюбия к ее жертвам. Особенностью этого принципа является также то, что он универсальный, т.е. распространяется на все сферы вооруженной борьбы: применим, и когда речь идет о методах и средствах ведения войны, и при регулировании вопросов защиты ее жертв, мирных объектов, окружающей среды и т.д. Так, в преамбуле Декларации об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль 1868 г. говорится о том, что «потребности войны должны остановиться перед требованиями человеколюбия», «успехи цивилизации должны иметь последствием уменьшение по возможности бедствий войны». В Конвенции о законах и обычаях сухопутной войны 1907 г. провозглашается желание договаривающихся государств в случае возникновения войны «служить делу человеколюбия и сообразовываться с постоянно развивающимися требованиями цивилизации», высказывается намерение ввести в законы и обычаи войны «ограничения, которые, насколько возможно, смягчили бы их суровость».
Положения
гуманитарного характера
Таким образом, все содержание норм международного гуманитарного права проникнуто духом гуманности, что подтверждает вывод о существовании самостоятельного принципа гуманизации вооруженных конфликтов. При рассмотрении конкретных проявлений указанного принципа речь должна идти не только о формальном отражении идей гуманности в международном праве, но и о неукоснительном соблюдении их в практике международных отношений.
Давая анализ принципу гуманизации вооруженных конфликтов в Женевских конвенциях о защите жертв войны 1949 г., профессор И.П. Блищенко верно отметил, что положения этих конвенций основываются на общем понятии принципа гуманности, «устанавливающего, в частности, запрет неограниченного использования насилия в ходе военных действий, выражающего стремление к защите интересов человека и его достоинства, окружающей среды, необходимой для выживания человека, в максимально возможной степени возлагающего на воюющих обязанности в ходе вооруженного конфликта применять наиболее ограниченные, с юридической точки зрения, наиболее гуманные способы и средства ведения военных действий».
Завершая рассмотрение этого вопроса, нельзя не сказать об оговорке Мартенса, имеющей к нему непосредственное отношение. На Первой конференции мира в 1899 г., после того как делегаты не смогли достичь согласия по вопросу о статусе гражданских лиц, бравшихся за оружие в борьбе против оккупантов, Ф.Ф. Мартенс выступил с заявлением. Представители крупных военных держав считали, что таких лиц следует рассматривать в качестве преступников (франтиреров), подлежащих смертной казни, а те, кто представляли в основном небольшие государства, утверждали, что с ними надо обращаться, как с полноправными комбатантами. Ответ на этот вопрос и был найден в формулировке, предложенной Ф.Ф. Мартенсом: даже при отсутствии конкретной нормы права «гражданские лица и комбатанты остаются под защитой и действием принципов международного права, проистекающих из установившихся обычаев, из принципов гуманности и из требований общественного сознания».
Становление и развитие принципов международного гуманитарного права — это сложный и длительный процесс. Есть все основания считать, что и в будущем, пока не будет покончено с войнами окончательно, т.е. они перестанут быть фактором международной жизни, совершенствование принципов будет продолжаться. Сейчас представляется необходимым кодифицировать существующие принципы международного гуманитарного права, что в конечном счете станет значительным вкладом в его прогрессивное развитие, будет способствовать демократизации и гуманизации международных отношений.
1.2. Отличие международного
гуманитарного права
от стандартов в области
прав человека
Международное гуманитарное право является самостоятельной отраслью международного права, принципы и нормы которой регулируют отношения между субъектами международного права (воюющими сторонами) в экстремальных условиях — в период вооруженных конфликтов — с целью ограничения воюющих в выборе методов и средств ведения войны, защиты прав лиц, оказавшихся во власти неприятельской державы (стороны). Начало становления международного гуманитарного права было положено принятием в 1864 г. Конвенции о защите раненых и больных во время войны.
Права человека являются самостоятельной отраслью международного права, представляющей собой совокупность многосторонних международных договоров, содержащих стандарты в области прав человека, которые направлены на урегулирование отношений между государством и его гражданами, а также другими лицами, находящимися под его юрисдикцией и контролем. Исторически принцип уважения прав и свобод человека впервые был закреплен в 1945 г. в Уставе ООН.
В договорных источниках, содержащих нормы МГП, не значатся положения, позволяющие их участникам в каких-либо ситуациях отступать от принятых государствами обязательств. Так, например, в Дополнительном протоколе I закреплено, что «Высокие Договаривающиеся Стороны обязуются соблюдать настоящий Протокол и обеспечивать его соблюдение при любых обстоятельствах» (ст. 1).
В
отличие от этого в документах,
закрепляющих нормы о правах человека,
государства-участники могут
Как видим, в отличие от стандартов в области прав человека, которые должны обеспечиваться властями государства в любое время, т.е. в мирное время и в период вооруженных столкновений, в отношении всего населения, находящегося на территории этого государства, нормы МГП применяются в период вооруженных конфликтов к лицам противной стороны в пределах территории военных действий воюющих государств (сторон). Однако, еще в мирное время государства обязаны распространять знания об МГП в вооруженных силах и других силовых структурах, включать изучение Женевских конвенций и Дополнительных протоколов, а также других международно-правовых документов, относящихся к МГП, в программы военной подготовки и поощрять их изучение гражданским населением (ст. 83 Дополнительного протокола I), избегать размещения военных объектов в густонаселенных районах или вблизи от них и предусматривать все возможные меры для защиты гражданского населения (ст. 58 Дополнительного протокола I), проводить работу по подготовке квалифицированного медицинского персонала (ст. 6 и 82 Дополнительного протокола I) и др.
В
то же время нормы МГП и стандарты
в области прав человека взаимосвязаны,
дополняют друг друга и имеют
много общего в силу того, что те и другие
направлены на защиту прав личности, что
дает основание некоторым ученым объединять
их в одну отрасль современною международного
права — международное гуманитарное право.
1.3. Субъекты международного
гуманитарного права
Кому же адресованы предписания международного гуманитарного права? Кто является субъектами (носителями прав и обязанностей) этой отрасли международного права? Отвечая на эти вопросы, необходимо подчеркнуть, что основными субъектами права, применяемого в период вооруженных конфликтов, являются государства. Война, вооруженный конфликт — явления социальные, они являются продолжением политики насильственными методами; и них, как правило, противостоят друг другу государства, ведущие между собой вооруженную борьбу. Именно государства формулируют принципы и нормы, составляющие правила ведения войны, и несут ответственность за обеспечение их соблюдения.
Так, в Конвенции о законах и обычаях сухопутной войны 1907 г. зафиксировано, что «Договаривающиеся Державы дадут своим сухопутным войскам наказ, согласный с приложенным к настоящей конвенции Положением о законах и обычаях сухопутной войны» (ст. I). В ст. I Женевской конвенции об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях от 12 августа 1949 г. закреплено, что «Высокие Договаривающиеся Стороны (а ими, как известно, являются государства) обязуются при любых обстоятельствах соблюдать и заставлять соблюдать настоящую конвенцию».
Государства могут выступать также в роли специального субъекта международного гуманитарного права — державы-покровительницы, на которую возлагается обязанность охраны интересов воюющих сторон и осуществления международного контроля за соблюдением ими правил ведения войны. На это, в частности, указывается в Женевской конвенции об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море. В ст. 8 отмечается, что названная конвенция «будет применяться при содействии и под контролем Держав-покровительниц, на которых возложена охрана интересов сторон, находящихся в конфликте». При этом «представители или делегаты Держав-покровительниц ни в коем случае не должны выходить за рамки своей миссии, которая определена настоящей конвенцией. Они должны, в частности, принимать во внимание настоятельные нужды безопасности государства, при котором они выполняют свои функции».