Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 16:06, лекция
Деятельность государств в необычных, экстремальных условиях международных отношений — в период войны — регулируется принципами и нормами, относящимися к международному гуманитарному праву, применяемому в период вооруженных конфликтов. Международное право, как отмечал Монтескье, естественно основывается на принципе, заключающемся в том, что в периоды мира государства должны творить как можно больше добра, а в периоды войны — как можно меньше зла. Именно это стало движущей силой развития международного гуманитарного права с момента его зарождения. Мысли о том, что «для войны, как и для мирного времени, существуют свои законы», встречаются еще в трудах Г. Гроция.
1.1. Понятие, источники и принципы международного гуманитарного права
1.2. Отличие международного гуманитарного права от стандартов в области прав человека
1.3. Субъекты международного гуманитарного права
1.4. Понятие и виды вооруженных конфликтов в международном гуманитарном праве
1.5. Правовые последствия начала войны
Международное
гуманитарное право,
применяемое в
период вооруженных
конфликтов
1.1. Понятие, источники и принципы международного гуманитарного права
1.2. Отличие международного гуманитарного права от стандартов в области прав человека
1.3. Субъекты международного гуманитарного права
1.4. Понятие и виды вооруженных конфликтов в международном гуманитарном праве
1.5.
Правовые последствия
начала войны
1.1. Понятие, источники
и принципы международного
гуманитарного права
Деятельность государств в необычных, экстремальных условиях международных отношений — в период войны — регулируется принципами и нормами, относящимися к международному гуманитарному праву, применяемому в период вооруженных конфликтов. Международное право, как отмечал Монтескье, естественно основывается на принципе, заключающемся в том, что в периоды мира государства должны творить как можно больше добра, а в периоды войны — как можно меньше зла. Именно это стало движущей силой развития международного гуманитарного права с момента его зарождения. Мысли о том, что «для войны, как и для мирного времени, существуют свои законы», встречаются еще в трудах Г. Гроция.
Российский публицист, ученый, дипломат профессор Ф.Ф.Мартенс справедливо отмечал, что право войны существует с тех пор, как государства пришли к осознанию обязанностей в отношении друг друга. Оно постоянно развивалось и изменялось сообразно изменению культурных понятий народов. Во имя этого права от победителя требуется обеспечение неприкосновенности жизни и чести мирных обывателей неприятельской страны; во имя этого права даже пораженный враг остается человеком, заслуживающим уважения и сочувствия.
В
древности правила ведения
В отношениях между государствами Древней Греции существовала обычная норма, согласно которой война не должна была начинаться без ее объявления, смерть на поле сражения давала право на погребение, при захвате городов нельзя было убивать укрывающихся в храмах, военнопленные подлежали обмену или выкупу и лишь в крайних случаях обращались в рабство. Правила ведения войны нашли отражение также в религиозных писаниях — Библии, Коране.
Так, религиозные источники, как и Женевские конвенции от 12 августа 1949 г. о защите жертв войны, требуют вести боевые действия только против тех, кто сам принимает в них участие. В Коране, например, говорится: «И сражайся с именем Аллаха, против тех, кто сражается против тебя, но не будь агрессивным. Верь, Аллах любит не агрессоров» (гл. 2, стих 190). Нормы международного гуманитарного права запрещают использовать лазареты, храмы для причинения вреда врагу. В Коране, в той же главе 2, говорится: «И не сражайся с теми, кто в мечети, но если они сражаются с тобой, убей их» (стих 191).
За тысячелетия произошли глубокие изменения в искусстве ведения войны. С появлением огнестрельного оружия вооруженные конфликты и их масштабы приобрели иной характер. Изменилось отношение к военнопленным, которые все чаще освобождались за выкуп, а также к раненым, которых выносили с поля битвы и оказывали им помощь.
Гуманизация вооруженных конфликтов значительно ускорилась в XIX в. с появлением общественных организаций, которые развернули свою деятельность во многих странах. В России Крестовоздвиженская община сестер милосердия, которой руководил русский хирург Н.И. Пирогов, оказывавшая помощь раненым и больным на поле боя во время Крымской войны (1853—1856), явилась предвестником создания Международного Комитета Красного Креста.
Во
время австро-итало-
Мандат МККК на деятельность во время вооруженных конфликтов основан на четырех Женевских конвенциях 1949 г. и Дополнительных протоколах к ним, а также на его собственном Уставе (праве на инициативу в не международных конфликтах). МККК проводит работу по совершенствованию вышеуказанных международных договоров, всячески пропагандируя их и содействуя четкому выполнению, а также распространяет знания о них во всем мире.
В
1864 г. швейцарское правительство
созвало дипломатическую
В 1874 г. Россия выступила с предложением о проведении международной конференции для выработки правил ведения военных действий. На состоявшейся в Брюсселе конференции российская делегация предложила проект конвенции о законах и обычаях войны, автором которого был Ф.Ф. Мартенс. Однако участники конференции оказались неподготовленными к принятию такой конвенции. Российский проект был принят лишь в форме декларации, хотя в заключительном протоколе конференции признавалась важность кодификации законов и обычаев войны. На Первой (1899) и Второй (1907) Конференциях мира были приняты конвенции, кодифицировавшие законы и обычаи войны.
Ныне
международное гуманитарное право
включает множество международно-
К основным источникам международного гуманитарного права относятся: международные договоры и международные обычаи.
К договорным (конвенционным) источникам международного гуманитарного права относятся документы, принятые более 100 лет назад, которые под влиянием исторических причин, а также в результате изменений в военном искусстве неоднократно пересматривались, дополнялись, кодифицировались как естественный результат прогрессивного развития международного гуманитарного права.
Основными из них являются:
Приведенный перечень нормативных документов красноречиво подтверждает, что нормы международного гуманитарного права достаточно кодифицированы. Начало такой кодификации, как уже было отмечено, положено Конвенциями 1899 и 1907 гг.
Женевские Конвенции 1949 г. и Дополнительные протоколы к ним представляют более высокий уровень, очередной этап кодификации. «Вот почему, — отмечал Ф.Ф. Мартенс, — международное соглашение с целью установления правил войны или, другими словами, кодификация обычаев войны, представляется нам никак не меньше настоятельною задачею цивилизованных государств, чем кодификация международных законов во время мира».
Недостаток большинства первых международно-правовых актов, относящихся к международному гуманитарному праву, состоял в том, что они содержали «оговорку всеобщности» (clausula si omnes), согласно которой положения конвенций были обязательны лишь для договаривающихся держав и только в случае, если воюющие участвуют в конвенции (ст. II Гаагской конвенции 1907 г.). Если же в войну вступало государство, не являющееся участником конвенции, то конвенция переставала действовать даже в отношениях между ее участниками. Последующая практика государств пошла по пути отказа от clausula si omnes, что было четко сформулировано в приговорах международных военных трибуналов.
С учетом опыта Второй мировой войны были приняты Женевские конвенции 1949 г. о защите жертв войны, Гаагская конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженных конфликтов 1954 г. и другие документы. Учитывая их универсальность, можно сказать, что Женевские конвенции 1949 г. вышли за рамки «рядовых» межгосударственных договоров и стали договорами с абсолютными обязательствами — государства не могут денонсировать их в период вооруженных конфликтов.
На нормы Женевских конвенций не распространяется принцип взаимности. Воюющая сторона не может не применять ту или иную их норму, ссылаясь на то, что другая воюющая сторона не соблюдает ее.
Международный обычай распространяется в основном на те отношения в период вооруженного конфликта, которые не урегулированы конвенциями. Их особенность состоит в том, что они в силу всеобщности их признания являются обязательными и для государств, которые формально не являются участниками конвенционных норм. В ст. 2, общей для Женевских конвенций о защите жертв войны, закреплено положение, согласно которому, если одна из находящихся в конфликте держав не является участницей конвенций, то участвующие в ней державы останутся тем не менее связанными ими в своих взаимоотношениях. Они, кроме того, будут связаны конвенциями в отношении не участвующей державы, если последняя принимает и применяет их положения. В данном случае есть все основания полагать, что не участвующие в конвенции державы могут применять и принимать ее положения в качестве обычной нормы.
В подтверждение этого ст. 158 Женевской конвенции о защите гражданского населения во время войны подчеркивает, что денонсация конвенции будет иметь силу лишь в отношении денонсирующей державы. Она никак не будет влиять на обязательства, которые стороны, находясь в конфликте, обязаны продолжать выполнять в силу принципов международного права, поскольку они вытекают из обычаев, установившихся среди цивилизованных народов, из законов человечности и велений общественной совести. Как видим, обычай остается важным источником международного гуманитарного права.
Анализ научных источников показывает, что в доктрине международного права нет единого подхода к вопросу о предмете регулирования международного права, применяемого в период вооруженных конфликтов, его источниках и наименовании:
Некоторые из авторов используют для обозначения понятия «право войны» его латинское название — jus in hello, которое вошло в употребление еще с древних времен, когда война рассматривалась как законное средство разрешения международных споров. Право войны, а точнее, право, применяемое в войне, было призвано избавить воюющих от излишних страданий и бедствий. Право на войну (jus ad bellum) отличалось в те времена от права войны в силу принимаемой законности войны как средства разрешения споров между государствами.
Возникает
вопрос, какая трансформация этих
понятий произошла в свете
сегодняшнего дня, когда международное
право запрещает применение силы
для разрешения спорных проблем,
а мировое сообщество объявило агрессивную
войну международным