Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 13:34, контрольная работа
Международное морское право в течение длительного времени развивалось преимущественно как обычное право. Многочисленные притязания на ресурсы и пространства открытого моря подтолкнули мировое сообщество к необходимости кодификации обычных норм международного морского права и разработки новых, учитывающих разнообразные интересы государств. Обычай и в настоящее время не утратил своего значения, но уступил главенствующее положение международным договорам.
1. Понятие и источники международного морского права. 3
2. Виды морских пространств, относящиеся к государственной территории. 7
3. Виды морских пространств, относящиеся к территориям со смешанным режимом и с международным режимом. 12
Задание 1. 16
Задание 2. 17
Задание 3. 19
Список использованной литературы. 22
Суверенитет прибрежного государства распространяется на поверхность и недра дна территориального моря, а также на воздушное пространство над ним. Положения о распространении суверенитета прибрежного государства над территориальным морем содержатся в ст. 1 и 2 Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне 1958 года и ст. 2 Конвенции ООН по морскому праву 1982 года. В территориальном море действуют законы и правила, установленные прибрежным государством, поскольку оно входит в состав государственной территории, а его внешняя граница является государственной границей прибрежного государства на море. В территориальном море суверенитет прибрежного государства осуществляется, однако, с соблюдением права иностранных морских судов пользоваться мирным проходом через территориальное море других стран.
Признание права мирного
прохода иностранных судов
Нормальной исходной линией
для измерения ширины территориального
моря является линия наибольшего
отлива вдоль берега. В местах, где
береговая линия глубоко
При проведении исходных линий не допускается сколько-нибудь заметных отклонений от общего направления берега. Кроме того, система прямых исходных линий не может применяться государством таким образом, чтобы территориальное море другого государства оказалось отрезанным от открытого моря или исключительной экономической зоны.
На протяжении XIX и до середины XX столетия сложился международный обычай, согласно которому линия внешней границы территориального моря может находиться в пределах от 3 до 12 морских миль от исходных линий для измерения территориального моря. Комиссия международного права отметила в 1956 году, что "международное право не допускает расширения территориального моря за пределы 12 миль". Однако I Конференции ООН по морскому праву из-за разногласий между государствами не удалось зафиксировать это положение в принятой ею Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне. Лишь Конвенция ООН по морскому праву 1982 года впервые в договорном порядке декларировала в качестве универсальной нормы международного права положение о том, что "каждое государство имеет право устанавливать ширину своего территориального моря до предела, не превышающего 12 морских миль", отмеряемых от установленных ею исходных линий.
В настоящее время свыше 110 государств установили ширину территориального моря в пределах до 12 морских миль. Однако около 20 государств имеют ширину, превышающую лимит, установленный международным правом. А более 10 из них (Бразилия, Коста-Рика, Панама, Перу, Сальвадор, Сомали и некоторые другие) односторонними законодательными актами, принятыми до Конвенции ООН по морскому праву, расширили свои территориальные воды до 200 морских миль. По-видимому, решению возникшей таким образом проблемы сможет содействовать вступление в силу Конвенции по морскому праву или ее фактическое осуществление подавляющей частью государств11.
Морские пространства со смешанным правовым режимом находятся за пределами государственной территории, однако прибрежное государство в этих морских пространствах может обладать определенными суверенными правами либо распространять свою юрисдикцию в определенных сферах деятельности в соответствии с положениями международного морского права. К этой группе морских пространств относятся прилежащая зона, континентальный шельф и исключительная экономическая зона.
В соответствии со ст. 33 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., в прилежащей зоне прибрежное государство может осуществлять контроль, необходимый для предотвращения нарушений таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных законов и правил в пределах его территории или территориального моря; а также для наказания за нарушение этих законов и правил, совершенное в пределах его территории или территориального моря.
Континентальный шельф является естественным продолжением сухопутной территории прибрежного государства. Он простирается за пределами государственной территории, и поэтому на него не распространяется суверенитет прибрежного государства. Согласно ст. 77 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. прибрежное государство осуществляет над континентальным шельфом суверенные права в целях разведки и разработки его природных ресурсов.
В отношении исключительной экономической зоны прибрежное государство обладает суверенными правами в целях разведки, разработки, сохранения и управления природными ресурсами а также юрисдикцией по целому ряду вопросов, таких, как создание и использование искусственных островов, проведение морских научных исследований, защита и сохранение морской среды.
Объем прав, предоставляемых государствам в морских пространствах со смешанным режимом, определяется международным морским правом. В то же время в пределах своих полномочий прибрежное государство может издавать национальные нормативные акты, регулирующие отношения, возникающие в сфере использования этих морских пространств12.
Морские пространства с международно-правовым режимом не входят в состав государственной территории. Они находятся в общем пользовании всех государств в соответствии с принципами и нормами международного морского права. К таким пространствам относятся открытое море (за пределами исключительной экономической зоны), дно морей и океанов и его недра за пределами национальной юрисдикции.
Согласно ст. 1 Конвенции об открытом море 1958 г., "открытое море
означает все части моря, которые не входят ни в территориальное море, ни во внутренние воды какого-либо государства".
В Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. отсутствует определение открытого моря. Вместе с тем, согласно ст. 86 положения ч. VII Конвенции, посвященной открытому морю, применяются ко всем частям моря, которые не входят ни в исключительную экономическую зону, ни в территориальное море или внутренние воды какого-либо государства, ни в архипелажные воды государства-архипелага.
Открытое море — это водная часть морского пространства, находящаяся за пределами национальной юрисдикции, открытая для использования всеми государствами на основе норм международного права. В соответствии со ст. 89 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. никакое государство не вправе претендовать на подчинение какой-либо части открытого моря своему суверенитету. Открытое море находится в общем, равном и свободном пользовании всех государств. Международно-правовой режим открытого моря определяется значительным количеством договорных и обычных норм, которые регулируют отношения государств по поводу использования его просторов и ресурсов.
Особый международно-правовой
режим имеет морское
Дно морей и океанов и его недра за пределами национальной юрисдикции в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. получили название «Района», ресурсы которого «являются общим наследием человечества». В соответствии с положениями ст. 137 Конвенции, ни одно государство не может претендовать на суверенитет или суверенные права или осуществлять их в отношении какой бы то ни было части Района или его ресурсов, и ни одно государство, физическое или юридическое лицо не может присваивать какую бы то ни было их часть. Никакие притязания такого рода или осуществление суверенитета или суверенных прав и никакое такое присвоение не признаются.
Французское судно «Лотус», находясь в открытом море, натолкнулось на турецкий угольщик, который вследствие этого затонул. Имелось значительное число жертв. Спустя некоторое время французское судно остановилось в турецком порту. Турецкие власти попытались задержать французского офицера, который в момент катастрофы осуществлял управление судном.
Может ли Турция преследовать французского офицера несмотря на то, что инцидент имел место в открытом море?
Решение:
Открытое море — это водная часть морского пространства, находящаяся за пределами национальной юрисдикции, открытая для использования всеми государствами на основе норм международного права.
Статьей 92 Конвенции ООН по морскому праву 1982 года определен статус судов: «Судно должно плавать под флагом только одного государства и, кроме исключительных случаев, прямо предусматриваемых в международных договорах или в настоящей Конвенции, подчиняется его исключительной юрисдикции в открытом море»14.
Т.о., в открытом море судно подчиняется юрисдикции того государства, под флагом которого оно плавает.
Согласно части 1 статьи 11 Конвенции об открытом море 1958 года, в случае столкновения или какого-либо другого происшествия с судном при плавании в открытом море, вызывающего уголовную или дисциплинарную ответственность капитана или какого-либо другого лица на службе судна, какое-либо уголовное или дисциплинарное преследование против этого лица может быть возбуждено только перед судебными или административными властями государства флага или того государства, гражданином которого это лицо является15.
Ни арест, ни задержание этого судна не могут быть произведены даже в качестве меры расследования, по распоряжению каких-либо властей, кроме властей государства флага (ч.3. ст.11 Конвенции об открытом море 1958 года).
В данном случае преследование
французского офицера может быть
осуществлено только по распоряжению
французских властей. Попытка турецких
властей задержать офицера
В 1988 году эсминец «Кэрон» и крейсер «Йорктаун» ВМС США зашли в советское территориальное море в Черном море в районе южного берега Крыма. На подаваемые заблаговременно советским пограничным кораблем предупреждающие сигналы о приближении к Государственной границе СССР американские корабли не отреагировали и углубились в территориальное море СССР на значительное расстояние.
В своем протесте МИД СССР «ответственность за совершенную провокацию», приведшую к столкновению двух кораблей, возлагал на США. В ответ на это представителями Госдепартамента США и Пентагона было заявлено, что американские корабли осуществляли право мирного прохода, которое соответствует международному морскому праву.
Чья позиция в данном случае правомерна с точки зрения международного морского права – СССР или США?
Решение:
Согласно части 1 статьи 1 Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне 1958 года, Суверенитет государства распространяется за пределы его сухопутной территории и его внутренних вод на морской пояс, примыкающий к его берегу и называемый территориальным морем16.
Проход, согласно части 2 статьи 14 указанной Конвенции означает плавание через территориальное море с целью или пересечь это море, не заходя во внутренние воды, или пройти во внутренние воды или из внутренних вод в открытое море. А согласно части 4 статьи 14, проход является мирным, если им не нарушается мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства. Согласно статьи 15 Конвенции 1958 года, прибрежное государство не должно препятствовать мирному проходу через территориальное море.
Конвенция ООН по морскому праву указывает, что проход не является мирным, если проходящее судно допускает угрозу силой, или ее применением против суверенитета, территориальной целостности или политической независимости прибрежного государства, совершает маневры или учения, сбор информации или пропаганду в ущерб обороне либо безопасности прибрежного государства, использует летательные аппараты, грузопассажирские операции вопреки законам и правилам прибрежного государства, акты загрязнения, рыболовную или исследовательскую деятельность, создание помех системам связи прибрежного государства и любую другую деятельность, не имеющую прямого отношения к проходу17.
Согласно части 1 статьи 21 Конвенции 1982 года при осуществлении права мирного прохода через территориальное море иностранные суда обязаны соблюдать законы и правила, принимаемые прибрежным государством в соответствии с положениями Конвенции и другими нормами международного права. Эти правила могут касаться: безопасности судоходства и регулирования движения судов; сохранения ресурсов и предотвращения нарушения рыболовных правил прибрежного государства; защиты окружающей среды; морских научных исследований и гидрографических съемок; таможенного, санитарного, фискального и иммиграционного режимов.
Иностранные суда при проходе должны соблюдать все законы и правила, а также общепринятые международные правила, касающиеся предотвращения столкновения в море.
Прибрежное государство
в случае необходимости и с
учетом безопасности судоходства может
потребовать от иностранных судов,
осуществляющих право мирного прохода
через его территориальное
Информация о работе Контрольная работа по "Международному праву"