Контрольная работа по "Международному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 13:34, контрольная работа

Краткое описание

Международное морское право в течение длительного времени развивалось преимущественно как обычное право. Многочисленные притязания на ресурсы и пространства открытого моря подтолкнули мировое сообщество к необходимости кодификации обычных норм международного морского права и разработки новых, учитывающих разнообразные интересы государств. Обычай и в настоящее время не утратил своего значения, но уступил главенствующее положение международным договорам.

Оглавление

1. Понятие и источники международного морского права. 3
2. Виды морских пространств, относящиеся к государственной территории. 7
3. Виды морских пространств, относящиеся к территориям со смешанным режимом и с международным режимом. 12
Задание 1. 16
Задание 2. 17
Задание 3. 19
Список использованной литературы. 22

Файлы: 1 файл

МП К-р.docx

— 51.60 Кб (Скачать)

План:

 

1. Понятие и источники международного морского права. 3

2. Виды морских пространств, относящиеся к государственной территории. 7

3. Виды морских пространств, относящиеся к территориям со смешанным режимом и с международным режимом. 12

Задание 1. 16

Задание 2. 17

Задание 3. 19

Список использованной литературы. 22

 

 

 

    1. Понятие и источники международного морского права

 

Издавна пространства морей и океанов служат человечеству в качестве поприща разнообразной  деятельности (мореплавания, добычи живых  и неживых ресурсов моря, научных  исследований и др.). В процессе этой деятельности государства и международные  организации вступают в отношения  друг с другом, которые регулируются юридическими нормами, взаимосвязанными и составляющими в целом область  международно-правового регулирования, называемую международным морским  правом1.

В литературе предложено несколько  определений международного морского права.

По мнению Д. Коломбоса (Англия), международное морское право - это существенная часть международного права, которая состоит из принципов, регулирующих общение с морем, ведение морской войны и нейтралитет2.

Международное морское право  — это совокупность норм, определяющих правовой статус морских пространств  и регулирующих межгосударственные отношения в связи с их исследованием  и использованием3.

Международное морское право - совокупность юридических норм и  правил, регулирующих отношения между  государствами, а также международными организациями, возникающие в связи  с их деятельностью по использованию  морей и океанов и их ресурсов, и в ряде случаев воздушного пространства над отдельными морскими районами (например, проливами, открытым морем и т.д.)4.

 Международное морское право содержит специфические, присущие ему нормы и принципы, такие как свобода судоходства в открытом море и свобода полетов над ним, право мирного прохода иностранных судов через территориальное море, право транзитного прохода судов через международные проливы и пролета летательных аппаратов над ними и др.

Международное морское право  является одной из старейших отраслей международного права, уходящей своими корнями в эпоху античного мира.

Международное морское право  в течение длительного времени  развивалось преимущественно как  обычное право. Многочисленные притязания на ресурсы и пространства открытого моря подтолкнули мировое сообщество к необходимости кодификации обычных норм международного морского права и разработки новых, учитывающих разнообразные интересы государств. Обычай и в настоящее время не утратил своего значения, но уступил главенствующее положение международным договорам.

Международное морское право  является одной из древнейших отраслей международного публичного права, и  в этой связи кодификация его  норм имеет свою историю. По вопросам периодизации кодификации международного морского права взгляды ученых расходятся.

А. Л. Колодкин полагает, что первый этап — это период подготовки и принятия Женевских конвенций по морскому праву 1958 г.; второй этап — после II Женевской конференции 1960 г.; третий этап — с начала подготовки III Конференции ООН по морскому праву5.

В. Н. Гуцуляк предлагает выделять два этапа: первый этап принято связывать с результатами Женевской конференции по морскому праву 1958 г., а второй этап — с III Конференцией по морскому праву 1973—1982 гг6.

Большую роль в становлении  договорного морского права сыграли  Женевские конференции ООН по морскому праву 1958 и 1960 гг., осуществившие кодификацию его норм. Эта работа затем была продолжена на III Конференции ООН по морскому праву (1973—1982 гг.).

В течение ряда десятилетий  к основным источникам морского права  относились Женевские конвенции  по морскому праву 1958 г. — о территориальном  море и прилежащей зоне, о континентальном  шельфе, об открытом море, о рыболовстве  и охране живых ресурсов открытого  моря.

Произошедшие в последнее  время изменения в эксплуатации ресурсов Мирового океана нашли свое отражение в новых конвенциях. Таковым является Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., которую подписали 157 государств. Она вступила в силу 16 ноября 1994 года с дополнительным соглашением об осуществлении части XI Конвенции от 29 июля 1994 г.

Существенное значение имеют  также договоры по специальным вопросам сотрудничества: Конвенция о международных правилах предупреждения столкновения судов в море 1972 г.; Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 г.; Международная конвенция по поиску и спасанию на море 1979 г.; ряд конвенций о борьбе с загрязнением морской среды — относительно вмешательства в открытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению нефтью, 1969 г., по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 г. и др7.

Международные отношения  в сфере международного морского права регулируются также следующими конвенциями:

- Международная конвенция  о подготовке и дипломировании моряков и несению вахты 1978 года;

- Конвенция о международных  правилах предупреждения столкновений  судов в море 1972 года;

- Договор по Антарктике 1959 года

Значительный вклад в  разработку ряда международных договоров  по морскому праву внесла Международная  морская организация (ИМО).

Государства заключают также  локальные многосторонние и двусторонние договоры по различным вопросам морской  деятельности. К ним относятся:

- Конвенция о рыболовстве  и сохранении живых ресурсов  в Балтийском море и Бельтах 1973 г.,

- Конвенция о защите  Черного моря от загрязнения  1992 г.,

- Конвенция о сохранении  запасов анадромных видов в  северной части Тихого океана 1992 г.,

- Конвенция о сохранении  ресурсов минтая и управлении  ими в центральной части Берингова  моря 1994г.,

- Меморандум о мерах  по более эффективному и успешному  развитию сотрудничества между  Правительством Российской федерации  и Правительством Японии в  области поиска и спасания  на море 1993 г.; 

- многочисленные  соглашения о морском торговом  судоходстве; 

- соглашения о разграничении  территориального моря континентального  шельфа: между СССР и Польшей  — о разграничении континентального  шельфа в Гданьском заливе 1969 г, между СССР и Швецией о разграничении континентального шельфа, а также советской экономической зоны и шведской рыболовной зоны в Балтийском море 1988г.

- Конвенция по защите морской среды Каспийского моря 2003 года.

В целях обеспечения наиболее эффективной реализации норм международного морского права государства издают внутригосударственные законодательные  и иные правовые акты. Они необходимы, поскольку конкретизируют положения  международно-правовых норм применительно  к условиям конкретного государства, определяют компетентные органы и учреждения в сфере реализации норм морского права, устанавливают ответственность за их нарушение. К таким актам относятся Законы РФ "О Государственной границе РФ", Водный кодекс РФ, Федеральный закон "О континентальном шельфе Российской Федерации" и ряд других8.

Таким образом, международное  морское право регламентирует деятельность человечества в водных пространствах, включающую в себя определение правового  режима различного рода территорий, установления статуса членов экипажа и пассажиров морских судов, порядка освоения природных ресурсов океана и т.д.

2. Виды морских  пространств, относящиеся к государственной  территории

 

Морские пространства различаются  между собой как по отношению  к суверенитету государства, так  и по правовому регулированию  конкретных видов деятельности государств в соответствующих морских пространствах.

Отношением к суверенитету государства определяется правовой статус того или иного морского пространства. Суверенитет государства распространяется только на часть морского пространства, которая или примыкает к побережью этого государства, или расположена вблизи от него. Эта часть входит в состав государственной территории соответствующего государства. Согласно статьи 2 Конвенции 1982 года таковой являются внутренние морские воды, архипелажные воды и территориальное море. Данный суверенитет распространяется в том числе на воздушное пространство над территориальным морем, его дно и недра.

Внутренние морские воды представляют собой водное пространство, расположенное между береговой  линией и теми исходными линиями, от которых отсчитывается ширина территориального моря.

К внутренним морским водам относятся:

1. Воды портов до линии,  соединяющей наиболее выдающиеся  в море постоянные портовые сооружения. Прибрежные установки и искусственные острова не считаются постоянными портовыми сооружениями.

2. Воды заливов, бухт, губ,  лиманов, берега которых принадлежат  данному государству до линии естественного входа, если она не превышает 24 морских миль. Если линия входа в залив (бухту, губу, лиман) превышает 24 мили, то проводится 24-мильная исходная прямая внутри залива. Углубление не признается заливом, если его площадь не равна и не больше площади полукруга, диаметром которого служит линия, пересекающая вход в это углубление.

3. Воды заливов, бухт, губ, лиманов, морей и проливов, исторически принадлежащих данному государству, независимо от ширины линии естественного входа (заливы Петра Великого в России, Гудзонов в Канаде, Бристольский в Великобритании и т. д.; проливы — Гудзонов, Карские ворота; моря — Белое, Карское и др.). К внутренним морским водам определенного государства они относятся в связи с тем, что традиционно в силу географических особенностей, а также экономической и оборонной значимости принадлежали данному государству, что можно квалифицировать как признанную другими государствами обычную норму.

Правовой статус морей, побережье  которых принадлежит двум или  нескольким государствам, определяется или должен определяться по соглашению между прибрежными государствами.

4. Воды, расположенные в  сторону берега от прямых исходных  линий, принятых для отсчета ширины территориального моря, когда побережье глубоко изрезано или когда вдоль берега расположена цепь островов. Прямые исходные линии должны быть обозначены на картах и доведены до сведения других государств9.

Правовой режим внутренних морских вод устанавливается  прибрежным государством по его усмотрению. В частности, судоходство и рыболовство во внутренних морских водах, а также научная и изыскательская деятельность регулируются исключительно законами и правилами прибрежного государства. В этих водах иностранцам обычно запрещено заниматься любыми промыслами и исследовательской деятельностью без специального разрешения. Как правило, любые иностранные суда могут заходить во внутренние воды другого государства с разрешения последнего. Однако разрешительный порядок реализуются на практике по-разному в отношении невоенных и военных судов. Иностранным невоенным судам разрешается свободно заходить в объявленные открытыми порты. Перечень открытых портов определяется прибрежным государством по своему усмотрению и доводится до сведения ежегодно в «Извещениях мореплавателям».

Военные корабли иностранных  государств могут заходить во внутренние воды и порты на основе разрешения прибрежного государства либо по его приглашению. Некоторые страны на основе принципа взаимности предусматривают  уведомительный порядок захода военных  судов. Исключением являются случаи вынужденного захода судов ввиду стихийного бедствия, а также воды открытых портов. Не требуется разрешения на заход во внутренние воды и порты иностранных военных кораблей, если на их борту находятся главы государств или правительств.

В целях обеспечения безопасности или во избежание возможного загрязнения окружающей среды прибрежные государства предусматривают особый порядок, ограничение или запрещение входа судов с ядерными установками, а также кораблей с ядерным оружием на борту.

Все суда, прибывающие в  порт, подлежат пограничному, санитарному  и таможенному досмотру.

Иностранные военные корабли  во внутренних (морских) и территориальных  водах пользуются экстерриториальностью, и на них не распространяются правила о таможенном досмотре, подсудности за преступления, совершенные на корабле, и т. д. Военные корабли во внутренних водах и портах пользуются правом неприкосновенности. К иностранному военному кораблю недопустимо применение каких-либо принудительных действий. Однако и они обязаны соблюдать местные законы и правила во внутренних водах другого государства. В противном случае местные власти могут указать на допущенные нарушения командиру корабля или даже сообщить о них правительству государства, под флагом которого плавает корабль. Выгрузка или перегрузка грузов осуществляется под наблюдением органов таможенного контроля. Грузы, выгружаемые на берег, облагаются таможенными пошлинами.

Архипелажные воды - это воды государства-архипелага, расположенные в пределах прямых архипелажных исходных линий, соединяющих наиболее выдающиеся в море точки наиболее отдаленных островов и осыхающих рифов архипелага. Длина таких линий в соответствии с Конвенцией ООН 1982 г. не должна превышать 100 морских миль с тем, однако, что до 3 % от общего числа исходных линий, замыкающих любой архипелаг, может превышать эту длину до максимальной длины в 125 морских миль (п. 2 ст. 47). При этом при проведении таких исходных линий не допускается отклонение от общей конфигурации архипелага.

Правовой режим архипелажных вод предусматривает обеспечение государством-архипелагом права архипелажного прохода, которое заключается в проходе иностранных судов через его архипелажные воды и прилегающее территориальное море по установленным морским коридорам и пролете самолетов по воздушным коридорам10.

Территориальное море — это  морской пояс, примыкающий к сухопутной территории (основному сухопутному  массиву и островам) и внутренним водам государств и находящийся  под суверенитетом прибрежного  государства. В территориальное море включаются также рейды, которыми обычно пользуются для погрузки, разгрузки и якорной стоянки судов и которые иначе были бы расположены целиком или частично за внешней границей территориального моря (ст. 12 Конвенции 1982 г.)

Информация о работе Контрольная работа по "Международному праву"