История развития международного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 08:53, контрольная работа

Краткое описание

История возникновения и развития международного права является частью исторического развития общества. Вместе с тем мнения ученых и специалистов по вопросу о времени появления международного права и его периодизации значительно разнятся. Как справедливо отмечал профессор И.И. Лукашук, «несмотря на все свое значение, история международного права пока еще не привлекла к себе должного внимания науки. В ней множество белых пятен. Не решен и такой принципиальный вопрос, как время возникновения международного права».

Оглавление

1. Возникновение международного права и периодизация его истории
2. Международное право средних веков (V—XVI вв.)
3. Развитие международного права в первой половине XX в
4. Наука международного права и ее эволюция
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 42.92 Кб (Скачать)

В средние века сложилась  обычно-правовая норма о праве  прибрежного государства иметь  территориальные воды. Поскольку  считалось, что власть государства  кончается там, где кончается  сила его оружия, ширина территориальных вод в соответствии с «правом пушечного выстрела» стала определяться в три морские мили. Вопросы регламентации мореплавания и морской войны отражались в специальных сборниках, содержащих морские обычаи, судебные решения. Так, в XIV в. был издан сборник «Консолато дель маре» («Морской сборник»), содержавший правила нейтралитета, положения, касавшиеся военной контрабанды, и т.п.

Мирные средства международных споров в средние  века стали обогащаться за счет достаточно широкого обращения к третейским судам и арбитражу. Так, в 1317 г. в  споре между королем Франции  и герцогом Фламандским судьей выступил Папа Иоанн XXII. В качестве арбитров выступали не только духовные лица, но и светские. Практиковалось также заключение договоров об арбитраже (третейском суде). Особенностью рассматриваемого периода было и то, что международные конфликты начинают становиться предметом рассмотрения вселенских соборов католической церкви, а также светских съездов государей и послов.

Существенное влияние  на развитие международного права оказал Вестфальский трактат, принятый 24 октября 1648 г., которым завершилась Тридцатилетняя война в Европе. Этим договором  устанавливалась система европейских  государств, их границы, принцип политического  равновесия. Впервые была сформулирована декларативная теория признания, а  также признана независимость Швейцарии  и Нидерландов. Вестфальским договором  в международную практику Западной Европы в качестве общепризнанного  участника международного общения  была введена Московская Русь. Договор  закрепил между всеми его участниками  не только «право на территорию и на верховенство», но и равноправие  европейских государств без различия их форм государственного строя и  религиозной веры. В нем отразилась идея согласованных действий европейских  держав, которые были призваны решать общие проблемы на светской, а не на религиозной основе. Значение данного  договора состоит также в том, что он явился базовым документом в развитии института международно-правовых гарантий.

Завершение периода  сословной монархии характеризуется  выработкой понятия «суверенитет», которое означало политическое и  юридическое верховенство власти монарха  над всеми феодальными властителями внутри страны и ее независимость  в международных отношениях, включая  независимость от римской церкви.

Средневековье убедительно  продемонстрировало гибельность беззакония как для внутригосударственных, так и для международных отношений. Человечество было поставлено перед необходимостью утвердить правопорядок.

 
3. Развитие международного права в первой половине XX в

 

Первая половина XX в. связана с рядом событий  и факторов, оказавших влияние  на развитие и содержание международного права.

После окончания Первой мировой войны государства-победители - страны Антанты — на основе серии международных договоров с Германией и ее союзниками создали правовой режим, получивший название Версальско-Вашингтонской системы (Версальский мирный договор 1919 г., а также связанные с ним Сен-Жерменский и Нёйиский 1919 г., Трианонский и Севрский 1920 г. мирные договоры, дополненные соглашениями, заключенными на Вашингтонской конференции 1922 г.). Этими договорами было оформлено создание ряда новых государств в Центральной и Юго-Восточной Европе, ограничивались вооружения побежденных сторон, решался вопрОС о возмещении нанесенного Германией ущерба, пересматривались ее границы, устанавливался для ряда западных стран принцип «открытых дверей» («равных возможностей») в Китае.

Важным звеном Версальской  системы и ее гарантом была призвана стать новая международная организация - Лига Наций. Разработкой ее Статута, ставшего впоследствии составной частью Версальского мирного договора, занимался  специальный комитет, созданный  на Парижской мирной конференции.

В Статут Лиги Наций, вступивший в силу в январе 1920 г., и в ряд резолюций международных  органов, созданных под ее эгидой, были включены положения, направленные на то, чтобы поставить агрессию вне закона. В Статуте было закреплено обязательство уважать и сохранять против всякого внешнего нападения территориальную целостность и существующую политическую независимость всех членов Лиги Наций. Предусматривалось, что если член Лиги Наций прибегал к войне вопреки указанным обязательствам, то Лига Наций должна принять меры, прекращающие агрессию. В частности, члены Лиги Наций обязались немедленно порвать с агрессором все торговые и финансовые отношения, воспретить все сношения между своими гражданами и гражданами государства, нарушившего Статут, и прекратить всякие финансовые, торговые или личные сношения между гражданами этого государства и гражданами всякого другого государства, является ли оно членом Лиги Наций или нет. Необходимо иметь в виду, что хотя Статут исходил из цели поддержки международных отношений, основанных на справедливости и чести, однако он не запрещал ведения войны. Члены Лиги Наций брали на себя лишь некоторые обязательства не прибегать к войне, пока спор между ними не будет подвергнут третейскому разбирательству, либо судебному разрешению, либо рассмотрению Советом Лиги Наций.

Содержание Статута  Лиги Наций, с одной стороны, свидетельствовало  о существенном шаге вперед в деле ограничения воин. С другой стороны, четко, определенно и ясно Статут все же не запрещал агрессию, хотя и  ограничивал ее применение.

Оценивая роль Лиги Наций в развитии международного права, следует заметить, что недостатки ее были не столько в формулировках  Статута, сколько в имплементации  его основных положений.

Практика показала, что эта организация не смогла последовательно реализовать положения  своего Статута. Неэффективность Лиги Наций стала очевидной уже  в первые годы ее деятельности. Так, она не смогла принять эффективных решений в связи с агрессией Италии против Эфиопии в 1935- 1936 гг., а также в связи с нарушением Германией Версальского договора и Локарнских договоров 1925 г. Локарнские договоры явились своеобразным «мостом» к Мюнхенскому соглашению 1938 г., хотя они и гарантировали неприкосновенность границ между Германией, Бельгией и Францией и содержали обязательство сторон не прибегать к войне друг против друга. Они оставляли Германии «дорогу на Восток» в силу отсутствия гарантий ее восточных границ. «Умиротворение» фашистской Германии произошло посредством заключения в 1938 г. в Мюнхене соглашения между Великобританией, Францией, Германией и Италией. На основе соглашения от Чехословакии в пользу Германии была отторгнута Судетская область, что противоречило существовавшим международно-правовым нормам и открывало дорогу новым территориальным притязаниям Германии.

Надлежащего механизма  по кодификации и прогрессивному развитию международного права в  рамках Лиги Наций создано не было, несмотря на то, что эти вопросы  находились в повестке дня совещательного комитета юристов, которому Лига Наций  поручила разработку положений Статута  Постоянной палаты международного правосудия 1. Однако следует признать, что Лига Наций оказала положительное  влияние на процесс кодификации  и прогрессивного развития международного права.

Одним из первых шагов  в этом направлении стало принятие в 1924 г. Женевского протокола о мирном разрешении международных споров, запретившего агрессивную войну как средство разрешения международных разногласий. К сожалению, данный Протокол, как  и Декларация об агрессивных войнах 1927 г., принятые под эгидой Лиги Наций, по различным причинам не стали юридически обязательными актами. Однако эти  документы объективно содействовали  формированию в народном праве принципа запрещения агрессии, а также подписанию 27 августа 1928 г. Парижского договора об отказе от войны в качестве орудия национальной политики, ставшего важнейшим  международно-правовым документом в  рассматриваемой области между  двумя мировыми войнами. Этот договор, который часто называют «пактом  Бриана-Келлога», помимо отказа его участников в своих взаимоотношениях от войны в качестве орудия национальной политики устанавливал что урегулирование всех разногласий или конфликтов независимо от характера их происхождения должно осуществляться только мирными средствами.

Однако ни Статут Лиги Наций, ни Парижский договор 1928 г. не содержали понятия агрессии, как и не предоставляли реальных гарантий безопасности участникам международного общения. В целом в деятельности Лиги Наций нашли отражение противоречивые тенденции отношений, сложившихся  между побежденными и победителями в Первой мировой войне.

Развязавшие Вторую мировую войну фашистская Германия и ее союзники грубо нарушили нормы международного права. Сложившаяся в ходе войны антигитлеровская коалиция государств пришла к убеждению в том, что в основе послевоенного устройства мира должны быть такие начала, которые бы обеспечили государствам международно-правовые гарантии их безопасности.

Вопросы поддержания  международного мира стали предметом  обсуждения на Московской (1943 г.), Тегеранской (1943 г.) и Крымской (1945 г.) конференциях руководителей трех союзных держав. В ходе конференций было признана необходимость создания новой всемирной  организации, которая не должна быть похожей на Лигу Наций. Как предполагалось, в нее должны будут войти все  суверенные государства, как большие, так и малые. Будущая организация  должна быть наделена механизмами, необходимыми для поддержания мира и безопасности. Она должна олицетворять согласованные  действия ее членов. На этих конференциях также обсуждался комплекс вопросов, касающихся ответственности Германии за нанесенный ею ущерб в ходе войны  и ответственности нацистских военных  преступников. Одна из центральных  идей, прозвучавших на конференциях, состояла в необходимости создать международный  порядок, основанный на принципах права  и имеющий целью обеспечить мир, безопасность, свободу и всеобщее благосостояние человечества.

Принятый 24 октября 1945 г. Устав ООН, а также результаты ее деятельности, несмотря на имевшие  место периоды конфронтации в  ее стенах, свидетельствуют об огромном вкладе ООН в развитие современного международного права. Принципиально  новым моментом стало закрепление  в Уставе ООН положений, запрещающих  агрессию и устанавливающих механизм санкций в отношении государства, допустившего подобные действия. Согласно п. 4 ст. 2 Устава ООН все члены организации  взяли обязательство воздерживаться в международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости  любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с  целями ООН.

В Уставе ООН предусмотрены  механизмы, позволяющие воздействовать на агрессора. Эти положения поставили  вне закона практиковавшееся ранее  государствами «право на войну». Запрет агрессивной войны привел к пересмотру содержания многих отраслей и институтов международного права, в частности  норм об ответственности государств как субъектов международного права, об основаниях наказания преступников войны, о мирных средствах разрешения международных споров и др.

Не менее кардинальные изменения произошли в международном праве в результате закрепления в Уставе ООН нормы о праве народов на самоопределение. Более того, в названном документе было зафиксировано положение о равенстве прав больших и малых наций и народностей, о развитии дружественных отношений между государствами на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов. Эти положения явились юридической базой борьбы колониальных народов за свою независимость и государственность. Ее обрели после окончания Второй мировой войны десятки народов Азии и Африки. Закрепление в Уставе ООН положения о праве народов на самоопределение оказало значительное влияние на ряд отраслей международного права, в частности на право международных договоров, на регулирование вопросов признания, правопреемства, территории в международном праве.

Система действующих  международно-правовых норм, ушедшая  далеко вперед от стандартов «классического»  международного права XIX в., получила название «современное международное право». Эта система сложилась как  целостное явление благодаря  активной кодификации и прогрессивному развитию международного права. В результате кодификации международно-правовых норм и внедрения в практику международных  отношений принципа сотрудничества государств центральное место в  системе источников международного права постепенно занял международный  договор.

 

4. Наука международного права и ее эволюция

 

Начало формирования научных представлений о правилах поведения, призванных регулировать взаимоотношения  субъектов не в рамках отдельно взятого  государства, а между различными участниками международного общения, чаще всего связывают с периодом конца Средневековья - началом Нового времени. «Возраст» науки международного права, объединяющей множество самых  разнообразных по своей природе  и предметной направленности учений, теорий, концепций, подходов, идей, насчитывает, по меньшей мере, несколько столетий.

Вместе с тем  существовали и иные взгляды на периодизацию истории научного знания о международном  праве. Так, например, известный русский ученый Н.А. Захаров в начале прошлого столетия выделял четыре основных этапа в развитии международно-правовой науки: подготовительный (до XVII в.), естественно-правовой (XVII в.), позитивистский (XVIII в.) и историко-правовой (XIX - начало XX вв.).

И все же, по нашему мнению, говорить о существовании  в эпоху Древнего мира, как и  в период Средневековья, науки международного права в ее современном понимании  вряд ли уместно. Как совершенно справедливо  отмечает А.А. Мережко, в доантичный период зачатки доктрины международного права существовали главным образом в форме мифологии, в период античности - в форме философии, а в эпоху Средневековья - в форме теологии, и только к началу XVII в. международно-правовая наука, наконец-то, обрела самостоятельность и независимость от теологии.

Информация о работе История развития международного права