История развития международного права социального обеспечения

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2015 в 22:12, реферат

Краткое описание

Международное право социального обеспечения – это многоуровневое правовое явление, так как источниками международно–правового регулирования социально обеспечительных отношений являются, прежде всего, акты ООН и МОТ, действующие во всемирном масштабе, акты, принятые региональными организациями государств, и двусторонние международные договоры.
В конце ХХ в. международное сообщество выработало основополагающие принципы социальной защиты населения. На мой взгляд, к этим общепризнанным принципам и общепризнанным международным нормам относятся те, которые получили закрепление, прежде всего, в уставных документах международных организаций (ООН, МОТ и др.).

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
1.Первые международные договоры о социальном обеспечении и создание Международной организации труда…………………………………………….4
2.Расширение нормотворческих функций международных организаций после Второй мировой войны…………………………………………………………..7
3.Современный период развития международного права социального обеспечения………………………………………………………………………10
Заключение……………………………………………………………………….12
Список информационных источников………………………………………....13

Файлы: 1 файл

REFERAT_PO_PSO_1.docx

— 40.79 Кб (Скачать)

Министерство образования и науки Архангельской области

ГБОУ СПО АО «Архангельский аграрный техникум»

РЕФЕРАТ

по МДК 01.01. «Право социального обеспечения»

Тема: «История развития международного права социального обеспечения»

 
 

 

 

 

Выполнила студентка

Группы 2 ПОа

Стрекаловская Яна

Андреевна

Проверила

Данилова Г.Л.

 

 

 

 

 

 

 

Архангельск 2015 
СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………..3

1.Первые международные договоры о социальном обеспечении и создание Международной организации труда…………………………………………….4

2.Расширение нормотворческих функций международных организаций после Второй мировой войны…………………………………………………………..7

3.Современный период развития международного права социального обеспечения………………………………………………………………………10

Заключение……………………………………………………………………….12

Список информационных источников………………………………………....13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Международное право социального обеспечения – это многоуровневое правовое явление, так как  источниками международно–правового регулирования социально обеспечительных отношений являются, прежде всего, акты ООН и МОТ, действующие во всемирном масштабе, акты, принятые региональными организациями государств, и двусторонние международные договоры.

В конце ХХ в. международное сообщество выработало основополагающие принципы социальной защиты населения. На мой взгляд, к этим общепризнанным принципам и общепризнанным международным нормам относятся те, которые получили закрепление, прежде всего, в уставных документах международных организаций (ООН, МОТ и др.). 

 

1 ПЕРВЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ О СОЦИАЛЬНОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ. СОЗДАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА

Процесс миграции трудящихся между европейскими странами в целях поиска работы приобрел устойчивое развитие с начала XX века и привел к возникновению ряда острых проблем в области социального обеспечения, требующих межгосударственного регулирования.

Первый в Европе двусторонний договор о социальном обеспечении был заключен между Францией и Италией в 1904 году. Он запретил дискриминацию по признаку национальности в социальном обеспечении. Это означало, что стороны обязались предоставлять мигрантам такие же права в области социального обеспечения, как и собственным гражданам.

Окончание Первой мировой войны ознаменовало важный поворот в регулировании социального обеспечения и разработке международных стандартов. В Версальском мирном договоре от 28 июня 1919 года, положившем конец войне, содержаться нормы о создании МОТ. В Преамбуле Устава МОТ говориться о том, что основой для всеобщего и длительного мира может быть только социальная справедливость.

В Преамбуле также сформулированы задачи МОТ в области социального обеспечения. Они заключаются в борьбе с безработицей, профилактике болезней, профессиональных заболеваний и несчастных случаев на производстве, особой защите детей, подростков и женщин, введении пенсий по старости и по инвалидности, защите интересов трудящихся, работающих за границей.

Создание МОТ позволило начать работу по гармонизации национальных правовых систем в области социального обеспечения. До Второй мировой войны международные договоры закрепляли механизмы организации систем социального страхования наемных работников и членов их семей на случай наступления социальных рисков. Первые договоры о гармонизации национального законодательства о страховании на случай безработицы были приняты в 1919 году.

В 1921 – 1925 гг. появились конвенции и рекомендации о страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Но самым «урожайным» в нормотворческом смысле стал 1933 год, когда были подписаны конвенции о страховании по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца работников промышленности и сельского хозяйства и членов их семей. В соответствии с ними источниками финансирования пенсий служили взносы застрахованных, работодателей и дотации государства, аккумулируемые в особых фондах.

В 1929 – 1933 гг. разразился один из самых сильных мировых экономических кризисов XX столетия. Объем промышленного производства в охваченных им странах сократился на 46%, а число безработных достигло почти 25% всех занятых в производстве. Реальные доходы населения уменьшились в среднем на 58%.

Оказанию помощи безработным и членам их семей придавалось огромное значение. Поэтому в 1934 году были приняты Конвенция № 44 о страховании на случай безработицы. В соответствии с ними средства, выделяемые на оказание помощи безработным, должны направляться также на профессиональное обучение, оплату расходов по переезду в целях трудоустройства в другой местности.

Международные договоры этого периода касались также отдельных видов социального обеспечения и устанавливали, как правило, фиксированные размеры пенсий и пособий.

Первый генеральный директор и один из основных инициаторов создания — французский политический деятель Альбер Тома.

Причины образования МОТ:

Политическая причина

Первым поводом для создания МОТ послужили революции в России и ряде других Европейских стран. В целях разрешения возникающих в обществе противоречий взрывным, насильственным, революционным путем организаторы МОТ решили создать международную организацию, призванную всемирно содействовать социальному прогрессу, установлению и поддержанию социального мира между различными слоями общества, способствовать разрешению возникающих социальных проблем эволюционным мирным путем.

Социальная причина

Тяжелыми и неприемлемыми были условия труда и жизни трудящихся. Они подвергались жестокой эксплуатации, их социальная защита практически отсутствовала. Социальное развитие значительно отставало от экономического, что тормозило развитие общества.

 

Экономическая причина

Стремление отдельных стран к улучшению положения трудящихся вызывало увеличение затрат, рост себестоимости продукции, что затрудняло конкурентную борьбу и требовало решения социальных проблем в большинстве стран. В Преамбуле отмечается, что «непредоставление какой-либо страной трудящимся человеческих условий труда является препятствием для других народов, желающих улучшить положение трудящихся в своих странах».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 РАСШИРЕНИЕ НОРМОТВОРЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

В Филадельфийской декларации МОТ 1944 года цели и задачи этой организации были существенно расширены. Декларация ознаменовала начало нового этапа в деятельности МОТ и других международных организаций на благо трудящихся всего мира. В ней содержались положения, которые затем вошли в Устав ООН и Всеобщую декларацию прав человека 1948 года. Она ещё раз подтвердила , что «нищета в любом месте является угрозой для общего благосостояния».

Все люди независимо от расы, веры или пола «имеют право на осуществление своего материального благосостояния и духовного развития в условиях свободы и достоинства, экономической устойчивости и равных возможностей; достижение условий, при которых это будет возможно, должно являться главной целью национальной и международной политики».

В разделе 3 Филадельфийской декларации указаны 10 основных целей МОТ, направленных на достижение социального прогресса, которые актуальны до сих пор. В их числе:

- полная занятость;

- повышение жизненного  уровня;

- обеспечение работой;

- справедливые условия  оплаты труда;

- развитие коллективных  переговоров;

- социальное обеспечение  работников;

- охрана труда;

- защита благосостояния  детей и матерей;

- предоставление необходимого  питания и жилища;

- создание равных возможностей  в области общего и профессионального  образования.

 

В 1944 году 26-я сессия МОТ приняла несколько важнейших рекомендаций - №67 об обеспечении дохода, №68 о социальном обеспечении лиц из вооруженных сил, №69 о медицинском обслуживании и др.

В 1946 году МОТ стала одной из самых крупных организаций ООН и первой специализированной организацией. Это событие, безусловно, повлияло на содержание Всеобщей декларации прав человека 1948 года. Декларация закрепляет право на осуществление необходимых мер для поддержания достоинства человека и его социальное обеспечение. В ней говорится, что каждый человек имеет право на такой жизненный уровень (включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и социальное обслуживание), который необходим для поддержания благосостояния его самого и членов его семьи, а также право на обеспечение в случаях болезни, безработицы, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств существования по объективным причинам.

Положения Декларации послужили ориентиром и основой для разработки Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 года. Участвующие в Пакте государства признают право каждого человека на социальное обеспечение, включая социальное страхование, а также на достойный жизненный уровень.

Огромную роль в развитии национальных систем социального обеспечения после Второй мировой войны сыграло закрепление в Конвенции МОТ №102(1952г.) минимальных норм социального обеспечения. Эта Конвенция заложила международную базу для внутригосударственного законодательства многих стран мира.

С 1964 года МОТ постоянно ведет работу по пересмотру устаревших конвенций, приведению их в соответствие с современными требованиями. Так, довоенные конвенции были изменены Конвенцией №121(1964 г.) и Рекомендацией №121(1964 г.) о пособиях в случаях производственного травматизма. В 1967 году принята единая Конвенция №128 о пособиях по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца вместо прекжних шести конвенций 1933 года, а также Рекомендацией №131. Конвенция №130(1969 г.) о медицинской помощи и пособиях по болезни заменила Конвенцию №24(1927 г.).

Значительное внимание в международных договорах уделяется социальному обеспечению трудящихся – мигрантов. Данному вопросу посвящены, в частности, Конвенции МОТ №118(1962 г.) и №157(1982 г.).

Если Первая мировая война привела к созданию МОТ, то Вторая мировая война способствовала созыву Европейского конгресса в мае 1948 года в Гааге, на котором были высказаны идеи о свободе передвижения, обмена мнениями и товарами в единой Европе, о принятии Конвенции о правах человека и создании Европейского Суда по правам человека. Результатом работы конгресса стало принятие 5 мая 1949 года Устава Совета Европы (СЕ). Сегодня СЕ является одной из самых представительных региональных организаций, в которую входят 47 государств, в том числе Россия (с 1996 года).

Руководящими органами СЕ являются Парламентская ассамблея (ПАСЕ), в которую входят члены парламентов государств – членов СЕ по установленной квоте, и Комитет министров СЕ, состоящий из министров иностранных дел стран – участниц СЕ. Текущей работой СЕ занимается Секретариат. Штаб – квартира СЕ находится в Страсбурге.

На сегодняшний день СЕ принял более 150 конвенций в области культуры, науки, образования, труда, социального обеспечения, охраны окружающей среды и др.

С первых дней своего создания СЕ начал активную работу по координации и гармонизации законодательства о социальном обеспечении государств – членов. В 1953 году были подписаны сразу три временных договора о социальном обеспечении, а также Европейская конвенция о социальной медицинской помощи. Это единственная многосторонняя конвенция, посвященная государственной социальной помощи. Ее ратифицировали 16 государств – членов ЕС.

Другим важнейшим международным договором СЕ является Европейская социальная хартия, принятая в 1961 году и пересмотренная в 1996 году. Кроме того СЕ выступил с инициативой, направленной на достижение более высоких минимальных стандартов социального обеспечения по сравнению с теми, которые закреплены в Конвенции МОТ №102(1952 г.). в этих целях был разработан и в 1964 году принят Европейский кодекс социального обеспечения (в 1990 году он был пересмотрен).

В договорах о Европейском Союзе (Маастрихтском договоре 1992 года и Амстердамском договоре 1997 года) социальный прогресс в государствах – членах и их социальное сближение рассматриваются в качестве одной из главных целей ЕС.

3 СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Современный период развития международного социального обеспечения следует отсчитывать с начала 90-х годов XX века. Последнее десятилетие прошлого века для большинства стран с развитой рыночной экономикой характеризовалось углублением интеграционных процессов, глобализацией хозяйственной и финансовой сфер жизни, расширением миграции трудовых ресурсов, что безусловно, повлияло на деятельность международных организаций.

Информация о работе История развития международного права социального обеспечения