Африканское обычное право и современное законодательство

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 08:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – комплексный анализ проблем формирования и функционирования правового обычая как формы действующего права в различных правовых системах современности.
Для реализации данной цели поставлены следующие задачи:
– проанализировать историческое развитие правового обычая как первичной формы нормативного регулирования общественных отношений;
– рассмотреть методологические основы исследования правового обычая как элемента правовой реальности;
– определить влияние основных правовых семей на традиционное африканское обычное право.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
1. ФОРМИРОВАНИЕ АФРИКАНСКОЙ ПРАВОВОЙ СЕМЬИ………………..5
1.1 Предпосылки формирования обычно-правовой семьи на континенте……5
1.2 Историческое развитие стран Африки в правовом аспекте………………9
2. ТРАДИЦИОННОЕ АФФРИКАНСКОЕ ОБЫЧОЕ ПРАВО: ОСОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ…………………………………………………………………12
2.1 Понятие и источники африканского обычного права………………………12
2.2 Современные правовые системы африканских стран………………………18
2.3 Особенности судебной системы стран Африки………………………….....22
3. ВЛИЯНИЕ ОСНОВНЫХ ПРАВОВЫХ СЕМЕЙ НА ТРАДИЦИОННОЕ АФРИКАНСКОЕ ОБЫЧНОЕ ПРАВО…………………………………………25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………27
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………30

Файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 66.95 Кб (Скачать)

   Принцип прецедента был воспринят в ряде стран Африки. Кроме Ганы, он нигде  не имеет законодательного закрепления. Конституция Ганы 1960 г. (ст. 42.4) устанавливает, что Верховный суд в принципе обязан следовать своим предшествующим решениям по вопросам права и Высокий суд обязан следовать решениям Верховного суда.

   Ряд особенностей отличает прецедентное право  в африканских странах общего права. В них происходит рост национального  прецедентного права17. Хотя некоторые ученые-юристы полагают, что прецедентное право данных стран отлично от английского общего права, а иногда противостоит ему, в них продолжается активное заимствование английских прецедентов.

   Следует отметить, что наряду с внедрением собственных правовых институтов колонизаторы проводили политику сохранения той  части обычного права и африканского судопроизводства, которая, по их мнению, не противоречила их интересам.18 Таким образом, в результате колониального правления возникла дуалистическая система права. Она включала право, введенное метрополиями, и обычное право. Первое охватывало преимущественно административное право, торговое, уголовное право. А. Эллот полагает, что обычное право применялось в судах общего права, так как облегчало управление и способствовало поддержанию порядка. Традиционные области – землевладение, семейное и наследственное право (прижизненный раздел собственности, некоторые гражданские обязательства) – оставались в сфере действия обычного права.19

   Дуализм судов проявлялся весьма заметно. С  одной стороны, действовали колониальные суды с европейскими судьями, руководствовавшимися правом метрополии и колониальным законодательством, с другой – были организованы местные  суды. Британская колониальная администрация  старалась по возможности сохранить  эти суды. 
 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Исследуя  данную темы пришли к таким выводам. Африка к югу от Сахары и Мадагаскар в течение многих веков жили по нормам обычая. Повиновение обычаю было в основном добровольным. Каждый считал себя обязанным жить так, как  жили его предки; чаще всего было достаточно боязни сверхъестественных сил, чтобы заставить уважать  традиционный образ жизни. Если новые  обстоятельства ставили перед данным сообществом какую-либо проблему, то известный уровень организованности обычно позволял принять необходимые  меры или установить определенную линию  поведения.

     Население Африки в течении многих веков  жило по нормам обычая. Каждый считал себя обязанным жить так, как жили его  предки; чаще всего было достаточно боязни сверхъестественных сил, чтобы  заставить уважать традиционный образ жизни. Обычаи Африки были многочисленны. Каждая община имела свои собственные  нравы и традиции. Различия между  обычаями одного района или одной  этнической группы были незначительными, а иногда носили просто ничтожный  характер. В то же время были значительные различия в других сферах жизни племен: одни народности имели монархический  режим, другие демократический; в одних  царил матриархат в других патриархат. Признавая крайнее обилие обычаев  на континенте все исследователи  признают, что имеется нечто общее, отличающее африканское право от европейского.20

     С началом колонизации в Африке широкое распространение получает христианство и ислам. Ни одна из этих религий не одержала полной победы, но обе они оказали значительное влияние на население большей  части Африки. Обычаи, даже если им и  продолжали следовать, потеряли в глазах населения былую связь со сверхъестественными  силами. Люди продолжали жить так же, как и ранее; у них не хватало  мужества для перестройки, но они  знали отныне, что живут не по божьим законам. Важной чертой африканского обычного права является то, что  оно регулирует отношения в первую очередь групп или сообществ, а не отдельных индивидов. Так, брачный договор представлял собой скорее соглашение двух семей, нежели союз двух индивидов; развод был возможен лишь с согласия семей. Имущество по наследству тоже, как правило, переходило не к индивидам, а к семьям или группам.

     Под системой обычного (традиционного) права  понимается существующая в странах  экваториальной, южной Африки и в  Мадагаскаре форма регламентации  общественных отношений, основанная на государственном признании сложившихся  естественным путем и вошедших в  привычку населения социальных норм (обычаев). Обычай является наиболее древним  источником права, известным всем правовым системам, однако если в странах  романо-германского и англосаксонского права он выполняет лишь второстепенную роль, то в Африке он был и продолжает оставаться важным регулятором общественных отношений, особенно за пределами городов.

     Источники современного права стран Африки и Мадагаскара характеризуются  «правовой многослойностью»:

  • традиционно-обычные нормы;
  • нормы и принципы, привнесенные в период колониального господства законами и иными актами европейских государств;
  • нормы общетерриториального права, создаваемые в результате проведения кодификации с учетом норм обычного права, а также утвердившихся нормативных актов европейских государств с приоритетным заимствованием норм английского права;
  • нормы африканских межгосударственных объединений;

     нормы международного права.

     К настоящему времени практически  завершилась работа по унификации обычного права всех танганьикских племен. В некоторых африканских странах  проводились реформы, ставившие  целью создание единой кодификации  и законодательных, и обычных  норм. Они удались лишь применительно  к отдельным отраслям права, например к уголовному.

     После колонизации африканского континента в XIX в. английские, французские, португальские и бельгийские власти в основном стремились внедрить в африканских странах право, действовавшее в метрополии, и свою судебную систему. Французское право внедрялось во французской Африке и на Мадагаскаре, бельгийское – в Конго, португальское – в Анголе и Мозамбике, английское – в колониях Англии. Метрополиями был принят также целый ряд актов специально для колоний. В то же время колонизаторы проводили политику сохранения той части обычного права и африканского судопроизводства, которая, по их мнению, не противоречила их интересам. Таким образом, в результате колониального правления возникла тройственная система колониального права, включающая право метрополий, специальные колониальные законы и обычное право. Первые два компонента охватывали по преимущество административное, торговое, уголовное право.

     Традиционные  области отношений – землевладение, семейное и наследственное право – остались в сфере действия обычного права. Во многих колониях были запрещены некоторые обычаи, признанные варварскими, например, рабство. В колониях действовали колониальные суды с европейскими судьями, руководствовавшимися правом метрополии и колониальным законодательством, а также местные суды, где правосудие обычно осуществляли местные вожди, старейшины, а решения принимались в соответствии с обычным правом.

     Одна  из характерных черт обычного права  заключается в том, что правовые и материальные нормы выступают  в неразрывной связи, а при  решении конфликтов стороны руководствуются  в первую очередь идеей примирения. 
 
 
 

 
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Алексеев С.С. Общая теория права / С.С. Алексеев. – М.: Юридическая литература, 1981. – 324 с.
  2. Давид Р. Основные правовые системы современности / Р.  Давид,  К. Жоффре-Спинози.// М.: , Юрист, 1997. – 258 с.
  3. Денисов В.Н. Системы права развивающихся стран: Становление и развитие систем права стран Африки, освободившихся от британского империализма / В.Н. Денисов.-  Киев.: Наук. думка, 1978 – 267 с.
  4. Жидков О.А. Прецедент в правовых системах развивающихся стран / О.А.  Жидков. - М.:  Источники права, 1985. – 158 с.
  5. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник Т.1. /Отв. ред. Страшун Б.А . – М.: Изд-во БЕК, 1993. – 246 с.
  6. Карбонье Ж. Юридическая социология / Ж. Карбонье - М.: Наука, 1986. -251 с
  7. Лихачев В.А. Уголовное право в независимых странах Африки / В.А. Лихачев - М.: Наука, 1974. – 240 с.
  8. Н.И. Матузов Теория государства и права / Матузов Н.И. , Малько А.В.// М.: Юристъ, 1999. – 205 с.
  9. Муромцев Г.И. Источники права в развивающихся странах Азии и Африки: система и влияние традиций. М., 1987.
  10. Общая теория права: Учеб. пособие для юридич. вузов /Под ред. А.С. Пиголкина. – М.: Манускрипт, 1994. – 396 с. 
  11. Вознесенская Н.Н. Право в независимых странах Африки: становление и развитие / Н.Н. Вознесенская , Б.Н. Жарков , С.Л. Зивс , Б.Д. Клюкин , В.А. Лихачев , Л.П. Ульянова , Ю.А. Юдин // М.: Наука , 1969.- 384с.
  12. Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира. Справочник / Ф.М.  Решетников – М.: Юридическая литература, 1993, 179 с.
  13. Саидов А.Х Сравнительное правоведение (основные правовые системы современности): Учебник / Под ред. В.А. Туманова. – М.: Юристъ, 2003. – 448 с.
  14. Современные зарубежные конституции: Учеб. пособие /Сост. док. юридич. наук В.В. Маклаков. – М.: Москов. юридич. ин-т, 1992. – 285 с.
  15. Супатаев М.А Обычное право в странах Восточной Африки / Супатаев М.А – М.: Наука, 1984. – 364 с.
  16. Синицина И.Е. Обычай и обычное право в современной Африке / И.Е.  Синицина -  М.: Норма, 1978. – 212 с.
  17. Супатаев М.А. Право в современной Африке / М.А.  Супатаев  - М.:, 1989, 34 с.
  18. Теория права и государства: Учебник для вузов /Под ред. проф. Г.Н. Манова. – М: Изд-во БЕК, 1995. – 336 с.
  19. Тихомиров Ю.А. Курс сравнительного правоведения / Ю.А.  Тихомиров -   М.: Норма, 1996, - 226 с.
  20. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учеб. пособие для вузов /Под ред. проф. В.Г. Стрекозова. – М.: ИПП «Отечество», 1993. – 344 с.
  21. Цвайгерт. К. Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права / Цвайгерт.К., Кётц Х. // М.: Международные отношения, 1995. – 480 с.
  22. Allot A. African Law // An Introduction to Legal Systems. L., 1968.
  23. Allot A. New Essays in African Law. L., 1970.
  24. Gonides P.-F. Lcs droits africians: Evolution et sources. P., 1968.
  25. Patrick Glenn H. The Capture, Reconstruction and Marginalisation of «Custom» // Amer. J. Comparat. Law. 1997. Vol. 3.
  26. International Encyclopedia of Comparative Law. Tubingen, 1972. Vol. 2.
  27. Sacco R. 11 diritto africana. Turin, 1995.
  28. Szaszy I. Conflict of Law in New Independent African States // Questions Intern. Law. 1970. No 2.
  29. Vanderlinden J. Les systemes juridiqucs africains. P., 1983.
  30. http://www.smoney.ru/glossary/Обычное право в Африке
  31. http://revolution.allbest.ru/law/00107790_0.html
  32. http://www.pravo.vuzlib.net/book_z1928_page_118.html
  33. http://www.allpravo.ru/library
  34. http://bse.sci-lib.com/article083477.html

Размещено на Allbest.ru

Информация о работе Африканское обычное право и современное законодательство