Зарубежная практика исчисления индексов внешней торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 21:15, реферат

Краткое описание

Библиографическое описание: Турланова И. М. Зарубежная практика исчисления индексов внешней торговли [Текст] / И. М. Турланова // Молодой ученый. — 2011. — №10. Т.1. — С. 165-170.

К первым прообразам индексов прибегали уже более двух столетий назад. Исторически первыми появились индексы цен товарного рынка как инструмент анализа тенденций динамики цен и рыночной конъюнктуры.

Файлы: 1 файл

Зарубежная практика исчисления индексов внешней торговли.doc

— 77.00 Кб (Скачать)

Зарубежная практика исчисления индексов внешней торговли

 

Библиографическое описание: Турланова И. М. Зарубежная практика исчисления индексов внешней  торговли [Текст] / И. М. Турланова // Молодой  ученый. — 2011. — №10. Т.1. — С. 165-170.

 

К первым прообразам индексов прибегали уже более двух столетий назад. Исторически первыми появились индексы цен товарного рынка как инструмент анализа тенденций динамики цен и рыночной конъюнктуры. Так, в 1738 г. французский исследователь Дюто сопоставил суммы цен набора из единиц некоторых товаров и опубликовал их отношение, в 1764 г. Дж. Карли вычислил невзвешенный арифметический индекс измерения трех видов товаров (хлеб, вино, оливковое масло) за период 1500-1750 гг. В 1798 г., независимо от Дж. Карли, Дж. Шакберг стал вычислять таким же способом индекс оптовых цен десятка товаров, а в 1812 году И. Янг ввел в этот индекс веса (от 1 до 5 для разных товаров).

Первая мировая война  повлекла за собой огромные сдвиги цен на мировом рынке и в  экономике отдельных государств; для их измерения потребовались многие новые индексы: индекс розничных цен, индекс стоимости жизни, индекс физического объема экономических явлений, индекс покупательной силы валютных единиц (в связи с крушением мировой системы золотомонетного стандарта и попытками заменить валютные курсы паритетами покупательной силы валют), различные индексы для изучения конъюнктуры и другие.

Поэтому последнее столетие стало новым этапом истории индексов, отмеченным небывалым развитием  индексного метода статистической науки  и расширением практического использования индексной теории, в том числе и во внешней торговле.

Более того, индексная теория с середины XX века стала основным инструментом исследования динамики внешней  торговли. Индексы внешней торговли, являясь характеристикой изменения количественных и стоимостных объемов внешней торговли, играют значимую роль в решении задач, связанных с макроэкономическим анализом, изучением конъюнктуры рынков, формированием политики в области внешней торговли, все большим вовлечением той или иной страны в международную торговлю. Решение поставленных задач напрямую зависит от того, насколько индексы внешней торговли адекватно отражают реальную динамику экспорта и импорта товаров. Эффективная внешнеторговая политика возможна лишь при наличии полноценной информационной базы, которая будет являться основной для принятия управленческих решений.

Многообразие индексов, используемых для анализа внешней торговли, определяется именно тем обстоятельством, что каждый из них имеет очевидные  преимущества перед другими и не менее очевидные недостатки. В каждом конкретном случае оптимальным является какой-либо один или несколько индексов из всего множества возможных.

 

 Анализ  зарубежного опыта исчисления  индексов, в частности на уровне  Евросоюза, подтверждает наличие разнообразных индексов, характеризующих изменение показателей внешней торговли на уровне Союза. Так, официальные публикации статистической службы Евросоюза (далее - Евростат), включают данные об индексах физического объема, стоимости и удельной стоимости (стоимости единицы товара) внешней торговли отдельно по каждой стране и в целом по всему Евросоюзу (табл. 1).

 

 Табл. 1

 

 Индексы  физического объема импорта стран  Евросоюза, % [5]

geo\time 

2005 

2006 

2007 

2008 

2009

 

European Union (27 countries) 

117,4 

124,2 

131,2 

131,8 

112,3

 

Belgium 

123,9 

130,5 

137,7 

134,8 

118,2

 

Bulgaria 

159,2 

184,4 

252,5 

322 

242,5

 

Czech Republic 

166,8 

191,1 

216,9 

226,8 

187,6

 

Denmark 

118,1 

127,9 

138,3 

139,3 

114,3

 

… 

… 

… 

… 

… 

 

Slovakia 

177,6 

219,6 

265 

285,1 

236,8

 

Finland 

121,6 

132,8 

138,7 

139,3 

106,9

 

Sweden 

111,1 

118,4 

127,9 

128 

104,1

 

United Kingdom 

107 

117 

109,5 

102,1 

86,2

 

 

 

 

В международной практике используются две принципиально разные методологии (система исходных данных и методов) исчисления индексов внешней торговли и третья - смешанная, построенная  на комбинации двух методологий:

 

 методология, основанная на  прямом наблюдении за ценами (ПНЦ), то есть в качестве исходных данных используются фактические цены конкретных товаров;

 

 методология, основанная на  использовании стоимости единицы  товара (СЕТ), когда в качестве  исходных данных используют средние  цены товаров, входящих в низшие классификационные группы (элементарные агрегаты);

 

 смешанный подход, который сочетает  использование метода прямого  наблюдения за ценами для одних  товаров и метода СЕТ для  других. Обычно используется один  определенный метод и в качестве  альтернативы для отдельных товарных позиций – другой.

 

Например, некоторые страны – основные производители минеральных продуктов  используют систему СЕТ, но так как  детализированные достоверные данные с готовностью могут быть представлены производителями этого важного сектора хозяйства, система СЕТ может быть дополнена системой прямого наблюдения за экспортными и импортными ценами в указанном секторе экономике на основе данных о ценах производителей или мировых цен.

 

Аналогично, основным может быть метод  прямого наблюдения за ценами, а метод СЕТ может дополнять в части однородных товаров и услуг, состав и качество которых вряд ли будет значительно меняться в каждом периоде исследования.

 

Для формирования информационной базы методологии на основе СЕТ используются данные электронных копий деклараций на товары, в которых идентифицируются не конкретные товары, а принадлежность товара к высшей классификационной группе Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД). В декларации указываются также фактурная, таможенная и статистическая стоимости декларируемых партий товара и количество товара в каждой партии в основных (весовых) и дополнительных единицах измерения. Так как цена конкретного товара не фиксируется, то в качестве ее заменителя используется стоимость единицы товара, определяемая как отношение суммарной стоимости товаров низшей классификационной единицы к суммарному количеству этих товаров за определенный период времени.

 

 Для формирования информационной  базы методологии на основе  ПНЦ используется информация, поступающая от участников внешнеэкономической деятельности. Ввиду огромного количества конкретных товаров экспорта и импорта данная система наблюдения за ценами может быть реализована только как выборочная, то есть полный охват товаров не обеспечивается. [4, с.78-84]

 

 В Норвегии при исчислении  индексов внешней торговли используется  методология СЕТ. История исчисления  и публикации индексов внешней  торговли Норвегии по данной  методологии начинается в 1920 году. С тех пор методология расчетов  пересматривалась в деталях много раз и продолжает совершенствоваться, но вопрос о переходе на методологию ПНЦ не ставился никогда. Вообще, опыт Норвегии крайне интересен, так как страна представляет самый передовой опыт, так как макроучет и моделирование были вменены в обязанность Статистическому управлению в Норвегии с конца 30-х годов. [2, с. 193]

 

 Основной задачей методологии  расчета индексов внешней торговли  норвежские специалисты считают  минимизацию искажающего влияния  на значения индексов товарной (ценовой) неоднородности низших классификационных товарных групп и несопоставимости товаров по качественным характеристикам. Для решения этой задачи используется тщательный качест­венный и статистический анализ исходной информации по базисному периоду. В процессе качественного анализа из номенклатуры удаляются товары, которые не имеют приемлемых единиц измерения их количества, например, произведения искусства, а также некоторые потребительские товары и строительное оборудование. Если становится известной несопоставимость определенных товаров по качественным характеристикам, то они исключаются из расчетов. Одной из мер борьбы с этой проблемой является сокращение интервала между базисным и отчетным периодами. В некоторых случаях используется также метод подстановки при отсутствии сопоставимых товаров. Трудности, возникающие при изменениях товарной номенклатуры из-за появления новых товаров, исключения старых или повышения товарной дета­лизации разрешаются с учетом цепных свойств индексов.[1, с. 51-53]

 

 Разработка и практическое использование ныне действующей в США методологии исчисления индексов внешней торговли осуществляется в рамках федеральной программы IPP (International Price Program). В рамках этой программы в настоящее время ведется расчет и публикация ежемесячных индексов цен экспорта и импорта по товарам и услугам.

 

 Начало  осуществления программы IPP было  положено в 1961 году в докладе  о проблемах федеральной статистики  цен, подготовленном Национальным  бюро экономических исследований (Bureau of Economic Research, NBER) для объединенного экономического комитета Конгресса США. В докладе обосновывалась важность проблемы исчисления индексов внешней торговли по методологии ПНЦ, требуемые ресурсы и целесообразность возложения функций по расчету индексов на Федеральное статистическое агентство.

 

 В результате  десятилетних предварительных исследований, проведенных сотрудниками NBER, в 1971 году состоялось учреждение программ IPP. В рамках этой программы  впервые годовые индексы цен  по некоторым товарам были  рассчитаны в 1973 году. Затем по требованию федерального правительства и частного сектора начались расчеты квартальных индексов цен, при этом расширялась товарная номенклатура и объем выборки. Сводные квартальные индексы цен по импорту товаров в целом начали рассчитываться с декабря 1982 года, а по экспорту с декабря 1983 года. С этого же времени Управление менеджмента и бюджета (Office of Management and Budget) ввело индексы цен IPP в список основных федеральных экономических показателей, наравне с индексами потребительских цен и индексами цен производителей. Индексы цен IPP на некоторые виды услуг были введены в течение 1980-х годов, с одновременным продолжением исследований по другим видам услуг.

 

 Начиная  с 1989 года Бюро статистики труда  (Bureau of Labor Statistics) начало рассчитывать месячные индексы цен IPP по ограниченной номенклатуре товаров. Расчеты велись для того, чтобы Бюро цензов (Bureau of Census) могло публиковать месячные показатели по внешней торговле в постоянных ценах. Ранее Бюро цензов использовало индексы на основе методологии СЕТ. Полный переход на индексы IPP с месячной периодичностью закончился в 1993 году.

 

 Необходимость  исчисления индексов цен внешней  торговли является прямым следствием  необходимости измерения динамики  объема экспорта и импорта, очищенного от инфляции. Индекс физического объема является приемлемой условной мерой этой величины, поскольку прямое измерение объема разнообразных товаров невозможно. Индексы цен используются в качестве дефляторов.

 

 Индексы  цен, рассчитываемые по методологии IPP, предназначаются в первую очередь для дефлятирования статистических показателей экспорта и импорта, рассчитываемых и публикуемых Бюро цензов и Бюро экономического анализа (Bureau of Economic Analysis, BEA). Вследствие этого IPP использует концепции и определения, разработанные этими ведомствами. С незначительными уточнениями индексы IPP используются также во внешнеторговом секторе Платежного баланса и в Национальных счетах потребления и производства. [1, с. 125-131]

 

 При  сопоставлении двух рассмотренных методологий исчисления индексов внешней торговли, подробно рассмотренных в научном труде ученых Российской таможенной академии Г.И. Деева, Т.А. Крутовой, Е.В. Родительской «Достоверность индексов внешней торговли», можно сделать следующие выводы:

 

1. Методология  на основе прямого наблюдения  за ценами (ПНЦ) имеет методические  преимущества перед методологией  на основе стоимости единицы  товара (СЕТ), которые в основном  сводятся к двум позициям:

 

 исключается  ложная вариация цен, имеющая  место при методологии на основе СЕТ, обусловленная неоднородностью товарных групп низшей классификации;

 

 исключается  возможность преднамеренного искажения  цен товаров, ввиду заинтересованности, как участников внешнеэкономической  деятельности, так и таможенной  службы в занижении или завышении таможенной стоимости, которая является не только базой определения цен товаров, но и базой определения таможенных платежей.

 

Нужно заметить, что ложная вариация цен является причиной не только случайного колебания индексов, но и систематических  ошибок – смещений значений индексов.

 

2. Главный недостаток методологии  на основе ПНЦ – значительные  затраты ресурсов как материальных, так и временных. В США переход на методологию ПНЦ ведется с 1961 года и полностью не завершен до настоящего времени. Переход осуществляется в рамках федеральной программы IPP, ассигнования на которую определяются Конгрессом США. Несмотря на это, разработчикам программы IPP приходится учитывать ресурсные ограничения. Проблематичность организации чрезвычайно сложной, многоступенчатой выборки IPP связана не только с недостатком отечественного опыта, но и с уровнем подготовки респондентов в вопросах «очистки» цен от влияния торговых факторов и в других вопросах. Трудности с подготовкой респондентов испытывает даже английская статистика внешней торговли. Английская статистика в процессе перехода на методологию ПНЦ испытывает также трудности с покрытием выборкой товарной номенклатуры.

 

3. Переход отечественной статистики  внешней торговли на методологию  ПНЦ в настоящее время вряд  ли реален по причине ресурсных  ограничений и необходимых организационных  мероприятий. 

 

В России, как и во многих других странах, применяется методология СЕТ, хотя более перспективной является методология ПНЦ.

 

Методология на основе прямого наблюдения за ценами имеет ряд преимуществ  перед методологией на основе стоимости  единицы товара, вместе с тем существует и значимый недостаток - колоссальные материальные и временные затраты.

Информация о работе Зарубежная практика исчисления индексов внешней торговли