Внешняя торговля России услугами

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 21:28, реферат

Краткое описание

Улучшение ситуации в сфере услуг в России сильно зависит от иностранных инвестиций, но в, то, же время, либерализируя эту сферу, необходимо поддерживать баланс между интересами по защите своего внутреннего рынка и потребностью в инновациях для создания современной инфраструктуры. Без крупномасштабной сферы услуг с развитым транспортом, связью, торговлей, финансово-кредитным и страховым секторами, комплексом деловых услуг, сферами образования и здравоохранения, отвечающим современным требованиям, Россия не сумеет создать эффективное рыночное хозяйство и достойно войти в мировую экономику

Оглавление

Введение. 3
1.Особенности развития сферы услуг России. 4
1.2.Формирование законодательной базы регулирования сферы услуг. 6
1.2. Участие иностранных поставщиков в развитии отраслей услуг России. 7
2.Внешняя торговля России услугами. 11
2.1. Транспорт. 16
2.2.Поездки. 22
2.3.Другие виды услуг. 25
Заключение. 32
Список литературы. 33

Файлы: 1 файл

Внешняя торговля услугами России.docx

— 589.78 Кб (Скачать)

       

     Стоимость обслуживания судов и обработки  грузов, принадлежащих иностранным  компаниям, российскими портами  составила 2,3 млрд. долларов, сократившись по сравнению с 2008 годом на 9%.

     Вместе  с тем, экспортные поступления в  виде платы за пролет над территорией Российской Федерации, а также за наземное и диспетчерское обслуживание в аэропортах самолетов компаний – нерезидентов выросли на 16% и составили 1,3 млрд. долларов.

     В 2009 году импорт транспортных услуг  по сравнению с предыдущим годом уменьшился на 27% и составил 9,5 млрд. долларов.

     Более чем на треть упали объемы осуществленных в интересах резидентов грузовых перевозок: их стоимостной показатель в 2009 году составил 4,4 млрд. долларов, тогда как годом ранее он достиг 6,9 млрд. долларов. Отрицательная динамика этих услуг объясняется главным образом уменьшением физических объемов импортируемых Российской Федерацией товаров.

     В структуре грузоперевозок доминировали воздушные и водные (осуществленные резидентами стран дальнего зарубежья).

     Выручка иностранных авиакомпаний от перевозки  грузов в интересах российских потребителей составила 2,2 млрд. долларов, что на 40% ниже показателя предыдущего года.

     Также интенсивно снижалось использование  иностранных предприятий других видов транспорта: водного на 31%, автомобильного на 42%, железнодорожного на 24%. Платежи в пользу судоходных компаний составили 1,7 млрд. долларов, автомобильных и железнодорожных по 0,3 млрд. долларов.

     Как и в предыдущие годы, импорт грузовых перевозок был оказан преимущественно  резидентами стран дальнего зарубежья, их доля стабильно составляет 91%.

     В 2009 году поступления денежных средств  иностранным компаниям от проданных на территории Российской Федерации пассажирских билетов снизились на 14% и составили 2,8 млрд. долларов. Определяющий вид транспорта здесь – воздушный, его доля в совокупном показателе составила 82%.

     Традиционно при осуществлении поездок в  страны СНГ предпочтение отдавалось более дешевому виду транспорта – железнодорожному. В структуре пассажирских услуг, оказанных странами Содружества, его доля составила более половины. Из полученных услуг на сумму 0,4 млрд. долларов 55% пришлось на услуги, оказанные железнодорожной компанией Украины.

     Вспомогательные и дополнительные услуги, предоставленные иностранной транспортной инфраструктурой, уменьшились в 2009 году на 20%, и сложились на уровне в 2,3 млрд. долларов.

     Расходы, связанные с обслуживанием воздушных  судов российских авиакомпаний в  портах иностранных государств, составили 1,2 млрд. долларов, что ниже показателя 2008 года на 0,3 млрд. долларов.

     Затраты российских судоходных компаний на вспомогательные  и дополнительные услуги снизились  с 1,0 млрд. долларов до 0,8 млрд. долларов, при этом их подавляющая часть (96%) пришлась на обслуживание в портах стран дальнего зарубежья.

    1. Поездки.
 

     Международные операции, связанные с поездками, являются наиболее значимыми компонентами платежного баланса по разделу "Услуги". Их оборот (суммарная величина экспорта и импорта) в 2009 году составил 30,0 млрд. долларов (29% оборота всех услуг), а в 2010 году составил 35,5 млрд. долларов (30% оборота всех услуг).

     Экспорт сократился до 9,0 млрд. долларов, или на 4% по сравнению с 2009 годом. Услуги, предоставленные резидентам СНГ и дальнего зарубежья, снизились на 2% и 5% соответственно.

     Соотношение экспорта в страны СНГ и страны дальнего зарубежья в 2010 году сложилось традиционно в пользу превышения доли последних (55% против 45%). Однако, как и в предшествующие годы, сохранялась тенденция постепенного нарастания удельного веса стран СНГ.

     В Приложение 4 приведены данные региональной структуры экспорта услуг.

     В 2010 году, как и годом, ранее, на долю деловых поездок пришлось 57% всего экспорта услуг и 43% – на личные поездки. При этом для стран СНГ это соотношение составило 65% и 35% соответственно, что объясняется большим количеством въезжающих с целью временного трудоустройства. А для стран дальнего зарубежья доля деловых поездок оказалась равной доле личных – по 50%.

     Импорт  услуг составил 26,5 млрд. долларов, что на 27% выше его значения в 2009 году, в том числе без учета приобретенных для личного пользования автомобилей – 26,4 млрд. долларов (27%)2. Это - максимальное значение в ряду наблюдений, превысившее прежний экстремальный уровень - 2008 год на 15%.

     Наибольшие  объемы импортируемых услуг, связанных  с поездками, традиционно приходятся на страны дальнего зарубежья; их удельный вес в 2010 году составил 89% против 88% годом ранее.

 

     Стоит отметить, что в 2010 году сохранялось  преобладание личных поездок. Их доля составила 93% для стран дальнего зарубежья и 94% для стран СНГ.

     Количество  иностранных граждан, посетивших Российскую Федерацию в рассматриваемом периоде (включая въехавших с целью временного трудоустройства), снизилось по сравнению с 2009 годом на 1% и составило 27,6 млн. человек. При этом численность въезжающих из стран СНГ увеличилась на 1%, а из стран дальнего зарубежья напротив сократилась на 5%.

         Наибольшими темпами увеличивалось количество въезжающих граждан Киргизии (на 12%), Армении (на 8%) и Азербайджана (на 7%) главным образом из-за повышения спроса на рынке труда. Из стран дальнего зарубежья за истекший период Россию посетило на 26% больше граждан Литвы, на 12% - Израиля, на 10% - Латвии и Китая, на 4% - Франции, на 3% - Италии и Германии. В то же время на 11% сократился въезд граждан Соединенного Королевства, на 10% - Турции, на 9% - Польши, на 8% - США, на 5% - Испании, на 4% - граждан Финляндии.

     Численность российских резидентов, находившихся в поездках за пределами страны (включая выехавших с целью временного трудоустройства), увеличилась на 18%, составив 36,3 млн. человек. Страны СНГ посетило 14,5 млн. россиян (на 9% больше). В страны дальнего зарубежья выехало 21,8 млн. человек (на 24% больше). За истекший период количество

выездов россиян в Таиланд увеличилось  почти вдвое, Тунис – 46%, на Кипр –  на 44%, Египет и Испанию - на 40%, Грецию – на 37%, Китай – на 36%, Болгарию – на 34%, Польшу – на 31%, Италию – на 30%, Чехию, ОАЭ, Хорватию и Австрию – на 29%, Израиль – на 25%, Турцию – на 23%, США – на 15%, Финляндию – на 14%, Германию – на 13%, Соединенное Королевство – на 11%, Францию – на 10%. Как и годом ранее лидирующими направлениями были - Финляндия (3,4 млн. человек), Турция (3,0 млн. человек), Египет (2,5 млн. человек) и Китай (2,3 млн. человек).

     Средние расходы (отражающие изменение цен, географии и целей поездок) одного въехавшего на территорию Российской Федерации нерезидента уменьшились со 191 доллара до 185 долларов (на 3%). Среднедушевые расходы граждан дальнего зарубежья на поездки в Россию увеличились с 204 долларов до 224 долларов (на 10%), а граждан СНГ сократились со 181 до 159 долларов (на 12%). Каждый выезжавший за границу в 2010 году житель России тратил 726 долларов против 676 долларов годом ранее (на 7% больше), при этом в странах дальнего зарубежья такие затраты составили 1072 доллара против 1043 долларов (на 3% больше), а в странах СНГ – 203 доллара против 189 долларов (на 7% больше).

     Структурные изменения поездок в рассматриваемом  периоде положительно сказались как на динамике экспорта, так и на динамике импорта. В обоих направлениях сокращалась доля однодневных поездок.

     Во  въездном потоке на 1 процентный пункт  увеличилась доля граждан СНГ, въезжавших на территорию России с целью временного трудоустройства. В то же время на динамике экспорта отрицательно сказалось снижение на 6 процентных пунктов доли въезжающих с частными целями из стран дальнего зарубежья. В выездном потоке на 1 процентный пункт увеличилась доля поездок в страны дальнего зарубежья, совершенных с

туристической целью (97% по сравнению с 96% годом  ранее), преимущественно за счет роста удельного веса выездов в страны Европейского союза, Израиль, ОАЭ, США и Швейцарию.

    1. Другие  виды услуг.
 

     Оборот  строительных услуг в 2009 году составил 7,8 млрд. долларов, что меньше уровня предыдущего года на 43%. Отрицательное  сальдо в этом сегменте внешней торговли существенно сократилось (1,2 млрд. долларов в отчетном году против 4,2 млрд. долларов годом ранее).

     Объем выполненных российскими строительными  компаниями работ по контрактам с иностранными заказчиками, снизился на 29%, и сложился на уровне 3,3 млрд. долларов.

     Основной  доход российской экономике (3 млрд. долларов) принесла реализация договоров  на строительные работы, заключенные  с резидентами стран дальнего зарубежья, главным образом, Турции (18%), Германии (7%), Соединенных Штатов (6%), Кипра, Объединенных Арабских Эмиратов и Сербии (по 5%).

     Объемы  поступлений от строительных работ  в странах СНГ снизились почти в 2 раза до 0,3 млрд. долларов, доля этих операций в структуре совокупного экспорта строительных услуг также уменьшилась на 2 процентных пункта до 8%. Практически весь показатель (91%), как и в предыдущем году, сформирован за счет доходов от строительства на территории стран среднеазиатского региона: Таджикистана, Киргизии, Узбекистана, Туркмении и Казахстана. Наиболее значимыми в этом регионе остались работы, связанные с реализацией проектов строительства систем магистральных трубопроводов, а также Сангтудинской ГЭС в Таджикистане и Камбаратинской ГЭС в Киргизии.

     Импорт  строительных услуг сократился вдвое до 4,5 млрд. долларов. На долю фирм из дальнего зарубежья пришлось 96% операций. Основные подрядчики – турецкие компании, получили 1,3 млрд. долларов за выполненные работы, что на 1,7 млрд. меньше их выручки годом ранее.

     Значительно (на две третьих) снизился объем строительных услуг, оказанных резидентами стран  СНГ. Половина данного показателя сложилась за счет выполнением компаниями из стран Средней Азии субподрядных работ в процессе реализации российскими строителями крупномасштабных проектов на их территории.

     Одним из наиболее перспективных направлений  деятельности на мировом рынке услуг  является предоставление прав на использование  лицензионного объекта (товарного знака, торговой марки, «ноу-хау», технического опыта). Такие операции регистрируются в балансе услуг по статье «роялти и лицензионные платежи».

     Российская  экономика является нетто-импортером данных услуг, отрицательное сальдо составило в отчетном году 3,6 млрд. долларов, в предшествующем году – 4,1 млрд. долларов.

     Экспортные  поступления выросли на 9% и составили  в 2009 году 0,5 млрд. долларов. Преимущественно (более 80%) потребители этих услуг  были страны дальнего зарубежья.

     Напротив, импорт по статье «роялти и лицензионные платежи» снизился на 11% до 4,1 млрд. долларов, практически все операции осуществлялись резидентами стран дальнего зарубежья. Основные денежные потоки, связанные с лицензионными выплатами, пришлись на Кипр, Соединенные Штаты, Швейцарию, Ирландию, Соединенное Королевство, Германию и Нидерланды (в сумме 78%).

     В данной категории также учитываются  операции по передаче прав на услуги профессиональных спортсменов в соответствии с  трансфертными контрактами. В последние годы наблюдается тенденция увеличения числа и стоимостных объемов таких операций, особенно в отношениях со странами СНГ, однако их удельный вес, как в экспорте, так и в импорте услуг по статье «роялти и лицензионные платежи» остается незначительным.

     Продолжилось  наращивание дефицита баланса услуг  связи: если в 2007 году он был практически  нулевым, то в 2008 году отрицательное  значение этого показателя составило 0,4 млрд. долларов, а в 2009 году – 0,6 млрд. долларов.

     В структуре услуг связи традиционно  доминируют и определяют динамику всего показателя телекоммуникационные операции, их доля в экспорте и импорте превышает 94% и 98% соответственно.

     Доходы  российских операторов от предоставления нерезидентам каналов связи для передачи информации составили в прошедшем году 1,3 млрд. долларов, снизившись на 10%. Основными страна-ми-партнерами – потребителями этих услуг являлись Соединенное Королевство, Германия и Соединенные Штаты (по 9%). При этом объем совершенных операций Соединенным Королевством и Соединенными Штатами существенно сократился на 19 % и 47% соответственно, а Германией, напротив, вырос на 12%.

Информация о работе Внешняя торговля России услугами